Одной из главных целей менеджмента является обеспечение стабильной и устойчивой к изменениям внешней среды конкурентоспособности предприятия, что обусловливает необходимость высокой инновационной активности.
В течение последних десятилетий и в жизни обычных людей, и в сфере специальной профессиональной деятельности происходили значительные изменения, которые, с одной стороны, явились следствием научно-технического прогресса, а с другой – стали результатом значительно обострившейся конкурентной борьбы. Индустриальная стадия развития экономики позволяла предприятиям достичь конкурентные преимущества в результате концентрации капитала, развития интеграционных процессов, усиления доминирования на рынках за счет слияний и поглощений. В условиях концепции экономики знаний, инновационной экономики более существенное значение приобретают новые технологические возможности и нестандартные формы ведения бизнеса, основанные на умении руководства предприятия предвидеть возможные изменения в технике и технологии и способность определить возможные и эффективные сферы применения новшеств, сформировать новые потребности у потенциальных потребителей.
Современная парадигма менеджмента исходит из необходимости и возможности управления спросом и формирования новых потребностей, что в конечном итоге становится предпосылкой для роста инновационной активности предприятий. Управление предприятием все в большей степени становится ориентированным на долгосрочную перспективу, поскольку инновации меняют всю промышленно-технологическую основу бизнеса.
Термин «инновация» впервые использован в ХIХ в. в исследованиях культурологов и означает проникновение некоторых элементов одной культуры в другую. Значение термина «инновация» в переводе с английского «innovation» означает – развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы предпринимательских фирм.
Следует также учесть, что латинское слово «novator» – обновитель, т. е. человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности, английский термин «innovate» – вводить новшества, делать нововведения, производить перемены, понятием «innovator» обозначается фирма, создающая новую продукцию, применяющая новую технологию. В англоязычной экономической литературе термин «инновация» имеет давние традиции повседневного использования, в силу чего сложились ряд устоявшихся выражений, подчёркивающих прорывной, особо важный характер тех нововведений, которые обозначаются термином «инновация» – «сapital-saving innovation» – капиталосберегающие нововведения; «design innovation» – изменение конструкции машины; «factor-saving innovation» – нововведение, сберегающее издержки на фактор производства (труд или капитал); «financial innovation» – финансовая инновация, разработка новых финансовых методов; «manufacturing innovation» – новый метод производства; «product innovation» – новое изделие.
Адам Смит в своей монографии «The Wealthof Nations», изданной в 1776 г., утверждал, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т.е. при помощи инноваций.
Ф. Котлер определяет инновацию как идею, товар или технологию, запущенные в массовое производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами.
Основоположником теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, трактовавший инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом, что по смыслу идентично понятию «нововведение» и подразумевает под собой объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования, сделанного научного открытия, качественно отличный по своим параметрам от предыдущих аналогов, либо не имеющий аналогов, приносящий существенную экономическую выгоду, т.е. новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.
Й. Шумпетер сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях и высоко оценил роль предпринимателя – новатора в экономическом прогрессе, при этом считая предпринимателями не только «самостоятельных» хозяйствующих субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию – комбинирование факторов производства. Предпринимателями он считает и тех, кто не имеет длительных связей с индивидуальным предприятием и использует таковые только для проведения новых комбинаций. По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективное труднее, чем производить привычное и испытанное.
По его мнению, роль предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения для выпуска новых товаров или производства старых более новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль и т.д. Содержанием предпринимательской деятельности является осуществление «новых комбинаций факторов» производства и разнообразных нововведений.
Значительный вклад в развитие теории инновационного пути развития экономики внес Н.Д. Кондратьев, который излагая учение о больших циклах конъюнктуры полувековой длительности, обосновывал закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн этих циклов с волнами технических изобретений и их практического использования. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.
Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности, т.е. результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Инновации формируют условия для повышения уровня конкурентоспособности предприятий, восполняя недостаточный уровень конкурентоспособности. Непременными свойствами (признаками) инновации, таким образом, выступают:
- научно-техническая новизна,
- производственная применимость,
- экономическая полезность,
- коммерческая реализуемость (эффективность).
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента: «материализацию» инновации – от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию; «коммерциализацию» инновации – превращение ее в источник дохода.
Системный, комплексный характер инновационной деятельности отражается в сложности и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках, и т.д..
Поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам. Типология инноваций важна не только для развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но и для практики управления инновациями. Менеджеры инноваций в своей деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендациях по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло», согласно которому в общей системе инноваций необходимо выделять четыре основных типа инноваций:
1. Продуктовые.
2. Технико-технологические (процессные).
3. Маркетинговые.
4. Организационные (организационно-управленческие).
Продуктовые инновации являются самым распространенным типом инноваций и представлены практически на всех предприятиях. Доминирование продуктовых инноваций также подтверждается данными Госкомстата РФ. При этом их характер различается от предприятия к предприятию. Для одних – это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других – повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом запросов потребителя. Иногда выпуск новой продукции осуществлялся без изменения технологии и на старом оборудовании, иногда освоение новой продукции сопровождалось внедрением новой для предприятия технологии и закупкой соответствующего оборудования.
Именно производство новой продукции, способной удовлетворить запросы рынка, является для обследованных предприятий ведущим мотивом технологических нововведений. Вместе с тем конкретные предпосылки инноваций могут быть различными: совершенствование технологического процесса, экономия ресурсов, экологические требования, недоступность передовых технологических решений. Практически на всех предприятиях целью технологических нововведений было повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий.
Примечательно, что технические инновации, т.е. введение нового оборудования чаще всего обусловлены либо переходом к выпуску новой продукции, либо необходимостью радикального повышения качества уже выпускаемых изделий. В ряде случаев на российских предприятиях установка и освоение нового оборудования были обусловлены необходимостью замены морально устаревшего и изношенного оборудования и расширения материально-технической базы вследствие исчерпания резервов роста за счет старого оборудования.
Маркетинговая инновация предполагает внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены, направленные на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.
Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является:
- внедрение метода маркетинга, который ранее не использовался данным предприятием, который должен стать частью новой концепции или стратегии маркетинга, представляющей собой значительный отрыв от ранее существовавших на предприятии;
- значительные изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой концепции его маркетинга – изменения в форме и внешнем виде, не изменяющие функциональных или потребительских характеристик данного продукта, изменения в упаковке продукции;
- освоение новых каналов сбыта – внедрение системы франчайзинга, прямой продажи, эксклюзивной розничной торговли или лицензирование продукции.
Нередко освоение новой продукции сопровождается организационно-управленческими инновациями, которые чаще всего характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях. На большинстве предприятий были созданы отделы маркетинга, при этом на некоторых из них на начальном этапе реформ образование отделов маркетинга было простой сменой вывески отдела сбыта. Тем не менее, затем их функции были расширены и разделены на изучение спроса на продукцию и его прогнозирование, с одной стороны, и на организацию сбыта – с другой. Соответственно внедрение маркетинговых методов управления сбытом требует изменений в системе планирования объемов производства и ценообразования. Помимо изменения структуры управления, организационно-управленческие инновации включают и другие мероприятия, целью которых является повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и персоналом. В качестве управленческих нововведений можно также рассматривать инновации в социально-трудовой сфере (применение новых форм найма и контрактов, новых систем оплаты труда).
Как правило, инновации на предприятиях носят комплексный характер. При этом разные типы инноваций были взаимосвязаны по целям и результатам внедрения. В принципе локальные, точечные инновации являются рутинной деятельностью предприятий, без них нельзя поддерживать существование предприятия. Удивительно, что для многих предприятий стали рутинными непрерывные комплексные изменения. И это является одной из важных характеристик современного инновационного процесса на уровне предприятий.
В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инновации; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации.
Классификация инноваций позволяет:
1. Систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.
2. Обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможных ограничений.
3. Обеспечить взаимосвязь между видом нововведения и инновационной стратегией.
4. Обеспечить программное (проектное) планирование и системное управление нововведением на всех этапах его жизненного цикла.
5. Разработать организационно-экономический механизм реализации нововведений и замены его новым для решения стратегических задач организации.
6. Выработать соответствующий механизм компетенции (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий более успешно продвигать инновацию.
Существует ряд общепризнанных признаков классификации инноваций (рис. 3).
Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Создание базисных инноваций связано с объемными затратами ресурсов, высоким уровнем рисков и неопределённости. Однако при этом они являются источником последующих улучшений, модернизации, распространением в других отраслях, созданием новых потребностей и новых рынков сбыта. Эта группа инноваций не является распространённой и многочисленной, но отдача от них непропорционально значительна. Потенциальным результатом такого нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и существенное усиление рыночных позиций.
Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов. Улучшающие инновации создаются в результате наблюдения и анализа как в сфере потребления товара, так и в процессе его производства. Эти улучшения обещают безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек. Кроме того, улучшающие инновации являются следствием стремления к дифференциации продукции. Особое значение имеют подобные инновации в условиях массового и крупносерийного производства на крупных предприятиях, в результате чего создаются
Рис. 3. Классификация инноваций
сбалансированные по всем параметрам товары, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций.
Таблица 13
Сравнительная характеристика базисных и улучшающих инноваций
Параметры | Базисные инновации | Улучшающие инновации |
1. Риски и трудности: | ||
1.1. Неудача при проектировании | очень вероятна | маловероятна |
1.2. Провал на рынке | очень вероятен | средняя степень вероятности |
1.3. Планирование бюджета проекта | затруднено | легко осуществимо |
1.4. Определение временных характеристик проекта | затруднено | легко осуществимо |
2. Организация работы: | ||
2.1. Форма исследовательского коллектива | команда с сильным лидером | демократически управляемая команда |
2.2. Тип руководителя проекта | предприниматель, первопроходец | специалист |
2.3. Куратор проекта | высший руководитель организации | менеджер среднего звена, назначенное лицо |
2.4. Сопротивление инновации | очень сильное | умеренное |
3. Результаты: | ||
3.1. Степень новизны товара | очень высокая, может не иметь аналога, кардинальное | от малой до средней |
3.2. Изменение рыночных позиций | существенное | от малого до среднего |
3.3. Конкурентные преимущества | долгосрочные, обеспечивают лидерство по качеству | кратковременные, обеспечивают низкие издержки |
Динамика базисных и улучшающих инноваций в организации существенно зависит от места, которое занимает данная организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Японским исследователем К. Кусуноки на примере производства коммуникационного оборудования было обнаружено, что отраслевые технологические лидеры или крупные организации в своей деятельности акцентируются на улучшающих инновациях, в то время как небольшие организации или отраслевые аутсайдеры часто стремятся создавать радикально новые продукты и технологии, т.е. осуществлять радикальные инновации.
На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого жизненного цикла. Как известно, отрасли бывают молодые (например, электронная промышленность, индустрия программного обеспечения, кабельная промышленность и др.) и старые (например, легкая, угольная, лесная промышленность и др.). То, на каком этапе жизненного цикла находится отрасль, влияет на соотношение радикальных и приростных инноваций.
В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла, превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях, подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации.
Псевдоинновации (рационализирующие инновации, модифицирующие) – деятельность, результатом которой является частичное улучшение характеристик (иногда второстепенных) существующих, в том числе устаревших видов продукции, поколений техники и технологий. Они выступают в качестве временного решения в противовес реальным инновациям, позволяя удержаться на рынках морально устаревшей продукции, сохранить неэффективные технологические процессы.
Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс, реализуются в первичной производственной деятельности. Это продуктовые и технологические инновации.
Управленческие инновации – это новое знание, воплощенное в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Социальные инновации – новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации работников, внедрение системы социального партнерства.
Если продуктовые и процессные инновации общепризнанны, их описания включены в международные стандарты («Руководство Фраскати», 1993), то социальные инновации, в том числе управленческие, зачастую недооценивают. Управленческие инновации бывают намного выгоднее, дешевле, чем продуктовые и процессные. Но вместе с тем их реализация гораздо труднее, так как связана с изменением поведения, привычек, представлений, деловой культуры. Они рискованнее, так как затрагивают интересы людей, вызывают конфликты, менее предсказуемы, могут привести к инверсии (прямо противоположному поставленной цели результату). Поэтому социальные нововведения необходимо тщательно изучать и анализировать.
Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей – потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации – увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Другой вид инноваций носит название инвестиционные инновации. Потребителями такой инновации будет производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций – увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.
Каждому уровню в системе предприятия соответствуют определенные виды инноваций:
- стратегический уровень – инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;
- внутрифирменный уровень – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;
- персональный уровень – это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.
По масштабам влияния (воздействия) инновации различают точечные (единичные) инновации, оказывающие влияние на отдельный параметр продукта и встраиваемые как новые элементы в известную технологическую систему с целью её улучшения и комплексные, приводящие к реорганизации всей технологической системы (взаимосвязанные новшества и их комплексы образуют новую технологию, с использованием которой удается получить новые продукты, что, в свою очередь, изменяет структуру организации производства и систему управления).
Инновации замещающие – нововведения, предназначенные заменить существующие (старые) продукты или технологии новыми или модифицированными, с сохранением их назначения и функций.
Рационализирующие инновации – представлены в форме рационализаторского предложения. Рационализаторским признаётся техническое решение, являющееся новым и полезным для организации, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала.
Расширяющие инновации – нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций.
Поддерживающие инновации характерны для ситуации, когда конкурентная борьба вынуждает компанию производить более дорогие усовершенствованные продукты для своих основных потребителей. В такой ситуации компании-лидеры обязательно окажутся впереди.
Подрывные инновации, цель которых – сделать коммерчески успешными более простые и удобные продукты, которые стоить будут меньше и вызовут интерес менее привлекательных или даже новых категорий потребителей. В этих условиях «атакующие» могут победить лидеров. Причем в качестве «атакующих» может выступать малый и средний бизнес.
Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
В практической управленческой деятельности довольно часто используются обобщенные, интегрированные характеристики динамики осуществления инноваций хозяйствующим субъектом. Таким образом, многообразие видов инноваций, при обладании знаний об отличительных особенностей каждого их них, позволяет выработать и обеспечить условия для их успешной реализации.
Выделяют следующие основные принципы инноваций:
1. Приоритет инновационного производства над традиционным.
2. Эффективность инновационного производства – ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в которой они приводят к достижению коммерческого успеха.
3. Организационная и структурная обособленность, связанная с необходимостью и целесообразностью создания под новую идею или изобретение самостоятельной инновационной структуры, которая может быть абсолютно непригодной для решения других задач.
Эти принципы лежат в основе концепции жизненного цикла инноваций в совокупности с периодизацией инновационного процесса. Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Роль концепции жизненного цикла инновации при планировании производства инноваций и организации инновационного процесса имеет приоритетное значение и заключается в следующем:
- концепция жизненного цикла инновации определяет необходимость осуществлять анализ хозяйственной деятельности с учетом динамики развития хозяйствующего субъекта, в том числе перспективного;
- концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость постоянно организованной деятельности по планированию выпуска и/или приобретения инноваций;
- концепция жизненного цикла инновации служит базой для анализа и планирования инновации. В результате проведения анализа определяется стадия жизненного цикла инновации, тенденция ее перспективного развития, спада и окончания существования.
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями (рис. 4).
На рис.4 представлено сопоставление стадий жизненного цикла инновации как с позиций исследователя, так и с позиций предпринимателя.
Для исследователя исходным процессом производства инновации являются фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Необходимость таких исследований обусловлена потребностями народного хозяйства или отрасли. Они могут заканчиваться рекомендациями относительно постановки прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных знаний, научными публикациями и т.д. Особенность фундаментальных исследований как творческого процесса – невозможность заранее определить конечный результат, затраты времени и средств на его достижение, индивидуальный, неповторимый характер исследования.
Результаты фундаментальных исследований представлены в публикациях, научных отчетах и докладах, содержат теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания. Включают два этапа – поисковые и научно-технические исследования. С инновациями в большей степени связан второй этап, на котором производится отбор результатов, пригодных для практической реализации, выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, сферы их первоочередного использования. Результаты фундаментальных исследований могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного периода времени – 30-40 лет.
Рис. 4. Стадии жизненного цикла инновации
Прикладные исследования – научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей, поиск наиболее рациональных путей практического использования результатов фундаментальных научных исследований в народном хозяйстве. Конечным их результатом являются рекомендации по созданию технических нововведений – инноваций – технологических регламентов, эскизных проектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторными и предпроизводственными испытаниями.
Организация прикладных исследований носит регламентированный порядок, включающий четыре основных этапа:
1. Теоретическое обоснование пути и методов разработки прикладных задач, составление схем и вариантов решений научно-прикладных задач, математических и материальных моделей.
2. Разработка и утверждение технического задания (ТЗ), включающего информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности, разработку программы, способов и схемы исследования, в том числе этапы и оценку надежности методики исследования. Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора.
3. Экспериментальный этап (опытная проверка).
4. Обобщение и оценка результатов научно-исследовательской работы.
Проектирование (лат. projectus – «брошенный вперед») – это процесс изготовления на основе результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления, для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по его первичному описанию. Конечным итогом проектной деятельности является проект, т.е. комплект документации, предназначенной для создания определенного объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Объектом проектирования может быть материальный предмет, выполнение работы, оказание услуги. Проектирование можно рассматривать с одной стороны как заключительную фазу исследований, а с другой –как начальную фазу производства.
Проектирование – это также поиск научно-обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект будущего изделия. Проектирование как осознанная целенаправленная деятельность обладает определенной структурой, т.е. последовательностью и составом стадий и этапов разработки проекта, совокупностью процедур и привлекаемых технических средств, взаимодействием участников процесса. Основные стадии (этапы) структуры представлены на рис. 5.
Рис. 5. Стадии разработки проектной документации
Техническое задание (ТЗ) устанавливает основное назначение, технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования к разрабатываемому объекту, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации и ее состав, а также специальные требования к изделию.
Техническое предложение (ПТ) – совокупность документов, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки проекта. Такое заключение дается на основании анализа ТЗ заказчика и различных вариантов возможных решений, их сравнительной оценки с учетом особенностей разрабатываемого и существующих изделий, а также патентных материалов.
Эскизный проект (ЭП) – совокупность документов, содержащих принципиальные решения и дающих общее представление об устройстве и принципе работы разрабатываемого объекта, а также данные, определяющие его назначение, основные параметры и габаритные размеры. В случае большой сложности объекта этому этапу может предшествовать предпроектное исследование, содержащее теоретические исследования, предназначенные для обоснования принципиальной возможности и целесообразности создания данного объекта.
Технический проект (ТП) – совокупность документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве проектируемого объекта, исходные данные для разработки рабочей документации.
На стадии рабочего проекта (РП) сначала разрабатывают подробную документацию для изготовления опытного образца и последующего его испытания. Испытания проводят в ряд этапов, по результатам которых корректируют проектные документы. Далее разрабатывают рабочую документацию для изготовления установочной серии, ее испытания, оснащения производственного процесса основных составных частей изделия. По результатам этого этапа снова корректируют проектные документы и разрабатывают рабочую документацию для изготовления и испытания головной (контрольной) серии. На основе документов окончательно отработанных и проверенных в производстве изделий, изготовленных по зафиксированному и полностью оснащенному технологическому процессу, затем разрабатывается завершающая рабочая документация установившегося производства.
В процессе разработки проектной документации в зависимости от сложности решаемой задачи допускается объединять между собой ряд этапов. Этапы постановки ТЗ и технического проектирования могут входить в цикл научно-исследовательских работ (НИР), а этапы технического предложения и эскизного проектирования – образовывать цикл опытно-конструкторских работ (ОКР).
Завершает цикл работ этап, подводящий итог проектной деятельности – сертификация – определение уровня качества созданного изделия и подтверждение его соответствия требованиям тех стран, где предполагается его последующая реализация. Необходимость выделения этого этапа в виде самостоятельного вызвана тем, что в настоящее время экспорт продукции или ее реализация внутри страны во многих случаях недопустимы без наличия у нее сертификата качества.
Первичное (пионерное) освоение нововведений – это внедрение результатов разработки в производство, что предполагает следующий порядок действий:
- индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов – техническое освоение;
- достижение проектной мощности и проектного объема использования новшества – производственное освоение;
- достижение проектной социально-экономической эффективности нововведения – экономическое освоение.
Экономическое освоение заканчивается достижением проектной мощности и экономических показателей: материало- и энергоемкости, производительности труда, себестоимости, рентабельности, фондоотдачи. На этой стадии освоения производятся дополнительные работы по устранению выявленных в процессе производственно-технического освоения недочетов.
Распространение нововведения, или диффузия, – это его экономическое освоение в широком масштабе на основе распространения информации о новшестве, тиражирования соответствующей документации, обновление оборудования, обучение кадров, разработка и реализация бизнес-планов с учетом специфики конкретных предприятий и опыта внедрений.
Потребление как фаза жизненного цикла нововведения характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта, в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического эффекта от нововведения.
Устаревание – завершает весь жизненный цикл нововведения. Оно начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение.
В заключение следует отметить, что основные показатели инновационной активности российских предприятий (рис. 6) свидетельствуют о снижении и так невысокого уровня в 2012 г.. Несколько больше стало предприятий, внедряющих технологические инновации, при этом данные свидетельствуют о резком снижении количества предприятий, внедряющих инновации экологические, несмотря на приоритетность концепции устойчивого развития в мировом сообщетстве.
Рис. 6. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общем числе обследованных организаций, %
Подходы к инновациям в крупных компаниях в основном укладываются в три схемы:
- «Поиск требований рынка» – к примеру, такие компании, как Apple и Procter & Gamble, вовлекают клиентов напрямую для генерации новых идей.
- «Последователи рынка» – например, Hyundai и Caterpillar, компании, которые отслеживают рынок для пошаговых инноваций и улучшений существующих продуктов.
- «Ориентация на технологии» – такие компании, как Google и Bosch, зависят от внутренних технологических возможностей для развития новых продуктов и услуг. Они используют инвестиции как для разработки революционных идей, так и пошаговых инноваций, надеясь на то, что эти инновации будут отвечать требованиям рынка.
Booz&Co проводя исследования, оценила количество предприятий, реализующих названные стратегии в России и в мире в целом – рис. 7 – который свидетельствует о том, что в российских корпорациях инновациями в основном занимаются инженеры и специалисты в технических направлениях науки, которые не интересуются рынком и, как следствие не прислушиваются к мнению клиента, в отличие от зарубежных компаний.
Рис. 7. Стратегии инноваций в компаниях
Вышесказанное свидетельствует о важности и приоритености решения задач модернизации подходов к развитию инноваций в российских компаниях и достаточно эффективным инструментом здесь может стать инновационный и проектный менеджмент.
Контрольные вопросы
1. Что такое инноватика и инновационный менеджмент?
2. Каковы особенности возникновения инноватики?
3. Эволюция технологических укладов.
4. Ядро технологического уклада.
5. Понятие новшества и инновации. Классификация инноваций.
6. Классификация источников инноваций.
7. Цели, задачи и содержание инновационного менеджмента.
8. Понятие инновационного процесса.
9. Основные фазы инновационного процесса и их содержание.
10. Взаимосвязь между жизненными циклами инновации, продукта и товара.
11. Значение и содержание фаз распространения и диффузии инновации – основных составляющих этапа выведения инновации на рынок.
12. Организационные формы инновационной деятельности.
13. Организация инновационной деятельности на предприятии.
14. Характеристики инновационной организации.
15. Инновационная система. Основные понятия.
16. Национальная инновационная система.
17. Региональная инновационная система.
18. Корпоративная инновационная система.
19. Инфраструктура инновационной сферы.
20. Выбор инновационной бизнес-модели.
21. Варианты финансирования инновационной деятельности.
22. Формирование инновационной команды, участники инновационного проекта.
23. Основные ошибки инновационных предприятий.
24. Понятие инновационных стратегий и их классификация.
25. Характеристика предприятий виолентов.
26. Характеристика предприятий патиентов.
27. Характеристика предприятий эксплерентов.
28. Характеристика предприятий коммутантов.
29. Оценка ситуации при выборе инновационной стратегии.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.