С участием несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности производства следственных действий с участием несо-вершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в процессуальном аспекте заключаются в следующем:
вызов несовершеннолетнего для производства следственного действия;
специфический круг лиц, участвующих в следственном действии;
процессуальный порядок производства следственного действия с
участием несовершеннолетнего.
Следует заметить, что УПК РФ устанавливает особенности проведения следственных действии е участием несовершеннолетних только в отношении допроса. За пределами законодательной регламентации остались многие следственные действия, проводимые в отношении несовершеннолетних лиц. На практике эти пробелы восполняются применением закона по аналогии. Подобное применение уголовно-процессуального закона оправдано, хотя бы потому, что все эти действия содержат в себе элементы допроса.
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ). С одной стороны, вызов несовершеннолетнего через его законных представителей обеспечивает их уведомление о происшедшем, позволяет им установить контроль над подростком, предоставляет возможность своевременно пригласить защитника, а также обеспечить явку вызываемого. Но, с другой стороны, вызов несовершеннолетнего через его законных представителей не всегда оправдан. Например, когда родители несовершеннолетнего характеризуются отрицательно, нега-тивно влияют на поведение детей, жестоко обращаются с ними и их информированность о совершении преступления сыном или дочерью способна причинить вред интересам расследования либо интересам несовершеннолетнего, а также когда необходимо обеспечить срочную явку несовершеннолетнего к дознавателю, следователю (через администрацию школы или другого учебного заведения). Закон на этот счёт не содержит никаких указаний, лишая следователя (дознавателя) выбора. Данная норма не учитывает и возможность вызова несовершеннолетнего через близких родственников, которые хотя и не назначены надлежащим образом его опекунами или попечителями, но у которых несовершеннолетний проживает и воспитывается.

Одной из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, применение наиболее эффективных мер для их исправления и перевоспитания является участие педагога или психолога на предварительном расследовании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Необходимость их участия вызвана тем, что психика подростков нередко характеризуется повышенной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью с преобладанием возбуждения над торможением, сравнительно частой, бурной и резкой сменой настроений, форм поведения, повышенной эмоциональностью, некоторой склонностью к аффектации, страстному, резкому и бурному выражению чувств: радости, печали, гнева, возмущения.
В УПК РФ нигде прямо не определен процессуальный статус педагога и психолога, а также не раскрывается, кого следует понимать под данными участниками уголовного процесса.

привлечение к участию в уголовном процессе педагога или психолога как привлечение специалиста, который, имея познания в области педагогики, детской и юношеской психологии, оказывает следователю помощь в проведении следственных действий, изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя, установлении психологического контакта с подростком и т.д.
Иного мнения придерживается Ф, Багаутдинов, который считает, что в
УПК РФ должна быть самостоятельная статья, регламентирующая процессуальное положение педагога (психолога)5.
Несомненно, для привлечения лица в качестве педагога или психолога для участия в следственном действии следователь должен соблюсти ряд условий. Во-первых, это лицо должно иметь соответствующее образование (наличие диплома об образовании); во-вторых, это осуществление им практической деятельности по специальности.

Статья 425 УПК РФ предусматривает альтернативное обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не достигшего возраста 16-ти лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

 

59.Общая психологическая характеристика труда юриста

(психологический портрет профессии).

основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального по­ведения, принимаемых решений работников правоохранительных орга­нов, юридических служб и других юристов, профессионально участвую­щих в правоприменительной деятельности;

- властный, обязательный характер профессиональных полномо­чий должностных лиц правоохранительных органов;

- экстремальный характер правоохранительной деятельности мно­гих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;

- нестандартный, творческий характер труда юриста;

- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохрани­тельных органах, государственно-правовых структурах.

Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограмму правоприменительной деятельности – описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму – профессионально значимые свойства личности юриста – и в конечном счете создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников органов прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе. Здесь психологическая профессиография выполняет профориентационную функцию.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий тоже немаловажен. Любая организация должна не только найти профессионалов, но и сохранить их.

Таким образом, задачи психологии трудовой деятельности юристов сводятся к следующим основным задачам: профессиографии, профессиональной ориентации и профотбору, организации труда и реабилитации.

 











Дата: 2019-04-23, просмотров: 193.