Лекция №17
17.1 Назначение и классификация правильных машин.......................126
17.2 Процесс правки роликоправильными машинами.........................129
17.3 Виды роликоправильных машин....................................................132
Лекция №18
18.1 Назначение и классификация ножниц и пил.................................136
18.2 Ножницы с параллельными ножами..............................................138
18.3 Ножницы с наклонными и криволинейными ножами.................140
18.4 Дисковые ножницы для листов......................................................144
Лекция №19
19.1 Классификация летучих ножниц и режимы их работы...............147
19.2 Барабанные ножницы......................................................................148
19.3 Рычажно-кривошипные и планетарные ножницы........................151
19.4 Рычажно-качающиеся ножницы....................................................154
19.5 Дисковые ножницы и пилы для сорта...........................................155
Лекция №20
20.1 Назначение и классификация моталок и разматывателей...........159
20.2 Ролико-барабанные моталки...........................................................160
20.3 Моталки с намоточно-натяжными барабанами............................162
20.4 Моталки для сорта...........................................................................163
20.5 Разматыватели..................................................................................165
Рекомендуемая литература...................................................................167
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ
Лекция № 1
1.1 Сортамент продукции прокатных цехов
Особенностью прокатного производства является то, что для выпуска каждого вида проката используется своя конструкция прокатного стана. Иногда, вследствие особых технико-экономических требований – даже несколько различных конструкций. Поэтому изучение механического оборудования прокатных цехов невозможно без знания сортамента продукции, выпускаемой этими цехами.
Продукция прокатного производства делится на 5 классов:
1. Заготовки – для последующего переката в готовую продукцию. К ним относятся:
1.1 Блюмы – заготовки для производства сортового проката. Блюмы имеют поперечное сечение, близкое к квадратному и длину, намного большую, чем ширина и высота их (рис.1.1).
Рисунок 1.1 − Блюм
Размеры блюмов: от 150х150мм до 450х450мм; длина - 4÷8м, масса – до 12т. Блюмы прокатываются из слитков массой до 40т.
1.2 Слябы – заготовки для производства листового проката. Имеют поперечное сечение, близкое к прямоугольному и высоту, намного меньшую, чем два других размера (рис.1.2):
Рисунок 1.2 – Сляб
Размеры слябов: толщина 100÷350мм, ширина 600÷1600мм и длина до 2500мм - для производства толстых листов; для производства широких полос – шириной 900÷2300мм и длиной до 15м. Масса слябов первого типа – до 10т, второго – до 45т. Как и блюмы, прокатываются из слитков.
1.3 Собственно заготовки – прокат квадратного поперечного сечения для производства среднего, мелкого сорта и проволоки (рис.1.3):
Рисунок 1.3 – Собственно заготовка
Ориентировочные размеры заготовок: от50х50мм до 170х170мм.
Встречаются и плоские заготовки сечением 100÷280х80÷100мм.
1.4 Трубные заготовки – для производства бесшовных труб на трубопрокатных агрегатах. Имеют круглое поперечное сечение диаметром 70÷220мм (рис.1.4):
Рисунок 1.4 – Трубная заготовка
2. Листовой прокат – листы и полосы. Подразделяется на горяче- и холоднокатаный. В свою очередь горячекатаный листовой прокат делится на:
2.1 Толстые листы – толщиной от 4мм и выше, шириной 1000÷
5000мм и длиной свыше 50м. Поставляются заказчикам в пачках.
2.2 Тонкие листы и полосы – толщиной от1 до 4мм, шириной до 2300мм. Тонкие листы поставляются в пачках, а полосы – в рулонах массой до 45т.
Холоднокатаный прокат делится на:
2.3 Листы и полосы толщиной 0,2÷4мм, шириной до 2300мм;
2.4 Жесть – листовой прокат с плакирующим покрытием оловом,
алюминием, свинцом и т.д. Имеет толщину 0,07÷0,5мм и ширину
до1300мм;
2.5 Фольга – прокат из цветных металлов толщиной от 1,5мкм и
шириной до 1000мм. Используется в основном в электротехнической промышленности.
3. Сортовой прокат (сорт) – классифицируется по двум признакам: форме поперечного сечения и размерам сечения. По первому признаку различают:
3.1 Простые профили общего назначения – круг, квадрат, шестигранник, полоса и т.д.
3.2 Фланцевые (фасонные) профили общего назначения – балки, рельсы, швеллеры, уголки равнобокие и неравнобокие, тавровый профиль и т.д.
Эти профили изготавливаются по государственным и международным стандартам.
3.3 Специальные профили, изготавливаемые по отраслевым стандартам – зетовый профиль, шахтная стойка и т.д.
По второму признаку сорт делится на:
3.4 Крупный – квадратные и круглые профили 80÷300мм, швеллеры до №40, уголки от 100х100 до 250х250мм, рельсы до 70 кг/п.м.
3.5 Средний – квадратные и круглые профили 30÷120мм, швеллеры до №18, уголки от 40х40 до 120х120мм.
3.5 Мелкий – квадратные и круглые профили 10÷40мм, швеллеры до №7, уголки от 20х20 до 50х50мм.
3.6 Катанку (катаную проволоку) – диаметром 5÷9мм.
4. Трубы – бесшовные и сварные. Бесшовные трубы диаметром 30÷665
мм изготавливаются на специальных трубопрокатных агрегатах. Свар-
ные трубы бывают прямошовными – большого диаметра (до 1,5м) для
магистральных нефте- и газопроводов и малого диаметра (до 4") – во-
догазопроводные для коммунальных служб. Выпускаются также тонкостенные спиральношовные трубы диаметром до 1000мм, в основном для орошаемого земледелия.
5. Специальный прокат – заготовки для машиностроения («детали»), шары, гнутые профили, сверла, ребристые трубы, железнодорожные колеса и т.д.
1.2 Состав оборудования прокатных цехов
Прокатный цех − это производственная единица, предназначенная для выпуска определенного вида проката. Поэтому прокатные цехи обычно именуются по видам выпускаемой ими продукции: сортопрокатный, толстолистовой, трубопрокатный, цех холодной прокатки листов. Исключением является название «обжимной цех», которое соответствует его функциональному назначению − обжатию слитков для превращения их в заготовки (полуфабрикаты) с целью последующего передела в готовый прокат. На производстве прокатным цехом также называется здание, в котором размещается оборудование прокатного стана или нескольких станов.
Прокатный стан − это комплекс агрегатов, машин и механизмов, предназначенных для прокатки, транспортировки и отделки проката.
Прокатка − процесс пластической деформации металла между вращающимися валками.
Агрегат − комплекс машин и механизмов, предназначенный для выполнения определенной технологической операции. Например, травильный агрегат, включающий разматыватель рулонов, ванну для трав-ления полосы в смеси азотной и соляной кислот с целю удаления окалины, ванну для промывания травленой полосы, сушильную камеру,
машину для нанесения на полосу смазки и моталку для сматывания
полосы в рулон.
Машина − механизм и двигатель. Например, мотоцикл.
Механизм − устройство для превращения одного вида движения
в другой. Например, велосипед.
Двигатель − устройство для превращения одного вида энергии в другой ее вид.
Обычно каждый прокатный стан располагается в отдельном здании. Но станы для холодной прокатки листов, а также станы специального назначения, ввиду их малых размеров и небольшого количества вспомогательного оборудования, располагаются по нескольку в одном здании.
Все оборудование прокатных цехов делится на основное и вспомогательное.
Основным называется оборудование, непосредственно осуществляющее пластическую деформацию металла, т.е. прокатку. Это − прокатные клети.
Прокатная клеть, называемая также главной линией стана, в общем случае содержит (рис.1.1):
1. Рабочую клеть (или несколько клетей у станов линейного типа), в которой осуществляется прокатка;
2. Шпиндели − валы для передачи вращательного движения под переменными углами;
3. Шестеренную клеть, в которой вращательный момент от одного двигателя распределяется между несколькими валками рабочей клети;
4. Редуктор − для уменьшения числа оборотов валков (ныне устанавли-
вается редко в связи с наличием низкооборотных электродвигателей);
5. Соединительные муфты − моторную (между двигателем и шестерен-
ной клетью), коренную (между выходным валом редуктора и шесте-
ренной клетью) и предохранительную;
6. Двигатель (или двигатели в случае индивидуального привода каждого валка). Обычно это электродвигатели постоянного тока с параллельным возбуждением, но иногда используются и синхронные электродвигатели.
7. Маховик, служивший на старых прокатных станах аккумулятором кинетической энергии ввиду недостаточной мощности их двигателей.
Рисунок 1.5 − Главная линия
От главной линии следует отличать технологическуюлинию, под которой понимается линия, вдоль которой металл перемещается в процессе прокатного передела.
Все остальное оборудование прокатного цеха относится ко вспо-
могательному. Оно обеспечивает:
1. Транспортировку металла вдоль технологической линии, от одного
агрегата или машины к другим посредством рольгангов и слитковозов,
и поперек технологической линии при помощи шлепперов. Сюда же
относятся и краны, без которых невозможны ведение технологического
процесса и ремонты;
2. Правку металла после прокатки для придания ему правильной геометрической формы посредством правильных машин;
3. Обрезание неровных торцов раскатов и порезку их на мерные длины,
а также вырезание дефектов и проб для механических испытаний − посредством разнообразных ножниц или дисковых пил;
4. Смотку полос в рулоны и их разматывание при помощи моталок и разматывателей;
5. Термическую или термомеханическую обработку проката для улучшения комплекса его механических свойств;
6. Кантовку и складирование проката, зачистку его поверхности, травление окалины, контроль качества и другие вспомогательные операции.
Лекция № 2
Дата: 2019-04-22, просмотров: 692.