Арбитражный суд — государственно-санкционированный посредник, выполняющий функцию независимого эксперта и защищающий нарушенные или оспариваемые права предприятий, учреждений или организаций, граждан-предпринимателей путем разрешения споров между ними, а также споров между сторонами внешнеэкономических отношений и отношений в сфере управления.
Арбитражный суд разрешает споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, либо по другим основаниям. По соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда, т.е. суда, избираемого самими сторонами для разрешения спора между ними; такой суд образуется по письменному заявлению сторон в составе равного количества судей от каждой стороны и одного совместно избранного судьи.
Посредническая функция арбитражного суда психологизирована. Ее принципами являются нейтральность и продвижение переговоров в конструктивном направлении. Кроме того, посредник должен знать, как организуется процесс достижения соглашения. Прежде всего организуется обмен информацией на уровне минимального эмоционального фона. Стороны получают возможность более спокойно, чем до обращения в суд, и внимательно ознакомиться со взглядами и претензиями другой стороны. На этой основе осуществляется деловой анализ проблемы, определяются объективно возможные варианты решений. Важным моментом здесь является выдвижение взаимоприемлемой идеи. При этом используется имеющаяся у арбитра информация об урегулировании аналогичных противоречивых ситуаций.
Арбитр, организующий взаимодействие сторон, должен отличаться повышенной рациональностью, объективностью, способностью нейтрализовать необъективную информацию, должен избегать проявлений менторства и дидактизма, быть максимально открытым в общении, обладать способностью предвидения поведения сторон и адекватной интерпретацией их тактических действий.
Арбитр всемерно поддерживает конструктивные инициации сторон. Инициативой завладевает та сторона, которая предлагает альтернативные решения. Сила стороны проявляется в гибкости ее поведения, и это обстоятельство акцентируется арбитром.
В процессе переговоров нередко используются многообразные, выработанные в опыте межличностного взаимодействия, тактические приемы. Используются прием «ухода» — т.е. закрытие позиции в случаях, когда их обсуждение оказывается нежелательным, прием сокрытия определенной части информации. При этом на прямо поставленные вопросы даются уклончивые ответы, иногда вопрос просто игнорируется, а в ряде случаев прямой ответ на него подменяется «вербальным шумом», хламом многословия. Все эти приемы «ухода» необходимо парировать четкой и категорической постановкой соответствующих вопросов. Одним из тактических приемов «ухода» является стремление затянуть переговоры (например, при торговых переговорах, когда ожидается крупное конъюнктурное изменение на рынке), перейти к тактике выжидания, получить информационное преимущество. Иногда сторона использует прием выдвижения своего основного требования «в последнюю минуту» — конструктивная ситуация переговоров переходит в пред- конфликтную, непомерное завышение требований срывает переговоры.
Противодействовать неконструктивной позиции одной из сторон можно, указывая на ее слабые стороны, на несоответствие этой позиции фактическому материалу, на внутреннюю противоречивость этой позиции. Все позиции торга, блефа, шантажа и угроз подлежат прямой категорической отрицательной оценке. Конструктивное обсуждение вопроса начинается с поиска возможных направлений сближения позиций. При резко отрицательном отношении партнеров друг к другу необходимы превентивные меры по смягчению отрицательных эмоций.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.