Глава 13. Возбуждение уголовного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стадия возбуждения уголовного дела является первоначальным этапом уголовного процесса, имеющим самостоятельное предназначение – рассмотрение и разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. Ни одно уголовное дело не может миновать данный этап уголовного судопроизводства. Его содержание составляет деятельность следователя и других полномочных органов и должностных лиц по установлению наличия либо отсутствия процессуальных предпосылок для дальнейшего расследования.

Деятельность на стадии возбуждения уголовного дела включает в себя комплекс действий по приему, регистрации сообщения о преступлении, его проверке и принятию определенного решения. Согласно предписаниям ч. 1 ст. 145 УПК РФ по поступившему сообщению о преступлении следователь принимает одно из трех решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд. Причем если решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела для рассматриваемого этапа уголовного процесса являются итоговыми, то решение о передаче сообщения по подследственности или в суд - промежуточным, поскольку окончательное решение будет принимать тот орган или должностное лицо, в компетенцию которого входит разрешение поступившего заявления, сообщения.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что при реализации предписаний процессуального закона на первоначальном этапе уголовного судопроизводства нередко допускаются ошибки, связанные с нарушением процессуальных сроков, несоблюдением процессуальной формы (порядка совершения предусмотренных законом действий, принятия решений), влекущие за собой как принятие необоснованных решений, так и утрату доказательственной значимости получаемых сведений. В частности, выявляются факты превышения установленного законом срока рассмотрения сообщений о преступлениях, необоснованного возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела, имеют место случаи укрывательства преступлений от учета.

В определенной мере эти и некоторые другие явления обусловлены проблемами в толковании и практическом применении норм уголовно-процессуального закона, а также недостаточной профессиональной подготовленностью отдельных сотрудников органов предварительного расследования.

В этой связи приобретает значимость анализ теоретических и правоприменительных проблем, касающихся процессуальной деятельности следователя по возбуждению уголовного дела, а также ее регламентации в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона и подзаконными актами.

 

§ 1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо убедиться в наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела. Исходя их этого, главная задача следователя на рассматриваемом этапе уголовного процесса – установить, имеются ли правовые предпосылки для начала производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Данный перечень поводов является исчерпывающим.

Наиболее распространенным на практике поводом для возбуждения уголовного дела является заявление о преступлении.

Его сущность состоит в сообщении сведений о совершенном или готовящемся преступном деянии органам предварительного расследования. При этом заявителем может быть как лицо, потерпевшее от преступления, так и любое другое лицо.

Понятием «заявление о преступлении» охватываются заявления граждан, а также юридических и должностных лиц. Данный вывод следует из анализа формулировок ст. 140 и ст. 141 УПК РФ. В случае если вред от преступления причинен исключительно интересам коммерческой или иной организации (не являющейся государственным или муниципальным предприятием) и не затрагивает интересы других организаций, граждан, общества и государства, заявление подается руководителем коммерческой или иной организации. При этом уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя или с его согласия (ст. 23 УПК РФ).

Заявление о преступлении может быть сделано в устной или в письменной форме. К письменному заявлению законодатель предъявляет всего одно требование – быть подписанным заявителем. В силу сложившейся практики такое заявление должно содержать данные о заявителе, его месте жительства, описание преступного деяния, желательно, чтобы были указаны сведения об обстоятельствах преступления и их источники, знание которых облегчит органам предварительного расследования разрешение вопроса о возбуждении дела.

Вместе с тем отсутствие этих сведений не освобождает следователя от обязанности рассмотреть поступившее заявление. Наряду с указанным выше требованием, является обязательным для исполнения предписание о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, предусмотренное ч. 6 ст. 141 УПК РФ.

Следует обратить внимание на то, что порядок оформления заявления о преступлении имеет некоторые особенности применительно к отдельным категориям заявителей. Так, предписание ч. 6 ст. 141 УПК РФ (о необходимости предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ) не распространяется на заявителя, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, поскольку ответственность по ст. 306 УК РФ наступает с 16 лет.

Ввиду того, что процессуальным законом не детализируется процедура приема заявлении от лиц, не достигших 16 лет, в практической деятельности данный пробел восполняется следующим образом: в ряде отделов внутренних дел заявление о преступлении составляется не несовершеннолетним лицом, а одним из его родителей, который и предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос; либо заявление отбирается у каждого из указанных лиц, но при этом регистрируется только заявление родителя. Отметим, что оба изложенных варианта приема заявлений допустимы.

В отличие от письменного к устному заявлению законодатель предъявляет ряд требований (ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Оно заносится в протокол принятия устного заявления, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Заявитель, также как и при приеме письменного заявления, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Следует отметить, что устное заявление считается поводом для возбуждения дела в том случае, когда заявитель сам пришел в органы, наделенные полномочиями по рассмотрению сообщений о преступлениях, и в его присутствии составлен протокол принятия устного заявления.

Вместе с тем УПК РФ устанавливает возможность заявить о преступлении и без явки самого заявителя. В такой ситуации он может воспользоваться любым средством связи, например, сделать заявление по телефону. Но если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, то его заявление, в соответствии с ч. 5 ст. 141 УПК РФ, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

Достаточно редки случаи получения заявлений о преступлениях, направленных по почте. Согласно п. 8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985, сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

В правоприменительной деятельности возможны ситуации, когда устное сообщение о преступлении происходит при производстве какого-либо следственного действия или в ходе судебного разбирательства. Положения ч. 4 ст. 141 УПК РФ устанавливают, что такие заявления заносятся соответственно в протокол следственного действия или судебного заседания.

Действующий УПК в ч. 7 ст. 141 содержит прямой запрет на использование анонимных заявлений о преступлении в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Между тем уголовно-процессуальный закон не определяет, что следует понимать под такими заявлениями.

Для разрешения данного вопроса целесообразно обратиться к положениям п. 43 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750, предусматривающей, что анонимными обращениями признаются письменные обращения, не содержащие фамилию автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59, в котором говорится, что гражданин в письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, ставит личную подпись (ч. 1 ст. 7). В случае, если в письменном заявлении, обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и его почтовый адрес, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11).

В связи с тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, они не могут рассматриваться компетентными государственными органами и их должностными лицами путем осуществления уголовно-процессуальной деятельности, направленной на разрешение сообщений о преступлениях. Однако такие заявления являются сигналом для проверки поступившей информации с помощью иных методов и средств. В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях анонимные заявления, содержащие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности.

Для того, чтобы результаты деятельности государственных органов или должностных лиц, проверявших анонимную информацию, приобрели процессуальное значение, а именно стали поводом для возбуждения дела, они должны быть облечены в надлежащую процессуальную форму. Так, если в ходе проведенной проверки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подлежит возбуждению. При этом поводом будет служить не анонимное заявление, а сообщение о преступлении, полученное из иных источников, оформленное рапортом сотрудника оперативного подразделения об обнаружении признаков преступления.

Самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела является явка с повинной, под которой, согласно ч. 1 ст. 142 УПК РФ, понимается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Данный повод по сравнению с другими встречается в практической деятельности гораздо реже.

Следует заметить, что явка с повинной может расцениваться в качестве повода для возбуждения дела, лишь когда заявитель сообщает о совершенном им преступлении, ранее неизвестном правоохранительным органам. Иными словами, о преступлении становится известно именно из явки с повинной.

В случае если уже имеется какой-либо другой повод (заявление или сообщение о преступлении) или уголовное дело возбуждено, явка с повинной утрачивает уголовно-процессуальное значение повода для возбуждения уголовного дела. В такой ситуации она может иметь уголовно-правовое значение, например, как обстоятельство, смягчающее наказание или освобождающее от уголовной ответственности, в специально предусмотренных УК РФ случаях.

В соответствии со ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Заявление о явке с повинной в устном виде принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ для устных заявлений о преступлениях. Протокол должен подписываться лицом, заявившем о явке с повинной, и должностным лицом, принявшим это заявление, а также содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

К письменной форме заявления о явке с повинной законодатель не предъявляет каких-либо требований. Представляется, что, как и любое сообщение о преступлении, письменное заявление о явке с повинной должно быть подписано заявителем. Ведь отсутствие подписи не позволяет установить, от кого именно исходит заявление, и, следовательно, указывает на анонимный характер сообщения, что противоречит сущности рассматриваемого повода.

При этом важно отметить, что лицо, заявившее о явке с повинной, не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, как это предусмотрено применительно к составлению заявления о преступлении.

Наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной уголовно-процессуальный закон определяет в качестве повода для возбуждения уголовного дела «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».

В соответствии со ст. 143 УПК РФ формой закрепления сообщения о преступлении, полученного из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141, 142 УПК РФ (заявление о преступлении и заявление о явке с повинной), является рапорт об обнаружении признаков преступления.

Рапорт, предусмотренный ст. 143 УПК РФ, – это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления.

Рапорт об обнаружении признаков преступления должен соответствовать ряду требований: отражать сведения о лице, составившем его; о деянии, содержащем признаки преступления и источнике получения информации об этом.

Помимо предусмотренных законом поводов для возбуждения уголовного дела необходимо еще и наличие основания.

Согласно ч. 2 ст. 140 УПК РФ «основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Исходя из анализа законодательного определения основания для возбуждения уголовного дела, можно сделать вывод о том, что оно содержит два неразрывно связанных элемента: 1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным компетентным органам и должностным лицам и 2) достаточность данных, указывающих на признаки преступления.

На начальном этапе уголовного судопроизводства не требуется устанавливать все признаки преступления. Для решения вопроса о возбуждении дела следует иметь достаточные данные о таких признаках, как общественная опасность и противоправность деяния.

Признак общественной опасности означает, что совершенное деяние опасно для общества и способно причинить существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Если деяние не обладает этим признаком, то в возбуждении уголовного дела должно быть отказано. О необходимости выявления признака общественной опасности на этапе возбуждения уголовного дела свидетельствует тот факт, что в целом ряде случаев действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не считается преступным, поскольку не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Не являются преступлениями деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, и некоторые другие, предусмотренные ст.ст. 37-42 УК РФ.

Противоправность устанавливается путем сопоставления обстоятельств деяния с описанием того или иного преступления, указанного в диспозиции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Выявление признака противоправности деяния или, иными словами, его запрещенности конкретной нормой УК РФ обусловлено, в частности, требованием о том, что в постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны соответствующие пункт, часть и статья уголовного закона (ч. 2 ст. 146 УПК РФ).

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется наличия исчерпывающих сведений о составе преступления, поскольку таковые должны быть установлены в стадии предварительного расследования.

В некоторых случаях для возбуждения уголовного дела обязательно наличие данных о лице, заподозренном в совершении преступления. Это относится к тем преступлениям, уголовную ответственность за которые несут лишь те лица, которые занимают определенное правовое положение. Например, военнослужащие, врачи, должностные лица, лица, имеющие допуск к государственной тайне, и некоторые другие категории лиц.

УПК РФ предусматривает возможность возбуждения уголовного дела не только по факту преступления, но и в отношении определенного лица (например, п. 1 ч. 1 ст. 46, п. 2 ч. 3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 147, ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 448). В такой ситуации неотъемлемым условием для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного физического лица служат достаточные данные, указывающие на совершение преступного деяния этим лицом.

Как уже отмечалось выше, для возбуждения уголовного дела необходимо наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Категория «достаточные данные» является оценочной. Вывод о достаточности данных относится к компетенции должностного лица, рассматривающего поступившее сообщение о преступлении. Решая вопрос о наличии либо отсутствии признаков преступления и достаточных данных, указывающих на них, следователь руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением.

Решение о наличии основания для возбуждения уголовного дела не может базироваться на домыслах или слухах. Оно должно основываться на конкретных фактах и вытекать из объективных данных. При необходимости следователь вправе провести проверку соответствующего заявления, сообщения и иных материалов о преступлении.

 

§ 2. Процессуальный порядок принятия решения
о возбуждении уголовного дела

 

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ по результатам проверки сообщения о преступлении следователь не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения должен принять решение, предусмотренное законом. Руководитель следственного органа при наличии ходатайства следователя имеет право продлить этот срок до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа вправе по ходатайству следователя продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Примечательно, что уголовно-процессуальный закон, наделив руководителя следственного органа правом продлевать срок рассмотрения сообщения о преступлении до 10 суток, не конкретизировал оснований такого продления срока. Полагаем, что его продление допустимо в тех ситуациях, когда в ходе проверочной деятельности требуется выполнить значительный объем процессуальных действий, направленных на получение необходимой информации и сопряженных с определенными временными затратами.

По смыслу закона предполагается письменная форма ходатайства о продлении указанного срока.

Срок рассмотрения сообщения о преступлении, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, надлежит исчислять с момента его поступления для разрешения. Исходя из анализа ч. 2 ст. 128 УПК РФ «Исчисление срока», окончание срока принятия решения по результатам проверки поступившего сообщения приходится на 24 часа последних суток.

По итогам рассмотрения сообщения о преступлении следователь принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче сообщения по подследственности или в суд (ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Аналогичное полномочие принадлежит также руководителю следственного органа, который вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

Решение о возбуждении уголовного дела является одним из итоговых на начальном этапе уголовного процесса и одновременно свидетельствует о начале стадии предварительного расследования.

Процессуально решение следователя о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Требования к содержанию постановления сформулированы в общем виде в ч. 2 ст. 146 УПК РФ.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части постановления указываются дата, время, место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность и специальное звание лица), повод для возбуждения уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части излагаются фактические данные, указывающие на признаки преступления, с указанием на конкретные обстоятельства, обосновывающие принятое решение; время, место совершения деяния, лицо, его совершившее (если таковое известно), краткое описание преступных действий (бездействия). Кроме того, указывается статья уголовного закона и статьи УПК РФ, которыми руководствуется следователь при вынесении постановления.

Резолютивная часть постановления содержит формулировку решения о возбуждении уголовного дела, юридическую квалификацию деяния с указанием пункта, части и статьи УК РФ, по которым возбуждается уголовное дело.

УПК РФ допускает возможность возбуждения уголовного дела по признакам или, иными словами, по факту преступления, а также возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица. Последний вариант решения оформляется в ситуации, когда лицо, заподозренное в совершении преступления, установлено. В этом случае особенностью самого постановления является необходимость указания в нем фамилии, имени и отчества лица, которое при этом приобретает статус подозреваемого с момента возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).

Наряду с изложенным, в резолютивной части должно быть определено дальнейшее движение дела: решение о принятии уголовного дела к своему производству, если должностное лицо, составившее постановление, будет проводить по нему расследование.

В целях обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела ч. 4 ст. 146 УПК РФ определяет, что копия постановления следователя о возбуждении дела незамедлительно направляется прокурору.

В случае возбуждения уголовных дел капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Прокурор изучает представленное постановление и оценивает его с точки зрения законности и обоснованности. Если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения указанного постановления и прилагаемых материалов отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет следователю, возбудившему уголовное дело.

 

§ 3. Иные процессуальные решения следователя на этапе возбуждения уголовного дела и процессуальный порядок их принятия

 

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь обязан отказать в возбуждении уголовного дела.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела определены статьей 24 УПК РФ, согласно которой уголовное дело не может быть возбуждено в следующих случаях:

отсутствие события преступления;

отсутствие в деянии состава преступления;

отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ;

отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п.п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ;

отсутствие согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы (п. 13 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

отсутствие согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Кроме того, основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела могут быть:

отсутствие заявления или согласия руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием в случаях, предусмотренных ст. 23 УПК РФ и главой 23 УК РФ;

отсутствие согласия иностранного государства на возбуждение уголовного дела в отношении лица, находящегося (либо находившегося) на службе данного государства и пользующегося соответствующим иммунитетом (ст. 3 УПК РФ);

отсутствие согласия международной организации на возбуждение уголовного дела в отношении лица, являющегося (либо являвшегося) членом персонала данной организации и пользующегося соответствующим иммунитетом (ст. 3 УПК РФ).

Наличие основания для отказа в возбуждении уголовного дела должно быть установлено следователем достоверно. В противном случае следует возбудить уголовное дело и провести расследование.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется постановлением следователя. В соответствии с ч. 2 ст. 148 УПК РФ при вынесении данного постановления по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица (лиц), следователь обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение.

Важным требованием, предъявляемым к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, является его мотивированность, означающая, что вывод о наличии основания отказа в возбуждении уголовного дела должен базироваться на анализе установленных обстоятельств, подтвержденных достоверными данными.

Постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части постановления отражается информация о дате, месте составления, должностном лице, его вынесшем, и указание на сообщение, послужившее поводом для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части излагаются сведения о результатах проверки сообщения о преступлении, основание для отказа в возбуждении уголовного дела, а также конкретные фактические данные, подтверждающие наличие указанного основания, и другие сведения, предусмотренные законом.

Резолютивная часть постановления содержит решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и основание его принятия с указанием соответствующей статьи УПК. Кроме того, в резолютивной части фиксируются сведения о направлении копии постановления прокурору и заявителю, а также о разъяснении последнему права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 124, 125 УПК РФ.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средствами массовой информации, направляется для обязательного опубликования (ч. 3 ст. 148 УПК РФ), о чем также делается отметка в постановлении.

Частью 1 ст. 148 УПК РФ определяется, что отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления), допускается лишь в отношении конкретного лица. В этом случае в резолютивной части постановления следователь должен указать фамилию, имя и отчество лица, в отношении которого отказывается в возбуждении дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору и заявителю (ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В свою очередь, соответствующий руководитель следственного органа, признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее пяти суток отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения, либо сообщает прокурору о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39 УПК РФ).

Необходимо заметить, что ранее, до внесения изменений в УПК Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, прокурор мог отменить постановление следователя об отказе в возбуждении дела и возбудить уголовное дело, либо возвратить материалы для дополнительной проверки (ч.6 ст. 148 УПК РФ). Согласно действующей редакции рассматриваемой статьи УПК РФ решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела вправе отменить только руководитель следственного органа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ следователь вправе без возбуждения уголовного дела передать сообщение о преступлении по подследственности или в суд. Это решение выносится тогда, когда из самого заявления или материалов, полученных в ходе его проверки, следует, что разрешение поступившей информации относится к компетенции другого органа предварительного расследования или суда.

В случае вынесения решения о передаче сообщения по подследственности или в суд следователем (руководителем следственного органа) принимаются меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).

Анализ положений ст. 144 УПК РФ позволяет утверждать, что для указанного решения установлены те же сроки, что и для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом. Однако в законе четко не определен момент, с которого следует исчислять срок рассмотрения сообщения о преступлении, переданного по подследственности.

Данный пробел отчасти нашел свое разрешение в Типовом положении о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, пункт 32 которого гласит, что «сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст.ст. 144 и 146 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ вопрос о направлении сообщения в суд возникает по делам частного обвинения, которые, как следует из содержания ч. 1 ст. 31 УПК РФ, подсудны мировому судье. Заявление о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения, при наличии сведений о лице, его совершившем, рассматривается судьей в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ. Следовательно, такое заявление должно быть передано в суд для разрешения по существу. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 4 ст. 20 УПК РФ, в том числе, когда данные о лице, в отношении которого подано заявление, не известны.

Уголовно-процессуальный закон не содержит прямого указания на необходимость оформления следователем факта передачи сообщения о преступлении по подследственности или в суд. Между тем представляется целесообразным составление соответствующего постановления, в котором следует отразить обстоятельства, послужившие основанием для передачи сообщения о преступлении по подследственности или подсудности.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.