Тема 3. Информационная безопасность молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы

1. Понятие и сущность информационной безопасности молодежи.

2. Интернет-аддикция в молодежной среде. Причины и виды.

3. Влияние масс-медиа на молодежное сознание. Информационный стресс и его последствия.

 

1. Проблема информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в жизни современного общества, которое все больше приобретает черты информационного. В современном обществе значительно возросла роль накопления, обработки и распространения информации, в частности, в принятии стратегических решений, увеличилось количество субъектов информационных отношений и потребителей информации. Поэтому средства массовой информации сегодня часто называют четвертой властью (наряду с законодательной, исполнительной и судебной).

Под информационной безопасностью понимается  способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определённой вероятностью достаточные и защищённые информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Угрозами информационной безопасности сегодня выступают:

1. противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое, общественное сознание.

2) неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам;

3) девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих принятым в российском обществе;

4) снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

5) манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);

6) нарушение законных ограничений на распространение информации (например, монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами, блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории);

7) угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи;

8) угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России (противоправные сбор и использование информации, нарушения технологии обработки информации, и др.).

Учеными установлено, что пользователи в виртуальном мире гораздо в большей степени подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать распространенные сегодня игровые программы на определенную установку не представляет труда. Виртуальную систему можно заразить вирусом, который будет кодировать человека на определенные слова (приказы), что позволит в дальнейшем получить эффект «зомби».

 За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в условиях информатизации - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

В России вопросам информационной безопасности граждан, особенно детей и подростков, в последние годы уделяется существенное внимание как в рамках института Уполномоченного по правам ребенка, так и общественными организациями.

Специалисты выделяют три группы факторов, определяющих подверженность человека психологическим манипуляциям и соответственно степень их действенности и опасности для личности.

1) Группа совокупность «технологических» факторов, т.е. непосредственно связанных с содержанием и структурой манипулятивных технологий, используемых для оказания соответствующего воздействия на человека.

2) Вторая группа объединяет внешние (технико-физические, средовые и т.п.) факторы информационно-коммуникативных ситуаций, повышающих или снижающих действенность манипулятивного воздействия. Например, техническое состояние информационных каналов, качество звука, изображения, комфортность обстановки, отсутствие или наличие отвлекающих воздействий и условий (снижающих внимание, ухудшающих восприятие) и т.д.

3) В третью группу включаются внутренние, собственно психологические факторы, определяющие подверженность человека манипулятивному воздействию. Причем их целесообразно разделить, хотя и в некоторой степени условно, на две относительно самостоятельные подгруппы.

· Во-первых, так называемые ситуативные или ситуационные факторы, связанные непосредственно с конкретной информационно-коммуникативной ситуацией, например, психические состояния, вызванные нахождением в толпе, на митинге, различными стрессогенными факторами, участием вгруппой дискуссии, переговорах, в том числе в экстремальных условиях и т.д.

· Во-вторых, внеситуативные или внеситуационные - устойчивые психологические характеристики, индивидуально-личностные особенности человека, влияющие на его подверженность психологическим манипуляциям, например, внушаемость, критичность, подозрительность, негативизм, недоверчивость и т.д.

 

В современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться американский клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. В России же этот вопрос в настоящее время изучен мало, и обсуждается лишь в узких кругах социологов, принадлежащих к виртуалистике- комплексной социальной дисциплине, изучающей проблемы виртуальности и виртуальной реальности.

Часто молодежь, сидя в интернете, ощущает радость и хорошее настроение, но стоит им покинуть интернет хотя бы на пять минут, то они сразу испытывают грусть и уныние. При этом проводя немало времени в интернете, они погружаются в виртуальный мир, благодаря этому становятся реже выходить в гости, на прогулку с друзьями и т.д. Многие пользователи интернета тратят немалые деньги на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. При этом еще и пытаясь скрыть это от близких людей. Молодёжь, которая постоянно сидит в интернете, приобретает зависимость: они постоянно обновляют странички в социальных сетях, часто проверяют свою почту, сутками играют в он-лайн игры и при этом всем они не хотят замечать, сколько времени они тратят впустую. У таких пользователей чувство времени отсутствует, вроде бы они заглянули по делу на несколько минут, а на самом деле, пробыли в сети около двух, трех часов, и это только в лучшем случае.

 Кимберли Янг с помощью своего исследования охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:

     1. Обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

     2. Компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

     3. Патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

     4. Зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях;

     5. Зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «onlyadult».

Она же отмечает четыре признака, по которым можно судить об Интернет – зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e-mail;

2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

     Первое исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 1980-х годах английским психологом Сабби. Исследование, осуществлялось посредством опроса и интервьюирования испытуемых; в нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Согласно этим исследованиям Сабби выделяет четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр.

   1. Стадия легкой увлеченности - человек получает удовольствие, играя или занимаясь на компьютере, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что она носит ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сформирована и не является значимой ценностью для человека.

     2. Стадия увлеченности - фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - компьютера. Время, проводимое за компьютером на этом этапе, принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

      3. Стадия зависимости характеризуется не только сдвигом потребности в компьютере на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности. Происходит изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной (необходимость общения с единомышленниками, чаще компьютерными фанатами) и индивидуализированной.

     Для людей с индивидуализированной формой зависимости характерным является нарушение основной функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Если в течение какого-то времени такой индивид не имеет доступ к компьютеру, то начинает чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадает в депрессию.

     4. Стадия привязанности - это стадия угасания компьютерной активности человека. Человек на этой стадии «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютеру не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

 

Социальный контекст формирования кибер аддикции выражен еще не совсем четко, но есть несколько ключевых моментов, которые стоит отметить как оказывающие наибольшее влияние на формирования виртуальной зависимости.

1. Дезинтеграция индивида. Она может происходить по различным причинам, включая вынужденную дезинтеграцию, которая наступает, к примеру, из-за инвалидности.

2. Неудачная социализация. При сложившихся обстоятельствах, индивид может проходить процесс социализации в условиях, где виртуальная реальность имеет довольно большую ценность - к примеру родственники или родители также подвержены этой зависимости, причем их действия не осуждаются, или же отсутствует должное внимание со стороны родителей.

3. Референтные группы.

 4. Длительное состояние фрустрации - состояния, возникающего в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. В этом случае неприятие реальной ситуации может привести к тому, что произойдет реакция замещения, т.е. индивид попытается скрыться от существующих проблем посредством погружения в виртуальную реальность.

 

На современной стадии социальных трансформаций заметно усилилась и роль средств массовой информации. Под воздействием масс-медиа происходят кардинальные изменения, связанные с появлением информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека не только к восприятию и обработке информации, но и конструированию социокультурных стереотипов.

Масс-медиа не только участвуют в формировании устойчивых представлений, но и обладают способностью оказывать воздействие на степень и характер их проявления. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка.

СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов. Реализуя манипуляционные коммуникационные стратегии, СМИ способны формировать шкалу ложных духовных ценностей, навязывать представления о социально-политических, экономических, духовных процессах, манипулировать общественным мнением, поведением молодежи. Информационный прессинг отдельных средств массовой информации, затрудняющий формирование у молодежи автономных и независимых суждений, делает ее все больше подверженной воздействию со стороны лидеров популистского типа, организаторов радикальных движений. Путем манипулирования несформированным сознанием молодежи можно добиться ее превращения либо в агрессивную, либо в безликую, индифферентную массу. Данная тенденция препятствует комплексному, рациональному и осознанному включению молодых граждан в процессы социально-политических преобразований.

Современный уровень развития медиакультуры способствует стереотипизации массового сознания, формированию новых ценностных установок. В контексте современной культуры стереотипическая деятельность может вытеснять творческую деятельность, без которой невозможен человеческий прогресс. В глобальном масштабе полное вытеснение творческой деятельности может привести к катастрофе цивилизации.

Информационные воздействия квалифицируются как негативные, если вызывают психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственныхкритериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей.

Манипуляция сознания начинается и проявляется в обычных, на первый взгляд, жизненных ситуациях. И особенно эффективно она осуществляется в детстве и подростковом возрасте, на фоне формирования человеческой психики и ее высокой пластичности. В деле манипуляции населением и особенно подрастающего поколения появился лидер, неизвестный прошлым столетиям, – средства массовой информации. Зачастую в СМИ процветает пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в обществе.

Интернет-пространство кроме того является той площадкой, где культивируются чуждые нормальному человеку ценности: террор, национальная и расовая неприязнь, разжигающие религиозные конфликты, экстремизм.

Литература

1. Акопян Н. А. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде : автореферат. Майкоп, 2010. 124 с.

2. Горелкин А. В. Особенности информационного пространства и массовокоммуникационные предпочтения молодежи Кемеровской области как фактор разработки региональной модели информационной безопасности // Инновационная наука. – 2015. – No 8-2 (8).

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] :утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28679/

4Информационная безопасность и вопросы профилактикикиберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г. Н. Чусавитиной, Л. З. Давлеткириевой, Е. В. Черновой. Магнитогорск :МаГУ, 2013. – 162 с.

6. Кисляков П. А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования. // Современные исследования социальных проблем, 2012, No5(13).

7. Лапченко Н. Н. Проблемы информационной безопасности в молодежной среде // Социологические исследования, – 2009. – No 8. – C. 139-142

8. Лига М. Б., Павлова Н. С., Щеткина И. А. Социальная безопасность молодежи: организационно-управленческое обеспечение. М. : Академия Естествознания, 2012.

9. Нафталиева В. О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, – 2011. – No 2.

10. Павлова Н. С. Социальная безопасность молодежи: организационно-управленческое обеспечение : автореферат. Чита, 2009.

11. Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность : учебное пособие. М. : «Русский журнал», 2011. 328 с.

12. Фомченкова Г. А. Информационно-идеологический фактор формирования духовной безопасности молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, – 2012. – No https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-ideologicheskiy-faktor-formirovaniya-duhovnoy-bezopasnosti-molodezhi

 

 

 Тема 4. Социальный анализ девиантного поведения молодежи

Вопросы

1. Формы молодежного девиантного поведения. Деструкция нормативности.

2. Молодежный экстремизм.

3. Правовая культура общества как фактор преодоления социальных деформаций в молодежной среде

4.  Государственная программа по профилактике и предотвращению молодежной преступности.

1. Отклоняющееся или девиантное поведении –- это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям

Исходными в понимании отклонений выступают сами нормы - правила, надлежащие для исполнения, выступающие пределами, мерой допустимого поведения. Общепризнанно, что девиантное поведение молодежи всегда связано с несоответствием поступков, действий, видов деятельности нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям, признаваемым законными обществом или его группами (А.Коэн, Я.Гилинский). Нарушения социальных норм характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условияхсоциальные предпосылки.

Деструкция нормативности проявляется в распаде культурных и этических социальных норм как общепринятых правил поведения в обществе. Нормы постепенно перестают выполнять свои изначальные контролирующие, социализирующие и интегрирующие функции, распадаются критерии понимания того, что обязывает и не обязывает к подобающему поведению. Ослабевают позиции культурных императивов. Все реже используются преференции, требующие идеального поведения, которое большей частью регулируется культурными правилами, не рекомендующими и не запрещающими, а лишь допускающими то, или иное поведение.

Размытые и неопределенные, а поэтому зыбкие и непрочные новые культурные допущения по своей природе не являются однозначными и без особых последствий могут быть нарушены. Создавая ощущение плюрализма, демократичности и толерантности, они оказываются не способными обеспечить предсказуемость социальных отношений и не предохраняют от отклонений.

Деструкция нормативности является предпосылкой аномии, под которой Э.Дюркгейм понимал дезорганизацию культуры, связанную с разрушением норм, а Р.Мертон - не просто как нормативный хаос, но как расхождение между признаваемыми в данном обществе целями и ценностями и средствами их достижения.

Вследствие этого в механизме социокультурной регуляции возникают противоречия, обусловленные внутренней рассогласованностью данного механизма. На фоне деформации правового сознания большинства молодежи и бездействия институтов социальной и правовой защиты атрофия норм приводит к ощущению нерегулируемости многих жизненных ситуаций. Совершая самостоятельно различные выборы и принимая решения, молодёжь утрачивает признаки внешних и внутренних ограничений: ни грозящих наказаний, ни угрызений совести. Молодое поколение одновременно теряет и понимание того, что можно, а чего нельзя, что справедливо, а что не справедливо, что правильно, а что ложно, что есть порядочность, а что нет и т.д. Преследуя личные цели и интересы, молодые люди уже не опасаются осуждения значимых других, ибо критерии ответственности размыты, законы сомнительны и не обязательны, анравственные понятия более чем туманны. Поскольку однозначные нормы подвергаются атрофии, их место занимает партикуляризм, мгновенность, случайность: правда, смешавшись с ложью, уже неотделима от нее так же, как добродетель от порока; благородство от подлости; обещания уже ни к чему не обязывают; объяснения ничего не выясняют; высказываемые мнения не основываются на убеждениях.

Аномичное состояние как проявление деструкции нормативности, обусловленное незавершенностью процесса трансформации ценностно-нормативной системы, не позволяет современному обществу определиться во взаимодействии с молодежью как целого и его, хоть и органичной, но относительно самостоятельной части, обладающей своими амбициями, стремлениями, представлениями. С другой стороны, и сама молодёжь в сохраняющейся ситуации неопределенности тоже не знает, чего следует ожидать от окружения и как самой к нему относиться.

В силу возраста и неустойчивого положения молодые люди крайне уязвимы. Уязвимы они и по отношению к институциональным структурам. Молодежь также слабо представляет, чего ждать от государства. Стоит ли требовать гарантий, помощи и поддержки, или полагаться на себя и свое окружение?

Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.