а) высокий уровень научной компетентности;
б) демократичное отношение к студентам;
в) интересное изложение материала;
г) приятная внешность;
д) уровень личного авторитета в профессиональной среде;
е) всесторонняя осведомленность о новых тенденциях в науке, образовании, культуре, искусстве;
ж) принципиальность;
З) общительность.
Определите наименее, на Ваш взгляд, неприятные качества преподавателя, поставив перед каждой из характеристик баллы от 1 до 6, от наименее неприятных (1) до наиболее неприятных (6).
а) надменность;
б) вспыльчивость;
г) грубость;
д) упрямство;
е) неопрятность;
Ж) некомпетентность.
Задание 4.4. Полученные анкетные данные могут дать представления об этических качествах преподавателя, являющихся наиболее важными для студентов, а также оценить степень искренности ответов. Внимательно проанализируйте полученные анкетные данные, и ответьте на следующие вопросы:
1. Каково содержание понятия профессиональная этическая ценность?
Какие ценности в профессии преподавателя вуза можно выделить на основании результатов анкеты?
3. В каких нормах этического кодекса университета могут проявиться эти ценности?
Обоснуйте, почему подобное односторонне исследование является недостаточным для создания полноценного этического кодекса.
Могут ли ценности профессии преподавателя вуза отличаться от ценностей профессии школьного учителя, и если да, то чем именно? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 4.5. Проанализируйте сравнительную таблицу данных по парламентской этике (раздел «Дополнительные материалы»).
Выделите общие для профессии депутата нравственные ценности и добродетели.
Как эти ценности проявляют себя в нормах этического кодекса поведения?
3. Как эти добродетели соотносятся с классической системой ценностей добродетелей Н.Гартмана? Какие из них можно отнести к традиционным аристотелевским политическим добродетелям; какие – к добродетелям христианской этики, какие – к профессиональным добродетелям неклассической культуры?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Античная этика как наука о счастье
2. Добродетели христианской этики в контексте средневековых торговых и ремесленных гильдий.
3. Переоценка ценностей в трудах Н. Макиавелли и современные моральные дилеммы политики
4. Моральные дилеммы общества потребления.
5. История развития прикладной этики.
6. Биомедицинская этика как наиболее развитая область прикладной этики – основные вопросы и проблемы.
7. Смертная казнь как проблема прикладной этики.
14. Моральные дилеммы современного дистанционного образования.
15. Современные добродетели предпринимательской этики в аспекте ее моральных дилемм
16. СМИ и вопросы прикладной этики.
17. Использование метода ситуационного анализа на популярных ток-шоу: этический аспект.
18. История развития профессиональной этики медицинских работников
19. Предпосылки возникновения профессиональных этических кодексов.
20 «Атлас новых профессий» – перспективы дальнейшего развития профессиональной этики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала.
2. Этимология понятий этика, мораль, нравственность и их современное значение.
3. Этическое учение Аристотеля. Классификация добродетелей, страстей и пороков.
4. Предмет и содержание аксиологии. Этика и аксиология
5. Теории ценностей Шелера, Гартмана и Гильдебранда
6. Ценности современной неклассической культуры
7. Теория «конкретной этики» как переход к прикладной этике.
8. История появления прикладной этики как отдельной отрасли науки.
9. Соотношение философской этики с прикладной и профессиональной этикой Понятие прикладной этики. Основные признаки современных проблем прикладной этики.
10. Виды прикладной этики. Основные этические проблемы различных сфер прикладной этики.
11. Характеристика проблем прикладной этики на примере эвтаназии и смертной казни.
12. Биомедицинская этика как наиболее развитый вид прикладной этики – основные проблемы.
13. Характеристика проблем биомедицинской этики на примере клонирования и суррогатного материнства.
14. Понятие профессиональной этики. Предмет профессиональной этики.
15. Профессиональные добродетели. Этические ценности профессии и их место в системе ценностей неклассической культуры.
16. Кодексы профессиональной этики. Виды профессиональной этики.
17. Предпринимательская этика. Концепции предпринимательской этики. Индивидуалистские и институционалистские концепции.
18. Стратегия соотношения морали и рентабельности в предпринимательской этике (по Ф. Бломе-Дрез)
19. Основные дилеммы предпринимательской этики и их характеристика.
20. Ситуационный анализ как метод разрешения моральных конфликтов в сфере профессиональной этики. Этическое образование как способ профилактики этических проблем в профессиональной этике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно, Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорь-кова. – М.: Республика, 2000. – 239 с.
2. Апресян, Р. Г. Вид на профессиональную этику / Р. Г. Апресян // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В. И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. – Тюмень: НИИПЭ, 2004. – С. 160-181.
3. Аристотель. Никомахова этика [1155-1169] / Аристотель // Собр. соч. : в 4 т. – Т 4. – М. : Мысль, 1984. (Серия «Философское наследие») – С. 54 -77.
4. Бакштановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Т.1. Игры рынка. Т.2. Торговец в Храме. Томск: изд-во Томского ун-та, 1992. – 240 с.
5. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Ведомости НИиПЭ. – Вып. 14: Этос среднего класса ; под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. – Тюмень : НИиПЭ,1999. – С.152-154.
6. Бломе-Дрез, Ф. Предпринимательская этика в рыночной экономике // Политическая и экономическая этика : [Учеб.пособие]. – М. : Гранд, 2001. – 365с. – С. 291-308.
7. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман ; пер. с нем. А. Б. Глаголева ; под ред. Ю. С. Медведева и Д. В. Скляднева; вступ. ст. Ю .В. Перова, В. Ю. Перова. – СПб.: Фонд "Университет" : Владимир Даль, 2002. – 707 с.
8. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения: [в 14 т.] / Г. Гегель ; под ред. А. Деборина и А. Рязанова ; Ин-т К. Маркса и Ф. Энгельса АН СССР ; Ин-т философии. - М. ; Л. : [Соцэкгиз, 1930-1958] – Т. 11 : Лекции по истории философии. – Кн. 3 ; со вступ. ст. М. В. Митина "История философии" Гегеля. – М. : Соцэкгиз, 1935. – 527 с.
9. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц.— М.: Мысль, 1990.— 524 [2] с., 1 л. портр.— (Филос. наследие). С.44-524.
10. Гильдебранд, Д. фон. Этика / Д. фон. Гильдебранд.– СПб.: Алетейя, 2001. – 569 с.
11. Гусейнов, А. А. Прикладная этика / А. А. Гусейнов // Этика : Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с. – С. 389-391.
12. Дробницкий, О. Г. Моральная философия: Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; предисл. Р. Г. Апресяна. – М. : Гардарики, 2002. - 519 с.
13. Кант, И. Метафизика нравов в двух частях / Кант И. // Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4. Часть 2. /Под общ. ред. Я. Ф. Асмуса, А. Я. Гулыги, Т. И. Ойзермана. Ред. тома В. Ф. Асмус. (Академия Наук СССР. Институт философии. Серия «Философское наследие». Т.15) – М.: «Мысль», 1965.
14. Коновалова, Л.В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). - Вып. 1. : Биоэтика и экоэтика / Л. В. Коновалова. – М., ИФРАН, 1998 .– 216 с.
15. Матвеев, П.Е. Моральные ценности / Владим. гос. ун-т. Монография. – Владимир, 2004. – 190 с.
16. Назаров, В. Н. Прикладная этика : учеб. по направлению подгот. «Прикладная этика» - 032200 / В. Н. Назаров. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с.
17. Назарова, Ю. В. Опыт определения профессиональных этических ценностей в политической сфере (по материалам зарубежных исследований) Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого / Вып. 4 (12). – Тула, 2014. - 93 с. – С. 52-56.
18. Назарова, Ю.В. Аксиология парламентской культуры и антропологические практики. Монография. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. – 223 с.
19. Назарова, Ю.В. Парламентская этика в России – история и современность. Монография. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 232 с.
20. Назарова, Ю.В. Ситуационный анализ как метод разрешения конфликтов в сфере профессиональной этики. Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно- практической конференции 31 января 2015 г.: в 10 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. – Часть IV. – 176 с. – С. 162-164.
21. Парламентская этика: сравнительный анализ / Международный демократический институт международных отношений ; Национальный демократический институт международных отношений. - М. : [s. n.], 2000. - 52 с.
22. Платон. Менон // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. /Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А .А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и статей в прим.х А. Ф. Лосев. Пер. с древнегреч. Вл. С. Соловьева, М. С. Соловьева, С. Я. Шейнман-Топштейн и др. Прим. А. А. Тахо-Годи. – Том 1. – М.: «Мысль», 1990. – 860 с. – С. 575-612. – (Академия наук СССР. Институт философии. Серия «Философское наследие». Т.112)
23. Прокофьев, А. В. Депутатская этика и эффективность законодательной деятельности // Парламентская этика в России: Сборник материалов Комиссии Государственной Думы ФС РВ по этике. - М.: Издание Гос. Думы, 2002. С. 164-173.
24. Рих, А. Хозяйственная этика. Отв.ред.,автор вступ.статьи и коммент. В.В.Сапов. Пер. с немецк. Е.М.Довгань. — Филиал изд-ва "Посев" — М. : Филиал изд-ва "Посев", 1996. — 816 с.
25. Ролз, Дж. Теория справедливости / Ролз Дж. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университетата, 1995. – 535 с.
26. Соловьев, В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т.1. – М., 1988. – 892 с.
27. Сутор, Б. Политическая и экономическая этика : учебное пособие / Б. Сутор, К. Хоман ; пер. с нем.: С. Курбатова, К. Костюк. - М. : Фаир-Пресс, 2001. - 368 с.
28. Философский энциклопедический словарь / Ред. C. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв, и др. — 2-е изд – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
29. Чижевский, Д.И. О формализме в этике // Научн. тр. Рус. народн. ун- та в Праге. – Прага, 1928. № 1. – С. 15–29.
30. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. – Избранные произведения. – М.: Гнозис, 1994. – 490 с.
31. Шопенгауэр, А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. – 448 с. – С. 203-220
32. Этика публичной политики : из опыта работы Комитета по
стандартам публичной сферы Великобритании ; Институт права
и публичной политики ; сост В. Пастухов ; пер. с англ. А.
Дронь. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Институт права и
публичной политики, 2005. - 190 с. - Библиогр. : с. 187 - 180.
33. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001. –671 с. - С. 573–581.
Литература на иностранном языке
1. Cooper, T. L. (2004) Big questions in administrative ethics: A need for focused, collaborative effort . Public Administration Review. – Vol. 64. - № 4. – Pp. 395-407
2. Corey, G., Schneider-Corey, M., Callanan, P. (2007) Issues and ethics in the helping professions (7th ed.). – Belmont, CA: Brooks/Cole. – 154 p.
3. Denhardt, K. G. (1988) The Ethics of Public Service. Resolving Moral Dilemmas in Public Organizations. – Westport, CT : Greenwood Press. – 197 p. – ISBN 0-313-25517-2
4. Kernaghan, K. (2003) Integrating values into public service : the values statement as centerpiece . Public Administration Review. – Vol. 63. - № 6. – Pp. 711-719.
5. Kohlberg, L. (1963) The development of children's orientations toward a moral order. – Vita Humana. – № 6. – P. 11-35.
6. Perspectives on Applied Ethics / Ed. Göran Collste. -Göran Collste. Applied and Professional Ethics – an Introduction. - Centre for Applied Ethics, Linköping, 2007. Pp. 22-38.
7. Van Wart, M. (1998) Changing Public Sector Values. – New York: Garland Publishing Co. – 233 p.
Сетевые ресурсы
1. Gawthrop Louis C. (2009) Foundations of Public Administration. Article. Public Service, Ethics, and Democracy PAR (c) ASPA. Public Service, Ethics, and Democracy. Retrieved May 1, 2013 from http://faculty.cbpp.uaa.alaska.edu/afgjp/PADM601%20Fall%202009/FPA-Ethics-Article.pdf.
2. Gow J. I. (2005) A Practical Basis for Public Service Ethics. The annual conference of the Canadian Political Science : Association Western University. – London-Ontario. Retrieved May 15, 2013 from http://www.cpsa-acsp.ca/papers-2005/Gow.pdf
3. Назарова Ю.В. Этическое образование как фактор формирования профессиональных ценностей в парламентаризме Ученые записки КурГУ. – № 2 (30).– [Электронный ресурс]. – URL: http://scientific-notes.ru/pdf/035-009.pdf – Курск, 2014. 197 Кб.
4. Power G. A Guide for Parliamentarians/Global Task Force on Parliamentary Ethics. Paper prepared by Westminster Foundation for Democracy (WFD). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gopacnetwork.org/ - 20.05.2013.
5. Сайт Института философии Российской Академии Наук: моральные дилеммы. Статья. [Электронный ресурс] – URL: http://iph.ras.ru/ethics_dilem.htm - 29.05.2013 г.
6. Сайт Института философии Российской Академии Наук: ситуационный анализ (case studies) [Электронный ресурс]. – URL: http://iph.ras.ru/ethics_dilem.htm - 29.05.2013 г.
7. The Global Organization of Parliamentarians Against Corruption (GOPAC). Retrieved August 14, 2013 from http://www.gopacnetwork.org.
Стернин И., Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: каждой компании – свой кодекс. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.klerk.ru/boss/articles/2600/ - 23.09.2016).
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ[83]
Этика – наука о морали и нравственности (от древнегреч. «этос» (ἦθος) - нрав, характер, душевный склад) (А.А. Гусейнов).
Прикладная этика – область знаний и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, носящие прикладной и открытый характер (А.А. Гусейнов).
Нравственная ценность – это А) Одна из основных категорий философии, в общем означающая смысле невербализируемые составляющие наиболее глубинного слоя интенциональной структуры личности в единстве аспектов ее будущего, настоящего и прошлого, которые конструируют ее мир как уникально-субъективное бытие» (В. К. Шохин). Б) Ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности есть особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с позиций добра и зла (П.Е. Матвеев).
Профессиональная этика – а) профессиональный этический кодекс; б) совокупность нравственных ценностей, добродетелей, этических принципов и этических норм в рамках конкретной профессии.
Ситуационный анализ (в профессиональной этике) – метод рассмотрения моральных дилемм или этических конфликтов, конфликтов интересов и конфликтов ценностей в профессиональной среде, подразумевающий этический разбор конкретной ситуации (таких составляющих ситуации, как мотивов поступков, нравственных ценностей и этических принципов).
Этический кодекс профессии – свод основных этических принципов и норм профессии; может также включать механизмы их реализации, в зависимости от метода формирования кодекса (профессиональный, декларативный, развернутый). Отличается от норм уголовного или административного права своим юридическим статусом и преимущественно профилактическим характером (этический кодекс предотвращает нарушения, а не наказывает за уже совершенные)
Этическое образование (в системе профессиональной этики) - система консультативной помощи, тренингов и мероприятий, направленных на предотвращение этических нарушений. Рассмотрение феномена этического образования предполагает: анализ этико-философского обоснования идеи этического образования; выявление модели уровней этического образования в профессиональной среде; способы разрешения дилемм профессиональной этики (на основании алгоритма определения этических критериев решения); способы разрешения конфликтов (на основании ситуационного анализа); консультативную деятельность Советника по этике или комиссии по этике
Моральная дилемма – проблема морального выбора, стоящая в основании ситуации конфликта интересов – наиболее частого из моральных конфликтов в профессиональной деятельности. Конфликт интересов часто интерпретируется как столкновение частного интереса и общих интересов. Разрешению подобного конфликта помогают критерии морально правильного выбора.
Профессиональные добродетели – добродетели, относящиеся к сфере определенной профессии, сформированные в системе ценностей неклассической культуры – отличаются ситуативностью, изменчивостью, непостоянством; требуют частого этического мониторинга и анализа. Профессиональные добродетели могут не соотносится с традиционными добродетелями философской этики; есть мнения, что они могут быть эффективны только в рамках профессии, и не распространятся за пределы профессиональной деятельности (хороший профессионал не обязательно должен быть хорошим человеком – впрочем, это мнение формирует еще одну типичную дилемму профессиональной этики - должен ли профессионал соблюдать нормы не только профессиональной, но и общечеловеческой морали, или профессиональной морали достаточно для обеспечения целей и задач профессии?)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тема введения в нравственную философию (этику) является ключевой для изучения профессиональной этики. Речь здесь идет о предназначении этики, ее цели, духовных истоках, предмете и методе этики. Понимание логики развития нравственной философии, преемственности и традиции в истории этических учений, и, следовательно, основных проблем современной прикладной и профессиональной этики, во многом зависит от прояснения этих вопросов. Целесообразно рассмотреть следующие тексты:
а) работы по нравственной философии, отдельные главы из произведений (напр., из книги 1 «Никомахова этика» Аристотеля к занятию 1.1.; Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф. М., 1994.).
Для понимания сути самой профессиональной этики и содержания разнообразных видов прикладной и профессиональной этики, необходимо изучение следующей литературы:
а) философские работы, касающиеся предмета прикладной этики и ее видов (напр. Коновалова Л.В. Прикладная этика // Вып.1. – М., ИФРАН, 1998; Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004.)
б) доклады, выступления, лекционные курсы, статьи (напр. Апресян Р.Г. Профессиональная этика: что и где? /Вид на профессиональную этику // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004)
в)нормативно-правовые документы по прикладной и профессиональной этике («Кодекс медицинской сестры России»; Кодексы парламентской этики) Особенностью всех этих текстов является то, что они носят логически законченный, самодостаточный характер. Их следует рассматривать не как набор фрагментов на заданную тему, а как вполне самостоятельные произведения.
Тематически первоисточники делятся в учебном пособии на четыре раздела:
1. Введение в этику. Типология этических учений.
Поскольку профессиональная этика рассматривается нами в рамках целостного этического знания, без отрыва от философской этики, тема введения в нравственную философию необычайно важна для изучения. Прикладная этика конкретизируется, в первую очередь, в нравственных ценностях, осуществляемых в рамках философии морали. Аристотель, явившийся основоположником этики, как отдельной науки, считал, что цель этики «не познание, а поступки», что этика учит тому, как стать добродетельным. Если, к примеру, « астрономия и математика не имеют иной цели, чем познание и истолкование вещей, которые составляют предмет этих наук, - хотя это и не исключает, что в иных случаях они могут принести конкретную пользу, то этика не ставит своей целью только созерцание и истолкование. Этика существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку». Это подчеркивает также и практический характер этики, которая определялась Аристотелем как практическая философия в отличие от метафизики (теоретической философии). Поскольку именно Аристотель заложил основания философской этики, определил ее цель и назначение, в качестве обязательного первоисточника к прочтению рекомендуется книга 1 «Никомахова этика» (Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1984. Т. 4.)
2. Теории «конкретной» этики как переход от философской к прикладной этике.
Поскольку в современном обществе универсальные этические принципы и религиозная мораль все в меньшей степени выступают в качестве стимулов поведения, уже в начале ХХ века возникает потребность обоснования новой мотивационной этической парадигмы как противопоставление абстрактности универсальных принципов философской этики. Так, работа М.Шелера «Формализм в этике и материальная этика ценностей» выступает как попытка обосновать фундаментальный и прикладной типы этического знания. Шелер был одним из первых, кто ввел в оборот и сам термин «прикладная этика». Шелер первым высказывает мысль, что следует различать этику выражаемого в естественном языке практического мировоззрения и более или менее научную, философскую, теологическую этику, которая призвана служить «оправданием» и «обоснованием» всякой прикладной этики.
Для лучшего понимания феномена «конкретной этики» в этом разделе для изучения предлагается статья В.Н. Назарова «Принцип конкретности» из учебного пособия «Прикладная этика» (Прикладная этика: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2005).
3. Профессиональная этика – предмет, метод и цель.
В отечественной литературе профессиональная этика часто рассматривается в связи с прикладной этикой. Взгляды на прикладную и профессиональную этику как на отдельную область знания в философском сообществе неоднозначны. Если говорить об отечественной философской традиции, то проблемы прикладной этики привлекли к себе особенный интерес в 90-х годах ХХ века. В этой связи в хрестоматии предлагается к изучению работа Л.В. Коноваловой «Прикладная этика». В целом в отечественной философской традиции сложилось определение прикладной этики как «области знаний и практики, предметом которой являются моральные проблемы, носящие прикладной и открытый характер». Это определение представлено в статье академика А.А. Гусейнова «Размышления о прикладной этике», где перечисляются также признаки, по которым проблемы прикладной этики можно отличить от общесоциальных проблем. Поскольку в этой статье излагается точка зрения на прикладную этику, принятая отечественным философским сообществом, ознакомление с ней в рамках данного курса представляется обязательным.
Вопрос о соотношении прикладной и профессиональной этики рекомендуется прорабатывать на основании доклада Р.Г. Апресяна «Профессиональная этика – что и где?) – (Доклад подготовлен на основе статьи: Вид на профессиональную этику // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160–181).
4. Нормативно-правовые документы по профессиональной этике: этические кодексы, законы, декларации.
Нормативно-правовые документы в процессе обучения дисциплине необычайно важны для понимания того, каков механизм институализации и кодифицирования этических принципов, а также механизм реализации этических норм. Для анализа в хрестоматии представлены: «Федеральный закон об основах Биомедицинской этики» (прикладная этика); «Кодекс медицинской сестры России» (профессиональная этика). Биомедицинская этика была выбрана в качестве примера как наиболее развитый вид прикладной этики, с устоявшимися и отлаженными механизмами регулирования).
К заданию 1.1.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 474.