Ø возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы;
Ø предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ;
Ø преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий;
Ø установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства;
Ø установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения;
Ø предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.
Толкование Конституции Российской Федерации.
Толкование Конституции – это осуществляемое в форме закона разъяснение ее положений для их однозначного понимания и правильного применения на практике.
Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме.
Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.
Право толкования РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может.
Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам
Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в
Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации"
От официального Толкование Конституции РФ следует отличать ее доктринальное (неофициального толкование ( комментарии к Конституции, специалистов и тд.)
Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.
Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
Правовая охрана Конституции РФ
совокупность юридических средств, направленных на предупреждение и пресечение нарушений конституционных норм, а также восстановление нарушенных конституционных правоотношений.
Ряд ее составных элементов:
Ò конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации;
Ò субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности.
Субъекты правовой охраны Конституции
Обязанность обеспечивать реализацию конституционных норм, предотвращать и пресекать их нарушения возлагается на все без исключения государственные органы:
Ò Президента Российской Федерации,
Ò Федеральное Собрание РФ,
Ò Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти,
Ò Прокуратуру Российской Федерации,
Ò федеральные суды, входящие в соответствии со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной власти.
Президент РФ
Ò гарант Конституции (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ),
Ò право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107),
Ò вправе отменять акты Правительства РФ (ч. 3 ст. 115),
Ò вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в первую очередь в случае противоречия этих актов Конституции (ч. 2 ст. 85), а также предписывать соответствующим органам и должностным лицам необходимость строго следовать Конституции РФ,
Ò вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о проверке конституционности (ч. 2 ст. 125),
Ò вправе привлекать или инициировать привлечение государственных органов и должностных лиц к конституционной ответственности (ст. 29-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Ò утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения (п.п. «б.» и «в» ст. 102 Конституции РФ),
Ò обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Конституций (Уставав), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (н.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), а также о толковании конституционных положений (ч. 5 ст. 125),
Ò применяет конституционную ответственность к Президенту РФ (ст. 93 Конституции),
Ò одобряет федеральные законы, в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ,
проводит парламентское расследование совместно с Государственной Думой.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Ò решение вопроса о доверии Правительству РФ,
Ò назначение Уполномоченного по правам человека в РФ и заслушивание его отчета,
Ò выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности,
Ò проведение парламентского расследования совместно с Советом Федерации.
Судебный контроль
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации (ст.ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Конституционный Суд РФ
рассматривает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
Проверяет конституционность договоров между федеральными органами государственной власти (ст. 125 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ
проверяет конституционность широкого круга нормативных правовых актов субъектов Федерации:
Ò конституций республик и уставов других субъектов РФ.
Ò законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, которые изданы по вопросам, относящимся к веден органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.
проверят конституционность
Ò договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной субъектов РФ,
Ò договоров между высшими органами власти субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ обладает также полномочиями осуществлять предварительный конституционный контроль. Это право связано с разрешением дел о конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ.
Под юрисдикцию Конституционного Суда РФ подпадают все договоры с иностранными государствами (государством) или международной организацией, независимо от того, заключаются ли они от имени РФ (межгосударственные договоры), или Правительства РФ (межправительственные договоры), или федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). По виду и наименованию это может быть договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.