РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: Деньги, кредит, банки
Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития
Петрозаводск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Необходимость создания бюро кредитных историй
2 Развитие института кредитных историй в России
3 Принципы работы бюро кредитных историй
4 Влияния кризиса на работу бюро кредитных историй
Заключение
Использованные источники и литература
Введение
Федеральный закон "О кредитных историях" был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря того же года. Создание института кредитных историй в России, выработка и принятие Федерального закона, регулирующего эту область отношений, сталкиваются с рядом сложных и противоречивых обстоятельств и проблем.
Необходимость принятия специализированного законодательного акта, который полностью был бы посвящен кредитным историям, вызвана целым рядом объективных причин и не вызывает сомнения. Прежде всего, такая необходимость может быть аргументирована тем, что отсутствие системы аккумуляции информации, имеющей цель оценить риски при предоставлении кредита, представляет собой значительный сдерживающий фактор по отношению к банковскому сектору в целом.
Институт кредитных историй - это специально учрежденный институт по сбору, хранению и доведению (в установленном на законодательном уровне порядке) до заинтересованных сторон сведений. Подобная система при условии ее нормального функционирования позволяет расширить кредитование реального сектора экономики и повысить уровень капитализации банков. В свою очередь, отсутствие такой системы неизбежно влечет такие негативные последствия, как:
- рост долгов кредитным организациям;
- увеличение стоимости кредита (в том числе для добросовестных заемщиков);
- ограничение масштабов кредитования и, как следствие, невозможность развития быстрыми темпами многих секторов экономики;
- неоправданные затраты и сложность сбора информации о потенциальных заемщиках.
До принятия Закона имела место ситуация, при которой кредитные организации обменивались между собой информацией, касающейся недобросовестных заемщиков, так, например, создавались специальные "черные" списки. Однако ясно, что такие списки и их циркуляция никаким образом на законодательном уровне урегулированы не были. Поэтому подобный обмен сведениями не был эффективным и существующих проблем не решал.
Принятие Закона о кредитных историях - это значительный шаг на пути решения указанных выше проблем. В Законе определяются такие понятия, как кредитная история и ее состав, определяется порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются принципы их взаимодействия с заемщиками.
Целью работы является проследить историю и причины возникновения бюро кредитных историй. Изучить проблемы использования бюро кредитных историй в условиях кризиса.
Заключение
По истечении более чем 6 лет с момента издания Федерального закона "О кредитных историях" в России при анализе кредитоспособности заемщиков не последнюю роль стали играть кредитные бюро как институты, занимающиеся сбором, анализом и распределением полученных данных о своевременности исполнения кредитных обязательств. За это время в стране были зарегистрированы 33 бюро кредитных историй (не все из них успешно осуществляют свою деятельность), сформировался рынок, когда более 99,5% записей кредитных историй хранятся в 5 крупнейших бюро. Центральным каталогом кредитных историй Банка России (ЦККИ) было собрано более 58 млн записей кредитных историй по более чем 32 млн субъектов. Количество успешных совпадений по запросам (hit-rate) в ЦККИ превысило 58%.
Как известно, по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации проживает менее 142 млн человек, из них чуть более 75 млн человек - трудоспособное население, из которых около 71 млн человек занято трудовой деятельностью. То есть фактически у каждого второго экономически активного жителя страны или потенциального заемщика уже имеется кредитная история. Количество записей о кредитных историях уже в самое ближайшее время сравняется с численностью трудоспособного населения, и это говорит о том, что многие жители нашей страны уже неоднократно пользовались услугами по кредитованию.
При этом за время действия Федерального закона "О кредитных историях" со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам не было применено ни одного наказания в отношении бюро кредитных историй или их руководителей.
Необходимо отметить, что законодательство, регулирующее отношения, возникающие по поводу информационного обмена кредитными историями, не идеально и требует доработок. Так как деятельность кредитных бюро необходимо для оздоравливания финансовой системы страны.
В российской прессе эти неоспоримые факты неоднократно доказывались на исторических примерах деятельности кредитных бюро в экономически развитых странах Западной Европы и Северной Америки, а также в развивающихся странах Латинской Америки и Восточной Европы.
Использованные источники и литература
О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 в ред. Федерального закона от 15.02.2010 № 11-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 6. - ст. 492.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002 - N 28. - ст. 2790.
О кредитных историях: Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ// Собрание законодательства РФ- 2005. - N 1 (часть 1). - ст. 44.
Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 2 - ст. 127.
5. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй: Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 501 //Собрание законодательства РФ. – 2005. - N 33. - ст. 3429.
О порядке и формах представления бюро кредитных историй информации, содержащейся в титульных частях кредитных историй, и кодов субъектов кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй: Указание ЦБ РФ от 31.08.2005. - N 1611-У в ред. от 01.12.2009 № 2352-У // Вестник Банка России. – 2005. - N 52.
О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в бюро кредитных историй: Указание ЦБ РФ от 29.11.2005 N 1635-У в ред. от 28.12.2009 № 2375-У // Вестник Банка России. – 2005. - N 71-72
8. Об утверждении Положения о требованиях к финансовому положению и деловой репутации участников Бюро кредитных историй: Приказ ФСФР РФ от 27.10.2005 N 05-52/пз-н в ред. от 20.09.2007 № 07-100/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. - N 2006.
Об утверждении Административного регламента ФСФР России исполнения государственной функции по ведению государственного реестра Бюро кредитных историй: Приказ ФСФР РФ от 14.08.2007 N 07-89/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007 . - N 46.
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: Деньги, кредит, банки
Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития
Петрозаводск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Необходимость создания бюро кредитных историй
2 Развитие института кредитных историй в России
3 Принципы работы бюро кредитных историй
4 Влияния кризиса на работу бюро кредитных историй
Заключение
Использованные источники и литература
Введение
Федеральный закон "О кредитных историях" был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря того же года. Создание института кредитных историй в России, выработка и принятие Федерального закона, регулирующего эту область отношений, сталкиваются с рядом сложных и противоречивых обстоятельств и проблем.
Необходимость принятия специализированного законодательного акта, который полностью был бы посвящен кредитным историям, вызвана целым рядом объективных причин и не вызывает сомнения. Прежде всего, такая необходимость может быть аргументирована тем, что отсутствие системы аккумуляции информации, имеющей цель оценить риски при предоставлении кредита, представляет собой значительный сдерживающий фактор по отношению к банковскому сектору в целом.
Институт кредитных историй - это специально учрежденный институт по сбору, хранению и доведению (в установленном на законодательном уровне порядке) до заинтересованных сторон сведений. Подобная система при условии ее нормального функционирования позволяет расширить кредитование реального сектора экономики и повысить уровень капитализации банков. В свою очередь, отсутствие такой системы неизбежно влечет такие негативные последствия, как:
- рост долгов кредитным организациям;
- увеличение стоимости кредита (в том числе для добросовестных заемщиков);
- ограничение масштабов кредитования и, как следствие, невозможность развития быстрыми темпами многих секторов экономики;
- неоправданные затраты и сложность сбора информации о потенциальных заемщиках.
До принятия Закона имела место ситуация, при которой кредитные организации обменивались между собой информацией, касающейся недобросовестных заемщиков, так, например, создавались специальные "черные" списки. Однако ясно, что такие списки и их циркуляция никаким образом на законодательном уровне урегулированы не были. Поэтому подобный обмен сведениями не был эффективным и существующих проблем не решал.
Принятие Закона о кредитных историях - это значительный шаг на пути решения указанных выше проблем. В Законе определяются такие понятия, как кредитная история и ее состав, определяется порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются принципы их взаимодействия с заемщиками.
Целью работы является проследить историю и причины возникновения бюро кредитных историй. Изучить проблемы использования бюро кредитных историй в условиях кризиса.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.