Юридические свойства конституции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ò это ее признаки как формы права в данном государстве, которые отличают ее от иных форм права ы Российской Федерации .

1. Конституция – основополагающий норматива-правовой акт государства

Конституция РФ – единый нормативный правовой акт. Ее нормы обладают следующими особенностями:

высокая степень обобщенности, осуществляют основополагающее регулирование;

имеют прямое действие.

2. Акт учредительной власти

Конституция всегда принимается в особом порядке органом учредительной власти

Юридическое верховенство

Ò наивысшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативным актам и источникам права в Российской Федерации

Ò Специальная охрана – существование органа конституционного контроля

База текущего законодательства

Ò Конституция является базой для текущего законодательства, определяет его характер.

Ò Текущее законодательство развивает предписания конституции, исходит из ее духа при детальном регулирований различных общественных отношений.

Всеохватывающий характер

Ò Сочетание программных и нормативных моментов

Ò Наличие особых норм - норм деклараций, норм - принципов

Особый порядок принятия и изменения

Ò это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

Ò Это особые субъекты принятия и изменения

Реализация Конституции Российской Федерации.

Под реализацией Конституции понимается деятельность соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику) конституционных предписаний

Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.

Виды реализации конституционных норм:

Ò Прямое (непосредственное) действие норм Конституции не предполагает дополнительного принятия каких-либо правовых актов или осуществления специальных мер. Конституционные нормы непосредственно воздействуют на общественные отношения.

Ò Опосредованное действие норм Конституции происходит лишь при условии дополнения, конкретизации или детализации конституционных положений законами и иными нормативными правовыми актами.

Объекты реализации Конституции:

Ø общество,

Ø его социальные,

Ø экономические,

Ø политические структуры;

Ø государственные органы и общественные организации,

Ø граждане

Ø и другие участники социальной жизни.

Формы реализации Конституции

Ò Соблюдение;

Ò Исполнение;

Ò Использование;

Ò Применение.

Способы реализации Конституции:

1)Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы.

2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы

3) Запрет - необходимость воздержаться от совершения определенных действий.

Правовая охрана Конституции

- комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.

Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ.

Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.

Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;

2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.