Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение бинарного признака правильности ответа (решения), дихотомическая оценка – 1 (правильно/ да), 0 – (неправильно/ нет).

«Повышенный уровень освоения компетенций» – студент за отведенное время правильно решил более 80% тестовых заданий.

«Пороговый уровень освоения компетенций» – студент за отведенное время правильно решил от 50 до 80% тестовых заданий.

«Незачтено» – студент за отведенное время правильно решил менее 50% тестовых заданий.

Количество выставляемых студенту баллов связано с количеством тестов. При повышенном уровне освоения компетенций рекомендуем выставлять от 1,6 до 2 баллов, при пороговом от 1 до 1,5 баллов. Если студент разрешил менее половины заданий, ему выставляется 0 баллов.

4. Темы докладов (эссе) по дисциплине:

 

1. Учение о Конституции.

2. Верховенство Конституции Российской Федерации.

3. Конституционная реформа в России 1989-1993 годов.

4. История принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

5. Права и свободы человека и гражданина – высшая ценность в Российской Федерации.

6. Принцип разделения властей: понятие и становление в Российской Федерации.

7. Понятие и характерные черты России как правового государства.

8. Особенности российской модели федерализма.

9. Федеральный законодательный процесс.

10. Судебная система Российской Федерации.

11. Место конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в единой судебной системе

12.  Законодательный процесс в субъекте Российской Федерации.

13. Проблемы конституционного правового регулирования свободы слова в России.

14.  Институт молодежного парламентаризма.

15.  Актуальные проблемы идеологического многообразия в России

16. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт конституционного права Российской Федерации.

17. Принцип самостоятельности местного самоуправления в практике Конституционного Суда Российской Федерации.

18. Современные проблемы правового регулирования конституционного права на информацию.

19. Свобода выражения мнения и цензура

20. Соотношение свободы выражения мнения и права на уважение религиозных чувств

21. Конституционно-правовые основы защиты религиозных чувств верующих

22. Свобода творчества и его соотношение с защитой прав других лиц от экстремистских проявлений

23. Оскорбление религиозных чувств

24. Право законодательной инициативы: понятие, содержание, субъекты

25. Роль судов в осуществлении права законодательной инициативы в Российской Федерации

26. Институт «нулевого» чтения

27. Общественное обсуждение законопроектов

28. Правотворческие инициативы граждан

29. Понятие и содержание компетенции

30. Способы перераспределения компетенции

31. Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации

32. Компетенция местного самоуправления

33. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

34. Полномочия муниципальных образований в сфере социальной поддержки и социального обслуживания

35. Общественный контроль.

36. Место и роль общественных палат в системе общественного контроля в Российской Федерации

37. Парламентский контроль.

Рекомендации по подготовке докладов (эссе):

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, возможности его прикладного использования, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.

Структура эссе содержит следующие разделы:

1. Титульный лист;

2. Содержание, или краткий план, выполняемой работы;

3. Введение;

4. Основная часть, включающая 1-2 параграфа;

5. Заключение;

6. Список использованной литературы (библиографию).

Требования к оформлению и содержанию эссе. Эссе должно быть напечатано 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом 10-15 (примерно) страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Введение должно включать теоретическое и практическое обоснование выбранной темы, ее актуальность или практическую значимость, раскрывать цель исследования.

Основная часть предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе с ссылками на нормативные правовые акты и источники специальной литературы, с соответствующим оформлением ссылок (сносок).

В заключении отмечаются степень достижения целей, выводы, обобщающие авторскую позицию по изученной проблеме.

Процедура эссе-доклада: устное выступление на семинарском занятии, возможно предварительное составление презентации, далее групповое обсуждение с вопросами всех присутствующих.

 

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:

Актуальность выбранной темы;

Компетентность автора (разбирается в существе вопроса) и его убежденность;

Убедительность авторской позиции (аргументированность, доказательность);

Качество текста (использование специальных правовых категорий);

Построение суждений (логичность изложения);

Выбор специальной литературы (количество источников и их соответствие теме эссе);

Эмпирическая основа (наличие практических примеров, статистических данных);

Наличие выводов (умение делать промежуточные и конечные выводы);

Использование иллюстративного материала;

Достигнута цель исследования.

 

Примеры решения типовых задач, включаемых в контрольные работы, тестовых заданий.

 

Пример решения тестового задания.

Президент Российской Федерации является:

А)  главой Правительства Российской Федерации

Б)  главой государства

В)  высшей судебной инстанцией

Г)  гарантом Конституции Российской Федерации

Д)  гарантом прав и свобод человека и гражданина

Для решения данного тестового задания необходимо обратиться к главе 4 Конституции Российской Федерации, проанализировать нормы о статусе Президента РФ. Так, статьей 80 Конституции закреплены следующие положения: «Президент Российской Федерации является главой государства»; «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». Таким образом, правильный ответ – Б, Г, Д.

Задания для проведения деловых игр и рекомендации по их проведению.

Деловая игра – моделирование процедуры приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Предварительно студенты делятся на две группы, одна из которых обозначает иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (конкретные фабулы дел определяются преподавателем); другая обозначает государственный орган, рассматривающий такие заявления и принимающий соответствующие решения – Федеральную миграционную службу Российской Федерации.

Для участия в данной деловой игре студенты должны изучить соответствующие нормы Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и Административного регламента ФМС РФ.

В ходе деловой игры студенты каждой группы выбирают из своего состава по одному человеку, которые будут выполнять роли заявителя и должностного лица ФМС РФ соответственно. Заявитель (с вовлечением всех студентов своей группы) обеспечивает сбор необходимых документов и представляет пакет документов должностному лицу. Должностное лицо (с вовлечением всех студентов своей группы) осуществляет проверку наличия необходимых документов и принимает решение о достаточности пакета документов для приема в гражданство Российской Федерации.

Итогом деловой игры является принятие решения об удовлетворении или отклонении поданного заявления с указанием обосновывающих причин. Участие каждого студента учитывается при проставлении баллов за занятие.

Деловая игра – моделирование парламентских слушаний.

Тема парламентских слушаний определяется преподавателем (например, «Проблемы российского федерализма: современное состояние и перспективы»).

Предварительно студенты делятся на группы, обозначающие палаты Федерального Собрания, представителей средств массовой информации, приглашенных от научной общественности, практических работников в области федеративных отношений и др. Отдельно выбирается группа – комитет Государственной Думы, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний (например, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления), а также редакционная группа. Для участия в парламентских слушаниях студенты должны изучить регламенты палат Федерального Собрания в части проведения парламентских слушаний.

Непосредственно на практическом занятии организуются выступления с докладами студентов каждой из групп (с вовлечением всех студентов соответствующей группы). На преподавателя возлагаются функции председательствующего. По итогам парламентских слушаний редакционная группа составляет рекомендации, в которых даются анализ рассмотренных проблем и предложения, направленные на совершенствование федеративных отношений России и законодательства в этой области. Участие каждого студента учитывается при проставлении баллов за занятие.

Деловая игра – моделирование заседания Правительства Российской Федерации.

Тема вопросов, рассматриваемых на заседании Правительства, определяется преподавателем (например, принятие решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета).

Предварительно студенты выбирают из своего состава Председателя и членов Правительства. Отдельно могут быть выбраны: Президент Российской Федерации (в случае, если он председательствует на заседании Правительства), представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, иные лица. Все остальные студенты образуют группу – федеральные органы исполнительной власти, на которые возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Правительства.

Непосредственно на практическом занятии организуются выступления с докладами студентов – членов Правительства и иных лиц по решению председательствующего на заседании. Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Участие каждого студента учитывается при проставлении баллов за занятие.

Игра «Брейн-ринг».

Преподаватель разрабатывает ряд вопросов проблемного характера как на знание материала, так и на выявление способности к логическому мышлению. Предварительно студенты делятся на несколько команд, по 5-6 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана из своего состава. Отдельно формируется экспертное жюри, следящее наряду с преподавателем за соблюдением правил игры, полнотой и точностью ответов. Игра идет на счет. Победителем раунда признается команда, быстрее и правильнее ответившая на поставленный вопрос. После каждого раунда проводится краткое обсуждение вопроса и активности игроков с капитанами команд и членами экспертного жюри. Подсказки аудитории, использование информативных источников не допускается. Победителем игры становится команда, набравшая заранее установленное количество очков.

Задача преподавателя – учитывать активность каждого из игроков, в первую очередь – по предложению правильной версии ответа. Участие каждого студента учитывается при проставлении баллов за занятие.

 

6. Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

 

Контрольная работа как разновидность самостоятельной работы студентов, является одной из форм текущего контроля за усвоением ими учебного материала по дисциплине.

Целью написания контрольной работы является глубокое изучение предлагаемого теоретического вопроса, определение основных проблем, анализ путей, способов и методов их решения и разработка предложений и рекомендаций; формирование у студентов навыков самостоятельного решения конкретных казусов (задач).

Контрольная работа должна способствовать формированию у студентов навыков самостоятельного научного творчества, повышению их теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении контрольной работы студенты должны показать умение работать с научной литературой, анализировать нормативные правовые акты, делать обоснованные выводы.

Выполнение контрольных работ призвано решить следующие задачи:

- изучить определённый минимум литературы по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

- обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и грамотно изложить состояние изучаемого вопроса;

- на основе действующего законодательства разрешить конкретную ситуацию, предложенную в практическом задании.

Задание контрольной работы может состоять из двух частей, выполнение каждой из которых является обязательным условием (по усмотрению преподавателя): теоретическое задание и практическая задача.

Контрольная работа должна быть напечатана или написана чисто и разборчиво, соблюдая последовательность и сохраняя названия вопросов. Необходимо полно и содержательно осветить оба вопроса работы. При этом ответы на оба вопроса входят в одну контрольную работу (не следует отдельно выполнять контрольные работы по первому и второму вопросам вариантов).

Контрольную работу необходимо оформить соответствующим образом с представлением плана и библиографического списка. Работа должна иметь соответствующим образом оформленный титульный лист с указанием фамилии, имени, отчества, курса, номера группы и домашнего адреса и телефона автора. Работу следует подписать и проставить дату ее выполнения. Рекомендуемый объем контрольной работы – 13-15 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word).

Выбрать вариант контрольной работы необходимо по последней цифре номера зачетной книжки. Работы, выполненные с нарушением указанного порядка, оцениваться не будут.

Оценка работы производится по системе «зачтено-незачтено». В случае незачета контрольной работы необходимо написать новый ее вариант по тем же вопросам с учетом всех замечаний рецензента. При повторной сдаче на проверку к новой работе следует приложить первоначальную рецензию.

При возникновении каких-либо затруднений в процессе выполнения письменной работы необходимо обратиться за устной или письменной консультацией к соответствующему преподавателю.

 

Вариант 1.

1. Изложите в систематизированном виде классификацию прав и свобод человека и гражданина.

2. Составьте проект обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

 

Вариант 2.

1. Раскройте содержание основных принципов гражданства Российской Федерации.

2. Составьте проект представления прокурора об устранении нарушений закона.

 

Вариант 3.

1. Проведите соотношение правового статуса гражданина Российской Федерации и правового статуса иностранных граждан.

2. Составьте проект жалобы Уполномоченному по правам человека.

 

Вариант 4.

1. Составьте схему оснований приобретения и прекращения гражданства РФ и раскрыть их.

2. Составьте проект Указа Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища.

 

Вариант 5.

1. Изложите в систематизированном виде классификацию гарантий конституционных прав и свобод человека.

2. Составьте проект обращения в Европейский суд по правам человека.

 

Вариант 6.

1. Охарактеризуйте особенности конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов.

2. Составьте проект письменного обращения членов Совета Федерации Председателю Совета Федерации о возбуждении парламентского расследования

 

Вариант 7.

1. Охарактеризуйте стадии создания общественных объединений.

2. Решите задачу: Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании статей 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. По мнению заявителя, неясно: 1) препятствует ли установленная статьей 91 Конституции РФ неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии его здоровья в целях решения вопроса о наличии стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, как одного из предусмотренных статьей 92 (часть 2) оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ? 2) отменяет ли статья 91 действие в отношении Президента РФ положений Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, касающихся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности (статья 49), порядка установления степени утраты трудоспособности (статья 50); какова процедура прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия? Что ответил Конституционный Суд РФ? Найти ответ по Постановлению КС РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия".

 

Вариант 8.

1. Сделайте подборку четырех пяти мнений ученых, правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, национальных органов конституционной юрисдикции зарубежных стран, раскрывающих значение категорий «демократическое государство», «правовое государство», «социальное государство», «светское государство». Какой точки зрения придерживаетесь вы?

2. Решите задачу: Могут ли быть вынесены на референдум Российской Федерации следующие вопросы:

1) освобождение шахтеров от налогов в целях стабилизации обстановки в угледобывающих районах;

2) включение в состав Совета Безопасности РФ министра внутренних дел РФ;

3) восстановление территории бывшего СССР;

4) перевод всех субъектов РФ в статус губерний;

5) увеличение расходов федерального бюджета в сфере здравоохранения и образования;

6) введение в качестве меры ответственности за измену Родине лишения гражданства РФ;

7) перенесение сроков выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с нехваткой средств в федеральном бюджете;

8) упразднение Общественной палаты РФ;

9) отмена смертной казни?

 

Вариант 9.

1. Проанализируйте Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и определите, какие основы конституционного строя Российской Федерации он защищает в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

2. Решите задачу: Политической партии «Конституционные демократы» было отказано в государственной регистрации по причине того, что ее программа предусматривает восстановление монархической формы правления в России, а также создание унитарного государства. По мнению регистрирующего органа, данные положения партийной программы посягают на основы конституционного строя Российской Федерации. По каким основаниям политической партии может быть отказано в государственной регистрации? Правомерен ли отказ в регистрации в данной ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Вариант 10.

1. Выстройте последовательность действий подготовки и проведения отзыва главы субъекта РФ и охарактеризуйте их.

2. Решите задачу: Оцените следующие действия с точки зрения соответствия принципу светского государства:

1) депутаты Нго района отказались утверждать герб района потому, что зеленый цвет поля герба у некоторых из них ассоциировался с исламом;

2) по решению администрации г. Н. на горном склоне, хорошо обозреваемом из большинства районов города, за счет средств городского бюджета был поставлен православный крест, а на въезде в город — надпись «Спаси и сохрани град сей»;

3) в Н    й области запланировано грандиозное строительство новой мечети, которая должна стать одной из самых крупных в России. Для финансирования строительства в общественном транспорте, государственных и муниципальных учреждениях на территории области расклеены обращения о внесении добровольных пожертвований на строительство мечети за подписью председателя областной Думы, губернатора и главного федерального инспектора по области;

4) православный священнослужитель является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

5) глава администрации Кго края во время православных праздников поздравляет жителей совместно с представителями Русской Православной Церкви. Поздравления публикуются на первых полосах газет, транслируются в выпусках новостей по радио и телевидению;

6) в официальном издании Президента и Правительства Республики Б. публикуются буддийские астрологические календари и поздравления с буддийскими праздниками;

7) имам областной мечети входит в состав комиссии по вопросам помилования при губернаторе Ай области;

8) в одном из классов государственной общеобразовательной школы, в котором проводятся уроки по основам религиоведения, висят православные иконы.


Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.03.01.62 Юриспруденция

Профиль (специализация) ____________________________________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)

 


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Перечень дополнительной литературы

Курс 1 (ОФО), 1 (ОС), 1 (ЗП), 1-2 (ЗС), 1-2 (2В)

Семестры 1-2 (ОФО), 1 (ОС), 0-2 (ЗП), 1-2 (ЗС), 1-2 (2В)

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по очной форме обучения – два семестра, по очной сокращенной форме обучения – один семестр, по заочной форме обучения – три семестра, по заочной сокращенной форме обучения и на базе высшего профессионального (профильного) образования – два семестра

Квалификация выпускника бакалавр

Казань, 2018


 

Нормативные правовые акты

Указаны в разделе 7 Рабочей программы.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 272.