А) в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;
Б) молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом одновременно именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы;
В) как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества;
Г) молодежь выполняет особые социальные функции: наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивает преемственность; формирует в себе образ будущего и несет функцию социального воспроизводства; является основой «новой», постиндустриальной экономики, развития ее высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, служит источником и базой инноваций; молодые люди составляют основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.
Обращаясь к определению понятия «молодежные проблемы», необходимо отметить: во-первых, что под социальными проблемами понимаются как актуально проблемные, не удовлетворяющие потребностей и желаний, противоречия в явлениях или процессах коллективных и групповых субъектов. Во-вторых, молодежные проблемы – это некое противоречие в реальной жизни представителей молодого поколения (независимо от того, осознается ли оно самой молодежью или нет), а также проблемная ситуация, в которой у молодого человека нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет его задуматься над успешным ее разрешением.
В научной литературе молодежные проблемы подразделяются на две большие группы.
– К первой, по мнению В.И. Чупрова, относится изучение специфических молодежных проблем: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), роли и места в общественном воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодежных объединений и движений.
– Другую группу составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи и брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.).
Большинство отечественных исследователей (В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) определяют специфику молодежных проблем через анализ «жизненного старта молодежи», характерного для подрастающего поколения: внебрачное состояние, отсутствие своего жилья и профессиональной квалификации, отсутствие достаточного жизненного опыта («неустойчивость мировоззрения»), относительно невысокий социальный престиж.
Кроме того, социальные проблемы молодежи обладают яркой спецификой и отличаются от подобных проблем старшего поколения. Так, отличительными чертами молодежных проблем являются следующие:
– тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта (социально-демографической группы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, формами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в «мир взрослых отношений»;
– молодое поколение отличается именно своим специфическим «набором», перечнем и иерархией проблем, свойственных ему в большей мере, чем другим социальным группам и категориям населения;
– в прогностическом плане молодежные проблемы в значительно большей степени влияют на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречия, характерные для других возрастных групп (например, интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних в большей мере повлияет на нравственные нормы общества в перспективе, чем преступность вреди группы населения в возрасте 55–75 лет);
– изначально подрастающее поколение обладает неопределенным, невысоким социальным статусом (правовым, экономическим, политическим и др.), что обуславливает многовариантность (вариативность) жизнедеятельности различных категорий молодого поколения (составляющих их индивидов), а также порождает дополнительные проблемные ситуации при адаптации представителей молодого поколения к реалиям окружающей жизни;
–в психологическом и социально-психологическом плане молодые люди в большей степени чувствуют, сопереживают свои неудачи, нерешенные вопросы, чем люди старшего возраста. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, характерной для юного возраста, что значительно снижает их способность цивилизованно разрешать конфликтные ситуации, встречающиеся в жизни, успешнее адаптироваться к реалиям мира;
– молодежные проблемы в большей степени детерминированы общими социальными проблемами, противоречиями общества; о культуре, цивилизованности общества можно судить именно по отношению к данной группе населения, выступающей субъектом воспроизводства общественных отношений Следует отметить, что предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.
Необходимо отметить, что на современном этапе при решении проблем молодежи упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства, как объекта и субъекта социальной безопасности. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в решении многочисленных проблем молодого поколения в современных российских условиях.
Кроме того, в период трансформации российского общества мы можем наблюдать социальный феномен, заключающийся в том, что российская молодежь вынуждена участвовать в создании нового опыта из-за невозможности эффективно использовать позитивный опыт прежних поколений. Востребованность же негативного опыта старшего поколения в данном случае крайне ограничена следующими рамками: овладение им позволяет избежать прежних ошибок, утопических заблуждений, дабы не репродуцировать их на новом этапе общественного развития. Поэтому он не является генератором новых знаний и опыта, но и служит именно тем катализатором, без которого немыслим процесс создания новых социальных отношений, моделей общественного развития.
По мнению отечественных исследователей (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок), молодежь – продукт конкретного общества в определенное социальное время, поэтому при высоких темпах изменения общества именно динамика эпохи формирует резкие различия внутри поколения молодых. Социализация молодежи в кризисном обществе или в обществе риска определенно отличается от ее становления в рамках традиционного общества.
На сегодняшний день в отечественной науке отсутствует обоснованная парадигма, общепринятая система социальной безопасности, методология прогнозирования и анализа обеспечения социальной безопасности молодежи. В соответствии с этим, в ближайшее время не приходится рассчитывать на эффективное решение проблемы повышения уровня социальной защищенности молодежи и обеспечения ее социальной безопасности.
В рамках концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, разрабатываемой алтайскими учеными (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова и др.), оформляется органичное единство, являющееся фундаментом формирования всей системы общественных отношений, опосредуемых производственно-экономическими, политическими, духовно-культурными, социально-бытовыми факторами, а также историческими условиями бытия молодого человека.
Именно молодежь, являясь энергичным участником построения исторически конкретной системы общественных отношений, имея особенности социально-демографического положения, является особенно интересной социальной группой в плане изучения специфики взаимодействия ее жизненных сил и жизненного пространства.
Социология жизненных сил человека представляет социальное развитие, функционирование общества, систему его социальных отношений как взаимодействие жизненных сил человека и его жизненного пространства, взаимозависимость субъектов общественной жизни и среды их обитания, средств обеспечения жизни. При этом жизненные силы молодежи представляются как потребность воспроизводить и совершенствовать социальную жизнь, удовлетворять и развивать свои потребности поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования .
Социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности позволяет более полно и многогранно изучить социальную жизнь молодежи, затрагивая не только особенности, обусловленные ее принадлежностью к данной социально-демографической группе, но и индивидуально-личностные характеристики молодых людей.
Данная концепция дает возможность исследовать субъектность молодежи, как одну из ее сущностных характеристик, проявляющихся в социальной активности этой социально-демографической группы, выступающей серьезной движущей силой процессов, протекающих в обществе. Кроме того, появляется возможность рассмотрения молодежи как относительно целостной, отдельной социально-демографической группы в качестве потенциального носителя субъектности. Выделение индивидуальной и социальной субъектности молодежи позволяет дать наиболее полную характеристику ее способности воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и социально-организационными средствами, причем в различных сферах жизнедеятельности.
Жизненные силы молодежи – категория социологического витализма, характеризующая способность молодых людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в исторически конкретном жизненном пространстве и в рамках взаимозависимости людей по поводу их жизненного пространства – первичных, базовых социальных отношений владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, развертывающихся во всех основных сферах жизни общества: в экономике – по поводу собственности, в политике – по поводу власти, в социально-бытовой сфере – по поводу условий жизни в семье, микрогруппе, в социально-экологической сфере – по поводу воспроизводства экологических ресурсов региона проживания, в сфере духовно-культурной деятельности – по поводу производства и потребления ценностей духовной культуры. На этой основе формируются системы функций, ролей, которые выполняет молодой человек с той или иной активностью, индивидуальной и социальной субъектностью. В данной связи можно говорить об экономических, политических, социально-бытовых, духовных и социально-экологических силах молодого человека.
Термин «жизненное пространство молодежи» не имеет в научной литературе однозначного толкования. В частности, используются такие понятие, как «жизненная среда», «природная среда», «окружающая среда», «среда людей», «окружение человека», «среда обитания человека» и т.д. В широком смысле понятие «жизненное пространство» охватывает общественно-экономическую среду в целом – производство, систему общественных отношений, социальные институты и формы социализации, культуру, нормы и ценности данного общества. В узком смысле – жизненное пространство, являясь частью окружающей среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека – семью, друзей, производственный, учебный и другие коллективы и группы. Все чаще рассматривают жизненное пространство как совокупность физических условий (природных компонентов) и социальных образований (социальных компонентов), в которых живет человек .
В виталистской социологии понятие «жизненное пространство молодежи» активно используется как одно из понятий, характеризующее единство экологического, территориально-географического, социокультурного, экономического, политического и социально-бытового пространств, реализующихся через среду обитания, обеспечивающую молодому человеку необходимые средства, условия воспроизводства и совершенствования жизненных сил, а также его участия в решении социально значимых жизненных проблем в исторически конкретный период времени. Характерные, типичные формы, структура и качество организации жизненного пространства молодежи, ее образ жизни формируют определенное пространство-время, когда на исторически конкретной территории доминируют типичные социальные отношения и формы организации общественной жизни молодых людей.
В соответствии с этим, социальная безопасность молодежи понимается нами как совокупность механизмов взаимодействия молодого человека и государства по предотвращению ситуаций, связанных с угрозой жизненным силам молодежи, ее индивидуальной и социальной субъектности, жизненному пространству молодежи.
Социологический витализм фиксирует наличие исторически конкретного жизненного и социального пространства-времени у каждого из субъектов социальной жизни, начиная с личности, малых общественных групп. Однако хронологическое время их существования ограничивается историей, продолжительностью бытия данных социальных субъектов. Например, свою историю жизни имеет каждое объединение молодежи (спортивная команда, учебная группа и др.). И все они особым образом организуют свою жизнь в рамках определенного территориально-географического, экологического, экономического, политического, социально-бытового и социокультурного пространств, обладающих средствами воспроизводства и совершенствования жизни молодого человека.
Для воспроизводства и совершенствования жизни, жизненного пространства, окружающего молодых людей как субъектов жизненных сил, им необходимо взаимодействовать по поводу использования этого жизненного пространства. Это взаимодействие окрашено характером взаимовлияния, воздействия жизненных сил и жизненного пространства бытия молодежи друг на друга своим количеством, качеством и мерой. В процессе такого воздействия жизненных сил на жизненное пространство, средства осуществления жизни возникают первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения. Обратное воздействие средств жизнеосуществления на жизненные силы человека приводит к появлению отношений распределения, присвоения, потребления.
Это означает, что от того, насколько развиты жизненные силы молодого человека, непосредственно зависит характер осуществления им владения, пользования и распоряжения своим пространством, масштабы этого пространства. Характеристики количества, качества, меры жизненных сил молодежи помогают определить, насколько эффективно и объемно используют молодые люди свое жизненное пространство в целях воспроизводства и совершенствования жизни. Одновременно происходит обратное влияние: количество, качество, мера средств жизнеосуществления, жизненного пространства молодежи определяют отношения распределения, присвоения, потребления.
Социологический анализ развитости жизненного пространства молодого человека, характера его взаимодействия с жизненными силами дает возможность соотнести развитость жизненных сил молодежи с наличием условий для реализации своего потенциала в различных сферах жизнедеятельности. Это позволяет определить механизмы обеспечения социальной безопасности молодежи со стороны государства посредством улучшения качества жизненного пространства молодежи.
Сущностная характеристика понятия «жизненные силы молодежи» чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Последнее позволяет использовать понятия «индивидуальная субъектность» и «социальная субъектность» молодежи как составляющие содержания категории «жизненные силы молодежи», которая отражает воспроизводство и совершенствование жизни человека в сфере государственного регулирования общественной жизни, бизнеса и «третьего сектора», в которых дифференцируется поведение молодых людей, занятых на государственной службе, в бизнесе и «третьем секторе», появляется все больше оснований для характеристики соответствующих форм и содержания субъектности молодежи в условиях современного российского общества. Развитость жизненных сил молодежи связывается и с мерой ее включенности как субъекта жизнеосуществления в существующие социальные отношения, с мерой его субъектности в социокультурном развитии определенного типа на основе социального образования.
С одной стороны, в зависимости от степени наличной развитости жизненных сил молодежи зависит характер осуществления его владения, пользования и распоряжения своим жизненным пространством. Характеризуясь известным количеством, качеством и мерой, жизненные силы молодежи определяют масштаб воздействия, использования молодыми людьми своего жизненного пространства для воспроизводства и совершенствования жизни в условиях конкретно-исторического социального пространства определенного социума.
С другой стороны, одновременно жизненные силы молодежи испытывают воздействие средств жизнеосуществления, жизненного пространства, количество, качество и мера которого порождают отношения распределения, присвоения, потребления. Таким образом, возникает органичное единство, основа формирования всей системы общественных отношений, опосредуемых производственно-экономическими, политическими, духовно-культурными и социально-бытовыми факторами и условиями конкретно-исторического бытия молодежи.
Такое видение жизненных сил молодежи определяет подход к решению проблем обеспечения ей социальной безопасности на всех уровнях социальной организации, во всех формах реализации, видах осуществления. Наиболее сильно различаются в этой связи психосоциальная работа, ориентированная на оказание помощи разным группам молодежи с учетом их особенностей, проблем, и структурная социальная работа, предполагающая решение проблем социальной безопасности молодежи на социально-групповом и общественно-институциональном уровнях.
Проблема изучения жизненных сил, субъектности молодежи позволяет представить данную социально-демографическую группу не только как объект обеспечения социальной безопасности, но и как субъект деятельности. Современные исследователи понятие «субъектность» рассматривают как отличительное качество активности молодежи. Разнообразным аспектам этой проблемы посвящены работы Б.Г. Ананьева, Н.А. Дорожкина, И.М. Ильинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Левичевой, В.П. Мощняг, М.Н. Руткевича, А.И. Шендрика. В работах этих авторов социальная субъектность, активность молодежи исследовалась в ракурсе присущей этой группе социальной деятельности и чаще определялась как вся совокупность социальных, психологических, биологических свойств человека (группы, общности), которые так или иначе проявляются в его (их) деятельности, являясь движущей силой процессов, протекающих в обществе.
В рамках концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, оформляется органичное единство, являющееся фундаментом формирования всей системы общественных отношений, опосредуемых производственно-экономическими, политическими, духовно-культурными, социально-бытовыми факторами, а также историческими условиями бытия молодого человека.
Таким образом, сегодня существует объективная необходимость становления научно обоснованной концепции социальной безопасности молодежи, политики и стратегии ее обеспечения. Кроме того, осуществление социальной безопасности требует специфических мер, средств и способов, нежели другие виды безопасности.
Социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, позволяет более полно и многогранно изучить социальную жизнь молодежи, при этом затрагивать не только особенности, обусловленные ее принадлежностью к данной социально-демографической группе, но и индивидуально-личностные характеристики молодых людей. Такой подход позволяет выявить основные механизмы воспроизведения и совершенствования жизни молодежи индивидуально-личностными и социально-организационными средствами, причем в различных сферах жизнедеятельности молодежи.
В соответствии с этим можно говорить не только о помощи молодежи в формировании ее субъектных качеств, но и о поддержании достаточного уровня уже сформированных.
Как было выявлено, на методологической основе социологической концепции жизненных сил человека возможно определить характер и степень сопряженности развития жизненных сил молодежи и содержания жизненного пространства молодежи, а также тех мер, которые позволяют реализоваться жизненному потенциалу молодежи, что и составляет основу социальной безопасности молодежи как особой социально-демографической группы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.