Нормативные правовые акты
Ò Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Ò Федеральный конституционный закон от 17 ноября 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
Ò Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции»
Сущность Конституции и ее функции.
Конституция-нормативно-правовой акт государства, обладающий высшей юридической силой, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.
Свойства (признаки) Конституции
Ø Акт учредительной власти
Ø Сочетание программных и нормативных моментов (всеохватывающий характер)
Ø Верховенство (акт высшей юридической силы)
Ø Стабильность:
Ø - Особый порядок принятия и изменения
Ø - Особая охрана
Ø - Особый субъект и процедура принятия
«Конституция выражает действительное соотношение сил в политической борьбе»
Функции Конституции-различные проявления ее назначения, которые отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства.
Учредительная функция
Ò Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.
Конституция Российской Федерации окончательно оформила отказ России от социалистического пути развития и ее переход
в политике — к общедемократическим институтам и политическому плюрализму,
в экономике — к многообразию форм собственности, включая и частную, свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству.
Закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации, разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления.
Организаторская функция
стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.
Внешнеполитическая функция
Ò является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
Конституция РФ провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
За пределами государства является важным информационным источником.
Идеологическая функция
Ò закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.
Юридическая функция
Ò становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране;
Ò сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;
Ò дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
Содержание и структура Конституции.
Содержание, наполнение, конституции в каждом из государств зависит от многих факторов - времени и обстоятельств составления конституции, юридических, культурных и религиозных традиций, зарубежных влияний и даже от географии, темперамента нации.
Содержание конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д.
Требования к содержанию конституционных норм
Ò они, в принципе, должны соответствовать тем фактически общественным отношениям, которые сложились в стране.
В.И. Ленин:
«Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся... Конституция может быть черносотенной, помещичьей, реакционной и в то же время менее фиктивной, чем иная «либеральная» конституция».
Для содержания конституции характерны диалектические противоречия:
Ò закрепляя сложившиеся общественные отношения, Конституция становится основой для их последующего развития;
Ò некоторые институты попросту не могут «сложиться» на практике. Они появляются только с включением в конституцию соответствующих норм;
Ò включение в конституцию соответствующих положений предполагает программирование общественного развития.
Нормы Конституции отражают:
Ò состояние общественного сознания;
Ò назначение конкретной конституции;
Ò волю и усмотрение органов и лиц, занимавшихся подготовкой проекта, а в определенной степени - пожелания граждан, участвовавших в обсуждении проекта;
Ò свойства конституции как политико-правового документа.
Структура конституции - расположение ее статей и частей, делении на главы, разделы и т.п. в котором проявляется своеобразие подхода различных государств к созданию своих основных законов.
Преамбула
Ò вводный текст, имеющий политическую направленность.
Он нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие
Раздел I
Основные черты Конституции
характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны.
Основополагающий характер
Ò регулирует наиболее важные общественные отношения,
Ò является базой движения общества по пути исторического прогресса,
Ò конституционное регулирование носит обобщающий характер. Конституция должна давать направление и определять принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства.
Народность (демократизм)
выражает интересы большинства народа.
Ò именно сам народ создает объективные предпосылки для появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа,
Ò народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона.
Реальность
Ò соответствие Конституции фактически существующим общественным отношениям.
Реальность Конституции РФ заключается в том, что она отвечает потребностям общества, интересам граждан страны.
Реальность обеспечивается
• организационной деятельностью государства по воплощению в жизнь правовых предписаний Конституции;
• углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий;
• уважением граждан к содержанию конституционных предписаний.
Стабильность
Ò длительное действие без внесения существенных изменений .
Стабильность конституции основывается на незыблемости социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет.
Стабильность конституций нередко пытаются обеспечить усложненным порядком внесения изменений.
Юридическое верховенство
Ò наивысшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативным актам и источникам права в Российской Федерации
Ò Специальная охрана – существование органа конституционного контроля
Всеохватывающий характер
Ò Сочетание программных и нормативных моментов
Ò Наличие особых норм - норм деклараций, норм - принципов
Правовая охрана Конституции
- комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции Президентом РФ.
Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.
Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;
2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);
3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;
4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.
Президент РФ
Ò гарант Конституции (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ),
Ò право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107),
Ò вправе отменять акты Правительства РФ (ч. 3 ст. 115),
Ò вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в первую очередь в случае противоречия этих актов Конституции (ч. 2 ст. 85), а также предписывать соответствующим органам и должностным лицам необходимость строго следовать Конституции РФ,
Ò вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о проверке конституционности (ч. 2 ст. 125),
Ò вправе привлекать или инициировать привлечение государственных органов и должностных лиц к конституционной ответственности (ст. 29-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Ò утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения (п.п. «б.» и «в» ст. 102 Конституции РФ),
Ò обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Конституций (Уставав), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (н.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), а также о толковании конституционных положений (ч. 5 ст. 125),
Ò применяет конституционную ответственность к Президенту РФ (ст. 93 Конституции),
Ò одобряет федеральные законы, в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ,
проводит парламентское расследование совместно с Государственной Думой.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Ò решение вопроса о доверии Правительству РФ,
Ò назначение Уполномоченного по правам человека в РФ и заслушивание его отчета,
Ò выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности,
Ò проведение парламентского расследования совместно с Советом Федерации.
Судебный контроль
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации (ст.ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Конституционный Суд РФ
рассматривает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
Проверяет конституционность договоров между федеральными органами государственной власти (ст. 125 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ
проверяет конституционность широкого круга нормативных правовых актов субъектов Федерации:
Ò конституций республик и уставов других субъектов РФ.
Ò законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, которые изданы по вопросам, относящимся к веден органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.
проверят конституционность
Ò договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной субъектов РФ,
Ò договоров между высшими органами власти субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ обладает также полномочиями осуществлять предварительный конституционный контроль. Это право связано с разрешением дел о конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ.
Под юрисдикцию Конституционного Суда РФ подпадают все договоры с иностранными государствами (государством) или международной организацией, независимо от того, заключаются ли они от имени РФ (межгосударственные договоры), или Правительства РФ (межправительственные договоры), или федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). По виду и наименованию это может быть договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.
Правовые последствия
Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Подлежат отмене в установленном порядке положения других нормативных актов, основанных на нормативном акте (договоре), признанном неконституционным, воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.
Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ.
В соответствие со ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде, решения Конституционного Суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки специально в них не оговорены.
Полномочия иных судов
Они не могут признавать названные в ее ст. 125 (п.п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу.
Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона, или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона.
Вместе с тем, Конституция РФ не исключают возможности осуществления судами проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (п.п. «а» и «б» ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту (кроме Конституции РФ).
Образование нового субъекта РФ или изменение статуса субъекта
Изменения в данную статью Конституции РФ, содержащую перечень субъектов РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ).
В настоящее время такой порядок урегулирован Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.
Нормативные правовые акты
Ò Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Ò Федеральный конституционный закон от 17 ноября 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
Ò Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции»
Сущность Конституции и ее функции.
Конституция-нормативно-правовой акт государства, обладающий высшей юридической силой, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.