следователя.
Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к организации психики. Процессуальная независимость следователя требует от него высокой инициативности, организованности и социальной ответственности. Чтобы справиться с нервно-психическими перегрузками, он должен обладать эмоционально-волевой выносливостью, выдержкой, хладнокровием, упорством, неиссякаемой верой в успех своего дела. Кроме того, физическая выносливость, развитые адаптационные возможности необходимы для работы в сложных, нередко “полевых” условиях, для проведения неотложных следственных действий в любой обстановке. Эти психические качества формируются в процессе следственной деятельности (на базе общих регуляционных возможностей личности).
К важным психофизиологическим качествам следователя можно отнести:
• сензитивность — повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;
• оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности;
• эмоциональную устойчивость;
• пластичность психических процессов;
• пониженный уровень тревожности — умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях;
• резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности;
• толерантность — устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
Профессионально значимые особенности познавательной сферы следователя.
Для деятельности следователя существенны особенности его познавательной сферы: объем, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, уравновешенность аналитической и синтетической сторон восприятия и мышления и др.
К основным профессионально значимым свойствам мышления относятся:
• Логичность — проявляется в умении устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, позволяет за отдельными фактами и внешней стороной юридически значимых событий находить определенные закономерности и не только правильно понимать и оценивать события, но и предвидеть их развитие в будущем.
• Оперативность — представляет собой умение эффективно применять знания в различных условиях и быстро принимать правильные решения в сложной и меняющейся обстановке, в условиях дефицита времени и экстремальных ситуаций.
• Креативность — дает возможность следователю самостоятельно находить пути решения возникающих задач на основе комбинации уже имеющихся способов либо создавать принципиально новые способы.
• Рефлексивность — заключается в умении осмыслить решения участников юридически значимых событий.
• Прогностичность — выражается в способности предвидеть, предвосхищать развитие юридически значимых событий и их главную тенденцию на основе анализа обстановки и выделения факторов, определяющих ход этих событий.
• Гибкость — проявляется в создании вариантов действий для тех случаев, когда могут возникать не предусмотренные заранее неблагоприятные обстоятельства, затрудняющие или подчас полностью исключающие решение запланированных задач.
Решение следственных задач связано с активным поиском новых средств получения недостающей информации. Это осуществляется на основе психологических закономерностей решения сложных нестандартных задач; следователь должен обладать высокоразвитым воссоздающим и творческим воображением.
Понятие и виды общения.
Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.
Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.
У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.
Средства общения – способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.
1. По содержанию:
1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;
2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;
4) когнитивное – передача знаний друг другу; 5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.
2. По целям:
1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;
2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.
Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.
3. По средствам:
1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);
2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).
4. В зависимости от мотивов общения:
1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;
2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.