Психологические основы предъявления для опознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможность предъявления для опознания обусловлена рядом психических процессов, происходящих в сознании опознающего. Само по себе опознание объекта с психологической точки зрения представляет собой процесс узнавания.

 

Информация об облике объекта в сознании опознающего проходит ряд последовательных стадий: восприятие, запоминание, воспроизведение (припоминание), узнавание. Хотя некоторые авторы аккумулируют их в две стадии: усвоения и распознавания. Для более подробного изучения данного вопроса рассмотрим четыре стадии процесса формирования показаний.

 

1. Восприятие представляет собой комплекс различных ощущений, посредством которых в сознании лица формируется образ воспринимаемого объекта. Сами ощущения — результат воздействия внешнего мира на органы чувств. Ощущения различаются по качеству, интенсивности, продолжительности и т.д. Указанные характеристики ощущений влияют в том числе и на особенности восприятия. Так, интенсивные и продолжительные ощущения подробнее откладываются в памяти, а кратковременным и слабым раздражителям уделяется существенно меньше внимания. Большую роль в процессе восприятия играет внимание и его концентрация. На объем восприятия влияет ряд объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относится: кратковременность восприятия, неблагоприятные условия восприятия (недостаточная видимость, большое расстояние до объекта и т.д.). В число субъективных факторов входят: расстройства нервной системы воспринимающего, дефекты органов восприятия, стрессовая ситуация, усталость и т.д.

2. Запоминание состоит в сохранении образа воспринятого объекта в сознании воспринимавшего. Запоминание может быть непроизвольным (механическим) и произвольным (когда лицо само осмысленно предпринимает меры к сохранению в памяти образа). Сама память может быть кратковременной или долговременной в зависимости от сроков сохранения информации. Выделяют также такие виды памяти, как: образная, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, эмоциональная, двигательная (моторная), словесно-логическая. Основное влияние на качество и объем запомненного оказывают процессы торможения и затухания нервной системы. Кроме этого, можно назвать еще ряд факторов, влияющих на запоминание: развитие лицом собственной памяти, яркость впечатлений, необходимость держать в памяти большой объем иной информации и т.д.

3. Припоминание состоит в вызове из памяти образа ранее воспринятого объекта, выявлении его характерных признаков и воспроизведении характеристик этих признаков вовне на предшествующем опознанию допросе. На данный процесс оказывают влияние: умение правильно и связно излагать свои мысли, психоэмоциональное состояние лица, его темперамент и характер. Существенное значение имеет также защитная доминанта — психологический механизм, совокупность бессознательных механизмов, с помощью которых человек бессознательно оберегает себя от психологических травм. В качестве стимула к припоминанию следует отметить: создание условий, аналогичных условиям восприятия, умелое использование следователем приемов, направленных на активизацию ассоциативных связей. Рекомендуется также применять на практике следующие приемы активизации памяти: восстановление контекста события, детальное описание события, припоминание событий в различной последовательности.

4. Узнавание заключается в сопоставлении и обнаружении во вновь воспринимаемом объекте признаков ранее воспринимавшегося. Узнавание может быть симультанным (синтетическим) и сукцессивным (аналитическим). Симультанное узнавание является практически мгновенным и осуществляется исходя из общего узнавания объектов без анализа отдельных признаков. Сукцессивное узнавание, напротив, осуществляется исходя из анализа отдельных признаков объекта и их сопоставления между собой. На вид и качество узнавания влияют субъективные и объективные факторы. Субъективные: возраст, эмоциональное состояние опознающего, качество подготовки следственного действия. Объективные: маскировка воспринимаемого объекта в ходе первоначального его восприятия, изменения, произошедшие с объектом с момента первоначального восприятия, обстановка опознания.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 177.