Практическое занятие 30 (2 часа)
Интерактивное занятие. Игра «Брейн-ринг».
Преподаватель разрабатывает ряд вопросов проблемного характера как на знание материала, так и на выявление способности к логическому мышлению. Предварительно студенты делятся на несколько команд, по 5-6 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана из своего состава. Отдельно формируется экспертное жюри, следящая наряду с преподавателем за соблюдением правил игры, полнотой и точностью ответов. Игра идет на счет. Победителем раунда признается команда, быстрее и правильнее ответившая на поставленный вопрос. После каждого раунда проводится краткое обсуждение вопроса и активности игроков с капитанами команд и членами экспертного жюри. Подсказки аудитории, использование информативных источников не допускается. Победителем игры становится команда, набравшая заранее установленное количество очков.
Задача преподавателя – учитывать активность каждого из игроков, в первую очередь – по предложению правильной версии ответа. Участие каждого студента учитывается при проставлении баллов за занятие.
Рекомендуемые нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // "Российская газета", N 29, 11.02.2011.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Рекомендуемая литература:
Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 1776 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. 5-е издание. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 464 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 1008 с.
*Конституционное право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. Н.В. Витрук. – М.: Инфра-М, Норма, 2011. – 656 с.
Нарутто С.В. Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. — 2-е изд. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 432 с.
Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник. 3-е издание. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 616 с.
Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. 5-e изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 320 с.
Фадеев В.И. Конституционное право. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.
Чиркин В.Е. Конституционная терминология: Монография.. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 с.
Казанский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.03.01.62 Юриспруденция
Профиль (специализация) ____________________________________________
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
Курс 1 (ОФО), 1 (ОС), 1 (ЗП), 1-2 (ЗС), 1-2 (2В)
Семестры 1-2 (ОФО), 1 (ОС), 0-2 (ЗП), 1-2 (ЗС), 1-2 (2В)
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по очной форме обучения – два семестра, по очной сокращенной форме обучения – один семестр, по заочной форме обучения – три семестра, по заочной сокращенной форме обучения и на базе высшего профессионального (профильного) образования – два семестра
Квалификация выпускника бакалавр
Казань, 2018
Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
1. Виды и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине, формы контроля.
Самостоятельная работа студентов является важнейшим видом учебной работы, предусмотренной для изучения дисциплины «Конституционное право». Оптимальная организация самостоятельной работы является обязательным условием успешного освоения программы дисциплины.
Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.
При изучении дисциплины «Конституционное право» используются следующие виды самостоятельной работы:
– предварительное ознакомление с программой учебного курса перед лекцией;
– изучение вопросов семинарского (практического) занятия в соответствии с его темой;
– работа с научной и учебной литературой по отдельным темам дисциплины;
– ознакомление с текстами научных работ, правовых документов, как при подготовке к семинарскому (практическому) занятию, так и при уяснении студентами интересующих их вопросов;
– решение задач, предложенных преподавателем, а также содержащихся в соответствующих учебных пособиях, как при подготовке к практическому занятию, так и при усвоении интересующих студентов тем;
– подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;
– подготовка докладов на студенческих научных кружках и конференциях.
Студенты должны осуществлять изучение рекомендованной учебной и научной литературы, готовить конспекты лекций, обращаться за консультацией к преподавателю по мере необходимости, готовить развернутые письменные ответы на вопросы, предлагаемые к семинарскому (практическому) занятию, а также по иным вопросам, которые выносятся на промежуточные и итоговые аттестации.
2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Приступая к самостоятельному изучению вопросов, студенту необходимо определить их место в программе курса, ознакомиться с содержанием каждой темы, а также списком нормативных правовых актов и литературой, рекомендованной для изучения указанных вопросов.
Сначала следует проработать материал, записанный на лекции, затем изучить соответствующие разделы учебника. Особое внимание следует обратить на официальные разъяснения высших судебных органов и дополнительную литературу, рекомендованные по теме.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
1) Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.
2) Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.
3) При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.
4) В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.
5) При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.
6) При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.
7) При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.
Чтение учебника. Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.
1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.
2) Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.
3) Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.
4) Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.
5) Цитируемые в учебники нормативные правовые акты следует проверять на предмет изменений и дополнений. С этой целью необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант».
Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться.
При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.
При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.
Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы – одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции. Некоторые соображения:
1) Чтение и конспектирование дополнительной литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.
2) Изучение дополнительной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.
3) При изучении дополнительной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий.
Заключительным этапом изучения дополнительной литературы является запись прочитанного. Запись способствует выработке ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.
Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.
План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.
Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.
Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания.
При подготовке к семинарским (практическим) занятиям следует воспользоваться услугами библиотек. В крупных библиотеках (таких, как библиотека Казанского филиала ФГБОУВО «РГУП») имеются так называемые систематические каталоги, в которых литература подобрана по определенной тематике. Кроме того, необходимо использовать и алфавитный каталог, если наименования источников уже известны. Справки о библиографических указателях можно получить в научно-библиографических отделах библиотек.
Обязательным условием успешного освоения программы дисциплины «Конституционное право» является изучение специальных периодических изданий, таких как: «Административное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Государство и право», «Журнал российского права», «Известие вузов. Правоведение», «Конституционное и муниципальное право», «Муниципальная служба: правовые вопросы», «Российский юридический журнал», «Российское правосудие» и др. В них печатаются научные статьи, посвященные отдельным проблемам конституционного права России.
Работу с журналами можно построить таким образом: просмотреть журнал последнего номера за интересующий год, где, как правило, дается обзор материалов, опубликованных за весь год, и выписать из списка необходимые названия статей. После этого можно обратиться к соответствующим номерам журналов для анализа выявленных статей.
По некоторым темам необходимо использование судебной практики. К ней относятся акты толкования, вынесенные Европейским Судом по правам человека, Конституционным Судом РФ, Пленумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Также это могут быть судебные решения других судов по тем или иным делам, которые относятся к тематике самостоятельной работы. Поиск такого рода практики можно осуществлять в изданиях «Собрание законодательства РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ», Бюллетень Верховного Суда РФ, Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Также это может быть работа с архивами судов (при наличии доступа).
Для ознакомления с новейшими изменениями в нормативных правовых актах, в том числе и международных договорах, а также для получения иной правовой информации, включая вышеизложенную, необходимо пользоваться справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант плюс» и др., содержащими достаточно полную и своевременно обновляемую правовую информацию.
Наконец, при поиске материалов рекомендуется использовать ресурсы Интернет.
При подготовке контрольных работ необходимо давать обстоятельный анализ норм законов и иных нормативных правовых актов, судебной практики и научной литературы по вопросу темы и обосновывать свою позицию по рассматриваемому вопросу.
Помимо обязательной для исполнения контрольной работы темы и решения задач, студент может подготовить научный реферат, целью которого является более глубокое усвоение темы, подготовка к выступлению на научно-практической конференции, публикация в сборнике студенческих научных работ.
Структура научного реферата (объем его, как правило, составляет 8-10 страниц) должна быть определена в плане. Во введении необходимо охарактеризовать значимость избранной темы, ее актуальность в современный период и цели, поставленные автором при написании работы.
Тема должна излагаться последовательно, могут выявлять проблемные вопросы, рассматриваться возможные варианты их решения. При анализе конкретных норм закона или подзаконного нормативного правового акта и цитировании положений, содержащихся в научной литературе, необходимо делать соответствующие ссылки на источники.
В заключении следует суммировать выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, в том числе обосновать предложения по совершенствованию законодательства.
Преподаватели кафедры могут оказывать помощь студенту в ходе подготовки реферата, организовать его обсуждение на семинарском занятии или рекомендовать реферат к опубликованию в издаваемых в Российской академии правосудия сборниках работ студентов.
3. Тестовые задания для проведения самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям:
Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
Целью выполнения тестовых заданий является формирование у студентов навыков самостоятельного выбора ответов из нескольких вариантов.
Выполнение тестовых заданий должно способствовать повышению теоретической и профессиональной подготовки студентов, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении тестовых заданий студенты должны показать умение работать с научной и учебной литературой, анализировать нормативные правовые акты, делать обоснованные выводы.
Приступая к выполнению тестовых заданий, студент должен, прежде всего, уяснить суть предложенного вопроса, внимательно прочитать предлагаемые ответы, проанализировать выбранный ответ с точки зрения действующего законодательства.
Перечень тестовых заданий.
Конституционное право РФ как отрасль – это:
- основное право гражданина, закрепленное в Конституции РФ
- ведущая отрасль права России
- правовая наука
- совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения
- учебная дисциплина
К предмету конституционного права РФ относятся важнейшие общественные отношения, составляющие:
- основы конституционного строя
- федеративное устройство государства
- основы гражданского общества
- землеустройство в Российской Федерации
- правила наличного денежного обращения в Российской Федерации
К предмету конституционного права РФ относятся важнейшие общественные отношения, составляющие:
- основы правового статуса личности
- основы гражданского общества
- основы системы органов государственной власти
- основы местного самоуправления
- землеустройство в Российской Федерации
- правила наличного денежного обращения в Российской Федерации
Метод конституционно-правового регулирования
- выражается в способах воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права
- сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов
- носит нормативный характер
- носит альтернативный характер
Дата формирования современного конституционного права РФ – …
- 12 июня 1990 г.
- 12 декабря 1993 г.
- 10 декабря 1948 г.
- 1 января 2000 г.
Конституционное право РФ как отрасль на современном этапе решает следующие основные задачи:
- укрепление президентской власти
- обеспечение единства конституционно-правового законодательства
- совершенствование федеративного устройства России
- расширение гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина
- приведение конституционного законодательства в соответствие с международными стандартами
Наука конституционного права
- является составной частью системы юридических наук
- представляет собой совокупность правовых норм
- представляет собой совокупность юридических знаний
- представляет собой совокупность регулируемых нормами конституционного права общественных отношений
Источниками науки конституционного права являются:
- теоретические источники
- нормативные источники
- судебные источники
- локальные источники
- средства массовой информации
- художественная литература
- практическая деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений
К методам научного познания относятся:
- исторический
- императивный
- диспозитивный
- сравнительно-правовой
- альтернативный
- системный
В истории науки конституционного права России можно выделить следующие основные периоды:
- общинный период
- монархический период
- советский период
- современный период
Основные задачи науки конституционного права:
- изучение действующего конституционного права
- развитие научной теории конституционного права
- изучение истории возникновения и развития конституционно-правовых институтов и норм в нашей стране и за рубежом
- формирование новых источников конституционного права
- формулирование понятийного аппарата и создание научно обоснованного курса российского конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин
- проверка конституционности нормативных правовых актов
- проверка конституционности правоприменительной практики
Как учебная юридическая дисциплина конституционное право РФ…
- представляет собой основное право гражданина, закрепленное в Конституции РФ
- представляет собой ведущую отрасль права России
- представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения
- представляет собой совокупность знаний из области науки
- базируется на достижениях науки
- оперирует только общепризнанными положениями науки
Элементы отрасли конституционного права:
- конституционно-правовая норма
- конституционно-правовой институт
- конституционно-правовое звено
- части конституционного права
- подотрасль конституционного права
К признакам конституционно-правовых норм относятся:
- общеобязательность
- обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий
- обеспечение их реализации с помощью системы общественных гарантий
- защита от нарушений принудительными средствами
Среди конституционно-правовых норм выделяют:
- нормы-дефиниции
- нормы-цели
- нормы-задачи
- нормы-способы
- нормы-методы
- нормы-решения
- нормы-принципы
Субъекты конституционного права Российской Федерации:
- органы местного самоуправления
- религиозные группы
- народ Республики Адыгея
- народ Республики Молдова
- коренные малочисленные народы Севера
- органы территориального общественного самоуправления
- апатриды
- иностранное государство
... – жизненное явление, влекущее правовые последствия
- юридический факт
- юридический прецедент
- правоприменительная практика
- правоотношение
Источникам конституционного права присущи следующие качества:
- определенность
- общеобязательность
- общеизвестность
- общедоступность
- стабильность
- жесткость
К источникам конституционного права РФ НЕ относятся:
- законы
- подзаконные нормативные акты
- локальные нормативные акты
- декларации
- акты органов местного самоуправления
- решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов
Основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, являются …
- общепризнанными принципами международного права
- общепризнанной нормой международного права
- конституционными принципами российского государства
- составной частью правовой системы Российской Федерации
- международный договор
Правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, является …
- общепризнанной нормой международного права
- общепризнанными принципами международного права
- приоритетными по отношению к нормам Конституции РФ
- конституционными принципами российского государства
- составной частью правовой системы Российской Федерации
Слово «конституция» образовано от латинского слова и означает:
- договор
- согласие
- предписание
- установление
- учреждение
Конституции классифицируют по следующим основаниям:
- по форме выражения
- по субъектам принятия
- по порядку принятия и изменения
- по времени действия
- по значимости
- по юридической силе
- по объему регулируемых правоотношений
По форме выражения выделяются конституции:
- легитимные
- неписаные
- писаные кодифицированные
- писаные некодифицированные
- реальная
- формальная
В Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» Государь Император Николай II даровал населению свободы:
- передвижения
- совести
- слова
- собраний
- союзов
- выбора занятий
Конституция РСФСР 1918 г.:
- опиралась на принцип преемственности конституционного развития
- была в большей степени идеологизированной
- носила открыто классовый характер
- выходила за рамки внутригосударственного регулирования
- была наиболее демократичной
Конституция РСФСР 1925 г.:
- включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа
- открыто признавала применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя
- отразила факт вхождения РСФСР в СССР
- включила в свой текст главу «Об автономных советских социалистических республиках и областях»
Конституция РФ принята:
- всенародным голосованием
- Верховным Советом
- Федеральным Собранием
- на Съезде народных депутатов
- после распада СССР
- во время существования СССР
Конституция РФ:
- является результатом соотношения сил в классовой борьбе
- это основной закон государства
- устанавливает новую государственную идеологию
- выражает интересы экономически господствующего класса
- выражает социальный компромисс
Конституция РФ является:
- унитарной
- октроированной
- жесткой
- кодифицированной
- республиканской
- договорной
Созванная в 1993 г. конференция представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготовки проекта новой Конституции называлась …
- конституционное совещание
- учредительное собрание
- конституционная комиссия
- учредительный съезд
Для принятия поправок к Конституции РФ характерно:
- поправки к Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона
- поправки к Конституции РФ принимаются в форме федерального конституционного закона
- поправки к Конституции РФ принимаются в форме специального правового акта – Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ
- для вступления поправок к Конституции РФ в силу требуется, чтобы они получили одобрение органов законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ
Республика в составе Российской Федерации имеет свои:
- законодательство
- устав
- конституцию
- акты местного самоуправления
Край, область, город федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свои:
- акты местного самоуправления
- конституцию
- устав
- законодательство
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…
- различаются только названиями основных законов
- различаются порядком принятия
- имеют различное содержание в той части, в какой они фиксируют статус субъекта РФ
- неразрывно связаны с Конституцией РФ
- схожи по наименованиям специализированных органов по их защите
Основы конституционного строя
- это основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом
- содержатся в основном законе государства – Конституции РФ
- не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ
- не обладают приоритетом по отношению к другим нормам Конституции РФ
- это форма или способ организации государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство
В теории конституционного права выделяются следующие институты основ конституционного строя:
- гуманистические основы конституционного строя
- политические основы конституционного строя
- экономические основы конституционного строя
- юридические основы конституционного строя
- социальные основы конституционного строя
- духовные основы конституционного строя
- религиозные основы конституционного строя
- информационные основы конституционного строя
Концепция прав человека, положенная в основу Конституции Российской Федерации 1993 года, базируется на следующих принципах:
- отказ от классового принципа при закреплении правового статуса личности
- принцип приоритета коллективизма
- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью
- признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения
- права и свободы человека являются исключительно внутренней политикой государства
- принцип приоритета норм международного права в области прав человека
Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:
- права и свободы человека являются высшей ценностью
- права и свободы принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер
- все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод
- допускается произвольное ограничение прав и свобод человека государством
- государственные интересы имеют приоритет перед интересами личности
К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:
- признание прав и свобод
- соблюдение прав и свобод
- пропаганда прав и свобод
- защита прав и свобод
- реализация прав и свобод
В теории конституционного права выделяются следующие институты политических основ конституционного строя:
- Россия – суверенное государство
- принцип разделения властей
- республиканская форма правления
- Россия – правовое государство
- Россия – унитарное государство
- местное самоуправление
- принцип сильной президентской власт
Принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления:
- принцип законности
- принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции
- принцип подчиненности органов местного самоуправления органам государственной власти
- принцип взаимной ответственности
- принцип гласности
- принцип государственного финансового обеспечения органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения
Народный суверенитет
- означает право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства
- неделим
- имеет только одного субъекта – народ
- вторичен по отношению к суверенитету государства
- синоним суверенитета наций
Российская Федерация как демократическое государство характеризуется следующим:
- единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации
- высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы
- народ осуществляет власть непосредственно, а также через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления
- народ делегирует свою власть государству
- осуществление народом власти в соответствии с суверенной волей государства
В Российской Федерации принцип разделения властей…
- был провозглашен в принятой 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР
- является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства
-является одной из незыблемых основ конституционного строя России
- подразумевает подчинение каждой из ветвей власти Президенту РФ
- ветви власти действуют изолированно друг от друга
Формы республики:
- президентская
- парламентарная
- полупрезидентская
- суперпрезидентская
- полупарламентская
Идеологическое многообразие означает:
- возможность нормального сосуществования в обществе различных идеологических, взглядов
- государство вправе при необходимости ограничивать права человека на свободу мысли и слова
- государство не вправе вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения народа какому-либо идеологическому направлению
- государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной
- государство вправе устанавливать государственную идеологию для достижения конституционно значимых целей
Основные характеристики рыночной экономики:
- единство экономического пространства
- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств
- ограничение конкуренции
- свобода экономической деятельности
- многообразие и равная защита форм собственности
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в
- частной собственности
- государственной собственности
- муниципальной собственности
- общественной собственности
Основные направления государственной социальной политики:
- охрана труда и здоровья людей
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
- развитие системы социальных служб
- установление государственных пенсий, пособий
- обеспечение всех граждан рабочими местами
Характеристика Российской Федерации как светского государства означает:
- отделение церкви от государства
- отделение школы от церкви
- невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной
- равенство религиозных объединений перед законом
- право государства при необходимости ограничивать права человека на свободу совести и вероисповедания
Виды конституционно-правового статуса личности:
- общий
- специальный
- коллективный
- индивидуальный
Гражданство предполагает:
- что каждый человек имеет право на гражданство
- возможность принудительного удержания человека в гражданстве
- право государства избавляться от преступников путем лишения их гражданства и высылки за рубеж
- обязанность государства защищать гражданина за границей
Правовое положение лица, имеющего гражданство двух государств, называется …
- двойное гражданство
- бипатризм
- двойным гражданством
- бипатризмом
Принципы российского гражданства:
- гражданство Российской Федерации является единым
- гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения
- запрет двойного гражданства
- недопустимость лишения гражданина Российской Федерации гражданства Российской Федерации
- принцип сохранения гражданства Российской Федерации за гражданином Российской Федерации, проживающим за пределами Российской Федерации
- принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются…
- Конституцией Российской Федерации
- федеральным конституционным законом
- федеральным законом
- законами субъектов Российской Федерации
Права человека в Российской Федерации:
- происходят из естественного права
- происходят из позитивного права
- имеют фундаментальный характер
- могут быть произвольно ограничены государством
Права гражданина в Российской Федерации:
- происходят из позитивного права
- происходят из естественного права
- происходят из обычаев
- являются ограничителем равенства между людьми
Права и свободы в Российской Федерации могут быть ограничены:
- федеральным законом
- указом Президента РФ
- Резолюцией Совета безопасности ООН
- в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства
- в целях развития экономики и повышения уровня жизни
- в целях защиты нравственности
По содержанию конституционные права и свободы делятся на следующие группы:
- личные права и свободы
- политические права и свободы
- экономические права и свободы
- юридические права и свободы
- социальные права и свободы
- духовно-культурные права и свободы
Смертная казнь в Российской Федерации
- отменена Конституционным Судом РФ
- может устанавливаться федеральным законом
- является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления против жизни
- может быть назначена только судом с участием присяжных заседателей
Достоинство личности в Российской Федерации
- охраняется государством
- может умаляться по приговору суда
- может умаляться по заключению судебно-медицинской экспертизы
- не должно умаляться
Согласно Конституции Российской Федерации
- каждый имеет право на вознаграждение за труд
- право на защиту от безработицы принадлежит гражданам Российской Федерации
- признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры
- признается право на забастовку
Конституция Российской Федерации:
- защищает материнство и детство
- обязывает родителей заботиться о детях
- обязывает родителей воспитывать детей
- поощряет заботу о нетрудоспособных родителях
Право на жилище означает:
- невозможность произвольного лишения жилища
- поощрение жилищного строительства
- очередность предоставления жилища
- бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим
Конституция Российской Федерации предоставляет право каждому
- на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- на возмещение ущерба от экологических правонарушений
- на окружающую среду, свободную от промышленных выбросов
- на компенсацию неблагоприятной окружающей среды
Народ может осуществлять свою власть через
- органы государственной власти
- органы местного самоуправления
- референдум
- публичные мероприятия
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются:
- реальная демократия
- фиктивная демократия
- непосредственная демократия
- представительная демократия
Стадии референдумного процесса:
- выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума
- назначение референдума
- составление вопроса, выносимого на референдум
- образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума
- голосование, подсчет голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума
- опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме
- финансирование референдума
На референдум могут выноситься вопросы:
- об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией РФ
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы
- о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов
- о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации
- о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты
- об амнистии и о помиловании
Референдум не может проводиться:
- в условиях военного или чрезвычайного положения
- если какой-либо референдум уже проводился в текущем году
- в последний год полномочий Президента Российской Федерации
- в последний год полномочий Государственной Думы
- по тому же вопросу в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума
- одновременно с выборами в органы государственной власти субъекта Российской Федерации
Инициатива проведения референдума принадлежит:
- гражданам России
- Президенту Российской Федерации
- Конституционному Собранию Российской Федерации
- Конституционному Суду Российской Федерации
- Федеральному Собранию Российской Федерации
- иностранным гражданам
- федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ о референдуме
Решение, принятое на референдуме:
- вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума
- должно быть утверждено Президентом РФ
- действует на всей территории Российской Федерации
- может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения
- вступает в силу со дня официального опубликования федерального закона об утверждении итогов референдума
Согласно Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на
- насильственное изменение основ конституционного строя
- нарушение целостности Российской Федерации
- подрыв безопасности государства
- уничтожение вооруженных формирований
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни
Организационно-правовые формы общественных объединений:
- общественная ассоциация
- общественное движение
- общественный фонд
- общественное учреждение
- орган общественной самодеятельности
- общественный союз
По территориальной сфере действия различаются общественные объединения:
- международные
- общероссийские
- межрегиональные
- региональные
- местные
- локальные
- общественные объединения закрытых административно-территориальных образований
Общественное объединение может быть ликвидировано по решению:
- его высшего руководящего органа
- органа юстиции
- суда
- Президента РФ
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации
- в каждом субъекте Российской Федерации должно быть создано одно региональное отделение политической партии
- руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории Российской Федерации
- количество членов партии должно быть не менее 1000
- ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации
В политической партии должно состоять не менее … членов политической партии:
- 250
- 500
- 1000
- 5000
Деятельность политических партий основывается на принципах:
- добровольности
-равноправия
- государственного управления
-самоуправления
- гласности
- плановости
Основными целями политической партии являются:
- формирование общественного мнения
- политическое образование и воспитание граждан
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти
- политическая оппозиция
- свержение действующей государственной власти, если она носит неконституционный характер
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила федеративное устройство России в составе … субъектов Российской Федерации
- 89
- 83
- 85
- 82
В настоящее время в составе Российской Федерации … субъектов
- 83
- 85
- 89
- 82
Российская Федерация включает следующие типы субъектов:
- национально-государственные
- административно- государственные
- административно-территориальные
- национально-территориальные
- национальные
Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах:
- государственной целостности
-разделения властей
- единства системы государственной власти
- самоопределении народов
- демократии
Основные характеристики федеративного устройства Российской Федерации:
- Российская Федерация − договорно-правовая федерация
- Российская Федерация − конституционно-правовая федерация
- субъекты Российской Федерации неравноправны
- Россия является асимметричной федерацией
Всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты:
- наличие конституций, уставов, где фиксируется их правовое положение и закрепляется компетенция
- представительство в Совете Федерации
- самостоятельное установление системы органов государственной власти
- собственное законодательство
- полная международная правосубъектность
- суверенитет субъекта Российской Федерации
- собственная символика
Элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации:
- суверенитет Российской Федерации
- территория Российской Федерации
- единое гражданство
- единство системы государственной власти
- единство системы местного самоуправления
- единство федеральной системы права
- народ как источник власти
К объектам исключительно федеральной собственности относятся:
- земля
- природные ресурсы
- объекты, составляющие основу национального богатства страны
- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти
- объекты, необходимые для решения общероссийских задач
- объекты оборонного производства
Элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации:
- государственный язык
- международная правоспособность
- государственные символы Российской Федерации
- единство денежной системы
- единство Вооруженных Сил
Государственные символы Российской Федерации:
- Государственный флаг
- Государственный герб
- Государственный гимн
- столица Российской Федерации
- Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации
- в каждом субъекте Российской Федерации должно быть создано одно региональное отделение политической партии
- руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории Российской Федерации
- количество членов партии должно быть не менее 1000
- ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации
В политической партии должно состоять не менее … членов политической партии:
- 250
- 500
- 1000
- 5000
Деятельность политических партий основывается на принципах:
- добровольности
-равноправия
- государственного управления
-самоуправления
- гласности
- плановости
Основными целями политической партии являются:
- формирование общественного мнения
- политическое образование и воспитание граждан
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти
- политическая оппозиция
- свержение действующей государственной власти, если она носит неконституционный характер
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила федеративное устройство России в составе … субъектов Российской Федерации
- 89
- 83
- 85
- 82
В настоящее время в составе Российской Федерации … субъектов
- 83
- 85
- 89
- 82
Российская Федерация включает следующие типы субъектов:
- национально-государственные
- административно- государственные
- административно-территориальные
- национально-территориальные
- национальные
Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах:
- государственной целостности
-разделения властей
- единства системы государственной власти
- самоопределении народов
- демократии
Основные характеристики федеративного устройства Российской Федерации:
- Российская Федерация − договорно-правовая федерация
- Российская Федерация − конституционно-правовая федерация
- субъекты Российской Федерации неравноправны
- Россия является асимметричной федерацией
Всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты:
- наличие конституций, уставов, где фиксируется их правовое положение и закрепляется компетенция
- представительство в Совете Федерации
- самостоятельное установление системы органов государственной власти
- собственное законодательство
- полная международная правосубъектность
- суверенитет субъекта Российской Федерации
- собственная символика
Элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации:
- суверенитет Российской Федерации
- территория Российской Федерации
- единое гражданство
- единство системы государственной власти
- единство системы местного самоуправления
- единство федеральной системы права
- народ как источник власти
К объектам исключительно федеральной собственности относятся:
- земля
- природные ресурсы
- объекты, составляющие основу национального богатства страны
- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти
- объекты, необходимые для решения общероссийских задач
- объекты оборонного производства
Элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации:
- государственный язык
- международная правоспособность
- государственные символы Российской Федерации
- единство денежной системы
- единство Вооруженных Сил
Государственные символы Российской Федерации:
- Государственный флаг
- Государственный герб
- Государственный гимн
- столица Российской Федерации
- Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации
Характеристика конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации:
- равноправие субъектов Российской Федерации
- конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется совместно Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации
- субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование
- субъекты Российской Федерации обладают правом одностороннего выхода из состава Российской Федерации
Элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации:
- субъекты РФ обладают суверенитетом
- субъекты РФ имеют свою территорию, границы которой нельзя изменить без согласия этого субъекта
- субъекты РФ являются самоуправляющимися территориями
- субъекты РФ имеют свое гражданство, отличное от гражданства РФ
Элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации:
- субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти
- субъекты РФ имеют свой основополагающий акт – конституцию или устав – и законодательство
- субъекты РФ не имеют право на государственную собственность
- субъекты РФ не имеют своей денежной системы, отличной от денежной системы РФ
- субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и осуществляют кредитную и валютную политику
- субъекты РФ имеют право выхода из Российской Федерации
Элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации:
- субъекты РФ не имеют права на свои войсковые формирования
- субъекты РФ не имеют права устанавливать свои государственные языки
- субъекты РФ обладают международной правосубъектностью
- субъекты РФ имеют право на свои государственные символы – герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для других субъектов РФ)
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации:
- не может противоречить федеральному закону по предметам ведения Российской Федерации
- не может противоречить Конституции Российской Федерации
- может действовать в противоречии федеральному закону по предметам собственного ведения
- может действовать в противоречии Конституции Российской Федерации по предметам своего ведения
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается
- субъектами Российской Федерации самостоятельно
- в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации
- в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти
- Указом Президента Российской Федерации
- Конституцией Российской Федерации
Для государственного органа характерны следующие основные признаки:
- государственный орган обладает властными полномочиями
- порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция закрепляются в основном законе государства
- государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством
- государственный орган является организационно обособленной составной частью единой системы органов государственной власти
- государственный орган не является юридическим лицом
К общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти относятся:
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации
- распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации
- множественность систем государственной власти
- включение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
- Президент Российской Федерации
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)
- Правительство Российской Федерации
- суды Российской Федерации
- органы местного самоуправления
- общественные объединения
Виды государственной службы в соответствии с действующим законодательством:
- государственная гражданская служба
- военная служба
- муниципальная служба
- пожарная служба
… – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)
- муниципальная служба
- правоохранительная служба
- государственная служба
- военная служба
- гражданская служба
Принципы избирательного права:
- прямое избирательное право
- равное избирательное право
- обязательное избирательное право
- всеобщее избирательное право
Избирательное право, при котором все совершеннолетние граждане имеют право участвовать в выборах, называется …
- всеобщим
- равным
- обязательным
- прямым
Имеет право избирать гражданин Российской Федерации:
- достигший возраста 18 лет
- независимо от принадлежности к общественным объединениям
- признанный судом недееспособным
- содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда
Имеет право быть избранным гражданин Российской Федерации:
- достигший возраста 18 лет
- независимо от принадлежности к общественным объединениям
- признанный судом недееспособным
- содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда
Равное избирательное право означает:
- каждый избиратель имеет один голос
- ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем
- избиратель может быть включен более чем в один список избирателей
- избиратель вправе голосовать как лично, так и через законного или уполномоченного представителя
… означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно
- тайное голосование
- прямое избирательное право
- равное избирательное право;
- всеобщее избирательное право.
Последовательность совершения действий по подготовке и проведению выборов называется …
- избирательный процесс
- избирательным процессом
Основные избирательные системы:
- мажоритарная избирательная система
- миноритарная избирательная система
- пропорциональная избирательная система
- смешанная избирательная система
- непропорциональная избирательная система
Избирательная система, согласно которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами (списками кандидатами), называется …
- мажоритарная система относительного большинства
- мажоритарная система квалифицированного большинства
- мажоритарная система абсолютного большинства
- смешанная избирательная система
Избирательная система, согласно которой для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос), называется …
- мажоритарная система абсолютного большинства
- мажоритарная система квалифицированного большинства
- мажоритарная система относительного большинства
- смешанная избирательная система
Избирательная система, согласно которой избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов больше абсолютного, называется …
- мажоритарная система квалифицированного большинства
- мажоритарная система абсолютного большинства
- мажоритарная система относительного большинства
- смешанная избирательная система
Коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, - это…
- избирательная комиссия
- избирательный участок
- единая норма представительства
- избирательный округ
Виды избирательных комиссий:
- окружная избирательная комиссия
- территориальная избирательная комиссия
- экстерриториальная избирательная комиссия
- участковая избирательная комиссия
- местная избирательная комиссия
- региональная избирательная комиссия
В настоящее время символами президентской власти являются:
- Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации
- Штандарт (флаг) Президента Российской Федерации
- Орден Президента Российской Федерации
- Знак Президента Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации
- не моложе 35 лет
- не старше 70 лет
- постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет
- обладающий высшим образованием
- не имеющий судимости
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации …
- более двух сроков подряд
- более трех сроков подряд
- более одного срока подряд
- менее двух сроков подряд
Президент Российской Федерации приступает к исполнению своих полномочий с момента …
- принесения присяги
- дачи согласия на обработку персональных данных
- подписания трудового контракта
- подведения итогов выборов
Президент Российской Федерации является:
- главой Правительства Российской Федерации
- главой государства
- высшей судебной инстанцией
- гарантом Конституции Российской Федерации
- гарантом прав и свобод человека и гражданина
Президент Российской Федерации:
- принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности
- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
- возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации
- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
- представляет Россию внутри страны и в международных отношениях
- организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации,
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере взаимоотношений с органами исполнительной власти:
- Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
- Президент РФ председательствует на заседаниях Правительства РФ
- Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ
- по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
- Президент РФ представляет Правительству РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти
- Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере взаимоотношений с Федеральным Собранием:
- Президент РФ назначает выборы Государственной Думы
- Президент РФ распускает Государственную Думу
- Президент РФ обладает правом законодательной инициативы
- Президент РФ обладает правом отклонить любой закон, принятый Федеральным Собранием
- Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями
- Президент РФ ежегодно отчитывается перед Государственной Думой Федерального Собрания РФ
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере взаимоотношений с судебной властью:
- Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
- Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры судей других федеральных судов в порядке, установленном федеральным законом
- Президент РФ имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ
- Президент РФ имеет полномочного представителя в Конституционном Суде РФ
Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством
- конституционного судопроизводства
- гражданского судопроизводства
- арбитражного судопроизводства
- административного судопроизводства
- уголовного судопроизводства
Судебная система Российской Федерации устанавливается:
- Конституцией Российской Федерации
- федеральным конституционным законом
- федеральным законом
- конституциями и уставами субъектов Российской Федерации
Принципы правового статуса судебных органов:
- осуществление правосудия только судом
- осуществление судами судебной власти самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону
- финансирование судов из федерального, регионального и местного бюджетов
- обязательность судебных постановлений
Принципы правового статуса судей:
- независимость судей
- несменяемость судей
- неприкосновенность судей
- неподсудность судей
- ограничение срока полномочий судей
Принципы судопроизводства:
- равенство всех перед законом и судом
- открытость судебного разбирательства
- состязательность и равноправие сторон
- презумпция невиновности
- приоритет интересов граждан
- отстраненность граждан без юридического образования от отправления правосудия
Судебную систему Российской Федерации составляют:
- федеральные суды
- конституционные суды субъектов Российской Федерации
- уставные суды субъектов Российской Федерации
- мировые судьи субъектов Российской Федерации
- местные суды
- мировые суды муниципальных образований
Система федеральных судов включает в себя:
- Конституционный Суд Российской Федерации
- федеральные суды общей юрисдикции
- федеральные арбитражные суды
- федеральные административные суды
… – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции
- Верховный Суд Российской Федерации
- ВС РФ
- Верховный Суд РФ
- Верховный суд РФ
Судами субъекта Российской Федерации являются:
- конституционные суды субъектов Российской Федерации
- уставные суды субъектов Российской Федерации
- мировые судьи субъектов Российской Федерации
- местные суды
Судьями могут быть граждане Российской Федерации:
- достигшие 25 лет
- обладающие безупречной репутацией
- имеющие высшее юридическое образование
- имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет
Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в Российской Федерации:
- Верховный суд Российской Федерации
- Конституционный суд Республики Татарстан
- Конституционный суд Российской Федерации
- Комитет конституционного надзора
К основным принципам деятельности Конституционного Суда Российской Федерации относятся:
- объективность
- коллегиальность
- компетентность
- гласность
- равноправие сторон
К основным принципам деятельности Конституционного Суда Российской Федерации относятся:
- независимость
- справедливость
- состязательность
- объективность
- гласность
Законно закрепленными целями деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются:
- защита основ конституционного строя
- обеспечение интересов государства при осуществлении государственной политики
- совершенствование правотворческой деятельности и правоприменительной практики
- обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации
- обобщение судебной практики на всей территории Российской Федерации
- защита основных прав, свобод человека и гражданина
Укажите место постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации:
- город Москва
- город Нижний Новгород
- город Санкт-Петербург
- город Казань
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:
- разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов государственных органов, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
- разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
- разрешение споров о компетенции между органами местного самоуправления
- проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов
- официальное толкование Конституции Российской Федерации
- дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
К полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации НЕ относятся:
- проверка конституционности нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
- разрешение споров о компетенции между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
- толкование международных договоров Российской Федерации
- дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
- проверка конституционности нормативных актов Совета Федерации
Единство и централизованность прокуратуры поддерживается:
- общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры
- единством правовых основ деятельности
- установленным порядком назначения прокуроров
- финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов
- подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации
- запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации
Система территориальных органов прокуратуры состоит из следующих звеньев (уровней):
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- прокуратуры субъектов Российской Федерации
- районные (городские) прокуратуры
- местные прокуратуры
- прокуратуры федеральных округов
Акты прокурорского реагирования на нарушения закона:
-Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт
-Представление прокурора об устранении нарушений закона
- Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении
- Решение прокурора о привлечении к административной ответственности
- Предостережение о недопустимости нарушения закона
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:
- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
- представительный орган местного самоуправления
- иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
- Глава муниципального образования
К принципам деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации относятся:
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации
- составление суверенитета Российской Федерации из суверенитетов субъектов Российской Федерации
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации
- единство системы государственной власти
- подчиненность органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
- разделение властей
К принципам деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации НЕ относятся:
- возможность установления экономических границ между субъектами Российской Федерации
- наличие единого бюджета для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию
- обеспечение действия Конституции Российской Федерации через конституции (уставы) субъектов Российской Федерации
- единство системы государственной власти
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется…
- Конституцией Российской Федерации
- Федеративным договором
- договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами
- международными договорами
- конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации
- законами субъектов Российской Федерации
Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации
- признается
- пропагандируется
- обеспечивается
- поддерживается
- гарантируется
Основные черты местного самоуправления:
- население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения
- экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность
- система местного самоуправления не включает институты непосредственной и представительной демократии
- органы местного самоуправления не могут наделяться отдельными государственными полномочиями
- местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту
- устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами
В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетный орган муниципального образования …
- формируется в обязательном порядке представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования
- образуется в обязательном порядке по решению исполнительного органа муниципального образования
- должен быть предусмотрен уставом муниципального образования
- может быть образован по решению представительного органа муниципального образования.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 221.