ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) указы и распоряжение Президента;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Конституционные основы окружающей природной среды закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране её богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы:

1) общие положения;

2) основы управления в области охраны окружающей среды;

3) права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;

4) экономическое регулирование;

5) нормирование;

6) оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

7) требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

8) зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

9) природные объекты, находящиеся под особой охраной;

10) государственный мониторинг окружающей среды;

11) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

12) научные исследования;

13) основы формирования экологической культуры;

14) ответственность за нарушение законодательства;

15) международное сотрудничество;

16) заключительные положения.

Действующий ныне Федеральный закон « Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учётом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и т.д.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв; сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, засорение, загрязнение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (2006 г.) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999г.). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий и платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (2011 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлечённых в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и т.д., гарантируется данным законом. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсаций за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и т.д.

Закон РФ «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы местного законодательства (1977 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д.

Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) — в нём содержатся эколого-правовые и административные нормы с учётом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и т.д.

Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предоставления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Основах законодательства РФ об охране здоровья» (1999 г.) и т.д.

Задачей на перспективу является написание Экологического кодекса РФ, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал бы все законы, касающиеся природопользования.

Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах и Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода РФ к устойчивому развитию.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 263.