ЛЕКЦИЯ 1. Общие понятия технологий таможенного контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра судебной экспертизы и таможенного дела

 

 

Звезда И.И.

доцент, кандидат юридических наук

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

(ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (ПРАКТИКУМ))

 

Специальность: 38.05.02 Таможенное дело

 

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Форма обучения: (очная, заочная)

 

 

Тула 2018 г.



Содержание

Лекция 1. Общие понятия технологий таможенного контроля. 5

Лекция 2. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы автомобильным транспортом. 13

Лекция 3. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы железнодорожным транспортом. 31

Лекция 4. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы воздушным транспортом. 52

Лекция 5. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы морским и речным транспортом. 61

Лекция 6. Технология таможенного контроля при перемещении товаров стационарными видами транспорта. 74

Лекция 7. Технология таможенного контроля международных почтовых отправлений. 81

 

ЛЕКЦИЯ 1. Общие понятия технологий таможенного контроля.

 

1.1. Современная система законодательного обеспечения применения технологий таможенного контроля в Российской Федерации.

1.2. Принципы применения технологий таможенного контроля.

1.3. Группы объектов, в отношении которых должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль.

1.4. Формы таможенного контроля.

1.5. Особенности таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании.

1.6. Формы и образцы заполнения основных документов, подлежащих таможенному контролю.

 

Принципы применения технологий таможенного контроля.

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека».

Необходимость применения ТСТК обусловливается широким перечнем задач: при проведении таможенного контроля такими, как:

− определение весовых характеристик объектов контроля;

− установление химического состав вещества;

− определение наличия и степени опасности ионизирующих излучений и излучений радиотехнических средств;

− другими задачами.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств осуществляется в зонах таможенного контроля, организованных на всей таможенной территории, а также в свободных экономических зонах и на свободных складах. Он касается разных стадий движения товаров: его производства, хранения, покупки, продажи, погрузки, разгрузки, упаковки, транспортировки, страхования, использования и др.

Таможенный контроль осуществляется путем проверки сведений о количестве и аттестации товара (его верификации, диагностики, классификации, идентификации), о стране происхождения, таможенной стоимости товара и т.д. Указанные сведения необходимы для соблюдения законодательства России и международных договоров по таможенному делу, для установления таможенных процедур или определения нарушений владельцами товаров (иными лицами) при их производстве, перемещении через таможенную границу или использовании после выпуска.

Формы таможенного контроля.

Все эти объекты имеют существенные различия и требуют особого подхода при решении задач таможенного оформления и определенных форм таможенного контроля.

Ретроспективный анализ нормативно-правовой базы по вопросам регулирования перемещения автомобильным транспортом товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации за период существования таможенных органов в Российской Федерации.

 

Таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Союза.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений.

При уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке автомобильным транспортом:

-документы на транспортное средство международной перевозки;

-транспортные (перевозочные) документы;

-документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;

-имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения о:

-государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

-перевозчике товаров (наименование и адрес);

-стране отправления и стране назначения товаров (наименования);

-отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);

-продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

-количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;

-товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);

-весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах);

-наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен;

-месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

-идентификационных номерах контейнеров;

Либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в следующие сроки: - в течение 1 часа с момента доставки товаров в место прибытия, а в случае доставки товаров в место прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа;

 

Книжки МДП

Особое внимание стоит уделить книжкам МДП. Их использование относится к особым случаям, когда допускается применение бумажного носителя.

На практике международные перевозчики столкнулись с незаконными требованиями отдельных сотрудников таможенных органов по электронному оформлению транзита. Эту информацию подтверждает Международная ассоциация автомобильных перевозчиков.

В новом таможенном кодексе содержатся нормы, которые позволяют применять МДП в Евразийском экономическом союзе:

закреплено отсутствие необходимости предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите, если это установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной;

таможенное декларирование в письменной форме допускается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Поэтому требования об электронном документообороте в рамках процедуры таможенного транзита, в том числе по книжке МДП, носят неофициальный характер и могут игнорироваться перевозчиками. 

Таможенный транзит

В целом процедура таможенного транзита не изменилась. Однако ряд новшеств все же есть.

Увеличились сроки предоставления информации в таможенные органы по завершению перевозки автотранспортом по процедуре таможенного транзита.

С момента прибытия в место доставки товара, документы необходимо передать в таможню в течение 3 часов (ранее в течение часа). В течение 8 часов после регистрации документов в таможне товар должен быть помещен на временное хранение или под процедуру таможенного декларирования (ранее в течение 3 часов).

Сертификат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должен быть оформлен в виде электронного документа.

Таможенный кодекс ЕАЭС разрешил перевозчикам использовать временно ввезенный автомобильный транспорт для международных перевозок во внутреннем сообщении. Пункт 7 статьи 275 ТК ЕЭАС разрешает такую транспортировку в случаях если:

перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;

перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государств, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.

Предварительное декларирование при помощи ТIR-EPD

Значительные изменения коснутся предварительного декларирования. Однако на сегодняшний день еще не разработаны регламенты подачи и регистрации такой информации. Дополнительные нормы должны быть подготовлены отдельными решениями ЕЭК.

Для международных перевозчиков сохранится возможность передачи предварительной информации при помощи системы TIR-EPD, так как сообщения передаваемые с ее помощью являются «сведениями, подаваемыми в электронном виде», как того требует ТК ЕАЭС.

Автоматизация процессов

Если раньше все таможенные операции совершались только сотрудниками таможни, то со вступлением в силу ТК ЕАЭС часть операций сможет совершаться в автоматическом режиме, а именно: регистрация таможенной декларации, выпуск/отказ в выпуске/аннулирование выпуска товара.

Выбор формы таможенного контроля также может определяться автоматически без участия должностных лиц: на основании полученных данных и так называемых профилей риска.

Согласно ТК ЕАЭС максимальный срок регистрации декларации сократится в два раза — с двух часов до одного.

Также ускорится и сам процесс выпуска товаров: с момента регистрации таможенной декларации до выпуска должно пройти не более четырех часов, в случае если не были запрошены дополнительные документы в рамках контроля. Однако сохраняется норма, которая позволяет продлить срок выпуска на срок до 10 дней.

В будущем единая таможенная система избавит декларантов от необходимости по несколько раз предоставлять один и тот же документ в разные контролирующие службы. Такая норма содержится в пункте 2 статьи 80 ТК ЕАЭС. Любой документ, загруженный в базу, должен быть доступен и таможенным органам, и транспортной инспекции, и фитосанитарной и ветеринарной службам и т.д. Однако пока этот пункт требует дополнительного уточнения со стороны ЕЭК.

ОБЩЕЕ

 

Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:

· на пограничных железнодорожных станциях;

· на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

· на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;

· на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, — на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).

Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.

Таможенное оформление физических лиц осуществляется:

· непосредственно в вагонах пассажирского поезда;

· на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле.

При убытии из страны в указанную схему входят:

· линия таможенного контроля, почта, телеграф, телефон и отделение банка;

· линия оформления багажа и груза транспортным предприятием, осуществляющим международные перевозки, — в нашем случае обслуживающий персонал пассажирского отдела перевозок пограничной железнодорожной станции;

· линия пограничного контроля;

· линия контроля наличия оружия и металла под одеждой на человеке — линия безопасности.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля. При прибытии в страну (в РФ) в технологический комплекс контроля входят:

· линия пограничного контроля;

· линия получения багажа и грузов;

· линия таможенного контроля, с которой совпадают линии фитосанитарного и ветеринарного видов контроля.

Вопросы организации взаимодействия служб государственных органов, участвующих в таможенно-пограничном оформлении и контроле, находят отражение в решении начальника таможни на охрану таможенной границы.

Общие положения по организации службы (работы) по пограничному оформлению лиц, товаров и транспортных средств излагаются в технологических схемах пограничного оформления, разрабатываемых руководителями таможенных, пограничных, медико-санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и других органов при активном участии начальников железнодорожных пограничных станций и руководителей подчиненных им служб (грузового отдела товарной железнодорожной станции, пассажирского отдела — пассажирской железнодорожной станции, диспетчерской службы железнодорожной станции). После согласования схема утверждается начальником пограничной железнодорожной станции, начальником таможни (таможенного поста), начальником ОКПП (КПП) или отделения ОКПП погранвойск, руководителями пунктов медико-санитарного, ветеринарного контроля, руководителем органа милиции (линейного отдела УВД на железнодорожном транспорте).

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу, с учетом местных условий, руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

В этих местах, с целью создания необходимых условий для проведения контроля, исключения доступа лиц к закрытым для них местам, транспортным средствам международного следования и незаконного пересечения государственной границы, а также предотвращения совершения контрабандных действий, валютных операций и иной противоправной деятельности, таможенными органами и погранвойсками вводятся дополнительные режимные ограничения.

Отстой вагонов международного сообщения на досмотровых площадках не допускается.

Доступ лиц к поездам (вагонам, контейнерам) международного сообщения в период их погранично-таможенного контроля запрещается.

Встречающим и провожающим лицам не разрешается входить в помещения, где находятся лица, не прошедшие перед отправлением за границу (или по прибытии из-за границы) таможенный и паспортный контроль.

Посадка и высадка пассажиров на пограничных железнодорожных станциях из поездов (вагонов) международного сообщения, а также погрузка (выгрузка) почты, багажа и иного имущества производится только с разрешения пограничных и таможенных властей.

В пунктах пропуска через границу вводится пропускной режим.

Вход в зону таможенного оформления и контроля разрешается только по пропускам, выдаваемым таможенными органами.

ОБЩЕЕ

Технология таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу посредством авиаперевозок, самих авиационных транспортных средств в основных своих чертах не претерпела существенных изменений в течение последних лет.

Таможенный контроль за международными авиационными перевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя:

· контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

· контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении;

· контроль транспортных средств (воздушных судов);

· контроль территории аэропортов.

Таможенный контроль на линиях международного пассажирского авиасообщения и таможенное оформление товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже авиапассажиров, в пассажирских комплексах российских аэропортов осуществляется в специально отведенных для таможенного оформления местах. Технология и порядок оформления аналогичны оформлению ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров на всех видах транспорта.

В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний.

При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т. е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов.

В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Соответственно, линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих.

Прибывшие пассажиры по окончании паспортного контроля получают свой багаж и следуют на линию таможенного контроля.

Порядок таможенного оформления аналогичен тому, что производится перед отлетом.

Технология таможенного оформления товаров на линиях международного грузового авиасообщения не содержит принципиальных отличий в оформлении товаров, перемещаемых другими видами транспорта. Это означает, что применяются стандартные технологии оформления товаров, перемещаемых в рамках осуществления международных сделок купли-продажи и других внешнеэкономических операций. Используются обычные технологии декларирования и таможенного оформления товаров с применением ГТД.

Особенностью является только то, что если международная перевозка груза завершается непосредственно в аэропорту, то внутренний таможенный транзит при перегрузке, на другой вид транспорта, как правило, не применяется, и товар подлежит таможенному оформлению непосредственно в аэропорту.

Окончательное оформление (помещение под заявленную таможенную процедуру) осуществляется в таможне, в регионе деятельности которой зарегистрировано лицо, перемещающее товары.

Таким образом, в аэропорту оформляется краткая декларация, а товар направляется на склад временного хранения. Выдача товара с СВХ производится на основании оформленной ГТД с отметкой выпускающей таможни об окончании таможенного оформления.

Для выявления и пресечения попыток ввоза и вывоза товаров с использованием воздушных судов помимо таможенного контроля в международных аэропортах организуется оперативное взаимодействие таможенных органов со службами контроля за воздушной обстановкой для того, чтобы осуществлялся таможенный контроль всех судов, в том числе совершающих как официальные, так и несанкционированные международные авиарейсы.

Выявление случаев сокрытия товаров от таможенного контроля непосредственно на борту воздушных судов достигается в результате досмотровых мероприятий на российских воздушных судах и проведения режимных мероприятий на территории аэродромов.

Для контроля за иностранными судами режимные мероприятия имеют первостепенное значение, так как в соответствии с международным правом проведение таможенного досмотра на борту иностранного воздушного судна возможно только в исключительных обстоятельствах. Для проведения досмотра иностранного воздушного судна необходимы серьезные основания полагать, что на нем скрываются товары от таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ.

Время на проведение досмотровых мероприятий законодательно не ограничивается, а устанавливается исходя из требований обеспечения соблюдения расписания полетов воздушных судов и соблюдения требований законодательства о порядке перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.).

Таможенное оформление воздушных судов как транспортных средств, согласно Чикагской конвенции (1944 г.), производится на основе единообразного международного документа — генеральной декларации воздушного судна в следующих случаях:

· полет является международным на всем протяжении маршрута;

· отсутствуют указания на таможенные правонарушения;

· в таможенный орган представлены гарантийные обязательства перевозчика о неиспользовании воздушного судна для целей, не предусмотренных полетным заданием на оформляемый международный авиарейс.

Топливо в конструктивных и дополнительных емкостях, предметы материально-технического и иного судового снабжения, инструменты и приборы и другие предметы, необ-ходимые для нормальной эксплуатации воздушного судна, согласно полетному заданию, указываются в генеральной декларации.

Воздушные суда, убывающие с таможенной территории ЕАЭС, должны находиться в воздушном пункте пропуска или международном аэропорту в местах стоянки воздушных судов и оставаться в указанных местах до завершения совершения в отношении них таможенных операций.

Для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Союза, а также необходимые документы и сведения.

Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, не представляется для убытия товаров с таможенной территории, если эти товары после прибытия на таможенную территорию ЕАЭС не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика.

Перевозчик или лицо, действующее по его поручению, представляет документы, не менее чем в двух экземплярах (за исключением пассажирской ведомости, которая может представляться в одном экземпляре).

При представлении лицом, действующим по поручению перевозчика, документов, должностное лицо таможенного органа проверяет его полномочия.

Должностное лицо таможенного органа после получения документов, осуществляет:

1) проверку полноты представленных сведений и правильности заполнения документов для таможенных целей (при необходимости);

2) проверку документов, подтверждающих помещение товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС;

3) проверку соблюдения требований, установленных Настоящим Кодексом;

4) на основании системы управления рисками принятие решения о применении в отношении воздушного судна и перемещаемых им товаров необходимых форм таможенного контроля.

В случае непредставления документов и сведений, а также в случае проведения дополнительных форм таможенного контроля время проведения таможенных операций в отношении воздушного судна продлевается на время, необходимое для представления необходимых документов и сведений и (или) проведения необходимых форм таможенного контроля.

Погрузка товаров (за исключением багажа пассажиров и членов экипажа) на воздушное судно, убывающее с таможенной территории ЕАЭС, допускается после проверки должностным лицом таможенного органа авиагрузовых накладных, на которых должны быть проставлены штампы "Выпуск разрешен", заверенные подписью и оттиском личной номерной печати, а также после проверки количества мест в каждой партии товаров согласно авиагрузовым накладным и грузовой ведомости, за исключением случаев, когда при совершении таможенных операций таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки.

Погрузка товаров на борт воздушного судна может осуществляться только в местах стоянки воздушных судов.

Если товары погружаются на борт воздушного судна не в полном объеме, перевозчик или лицо, действующее по его поручению, обязан сделать соответствующие отметки на транспортных (перевозочных) документах.

Должностное лицо таможенного органа проставляет на генеральной декларации штамп, подтверждающий завершение таможенных операций и таможенного контроля воздушного судна, который заверяет подписью, оттиском личной номерной печати с проставлением даты.

 

4.1. Содержание конвенции ИКАО 1944 г. И приложений к ней № 6, 9.

Чикагская конвенция 1944 о международной гражданской авиации — основной источник международного воздушного права. Заключена на конференции по воздушному праву в Чикаго в декабре 1944. На 1 января 1990 её участниками являлись 162 государства (СССР с 1970). Русский текст конвенции, аутентичный английскому, французскому и испанскому, был принят в 1977.

Конвенция состоит из преамбулы и четырёх частей: I. Аэронавигация (6 глав, статьи 1—42), II. Международная организация гражданской авиации — ИКАО (7 глав, статьи 43—66), III. Международный воздушный транспорт (3 главы, статьи 67—79), IV. Заключительные положения (6 глав, статьи 80—96). За время действия конвенции к ней было принято 11 поправок. В преамбуле подчёркивается, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление ею может создать угрозы всеобщей безопасности.

В части I конвенции содержатся её общие принципы и прежде всего признаётся полный и исключительный суверенитет каждого государства над своим воздушным пространством; дано определение понятия государственной территории (применительно к этой конвенции); указано, что конвенция применяется только к гражданским воздушным судам. В положениях конвенции о полётах над территорией договаривающихся государств устанавливаются принципы производства регулярных, нерегулярных и каботажных полётов; содержатся требования к полётам беспилотных воздушных судов, к установлению запретных зон, к посадке в таможенном аэропорту, к соблюдению правил государства о воздушных передвижениях, приводятся основные требования к порядку допуска на государственную территорию и выпуска из неё пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов, к предотвращению распространения болезней посредством воздушных судов, нормы аэропортовых и подобных им сборов, а также досмотра воздушных судов. Ч. к. 1944 содержит положения об определении национальной принадлежности воздушного судна, общие положения о применении каждой страной своего национального законодательства при регистрации воздушного судна, об уведомлениях о регистрации. Предусматриваются меры содействия аэронавигации: закрепляются положения, касающиеся административных формальностей, таможенных и иммиграционных процедур, таможенных пошлин, помощи воздушным судам, терпящим бедствие, расследования авиационных происшествий, о недопустимости ареста или задержания воздушного судна одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства по патентным искам, об обязанности государства, насколько это возможно, предоставлять на своей территории аэропорты и аэронавигационные средства, сотрудничать по вопросам издания аэронавигационных карт и схем и др. Ч. к. 1944 определяет также, какая документация на воздушных судах является обязательной, излагает требования к бортовым журналам, ограничения в перевозке военных материалов и т. п.

Положения части III конвенции касаются текущей деятельности международной гражданской авиации. Её нормы обязывают авиатранспортные предприятия представлять в Совет ИКАО отчёты о перевозках, статистические данные о расходах и др. финансовые данные, закрепляют за государствами право самостоятельно, с учётом положений конвенции, определять маршруты и аэропорты, используемые при международных воздушных сообщениях, устанавливают права Совета ИКАО и государств — её членов по усовершенствованию и финансированию аэронавигационных средств на территории государств и т. п.

Заключительные положения конвенции (часть IV) предусматривают обязательства государств — участников конвенции по вступлении её в силу денонсировать Парижскую конвенцию 1919 и Гаванскую конвенцию 1928 о коммерческой авиации, регистрировать в Совете все соглашения по вопросам аэронавтики, отменять все соглашения, несовместимые с положениями Ч. к. 1944, и не вступать в подобные соглашения.

4.2. Двусторонние договоры о международном воздушном сообщении.

Основным документом, регулирующим использование международного и национального воздушного пространства, является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Конвенция установила общие правила деятельности гражданской авиации при осуществлении международных сообщений; категории международных полетов (регулярные и нерегулярные); определила понятие международных рейсов и воздушных трасс.

Главная цель Чикагской конвенции - правовое регулирование международных воздушных сообщений и коммерческой деятельности. В Конвенции закреплен перечень коммерческих свобод воздуха. На основе Конвенции создана Международная организации гражданской авиации (ИКАО). В рамках ИКАО разрабатываются международные авиационные регламенты.

Международные воздушные перевозки грузов - перевозки, при которых место отправления и место назначения расположены или на территории двух государств, или на территории одного государства, но предусмотрены остановки на территории другого государства. Основные формы организации перевозки грузов воздушным транспортом:

· 1) смешанные грузовые (пассажирско-грузовые) перевозки;

· 2) специальные грузовые (отдельные грузовые) перевозки. Смешанные грузовые (пассажирско-грузовые) перевозки делятся на перевозки грузов в специальных грузовых отсеках пассажирских самолетов и в конвертируемых грузопассажирских самолетах. В грузовых отсеках пассажирских самолетов перевозятся наиболее срочные и ценные грузы. Перевозки грузов на специально оборудованных самолетах осуществляются регулярными и чартерными грузовыми рейсами.

Регулярные рейсы - это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. Перевозки грузов регулярными грузовыми рейсами осуществляются по специальным грузовым авиалиниям. Перевозки по грузовым авиалиниям регулируются межправительственными соглашениями о воздушном сообщении и коммерческими соглашениями между авиакомпаниями, эксплуатирующими договорные авиалинии.

Основную роль в правовом регулировании коммерческих воздушных сообщений играют двухсторонние соглашения о воздушном транспорте. Такие соглашения заключаются по образцам, содержащимся в типовых проектах - Чикагской конвенции 1944 г. и Страсбургской конвенции 1959 г. Заключительный акт Чикагской конвенции содержит стандартную форму двухсторонних соглашений об обмене коммерческими правами при регулировании международных воздушных сообщений (чикагская стандартная форма).

На содержание современных воздушных транспортных конвенций большое влияния оказали соглашения бермудского типа (соглашения между США и Великобританией - Бермуды-1 и Бермуды-2), устанавливающие тарифные ставки и определяющие объемы перевозок. Многие государства заключают соглашения смешанного характера (чикагско-бермудского типа).

Чартерные рейсы - это рейсы, выполняемые для перевозки грузов в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком. Каждый чартерный рейс выполняется по особому разрешению компетентных властей соответствующей страны.

В соответствии с условиями контракта заказчик фрахтует вместимость самолета на определенных участках перевозки и на определенных условиях. Контракт может быть заключен как на отдельные рейсы (разовая перевозка грузов), так и на серию рейсов для целевой перевозки ("чартерная цепочка"). Контрактом может предусматриваться и тайм-чартер.

Женевская конвенция о международном признании прав на воздушные суда (1948) направлена на обеспечение прав лиц и организаций, предоставивших кредит при приобретении воздушных судов. Основное содержание Конвенции - нормы о признании залоговых прав на воздушные суда, о порядке продажи судна во исполнение судебного решения для удовлетворения прав кредитора.

Конвенция об унификации правил о мерах принудительного обеспечения в отношении самолетов (1933) относит к таким мерам решения суда или органа государственного управления, позволяющие задержать самолет, если решение о применении данных мер вынесено не в порядке общего судопроизводства.

Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли (1952), определяет, что ответственность наступает независимо от вины владельца воздушного судна. Случаи освобождения от ответственности: причинение вреда является следствием вооруженного конфликта или гражданских беспорядков; владелец воздушного судна не мог им воспользоваться на основании акта публичной власти; наличие вины потерпевшего.

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (1929) - основа правовой регламентации международных воздушных перевозок. Соглашения, дополняющие Варшавскую конвенцию: Гаагский протокол (1955) (неотъемлемая часть Варшавской конвенции), Гватемальский протокол о внесении изменений в Варшавскую конвенцию (1971), Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1961), Монреальские протоколы (1975), Монреальское временное соглашение авиакомпаний (1966), Мальтийское временное соглашение авиакомпаний (1974). Эти документы составляют "Варшавскую воздушную договорную систему".

Варшавская конвенция 1929 г. определяет международную воздушную перевозку - это перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Сфера применения Варшавской конвенции: перевозки грузов, пассажиров, багажа, комбинированные перевозки. Конвенция не распространяется на воздушные перевозки между государствами-участниками и государствами, в ней не участвующими; не применяется к перевозкам почты. Документ, удостоверяющий заключение договора перевозки, - авиационная накладная, введенная Варшавской конвенцией.

Нормы Воздушного кодекса РФ учитывают основные положения Варшавской конвенции 1929 г. В Кодексе определено понятие международной воздушной перевозки; права и обязанности перевозчика, его ответственность; ответственность владельца воздушного судна; обязательное страхование ответственности перед третьими лицами; размеры страховых сумм. Подробно перечислены основания прекращения договора воздушной перевозки грузов и пассажиров по инициативе перевозчика.

Сопроводительные документы на международные почтовые отправления. Перечень предметов, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях (в отправлениях письменной корреспонденции и посылочных отправлениях).

Таможенное оформление международных почтовых отправлений производится в соответствии с гл. 40 ТК ЕАЭС.

 

Согласно ст. 81 ТК ЕАЭС  международные почтовые отправления помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.

 Согласно п. 4 ст. 286 ТК ЕАЭС, Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.

Места (учреждения) международного почтового обмена определяются в соответствии с законодательством государств-членов.

Информация о местах (учреждениях) международного почтового обмена направляется таможенными органами в Комиссию для формирования общего перечня мест (учреждений) международного почтового обмена и его размещения на официальном сайте Союза в сети Интернет.

 Объекты почтовой связи, являющиеся местами международного почтового обмена, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела ( на территории РФ это ФТС РФ ), на территории РК - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, на территории РБ - ГТК РБ ), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи ( на территории РФ это Почта России; на территории РК это АО "Казпочта"; на территории РБ это Белпочта).

 К международным почтовым отправлениям относятся посылки и оправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

 

Особенности, запреты и ограничения

 Ст. 286 ТК ЕАЭС устанавливает запрет на определенные категории товаров в части возможности их пересылки в международных почтовых отправлениях.

 Кроме того, Соглашением (ред. от 19.10.2011) о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском определен перечень товаров запрещенных к МПО:

 - алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво;

 - любые виды табачных изделий и курительных смесей;

 - любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;

 - радиоактивные материалы;

 - культурные ценности;

 - товары, подвергающиеся быстрой порче;

 - живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;

 - растения в любом виде и состоянии, семена растений;

 - драгоценные камни в любом виде и состоянии, природные алмазы, за исключением ювелирных изделий;

 - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;

 - озоноразрушающие вещества;

 - иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством Союза.

В случае выявления в месте (учреждении) международного почтового обмена несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза и доводит его до сведения назначенного оператора почтовой связи.

 Также, Приложение №1 Решения Комиссии ТС 338 от 17.08.10 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях" дополнительно устанавливает ограничения на пересылку в МПО на следующие виды товаров:

 - взрывчатые вещества, взрывные устройства, средства взрывания;

 - условно патогенные и патогенные организмы;

 - товары, подвергающиеся быстрой порче;

 - опасные отходы;

 - ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;

Международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом.

Законодательством государств-членов может быть установлено, что назначенный оператор почтовой связи в порядке, установленном в соответствии с таким законодательством, представляет в таможенный орган информацию о документах, удостоверяющих личность физического лица - получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.( ст. 285 ТК ЕАЭС).

Декларирование международных почтовых отправлений

 При таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве пассажирской таможенной декларации.

Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в следующих случаях:

1) в отношении таких товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

2) в отношении таких товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.

Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также в соответствии с таможенной процедурой реимпорта - товаров, вывезенных с таможенной территории Союза в международных почтовых отправлениях и не врученных получателям.

Международные почтовые отправления подлежат помещению назначенным оператором почтовой связи на временное хранение в месте (учреждении) международного почтового обмена не позднее 2 календарных дней после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита в случае, если в отношении товаров, пересылаемых в таких международных почтовых отправлениях, не совершены таможенные операции по их таможенному декларированию либо отказано в выпуске таких товаров.

 Согласно ст. 288 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении международных почтовых отправлений возникает у назначенного оператора почтовой связи с момента размещения международных почтовых отправлений в зоне таможенного контроля места (учреждения) международного почтового обмена.

 

 При наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении международных почтовых отправлений считается:

1) в случае утраты международных почтовых отправлений, за исключением их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, - день утраты международных почтовых отправлений, а если такой день не установлен, - день обнаружения такой утраты;

2) в случае выдачи международных почтовых отправлений получателю до выпуска таможенным органом товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, - день их выдачи получателю, а если такой день не установлен, - день обнаружения такой выдачи.

При наступлении обстоятельств, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, - 4 евро за 1 килограмм веса брутто международных почтовых отправлений. При этом в вес брутто таких международных почтовых отправлений не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограмм, почтовых карточек, писем и отправлений для слепых).

При этом в вес брутто таких международных почтовых отправлений не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограмм, почтовых карточек, писем и отправлений для слепых).

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра судебной экспертизы и таможенного дела

 

 

Звезда И.И.

доцент, кандидат юридических наук

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

(ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (ПРАКТИКУМ))

 

Специальность: 38.05.02 Таможенное дело

 

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Форма обучения: (очная, заочная)

 

 

Тула 2018 г.



Содержание

Лекция 1. Общие понятия технологий таможенного контроля. 5

Лекция 2. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы автомобильным транспортом. 13

Лекция 3. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы железнодорожным транспортом. 31

Лекция 4. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы воздушным транспортом. 52

Лекция 5. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы морским и речным транспортом. 61

Лекция 6. Технология таможенного контроля при перемещении товаров стационарными видами транспорта. 74

Лекция 7. Технология таможенного контроля международных почтовых отправлений. 81

 

ЛЕКЦИЯ 1. Общие понятия технологий таможенного контроля.

 

1.1. Современная система законодательного обеспечения применения технологий таможенного контроля в Российской Федерации.

1.2. Принципы применения технологий таможенного контроля.

1.3. Группы объектов, в отношении которых должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль.

1.4. Формы таможенного контроля.

1.5. Особенности таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании.

1.6. Формы и образцы заполнения основных документов, подлежащих таможенному контролю.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 663.