Ò это ее признаки как формы права в данном государстве, которые отличают ее от иных форм права ы Российской Федерации .
1. Конституция – основополагающий норматива-правовой акт государства
Конституция РФ – единый нормативный правовой акт. Ее нормы обладают следующими особенностями:
высокая степень обобщенности, осуществляют основополагающее регулирование;
имеют прямое действие.
2. Акт учредительной власти
Конституция всегда принимается в особом порядке органом учредительной власти
Юридическое верховенство
Ò наивысшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативным актам и источникам права в Российской Федерации
Ò Специальная охрана – существование органа конституционного контроля
База текущего законодательства
Ò Конституция является базой для текущего законодательства, определяет его характер.
Ò Текущее законодательство развивает предписания конституции, исходит из ее духа при детальном регулирований различных общественных отношений.
Всеохватывающий характер
Ò Сочетание программных и нормативных моментов
Ò Наличие особых норм - норм деклараций, норм - принципов
Особый порядок принятия и изменения
Ò это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.
Ò Это особые субъекты принятия и изменения
Реализация Конституции Российской Федерации.
Под реализацией Конституции понимается деятельность соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику) конституционных предписаний
Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.
Виды реализации конституционных норм:
Ò Прямое (непосредственное) действие норм Конституции не предполагает дополнительного принятия каких-либо правовых актов или осуществления специальных мер. Конституционные нормы непосредственно воздействуют на общественные отношения.
Ò Опосредованное действие норм Конституции происходит лишь при условии дополнения, конкретизации или детализации конституционных положений законами и иными нормативными правовыми актами.
Объекты реализации Конституции:
Ø общество,
Ø его социальные,
Ø экономические,
Ø политические структуры;
Ø государственные органы и общественные организации,
Ø граждане
Ø и другие участники социальной жизни.
Формы реализации Конституции
Ò Соблюдение;
Ò Исполнение;
Ò Использование;
Ò Применение.
Способы реализации Конституции:
1)Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы.
2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы
3) Запрет - необходимость воздержаться от совершения определенных действий.
Правовая охрана Конституции
- комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции Президентом РФ.
Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.
Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;
2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);
3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;
4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.