Обращаясь к определению возрастных границ молодежи, следует отметить, что в современной научной литературе отсутствует четкое определение таких возрастных границ (как молодежи социально-демографической группы), которые исторически и социально обусловлены, и в настоящее время включают в нашей стране период от 11–17 до 35 лет. Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также зависит от географических, региональных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политически факторов.
В настоящее время существуют различные типологии жизненных циклов. Американский психолог Э. Коуэн предлагает следующуюпереодизацию жизненных циклов молодежи
Деление жизненного цикла на этапы (по Э. Коуэн)
Жизненная стадия | Ключевая система | Задачи развития | Ресурсы развития | Кризисы развития |
Подростковый возраст (13–17 лет) | Семья, сверстники, школа | Физическое созревание, абстрактные мыслительные операции, принадлежность к группе сверстников, начальная половая близость | Физиологическая информация, когнитивное решение проблем, навыки построения отношений, понимание роли полов и ее культурных истоков, возможность независимых моральных суждений | Социальная принадлежность или социальная защита |
Юность (18–22 года) | Сверстник, школа или работа, семья, окружающие | Независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, интимные отношения, принятие природы отношений | Учения, знания для финансовой независимости, самоизучение, принятие решения, углубление отношений, понимание плюрализма ответственности за выбор | Четкая или неуверенная идентификация личности |
Взросление (23–30 лет) | Новая семья, дружеские связи, окружающее общество | Жизнь в новой семье родительская роль (начало), развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств | Знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностные переговоры и разрешение конфликтов, родительская роль, ролевые ограничения | Способность к социальному бытию, либо отчужденность |
В мировой практике нет общего похода к определению возрастных границ молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). В международной практике, по классификации ЮНИСЕФ, к детям относят все население в возрасте до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: «ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
Периодизация взросления в нашей стране является наиболее запутанной. В современной России фактическое равноправие молодежи с другими общественными группами обеспечивается установлением молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет дополнительных правовых гарантий, дающих возможность реального осуществления ими основных прав. Между тем действующим законодательством для молодых специалистов установлен 33-летний возрастной порог, а отнесение супругов к молодой семье зависит не только от возраста одного из супругов, но и от стажа семейной жизни. Так, согласно Постановлению ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» к молодежи в нашей стране относят:
– граждан Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет;
– молодые семьи (семья в первые три года после заключения брака, в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака, при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста);
– молодежные объединения.
Тем не менее, определение возрастных границ молодежи принципиально по ряду причин:
во-первых, оно даёт возможность выбрать для социологической и других областей научных знаний конкретную группу населения с целью эмпирических исследований;
во-вторых, позволяет выявить виды деятельности, занятий исследуемой возрастной группы не только для научного анализа, но и для выработки государственной молодежной политики;
в-третьих, дает дополнительные возможности для изучения особенностей социализации данной возрастной группы и социальных деформаций.
Основными признаками молодежи являются не только возрастные, но еще и социокультурные характеристики. К ним современная социология относит: специфические соматические и физиологические признаки, связанные с незавершенностью процесса формирования личности; экономическую, политическую и социальную несамостоятельность, связанную с отсутствием социального опыта; открытость мировоззрения и связанную с этим неустойчивость поведения; низкий статус внутри социальной группы, к которой она принадлежит по «факту рождения».
На сегодняшний день в современной науке существует несколько подходов к определению понятия «молодежь»:
-стратификационный, который определяет молодежь как особую социально-демографическую, возрастную группу;
- институционно-функциональный, рассматривающий молодежь через ее участие в деятельности различных социальных институтов и молодежных движений;
- аксиологический, в рамках которого молодежь рассматривается через анализ ее качества жизни, ценностей и мировоззрения;
- ресурсный, при котором молодежь рассматривается как стратегический ресурс общества, основа его будущего развития;
- тезаурсный – изучает повседневную жизнь молодежи.
В рамках данных подходов существуют разные определения понятия «молодежь». Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».
Российский исследователь проблем молодежи И.М. Ильинский рассматривает молодежь как главную ценность общества. В отношении молодежи государство должно проводить политику, направленную на опережение событий, оно должно сделать ставку на молодое поколение.
В определении молодежи, данном И.С. Коном, соединены социологический, демографический и психологический подходы. Молодежь в его понимании – это социально-демографическая группа, которая выделяется на основе таких критериев, как возрастные характеристики, особенности социального положения, социально-психологических свойств. Это определение, несмотря на ряд имеющихся в нем недостатков, стало основным в отечественной науке.
С.Н. Иконникова считает, что молодежь является социально-демографической группой, включающей молодых людей от 16 до 30 лет, характеризующая молодых людей, их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, их духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально-психологические свойства, обусловленные характером социально-экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением.
Большинство социологов молодежью считают часть населения, характеризуемую современным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности, труда и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры.
Придерживаясь социологического подхода к понятию «молодежь», по мнению А.Л. Маршака, нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Молодежь в социологии обычно разделяют на следующие социально-психологические группы:
а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся;
б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства;
в) в возрасте от 20 до 24 лет;
г) в возрасте от 25 до 30 лет – молодая интеллигенция.
Еще более полно содержание понятия молодежи может быть выражено в представлении о ней как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.
Российский исследователь В.В. Павловский дает определение молодежи в рамках ювенологии. По мнению ученого, молодежь – это особая биосоциальная группа людей от 13–14 до 29–30 лет (женский и мужской пол), которая занимает переходное поколение между общностями людей подросткового и взрослого возраста; представляет собой возрастное образование, включающее в себя 17 годовых подгрупп, объединяемых 4 стадиальные крупные подгруппы, которые характеризуются спецификой освоения и реализации молодежных возрасто-ориентированных программ; детерминируется природной средой, конкретно-историческим обществом с его общественной формацией, цивилизацией, государственным строем и другими особенностями социального развития; является результатом социализации в пяти основных сферах жизни общества; осуществляет переход от репродуктивной (подготовительной) к продуктивной деятельности, эволюцию от общественной и гражданской несамостоятельности – к статусу взрослых самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей. Это группа, которая отражает в себе классовую, социально-групповую, этническую и иную актуально важную структуру того или иного общества. При этом ученый выделяет ряд закономерностей жизнедеятельности молодежи:
1) биосоциализация;
2) внутренняя преемственность;
3) неравномерность становления и развития различных классово-социальных подгрупп молодежи.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 279.