Важнейшей составной частью современного менеджмента становятся инновации – процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.
Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.
Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие:
1) определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;
2) организация управления развитием организаций;
3) оценка эффективности инновационных процессов;
4) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
5) разработка проектов внедрения нововведений;
6) создание системы управления инновациями;
7) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;
8) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;
9) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
В ходе развития инновационного менеджмента постепенно выделились две относительно самостоятельные его составляющие, т. е. две области инновационного менеджмента. В основе этого выделения лежат два основных типа инноваций – производственные и управленческие.
Совокупность принципов, методов, инструментов управления процессами создания и распространения производственных инноваций, т.е. инноваций, которые реализуются в первичной производственной деятельности, получила название инновационно-технологического менеджмента – это совокупность принципов, методов и форм управления на уровне организации процессом осуществления и распространения производственных инноваций. Производственные инновации относятся к продуктам, услугам и технологиям производственного процесса, т. е. они могут представлять собой реализацию идеи нового продукта или услуги или введение нового элемента производственного процесса.
В настоящее время большинство преуспевающих компаний во всем мире – в Европе, Азии, Америке – отдают наивысший приоритет производственным инновациям. Согласно оценкам специалистов, от 30 до 40 % товарооборота наиболее успешно функционирующих компаний мира приходится на продукцию, которая была запущена в производство в течение последних 5 лет. Развитие путем осуществления производственных инноваций все в большей степени становится ключевым фактором успеха.
Перечень задач, которые требуется решить менеджерам организации в процессе разработки и осуществления производственных инноваций, многообразен. Несмотря на то, что специфические особенности задач и последовательности их решения зависят от характера конкретной инновации, наиболее общие и типичные задачи инновационно-технологического менеджмента организации включают в себя типичный управленческий инструментарий, применяемый для их решения.
В табл. 19 представлен список основных задач инновационно-технологического менеджмента организации, выделены области ответственности за их решение.
Таблица 19
Задачи инновационно-технологического менеджмента организации
Области управления инновационным процессом | Задачи |
Зависимые от внешних факторов | - осознание возможности и необходимости осуществления производственных инноваций - идентификация и оценивание новой технологии - получение результатов НИОКР, необходимых для осуществления производственной инновации |
Зависимые от внутренних факторов | - разработка финансового и других разделов бизнес-плана инновационного проекта - оценка эффективности инновационного проекта - защита производственных инноваций |
Выход на рынок | - обучение технологии - организация обучения, связанного с продуктом - начало выпуска продукта или предоставление услуги - мониторинг и контроль осуществления инновационного проекта в целом |
Инновационный процесс может быть достаточно долгим и достаточно сложным, а отдельные составляющие его этапы на практике не обязательно следуют друг за другом в хронологическом или логическом порядке. При этом могут быть выделены три типичные области управления процессом реализации производственных инноваций.
Первая область, фаза инновационного процесса определяет стремления, цели организации/предприятия. Эта область управленческих задач лежит в сфере внешнего окружения организации, что требует определения целей и приоритетов технологической стратегии организации. Основными задачами первого этапа управления производственными инновациями предприятия являются: осознание возможности и необходимости осуществления инноваций; идентификация и оценивание соответствующей технологии; приобретение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, необходимых для осуществления данного инновационного процесса.
Вторая область задач инновационно-технологического управления на предприятии определяется преимущественно ее внутренней средой. На этом этапе требуется оценить осуществимость производственных инноваций на данном предприятии; рассмотреть возможные альтернативы и выбрать наиболее эффективный способ реализации инновационного процесса. Вторая фаза инновационного процесса определяет процесс достижения поставленных целей. Основными задачами этого этапа управления инновационными процессами предприятия являются разработка бизнес-плана; решение проблем финансирования инновационного проекта; привлечение инвесторов; защита результатов инновационной деятельности.
Третья область задач инновационно-технологического управления связана с коммерциализацией результата инновационной деятельности предприятия. На заключительном этапе инновационного процесса решающее значение имеют технологическое и бизнес-обучение, начало выпуска инновационной продукции и мониторинг результатов осуществления инновационного процесса.
Необходимо отметить закономерность того, что в приведенном перечне задач инновационно-технологического менеджмента организаций содержатся задачи управления инновациями, относящиеся к решению как производственных, так и административных проблем. Это связано с тем, что осуществление производственных инноваций часто приводит к необходимости глубоких организационно-управленческих изменений.
Технологический аудит представляет собой способ диагностики инновационной и производственной подсистем предприятия. Он позволяет получить качественную и количественную характеристику инновационного потенциала предприятия.
С точки зрения предприятия-разработчика инноваций можно выделить два способа использования полученных результатов:
Первый способ предполагает, что предприятие-разработчик использует результаты инновационной деятельности непосредственно у себя на производстве, например выпуская продуктовые инновации (новую продукцию) с применением созданных процессных и организационно-управленческих инноваций.
При втором способе предприятие-разработчик осуществляет трансферт инноваций, заключая лицензионные соглашения с другими предприятиями на передачу им исключительных или неисключительных прав интеллектуальной собственности.
Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому, прежде чем вкладывать в этот процесс значительные ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные), необходимо оценить реальность успешного превращения создаваемой технологической инновации в рыночный продукт. Такую оценку разработчики создаваемой технологической инновации могут провести самостоятельно либо с привлечением сторонних экспертов.
Технологический аудит предприятия, оценку коммерческого потенциала инновационной идеи (или уже запатентованного в виде изобретения объекта интеллектуальной собственности) целесообразно проводить по алгоритму, включающему в себя следующую последовательность шагов.
Шаг 1. Проведение предварительных исследований
В ходе этих исследований должны быть выявлены авторы идеи (изобретения) и источники финансирования разработки. Если результаты интеллектуальной деятельности получены в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, проводимых по договору, то согласно Гражданскому кодексу РФ заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. Поэтому, если в договоре на создание соответствующего объекта интеллектуальной собственности не было указано распределение прав на полученные в ходе выполнения договорных работ результаты, то все эти результаты, в том числе и изобретения, полученные во время выполнения работ, должны быть переданы заказчику. Следовательно, эти результаты принадлежат заказчику, а авторы могут коммерциализовать свои изобретения только с его согласия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.