Семинарские (практические) занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На семинарских (практических) занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы учебной дисциплины, уточнения теоретических и получения практических знаний. Семинарские (практические) занятия служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Формы проведения семинарских (практических) занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. На семинарских (практических) занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы студентов.

Семинарские (практические) занятия имеют целью:

- оказание методической помощи студентам в закреплении и углублении знаний наиболее важных разделов дисциплины;

- выработку у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в области конституционного права;

- обучение студентов навыкам применения соответствующих конституционно-правовых норм для решения конкретных (практических) задач;

- осуществление контроля за самостоятельным изучением студентами учебной литературы, нормативных правовых актов по основным темам дисциплины.

Соответствующим образом строится и методика проведения семинарских (практических) занятий, на которых изучаются теоретические вопросы и решаются практические задания.

Семинарское (практическое) занятие начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления. Рекомендуемое время сообщения – 5-7 минут.

Теоретическая часть семинарского (практического) занятия основывается на обсуждении основных и наиболее важных вопросов дисциплины «Конституционное право», дискуссионных вопросов, проблем науки конституционного права.

Эти вопросы не обязательно должны быть рассмотрены на лекциях, поэтому требуют от студентов дополнительного изучения научной и учебной литературы, а также нормативных правовых актов, указанных в настоящем учебно-методическом комплексе. Дискуссионные вопросы формируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на основных проблемах данной темы. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских (практических) занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце занятия, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

В случае пропуска семинарских (практических) занятий студент должен по согласованию с преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия, подготовить и сдать соответствующий материал.

Общие рекомендации:

При изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском (практическом) занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос. Следует также обратиться к списку рекомендованных по соответствующей теме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, выбрав соответствующий материал из общего списка.

В процессе подготовки к семинарскому (практическому) занятию студентам рекомендуется подготовить научные рефераты по рассматриваемым на этом занятии вопросам. Эти рефераты следует использовать при обсуждении вопросов занятия, а в дальнейшем при подготовке к экзамену. Польза от подготовки рефератов двойная. Во-первых, их написание позволяет укрепить знания по учебной программе. Во-вторых, такой вид самостоятельной работы развивает навыки письменного изложения соответствующей информации, что пригодится во время практической деятельности в качестве юриста.

Среди форм проведения семинарских (практических) занятий значительное место занимают занятия в активной и интерактивной формах: решение задач, ролевые игры, занятия по практической подготовке процессуальных документов, практически направленные дискуссии, работа в «малых группах». Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения. Подготовка к такого рода занятиям включает в себя: внимательное изучение задания, указанного в настоящем учебно-методическом комплексе, а также пояснений к заданию, выданных преподавателем, изучение нормативных материалов, судебной практики, учебной и научной литературы.

При решении задач необходимо проанализировать и дать обстоятельную оценку обстоятельств дела, учесть как материальные, так и процессуальные нормы, применяемые в ситуации, изложенной в условиях задачи. Вывод по конкретному делу должен быть обоснован ссылками на нормы, содержащиеся в статье (статьях) избранного для решения задачи закона или иного нормативного правового акта.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Очная форма обучения

Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Практическое занятие 1 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права.

2. Общая характеристика особенностей конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права.

3. Метод конституционно-правового регулирования.

4. Место конституционного права Российской Федерации в системе других отраслей российского права.

5. Формирование современного конституционного права Российской Федерации.

6. Основные задачи и тенденции современного конституционного права Российской Федерации.

 

Практическое занятие 2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и предмет науки конституционного права Российской Федерации.

2. Источники науки конституционного права Российской Федерации.

3. Место науки конституционного права в системе юридических наук.

4. Методы науки конституционного права Российской Федерации.

5. Понятие и содержание конституционного права Российской Федерации как учебной юридической дисциплины.

6. Отличие учебной юридической дисциплины конституционного права Российской Федерации от науки конституционного права Российской Федерации.

7. Система учебного курса конституционного права Российской Федерации.

 

Рекомендуемые нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

 

Рекомендуемая литература:

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 1776 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. 5-е издание. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.

Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 464 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 1008 с.

*Конституционное право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. Н.В. Витрук. – М.: Инфра-М, Норма, 2011. – 656 с.

Нарутто С.В. Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. — 2-е изд. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 432 с.

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник. 3-е издание. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 616 с.

Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. 5-e изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 320 с.

Фадеев В.И. Конституционное право. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.

Чиркин В.Е. Конституционная терминология: Монография.. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 с.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.