Для уяснения сущности наказания как меры уголовной ответственности его следует отграничивать от иных мер государственного принуждения, а также от мер общественного воздействия.
Отграничение наказания от других мер государственного принуждения можно провести по следующим критериям:
1) по источнику регулирования: виды наказания, их содержание и порядок назначения определены только в УК. Другие меры государственного принуждения (например, меры административного, дисциплинарного взыскания, меры гражданско-правовой ответственности) предусмотрены в соответствующем законодательстве (административном, трудовом, гражданском и т.н.);
2) по направленности применения: наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, иные меры государственного принуждения применяются к лицам, совершившим не преступления, а другие правонарушения (например, административные, дисциплинарные проступки и т.п.);
3) по субъекту применения: наказание назначает только суд (судья) и исполняется оно специальными органами и учреждениями (уголовно-исполнительные инспекции, учреждения уголовно-исполнительной системы). Иные меры государственного принуждения могут назначаться не только судьей, но и другими органами (должностными лицами): административные комиссии при исполнительных комитетах Советов депутатов, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, руководители организаций и др.;
4) по характеру и объему ограничений и лишений. Содержанием наказания является кара, т.е. совокупность существенных ограничений и лишений прав и свобод осужденного, применяемых на основе осуждения виновного лица. Характер и объем ограничений и лишений прав и свобод, составляющих содержание иных мер государственного принуждения, и при этом не связанных с осуждением лица, не являются настолько существенными, чтобы их считать карой;
5) по правовым последствиям: наказание создает состояние судимости. Другие меры государственного принуждения, поскольку они не связаны с осуждением лица, такого состояния не создают.
От мер общественного воздействия наказание отличается своей природой. Наказание — это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Меры общественного воздействия не относятся к мерам государственного принуждения, они применяются не от имени государства, а от имени какой-либо организации. В настоящее время УК не предусматривает применение мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступление.
60. Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация наказаний. (Глава 9. ст. 47-61 УК РБ)
Наказание является формой реализации уголовной ответственности. Наказание - это мера принудительного воздействия на осужденного с целью лишения или ограничения его свободы и иных прав гражданина.
Совокупность видов наказания представляют собой систему наказаний, которая строится по принципу перехода от менее сурового наказания к более суровому. Наиболее мягкими наказаниями признаются те, которые не влекут ограничения или лишения свободы. Самое суровое наказание – смертная казнь. Большое количество видов наказания – особенность белорусского Уголовного кодекса, воспринятая им из советского уголовного законодательства.
Наказания подразделяются на основные и дополнительные. К осужденному можно применить только одно основное наказание – отсюда и его название. Дополнительные наказания применяются вместе с основным (дополняют его).
К основным наказаниям в соответствии со ст. 48 УК относятся:
1. общественные работы;
2. штраф;
3. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
4. исправительные работы;
5. ограничение по военной службе;
6. арест;
7. ограничение свободы;
8. лишение свободы;
9. пожизненное заключение;
10. смертная казнь.
Дополнительными наказаниями выступают лишение воинского или специального звания и конфискация имущества.
Кроме того, такие наказания, как общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться не только как основное, но и как дополнительное наказание. Эти наказания называются смешанными.
61. Общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Их содержание.
Общественные работы (ст.49 УК) заключаются в выполнении осуждённым бесплатного труда в пользу общества в свободное от основной работы или учёбы время. Поскольку труд в данном виде наказания носит принудительный характер, его ещё называют обязательными работами. Как правило, осуждённый выполняет неквалифицированные подсобные работы (уборка территорий или объектов, работы по благоустройству и т.п.), конкретный вид которых определяется органами, ведающими применением общественных работ.
Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырёх часов в день. Санкции статей Особенной части не предусматривают пределы данного наказания и поэтому суд должен руководствоваться положениями ст.49 УК.
Общественные работы могут назначаться в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Суд вправе по своему усмотрению назначить общественные работы в качестве дополнительного наказания и в том случае, когда они не предусмотрены в санкции статьи УК.
Не могут быть назначены общественные работы:
1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;
3) беременным женщинам;
4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;
5) инвалидам I и II группы;
6) военнослужащим.
Если какое-либо из перечисленных обстоятельств, возникнет в период отбывания лицом общественных работ, то суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания.
В случае если приговорённый к общественным работам злостно уклоняется от отбывания наказания, он привлекается к уголовной ответственности по ст. 419 УК и может быть наказан арестом на срок до трёх месяцев.
Штраф (ст.50 УК) есть денежное взыскание в размере определённого количества минимальных заработных плат. Сумма штрафа определяется исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на день постановления приговора.
Штраф в качестве основного и дополнительного наказания может быть применён в тех случаях, когда он непосредственно указан в санкции применяемой статьи.
При определении конкретного размера штрафа суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершённого преступления и материальное положение осуждённого.
Штраф может быть назначен в следующих размерах:
Ø за преступления, не представляющие большой общественной опасности – в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат;
Ø за менее тяжкие преступления – от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат.
Если преступление совершено из корыстных побуждений, то минимальные и максимальные пределы штрафа увеличиваются в два раза.
При назначении наказания за совершение преступления, содержащего состав с административной преюдицией, размер штрафа не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.
Санкции статей Особенной части не предусматривают конкретные размеры штрафа, поэтому при применении этих санкций суд руководствуется положениями ст.50 УК.
В случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами в соответствии со статьей 49 УК. Если же приговорённый к штрафу уклоняется от его уплаты хотя и имеет возможность уплатить штраф, то он привлекается к уголовной ответственности по ст.418 УК и может быть наказан арестом на срок до трёх месяцев.
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст.51 УК) состоит в запрещении лицу в течение определённого срока:
Ø работать на какой-либо конкретной должности в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Этот запрет распространяется не только на прежнее место работы, но и на любое иное;
Ø осуществлять какой-либо конкретный вид деятельности.
Данное наказание может быть назначено на срок от одного года до пяти лет в зависимости от характера и тяжести совершённого преступления.
Санкции статей Особенной части, указывая данное наказание, не предусматривают его минимальные и максимальные сроки. Конкретный срок определяется судом в соответствии со ст.51 УК.
В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью может быть назначено и в тех случаях, когда оно прямо не предусмотрено в санкции статьи, если, исходя из характера совершённого лицом преступления, связанного с занимаемой должностью или с занятием определённой деятельностью, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью.
Если к моменту вынесения приговора лицо фактически не занимало соответствующую должность или не занималось определённой деятельностью, то это не является препятствием для назначения данного наказания.
Это наказание может назначаться в дополнение к более строгим видам наказания и не может назначаться в дополнение к общественным работам и штрафу.
Срок отбывания этого наказания исчисляется при назначении его в качестве дополнительного:
Ø к исправительным работам – со дня начала отбывания основного наказания;
Ø к аресту, ограничению свободы или лишению свободы – со дня отбытия основного наказания, однако, запрет занимать должности или заниматься деятельностью распространяется на все время отбывания осуждённым основного наказания.
На основании приговора суда администрация обязана уволить осуждённого с должности, а имеющиеся у него лицензии на занятие определённой деятельностью аннулируются.
Нарушение самим осуждённым запрета занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью влечёт уголовную ответственность по ст.417 УК, а неисполнение приговора суда соответствующими должностными лицами – по ст.423 УК.
62. Арест, ограничение свободы. Их содержание.
Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до трех месяцев.
Арест не может быть назначен:
беременным женщинам;
женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
инвалидам I и II группы.
Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте военной комендатуры.
Ограничение свободы.
Ограничение свободы состоит в наложении на осужденного обязанностей, ограничивающих его свободу, и нахождении его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания.
Ограничение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Наказание в виде ограничения свободы назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа. С учетом личности виновного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличия у него постоянного места жительства суд может назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Ограничение свободы не может быть назначено:
военнослужащим срочной военной службы;
иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства.
Ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа не может быть назначено:
лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора;
лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста;
беременным женщинам;
женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
инвалидам;
лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, лицам, больным активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом, либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания.
Осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, осужденные к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, за исключением лиц, перечисленных выше или получающих образование в дневной форме получения образования, привлекаются к труду в обязательном порядке органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания.
В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных законодательством в период отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа суд по представлению учреждения, на которое возложено исполнение наказания, принимает решение о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа или освобождает осужденного от дальнейшего отбывания наказания.
63. Лишение свободы и исправительные работы. Их содержание.
Исправительные работы
Исправительные работы относятся к наказанию, не связанному с ограничением или лишением свободы, и могут назначаться только в качестве основного наказания.
В силу ст. 52 УК исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. Из заработка по основному месту работы осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно.
Исправительные работы не могут быть назначены:
1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;
3) беременным женщинам;
4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
5) инвалидам I и II группы;
6) военнослужащим и резервистам;
7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;
8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.
Вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе:
1) офицерам;
2) иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев. В случае возникновения в период отбывания лицом исправительных работ предусмотренных обстоятельств (ч. 3 ст. 52 УК) суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.
Лишение свободы
Лишение свободы относится к наказанию, связанному с ограничением или лишением свободы, и может назначаться только в качестве основного наказания.
В силу ст. 57 УК лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двенадцати лет, за особо тяжкие преступления – на срок более двенадцати лет, но не свыше пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека, – на срок не свыше двадцати пяти лет.
Срок лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности, не может превышать семи лет. Совершеннолетним лицам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается:
1) в исправительных колониях в условиях поселения;
2) в исправительных колониях в условиях общего, усиленного, строгого или особого режимов или
3) в тюрьме.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 311.