О проблеме оценки уровня качества олимпиадных заданий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема оценки уровня качества олимпиадных заданий является достаточно интересной областью исследования на данном этапе. Понятно, что сейчас есть смысл говорить о качестве заданий, предлагаемых на олимпиадах по различным тематикам. Подобно тому, как любой продукт питания или элемент домашней техники должен удовлетворять каким-то определенным требованиям, олимпиадное задание должно также характеризоваться набором каких-либо параметров, которые, в свою очередь, должны характеризовать его качество и класс его составителя. Однако такие параметры для конкретного олимпиадного задания найти достаточно сложно или правильнее сказать практически невозможно. В этом случае реально можно использовать только один очевидный параметр – сложность задачи. Но, с другой стороны, одна и та же задача может быть «сложной по-разному» для разных учеников. Здесь подразумевается то, что у задачи может быть разный ход решения, приводящий к правильному результату, и этот ход по-разному воспринимается разными учениками. Проще говоря, для одного ученика данная задача окажется очень легкой, а для другого – нерешаемой, и говорить о сложности нет смысла. Однако в контексте данной теории все задачи условно делят на три группы: продуктивные (творческие), репродуктивные (типовые) и продуктивно-репродуктивные (типовые задачи с «изюминкой» или творческие с элементарным смыслом). При этом полагается, что решение продуктивной задачи вызовет у любого ученика большую сложность, чем решение репродуктивной.

Вообще говоря, необходимо понять то, что нужно оценивать качество не какой-то отдельной олимпиадной задачи, а пытаться оценить блок заданий на олимпиаде и всю ее целиком. Эта задача менее трудна, но тут тоже может встретиться ряд трудностей, главная из которых заключается в поиске адекватных педагогической теории параметров, при помощи которых эти самые задания и оцениваются. То есть необходимо вывести такие показатели, которые будут полностью объясняемы с точки зрения педагогики. После того, как эти параметры будут известны, смысл их с педагогической точки зрения понятен, необходимо попытаться определить оптимальный вид комплектации олимпиадных заданий по типам задач, при котором будет достигнут максимальный эффект. В этом, собственно говоря, и заключается смысл всей теории.

Виды задач. Краткое описание каждого вида.

Как уже отмечено выше, в рамках теории существует некое деление задач по видам деятельности учащихся. Это необходимо для нашего подхода к оценке их уровня качества. Опишем каждый вид.

Продуктивные задачи.

Данный тип задач, как видно из названия, учитывает творческую деятельность учащихся, то есть при решении таких задач необходимо провести маленькое исследование или поставить небольшой мысленный эксперимент. Это необходимо для полного и верного решения. К такому типу задач относят, например, качественные задачи. Естественно, что данный тип задач является достаточно сложным для решения, и поэтому часто используется на олимпиадах.

Рис. 1. Пример продуктивной задачи.

Рис. 2. Распределение по баллам для этой задачи.

Репродуктивные задачи.

Этот тип задач дает возможность учитывать репродуктивную деятельность учащихся. При решении задач такого типа необходимо либо знать определенную формулу, либо вспомнить ее. По сути, данные задачи – это просто набор определенных формул, связанных общими неизвестными (найдем данную величину из этой формулы, подставим вот в эту и получим искомый результат). Такие задачи обычно очень легкие, буквально в одно действие. Из-за их простоты, достойного применения на олимпиадах они не нашли. Однако, как потом выяснится, зря. К такому типу задач можно отнести задачи учебника на повторение (особенно, 11 класс Мякишева), а также большая часть задач из сборника Рымкевича.

Рис. 3. Пример репродуктивной задачи.

Рис.4. Распределение для этой задачи.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.