О. Конт и его «социальная физика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распространение принципов европейского рационализма на понимание общества

 

    И вот в этой странной для нас сегодня интеллектуальной обстановке появился дерзновенный ум – ученик великого Сен-Симона философ Огюст Конт (1798-1857). Он разрушил этот, может быть последний, бастион средневекового миропонимания. Он распространил на познание общества принципы и методы естествознания. Он заявил, что природа и общество - принципиально одинаковые области мира, и познание их может вестись одинаковыми средствами. В 1836-42 годах он издал 9-томный труд "Курс позитивной философии", в котором изложил основы всех известных тогда наук, в том числе и наук об обществе. Три последних тома этой работы, посвященных обществу, он назвал "Социология". Так впервые в мировую науку была включена новая её отрасль. Это, конечно, величайший научный подвиг.

    "Социология" Конта, конечно же, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Или – камня, брошенного в болото. Было посрамлено религиозное толкование общества. Был преодолен абстрактно-философский, метафизический подход к обществу. Познание общества встало в один ряд с познанием природы. Конт даже первоначально называл свою социологию "социальной физикой": так же, как физика, она изучает закономерности общества, так же даёт рекомендации практике. В обществе нет ничего непознаваемого, мистического, всё оно без остатка может быть изучено современной наукой.

Этот пафос научности был присущ всей эпохе Конта. Весь 19 век иногда называют веком науки. Тогда торжествовала, триумфально шествовала в культуре всепобеждающая наука, основанная на так называемом декартовском рационализме. Распространением этого рационализма на сферу познания общества Конт как бы подытожил и завершил его более чем двухсотлетнее развитие.

Позитивизм Конта.

Свое распространение рационалистической традиции на изучение общества Конт назвал позитивизмом — новым способом мышления, завершающим начатый Декартом рационализм. Он сформулировал основные принципы этой новой методологии. Эти принципы следующие:

1. Эмпиризм. Достойно познания только то, что чувственно воспринимаемо и количественно измеримо.

2. Прагматизм. Достойно познания только то, что даёт пользу, и чем более конкретна, близка во времени эта польза, тем достойнее предмет познания и престижнее его изучение.

3. Отрицание философии как непредметного, сверхпредметного знания.

4. Изгнание из познания всякой идеологической, ценностной ориентации.

5. Редукционизм. Не стоит углубляться в специфику высших уровней организации природы, исследовать специфику целого, его несводимость к свойствам частей. Достаточно изучать сами эти части. Это, по сути, последовательно проведенный средневековый принцип Оккама: «Сущностей не умножаю», то есть это старый средневековый номинализм.

6. Антидиалектика, непризнание достижений гегелевской философии, представившей мир противоречивым, динамичным, развивающимся от низших форм к высшим, развивающимся по сложным схемам синтезов противоположностей, качественных скачков, отрицаний, взаимопроникновения целого и частей и т. п. В мире наличествуют с этой точки зрения, только простые механические количественные отношения.

Социология, построенная на этих принципах, стала мощным инструментом познания того, как устроено общество в данный момент, "здесь и сейчас". Она давала оперативную информацию об общественных процессах и конкретные рекомендации по их регуляции. Такая наука колоссально возвышается над умозрительными построениями социальных мыслителей XVII – XVIII веков и над теми утопическими, субъективистскими рассуждениями об обществе, которые продолжались при Конте и в известном объёме существуют и до наших дней.

И в то же время в позитивистской ориентации социологии имеются значительные недостатки. Как всегда, недостатки – это достоинства, продолженные за границы меры. Возьмем, например, принцип эмпиризма, призыв изучать только то, что наглядно, что чувственно воспринимается. Но ведь задача науки – это как раз проникновение в невидимые сущности предметов. Солнце всходит и заходит – это эмпирический факт, но ведь на самом деле не солнце ходит «по небу», а земля вращается. Эмпиризм хорош только если он опирается на теорию, дополняет её, детализирует её и даёт ей материал для обобщений (синтезов). Если же теория отвергается, если эмпирия становится самодовлеющей, наука деградирует. То же можно сказать и о прагматизме, то есть об изгнании ценностей, человеческой субъективности из научных исследований. Ориентация на пользу, конечно же, должна быть, но делаться это должно не в ущерб истине. Субъективность, эмоции должны быть изгнаны из непосредственных процедур научного исследования, но не из Науки в целом. Или возьмем пятый из перечисленных принципов позитивизма – редукционизм. Конечно, невозможно и не нужно в каждой исследовательской процедуре (в каждом измерении, описании, выдвижениях гипотез и т. п.) описывать одновременно и целостные системы, в которые входит изучаемый предмет. Но если это последнее вовсе выпадает из поля зрения, если оно принципиально "забывается", то такая наука лишь консервирует сегодняшнее состояние человека – заказчика такой науки, а человек без развития – это уже не человек. Это по сути уже касается последнего шестого принципа позитивизма – принципа развития, прогресса. Позитивистская наука не видит и не позволяет увидеть мир в развитии, замыкает внимание только на том, что существует здесь-и-сейчас.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 185.