ООПТ – особо охраняемые природные территории (1995 г.):
1) государственные природные заповедники (95 штук) – территории, полностью изъятые из хозяйственной деятельности;
2) биосферные заповедники (в мире их 300, в нашей стране -11), где согласно ЮНЕСКО и ВМО ведутся наблюдения за биосферными процессами;
3) национальные парки (в нашей стране их 33) – они несут экологическую научную и рекреационную функцию.
Заказники (1600 ±) – территории, которые закрываются на определенный срок для восстановления природных комплексов.
Памятники природы (8000) – наукотворные уникальные природные объекты, имеющие культурную и научную ценность (вековые деревья, пещеры, водопады, скалы).
Дендрарии и ботанические сады – коллекции деревьев и растений, собранные для культурно просветительских целей.
ЛИЦЕНЗИЯ, ДОГОВОР И ЛИМИТЫ
НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
Лицензия на комплексное природопользование включает:
1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
2) нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;
4) нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
5) экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.
Лицензия на комплексное природопользование выдаётся органами Минприроды России сроком на 1 год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей природной среды, но и как один из способов регулирования природопользования.
Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном использовании, т.е. в тех случаях когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
Составной частью экологического механизма охраны окружающей природной среды является также лимитирование природопользования.
Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определённый срок.
В России действует принцип « загрязнитель платит». За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путём побуждает природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переход к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому лимиты, лицензии и договоры выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
Для реализации различных природоохранных задач, восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счёт отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов идёт на реализацию природоохранительных мероприятий.
Экологические фонды также способствуют развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности как:
1) вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
2) выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.