Итоги социально-экономического развития города Красноярска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Город Красноярск играет важную роль в развитии экономики Красноярского края и России. Благодаря преимуществам своего экономико-географического положения, а также в результате эффективной совместной работы городского сообщества в рамках приоритетных стратегических направлений, г. Красноярск активно наращивает свой демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциал, является одним
из самых быстро растущих городов страны.

О высокой конкурентоспособности города свидетельствует его положение в национальных и международных рейтингах.
В 2017 г. Красноярск занял 17 место (из 53) в рейтинге городов по уровню бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения и первое – среди городов СФО (Томск – 23, Новосибирск – 24, Барнаул – 41, Омск – 50).[1]

По оценке качества жизни в крупных и средних городах России по итогам 2017 года, проведенной Финансовым университетом при Правительстве РФ, г. Красноярск занял 9 место из 38 городов. Города оценивались на основе социологических опросов по таким параметрам жизни города, как качество медицинского обслуживания, состояние дорог, работа ГИБДД и общественного транспорта, культура и образование, жилищное хозяйство, работа городских властей, миграционные настроения.[2]

По индексу качества городской среды Красноярск в 2017 году занял
9 место из 15 крупнейших городов России. Интегральный индекс качества жизни оценивает городскую среду, то, насколько город готов к современным вызовам и отвечает потребностям горожанина по 30 показателям-индикаторам. [3]

По итогам 2017 года по индексу городского развития Красноярск занял 6 место из 21, а также итоговое 7 место из топ-10 городов в «Рейтинге российских мегаполисов», составленном специалистами Медиахолдинга «Эксперт».[4]

Красноярск занимает 10 место в рейтинге крупнейших городов страны по индексу доступности жилья в 2017 году, составленном аналитиками ЦИАН. Среди городов-миллионников Красноярск занял в данном рейтинге
2 место.[5]

В рейтинге промышленного развития крупных городов России, составленном институтом территориального планирования «Урбанистика»[6], г. Красноярск занимал 41 место из 250; в рейтинге Forbes 2015 г. «30 лучших городов для бизнеса» – 14 место в России и третье – среди городов Сибири[7]; в рейтинге инновационных городов мира 2015 г. – 280 место (и 5 – среди городов России)[8].

По результатам исследования «Индикаторы умных городов НИИТС 2017», проведенного компанией АО «Национальный исследовательский институт технологий и связи», город Красноярск занял 5 место из 16 городов (15-ть крупнейших российских городов по численности населения и город-курорт Сочи). Исследование проводилось на основе данных, полученных из открытых источников, по 26-ти показателям, характеризующим уровень развития 7-ми ключевых направлений «умного города» с учетом различий в численности населения городов, площади городской территории и протяженности автомобильных дорог города.[9]

В рейтинге международного инновационного агентства 2thinknow самых инновационных городов мира Innovation Cities Index 2016-2017 Красноярск занял 412 позицию из 500 городов участников.

В рамках рейтинга города оценивались по 162 специальным индикаторам, среди которых развитие рыночных отношений, инвестиции в технологический прогресс, предпринимательский климат и другие показатели. Кроме того, составители рейтинга учитывали уровень развития науки, образования, здравоохранения, культуры, а также спортивной, финансовой и информационно-коммуникационной инфраструктуры города. Красноярск в классификации составителей отнесли к группе городов с высокой оценкой конкурентоспособности во многих инновационных сегментах на мировом рынке (Globally competitive city).

Город Красноярск занял второе место среди городов Сибири, опередив Омск (421 место), Томск (444 место) и Барнаул (446 место), которые вошли в категорию городов, обладающих потенциалом выхода на глобальный уровень (A city moving towards being globally competitive). 

По сравнению с референтными зарубежными городами, сопоставимыми по численности населения, климатическим условиям, региональному административному статусу, агломерационному характеру расселения (Эдмонтон и Калгари, Канада; Эдинбург и Глазго, Шотландия) г. Красноярск является крупным индустриальным центром.

Развитие города в этом направлении вызвано относительно выгодным географическим положением, наличием большого количества природных ресурсов в прилегающих районах и целенаправленной политикой индустриального периода развития страны.

Экономика города в значительной степени зависит от цветной металлургии. Ключевым фактором обеспечения жизнедеятельности города является энергетика как одна из структурных составляющих экономики. Красноярская энергосистема – одна из наиболее мощных энергосистем России.

Одной из основных сфер экономики города является строительный комплекс. Красноярск – один из немногих городов России, где удерживается высокий уровень объемов жилищного строительства.

Как и другие города-миллионники Сибири (г. Новосибирск, г. Омск), г. Красноярск является развитым промышленным городом; при этом г. Новосибирск обладает более значимым научным и транспортно-логистическим потенциалом, а также более высоким уровнем деловой активности; г. Омск превосходит по уровню развития промышленного производства. В то же время, у красноярцев более высокий уровень доходов, оборот розничной торговли на душу населения (Приложение 2, рис. 1).

Макроэкономические показатели г. Красноярска отличаются положительной динамикой: оборот организаций всех форм собственности
по всем отраслям экономики в 2017 г. – 874,16 млрд. руб., что на 43,3% выше уровня 2012 года. В городе сложилась многоотраслевая структура экономики. Наряду с традиционными для края производственными секторами: металлургией, энергетикой, машиностроением, все более активно развиваются строительная и сервисная индустрии, образование
и здравоохранение, производство идей и технологий, в том числе в социальной сфере. Это все позволяет городу сохранить лидирующие позиции и развить свою инвестиционную привлекательность.

Город Красноярск является индустриальным центром Сибири
с высоким уровнем развития обрабатывающей промышленности: показатель отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства
в обрабатывающей промышленности вырос в 2017 г. на 98,76%
по сравнению с 2012 г. и составил 29% в отгруженной продукции обрабатывающей промышленности Красноярского края.

Наибольшую долю в структуре экономики (по показателю оборота организаций) в 2017 г. занимали обрабатывающая промышленность, торговля, отрасли транспортировка и хранение, строительство, энергетика, деятельность в области информатизации и связи (Приложение 2, рис. 2). Ведущая роль в промышленном развитии города принадлежит предприятиям металлургии, значителен вклад энергетики, пищевых производств, химической промышленности и машиностроения. Подъем обрабатывающей промышленности обеспечил посткризисный рост экономики города в 2012-2017 гг., нивелировав разнонаправленную динамику и спад в других сферах народного хозяйства.

Общими проблемами развития сектора промышленного производства г. Красноярска являются утрата лидирующих позиций
в промышленно-индустриальном развитии и замедление экономического роста отраслей; достижение пределов экстенсивного роста в базовых производствах; низкая экологичность размещенных на территории города производств; невысокая инвестиционная активность в основных отраслях
на фоне высокого уровня физического и морального износа основных фондов; выраженные диспропорции между потребностями рынка труда
и системой подготовки кадров; существенная доля продукции с низким уровнем добавленной стоимости.

Объем выполненных строительных работ в городе в 2017 г. составил 28,32 млрд. руб., увеличившись по отношению к 2012 г. на 26,9% и составив 16,1% в аналогичном показателе Красноярского края. В 2017 г. введено 676,6 тыс. м2 жилых помещений.

Оборот розничной торговли г. Красноярска в 2017 г. составил
305,8 млрд. руб., увеличившись в действующих ценах на 22,2%
по отношению к 2012 г., в 2017 г. он занимал 59,3% в аналогичном показателе Красноярского края.

Оборот предприятий общественного питания города в 2017 г. составил 11,8 млрд. руб., увеличившись в действующих ценах на 71,0%
по отношению к 2012 году. В 2017 г. оборот общественного питания занимал 52,2% в аналогичном показателе Красноярского края. Обслуживание горожан осуществляют более 322 столовых и закусочных, а также около
809 кафе, баров и ресторанов.

В 2017 г. красноярцам крупными и средними организациями оказаны платные услуги на сумму 43,1 млрд. руб., что в действующих ценах
на 4,0 % ниже уровня 2012 года. В 2017 г. объем платных услуг занимал 47,2 % в аналогичном показателе Красноярского края.

Оборот организаций по отрасли «Транспортировка и хранение» в
2017 г. составил 79,8 млрд. рублей. В городе представлены все виды транспорта – автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный. Пассажирооборот автомобильного транспорта в 2017 г. составил 1 181,3 млн. чел.-км, или 98,2% к уровню предыдущего года, грузооборот – 363 млн. т-км, или 116,8% к предыдущему году.

Основная телекоммуникационная сеть г. Красноярска – телефонная сеть общего пользования; современное состояние систем коммуникации
и связи – на высоком уровне. Охват населения телефонной связью составляет 50-55%, телевизионным вещанием – 100 %, радиовещанием – свыше 95 %.
В г. Красноярске действуют сети подвижной связи стандартов GSM, 3G/UMTS, 4G (LTE) с высокой степенью защиты от несанкционированного доступа.

Более 40 предприятий связи обеспечивают доступ в Интернет юридическим и физическим лицам, более 360 тыс. домохозяйств
и предприятий имеют широкополосный доступ в Интернет по кабельным сетям операторов связи. Услуги кабельного телевидения предоставляют более 10-ти предприятий.

В рамках соглашения о взаимодействии между администрацией города
и операторами связи развивается сеть публичного доступа к сети Интернет
с использованием технологии Wi-Fi.

Крупнейшим сухопутным перевозчиком на территории города являются предприятия Красноярской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»); пригородные перевозки осуществляет ОАО «Краспригород» – в летнее время используется 78, в зимнее – 62 поезда, ежегодно по пригородным маршрутам перевозится более 6,2 млн. пассажиров. В целом, емкость внутреннего железнодорожного транспорта рассчитана на ежемесячную перевозку 100 тыс. пассажиров. Развитие проекта «Городская электричка» обусловлено повышенным интересом пассажиров и имеет положительную динамику: в период с 2012 года, т.е. с начала его реализации, по 2015 год внутригородской пассажиропоток увеличился на 37,6%, из которых только в 2015 году годовое количество пассажиров выросло на 20% и составило 1,1 млн. человек. Общее количество перевезенных пассажиров городской электричкой в 2017 году составило 1,3 млн. человек, что на 16% больше чем в 2016 году.

В пределах города находится 7 грузовых железнодорожных станций, основные перевозимые грузы – уголь, руда, цветные металлы, нефть и нефтепродукты, лесоматериалы.

Общая протяженность улично-дорожной сети г. Красноярска составляет 1 174,9 км дорог с твердым покрытием, которые обслуживают свыше 366 тыс. единиц зарегистрированного автотранспорта. По состоянию на конец 2017 года 64,5% автомобильных дорог общего пользования местного значения не соответствует установленным нормативным требованиям. На рынке пассажирских перевозок работают 4 муниципальных предприятия (3 автотранспортных и одно предприятие городского электротранспорта) и 48 организаций частной формы собственности. Доля муниципального транспорта – 29%. На городские маршруты в рабочие дни выходит 1 063 единицы транспорта (960 автобусов, 65 троллейбусов
и 38 трамваев). Перевозка пассажиров осуществляется по 80 маршрутам.
В 2017г. автомобильным транспортом общего пользования было перевезено 194 млн. пассажиров (98,1% к 2016г.), 1181,3 млн. пасс-км составил общий пассажирооборот (98,2% к 2016 г.).

Крупнейшими предприятиями водного транспорта города являются ОАО «Енисейское речное пароходство» и ОАО «Красноярский речной порт». В состав Красноярского порта входят два грузовых района – «Злобино», «Енисей» и грузовой участок «Песчанка», пропускная способность порта – 20,9 млн. тонн грузов в год, контейнерный парк – 3,4 тыс. контейнеров, из них большегрузных – 1,3 тысячи контейнеров.

Аэропорт «Емельяново» находится за пределами г. Красноярска, но обслуживает основные пассажирские и грузовые потоки, идущие из города и в обратном направлении, основной персонал, обслуживающий деятельность аэропортов, также проживает в г. Красноярске. Пассажирооборот аэропорта «Емельяново» в 2017 г. составил 2,3 млн пассажиров (при
13,2 тыс. самолетовылетах), грузооборот – 15,4 тыс. тонн.

Основными проблемами и вызовами развития транспортного комплекса г. Красноярска являются: устойчивое снижение перевозок пассажиров транспортом общего пользования в пользу роста перевозок личным автотранспортом; изменение направленности транспортных потоков в сторону новых центров расселения, обслуживания и торговли; несоответствие транспортной системы города текущим потребностям
в перемещениях населения (суточной маятниковой миграции) и грузов; возрастание нагрузки на транспортную сеть вследствие растущей автомобилизации населения; институциональные ограничения, в том числе
в области прав частных домовладельцев, затрудняющие освоение удаленных территорий города с малоэтажной застройкой. В целом, прогнозируемый рост численности населения г. Красноярска, развитие агломерационных процессов, повышение обеспеченности жильем и транспортом формируют потребность в развитии и реконструкции как улично-дорожной сети, так
и транспортной системы города.

Жилищно-коммунальными предприятиями города в 2017 г. было оказано услуг горожанам на 12,4 млрд. руб., что на 0,2 млрд. руб. превышает уровень 2012 года. В городе растет потребление холодной и горячей воды, отопления, но сокращается потребление электроэнергии в абсолютном выражении, что, отчасти, является следствием реализации государственной программы энергоэффективности.

Город Красноярск имеет достаточный номинальный объем установленных мощностей и развитую сеть инженерных сооружений
и коммуникаций. Жилой фонд на 90,9% обеспечен централизованным горячим водо- и теплоснабжением на основе угольной генерации. Часть объектов жилищно-коммунального сектора города подключена к нескольким локальным системам горячего водо- и теплоснабжения.

Уровень удельного коммунально-бытового электропотребления сравнительно высок – около 1 110,35 кВт-ч на чел. в 2017 г., что превышает показатель г. Омска (1 030 кВт-ч на чел.), но ниже г. Новосибирска
(1 425 кВт-ч на чел.).

В г. Красноярске действуют две подстанции сверхвысокого напряжения – «Красноярская» и «Енисей». В настоящее время около 60 % оборудования электрических сетей выработало свой нормативный ресурс, свыше 12 % электротехнического оборудования эксплуатируется более
40 лет и требует замены.

Основными источниками централизованного теплоснабжения города служат тепловые электростанции (ТЭЦ). Вся тепловая энергия подается в три тепловые сети города: ОАО «Красноярская теплотранспортная компания», ООО «Краском» и ООО «Крастэк».

Существующая система хозяйственно-бытовой и промышленно-бытовой канализации г. Красноярска сложилась в 1964-1970 годы. Сегодня
в городе функционируют две системы бытовой канализации: левобережная
и правобережная. Каждая из них имеет собственную систему самотечно-напорных коллекторов; канализационные насосные станции (КНС); очистные сооружения полной биологической очистки, к которым относятся Левобережные (ЛОС) и Правобережные (ПОС) очистные сооружения и выпуски очищенных сточных вод.

Общая проектная производительность очистных сооружений составляет 740,0 тыс. м3 в сутки, их фактическая производительность – 660,0 тыс. м3 в сутки. Охват населения централизованной системой бытовой канализации составляет 85%. Среднегодовой расход сточных вод, поступающих на ЛОС и ПОС, от всех видов составляет 160,4 млн. м3 в год (439,46 тыс. м3 в сутки). Самый большой процент сточных вод (65,8 %) приходится на население города.

Город Красноярск снабжается сжиженным углеводородным газом (СУГ). Данный вид углеводорода в расчете на единицу получаемого тепла (Гкал) значительно дороже природного газа, который активно используется в западных районах Сибири и России. На начало 2016 г. было газифицировано 978 многоквартирных жилых домов, в которых находятся 67,7 тыс. квартир (15% от общего количества квартир в многоквартирных жилых домах).

Наиболее высокая доля инфраструктурных объектов, требующих ремонта или замены, приходится на уличную водопроводную сеть (54 % износа). Трубопроводы преимущественно стальные, существенная часть из них отработала свыше 25 лет и требует частичной или полной перекладки. Доля полностью изношенных тепловых сетей в г. Красноярске составляет около 60 %, удельный вес канализационных сетей, нуждающихся в замене – 47 %.

Удельный вес внедренных в систему жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктурного и транспортного обеспечения города энерго-эффективных, экологически безопасных и иных инновационных технологий крайне мал, а газовая генерация тепловой и электрической энергии практически отсутствует.

Повышение качества жизни населения, связанное с состоянием окружающей среды, требует внедрения в инфраструктурное развитие новых технологий: энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе
и на транспорте, снижения потерь в инженерных сетях, развития доступных высокоскоростных транспортных систем. Рост численности населения
и повышение уровня жизни потребуют ускоренного развития инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства.

Развитие реального сектора экономики обеспечивается деятельностью предприятий различных форм собственности. Всего
на 01.01.2018 в г. Красноярске действовало 52,2 тыс. предприятий, что на 9,9% меньше, чем в 2012 г. Основная часть предприятий г. Красноярска (также как и в Красноярском крае) сосредоточена в торговле, в отраслях связи и транспорта, в финансовой деятельности и операциях с недвижимостью (Приложение 2, рис. 3).

В 2017 г. численность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в городе составила 62029 ед., из них 39390 – юридических лиц и 22639 индивидуальных предпринимателей. В структуре малого и среднего предпринимательства доля малых и микропредприятий занимает 63,2 %, индивидуальные предприниматели – 36,5 %, доля средних предприятий не высока (0,3 %). Деятельность малого и среднего бизнеса сконцентрирована в торговле (36,9 % всех предприятий малого и среднего предпринимательства), строительстве (13,8 %), в обрабатывающей промышленности (6,5 %).

Субъекты малого и среднего бизнеса г. Красноярска в 2017 г. обеспечивали занятость 208,2 тыс. горожан, из них 64,4 % были заняты
на малых и микропредприятиях, 27,4 % – у индивидуальных предпринимателей и 7,0 % в среднем бизнесе. Структурно наибольшую занятость обеспечивали сфера торговли (39,8 % всех работников малых
и средних предприятий), обрабатывающая промышленность (17,2 %) и строительство (16,6 %).

Оборот малых и средних предприятий по оценкам в 2017 г. составил 386,9 млрд. руб., из него 75,6 % было получено малыми предприятиями
и микропредприятиями, 24,4 % – средними предприятиями. Почти половина выручки малых и средних предприятий относится к торговым предприятиям (67,3 %), значителен вклад строительной отрасли (8,2 %) и обрабатывающих производств (8,7 %). В 2017 г. средний размер выручки на одного занятого для малого и среднего предпринимательства по оценкам составил 2,2 млн руб., наибольшим этот показатель был в среднем бизнесе (4,3 млн. руб.), для малых и микропредприятий он составил 2 млн. рублей. Наибольшая сумма выручки на одного занятого была сформирована в торговле (4,1 млн. руб.), строительстве (1,2 млн. руб.), отраслях транспорта и связи (1,8 млн. руб.),
в энергетике (2,5 млн. руб.).

Сальдированный финансовый результат предприятий в 2017 г. составил 76,9 млрд. руб., что в 2,3 раза выше аналогичного показателя
2012 года. Увеличение финансового результата обусловлено ростом количества прибыльных предприятий и увеличением их рентабельности, преимущественно – в обрабатывающей промышленности, производстве и распределении электрической энергии, сфере услуг, финансовой деятельности.

Основными проблемами развития предпринимательской среды города являются: нестабильность правовой и институциональной среды, преобладание в законодательстве норм, ограничивающих реализацию предпринимательского потенциала, над стимулирующими; нестабильность
и непредсказуемость изменений налоговой системы; высокий уровень монополизации в базовых видах экономической деятельности
и существенный уровень недобросовестной конкуренции на рынках, что создает барьеры со стороны крупного бизнеса для малого и среднего предпринимательства; снижение доступности и высокая стоимость кредитных ресурсов; падение платежеспособного спроса населения и разрыв хозяйственных связей вследствие структурного экономического кризиса.

Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям г. Красноярска в 2017 г. составил 78,05 млрд. руб. (20,8 %
от инвестиций, произведенных в Красноярском крае), что на 13,3 % превышает аналогичный показатель 2012 г. Однако уровень инвестиций на душу населения (71,7 тыс. руб. в 2017 г.) значительно ниже показателя Красноярского края (130,5 тыс. руб.).

Город Красноярск вовлечен в мировые хозяйственные связи; основу экспорта составляют продукция металлургии и минеральные продукты, лес
и пиломатериалы, которые поставляются в страны Евросоюза, Китай, Корею, США; импортируются преимущественно машиностроительная и химическая продукция, технологии, главные поставщики – Китай, Финляндия, Германия и США. Товарная структура внешнеэкономической деятельности города обуславливает высокую зависимость экономики г. Красноярска
от волатильности мировых цен на минеральное сырье и металлы, а также курса рубля к мировым валютам. Долгосрочное падение цен на металлы стало стимулом для предприятий города к развитию технологий производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости
и расширению объемов внешних поставок. Ослабление рубля стимулировало рост активности экспортеров, но существенно снизило объем импорта
и стало значимым фактором разворачивания локальных программ импортозамещения.

Демографические тенденции изменений в количественных
и качественных характеристиках населения города имеют разнонаправленный характер. Так, базисный темп роста населения г. Красноярска в 2017 г. к 2012 г. составил 107,3%: по этому показателю город стал первым среди городов-миллионников России. За период 2012-2017 гг. удельный вес г. Красноярска в численности населения Красноярского края вырос с 35,74 % до 37,95 %.

Общий прирост населения в 2017 г. составил 7,8 тыс. чел., из них
3 тыс. чел. – за счет естественного прироста. Миграция на 62 % определяет величину общего прироста населения г. Красноярска, доля миграционного прироста в общем приросте населения постепенно снижается. Столица края является центром притяжения и краевого населения, и международных мигрантов, но теряет население в результате внутрироссийской миграции. Возраст прибывающего в г. Красноярск населения чуть ниже возраста выбывающих людей.

В структуре миграционного прироста 2017 г. 18,72 % занимала миграция в пределах России, сформированная за счет преобладания притока населения из других территорий Красноярского края над оттоком в другие регионы страны, и 81,28 % – из других стран, включая 11,09 % из стран дальнего зарубежья. Географическое положение Красноярского края является основным фактором структуры иммигрантов по странам, приезжают граждане стран ближнего зарубежья – Таджикистана, Украины, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Армении. Таким образом, изменяется качественный состав населения г. Красноярска.

Миграционный отток населения с высоким уровнем профессиональных компетенций из г. Красноярска обусловлен недооценкой деятельностных компонентов человеческого потенциала: из числа трудоустроенных выпускников вузов края (75 %) в других регионах было трудоустроено 19,3 %, при этом заработная плата уехавших выпускников на 6,3% превышает уровень оплаты труда выпускников, трудоустроенных по месту окончания вуза. В г. Красноярске живет и работает 31,18 % лиц, имеющих высшее образование, тогда как в г. Москве – 42,1 %, г. Санкт-Петербурге – 36,5 %, г. Иркутске – 35,1 %. По удельному весу лиц с высшим образованием
в возрасте 25-64 лет г. Красноярск занимает 59 место в России,
по численности студентов на 10 тыс. чел. населения – 33-е, и этот показатель снижается, начиная с 2008 года. Основные причины миграционного оттока, называемые горожанами в опросе, проведенном в 2014 г. Сибирским федеральным университетом, – отсутствие условий для разворачивания деловой активности в регионе, неблагоприятные климат и экология, бедность социокультурной среды.

Среди горожан снижается значимость института семьи: количество браков на 1 000 чел. населения за январь-ноябрь 2017 года составило 7,9 (против 9,3 в 2012 г.), разводов – 4,5 (против 4,1 в 2012 г.). Средняя ожидаемая продолжительность жизни для родившихся в 2016 г. горожан составляет 72,56 лет (в России для городского населения – 72,35), в т.ч. женщин – 77,78 лет, мужчин – 66,65 лет. В среднем на 1 000 чел. населения в городе рождается 12,9 ребенка.

Структура населения и его качественный состав определяют состояние, проблемы и перспективы развития рынка труда, на котором за последние 5 лет проявились следующие тенденции: к снижению темпов сокращения численности занятых (в декабре 2017 г. в режиме неполной занятости работало 6 предприятий и 0,19 тыс. чел. против 8 предприятий и 0,4 тыс. чел. в 2012 г.); к снижению уровня безработицы (численность незанятых горожан в декабре 2017 г. составила 4,0 тыс. чел. против 3,6 тыс. чел. в 2012 г., из них в 2017 г. признано безработными 2,7 тыс. чел. против 3,1 тыс. чел. в 2012 г.); к уменьшению и стабилизации уровня напряженности на рынке труда (коэффициент напряженности на рынке труда, показывающий отношение числа незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, к числу вакансий, на конец 2017 г. составил 0,16 единицы, что в 3,1 раза меньше, чем на конец 2012 года (0,5 единиц)). Проблемой города является малая вероятность трудоустройства безработных – высококвалифицированных специалистов и незанятой молодежи по причине накопленных структурных диспропорций рынка труда: 60-80% вакансий Центра занятости населения в 2010-2017 гг. составляли рабочие профессии и позиции сферы обслуживания; наибольшее количество вакансий предлагалось в строительстве, торговле и обрабатывающих производствах. Этим структура красноярского рынка труда, ориентированная на традиционные сферы, отличается от общемировых трендов, где формируется активный спрос на «профессии будущего» в области IT, биотехнологий, лингвистики, кибернетики, квантовой физики. Система высшего образования города обеспечивает подготовку таких кадров, но они уезжают в регионы России и государства с более высоким уровнем технологического развития.

Город Красноярск также обладает достаточно высоким инновационным потенциалом: симбиоз науки и образования, трансфер знаний и технологий в промышленность вносит значительный вклад
в подъем и модернизацию экономики города. Город Красноярск занял
152 место в инновационном рейтинге городов Европы 2016-2017 гг.
и девятое – среди городов России[10]. На территории города сосредоточено 21,4 % крупных и средних организаций России, выполняющих исследования и разработки. Доля предприятий, осуществлявших инновации, в общем числе предприятий города варьирует от 11,8 % до 15,1 %, что существенно ниже уровня, лидирующего по России Пермского края (21,3 % – 24,3 %).

Научный потенциал города представлен 5 институтами и СКТБ «Наука» Красноярского научного центра СО РАН; разработками ведущих вузов (по состоянию на 2016 г. в городе действовало 10 вузов и 13 филиалов российских вузов), исследовательскими подразделениями компаний. Филиал Академии наук был открыт в г. Красноярске в 1978 г., сейчас приоритетными областями исследований ученых КНЦ СО РАН являются биофизика
и экосистемы, информационно-вычислительное моделирование, экология
и лесоведение, современная физика, физико-химические основы металлургии и материаловедение; в крупнейшем вузе Сибири – Сибирском федеральном университете – действуют научные школы в области мониторинга лесов, экологической биофизики, интегральных методов, радионавигационных
и радиолокационных систем и устройств, а также 42 малых инновационных предприятия, осуществляющих трансфер технологий в реальный сектор экономики города. Исследовательские проекты получают финансовую поддержку КГАУ «Краевой фонд науки», наукоемкие компании имеют доступ к льготным займам по краевой программе поддержки малого
и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности на территории Красноярского края.

Основными проблемами развития научного потенциала города являются: недостаточный рост инвестиций и текущих затрат на НИОКР, ежегодное сокращение числа исследователей, недостаточная степень взаимодействия между научными сообществами и промышленностью, недостаточный уровень интеграции между вузами и академическими институтами, низкий уровень интеграции в мировую науку.

Как следствие, научные исследования и разработки приобретают прикладной характер и смещаются в компании: растут внутренние затраты компаний на исследования, а также численность персонала, занятого в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Так, группа «РУСАЛ» ежегодно выделяет средства на науку, собственные научные исследования ведутся на базе лабораторно-исследовательского комплекса ОАО «Красцветмет», компаниях оборонно-промышленного комплекса.

Возможность формирования комфортной городской среды
и реализации долгосрочных проектов зависит от обеспеченности органов местного самоуправления собственными финансовыми ресурсами.
По общей величине доходов и расходов (включая социальные) на душу населения г. Красноярск занимает одно из ведущих мест в России. Уровень финансовой самостоятельности г. Красноярска, измеряемый долей собственных доходов в их общей величине, составил 64,1%. Объем муниципального долга на одного красноярца в 2017 г. составил
11,06 тыс. руб., что выше на 3,5% по сравнению с предыдущим годом
(2016 год – 10,68 тыс. руб.). Долговая нагрузка города (доля муниципального долга в доходах бюджета города без учета безвозмездных поступлений) в 2017 году составляет 87,6%, в 2016 году – 83,7%, в 2012 году – 53,2 %.

Причины сложившейся бюджетной обеспеченности города обусловлены ростом величины безвозмездных поступлений на фоне сокращения собственных доходов и вынужденной корректировки расходных обязательств. Так, доходная часть бюджета в 2017 г. составила 28,44 млрд. руб. (или 108,9 % к 2016 г.) при уровне расходов в 28,88 млрд. руб. (104,7 % к 2016 г.); объем налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета в 2017 г. достиг 13,79 млрд руб., что на 0,3 % ниже показателей предыдущего года. При этом безвозмездные поступления в 2017 г. составили 14,6 млрд. руб., или 118,7 % от уровня 2016 г. и 89,9 % – от уровня 2012 г. Муниципальный долг в 2017 г. составил 12,08 млрд. руб., что превысило показатель 2016 г. на 4,3%, а в целом за 5 лет объем муниципального долга увеличился в 1,8 раз.

Это отражает общий неблагоприятный тренд изменений институциональной среды: трансформация межбюджетных отношений, предусматривающая передачу полномочий нижестоящим уровням бюджетной системы без расширения соответствующих источников доходов, существенно снижает потенциал развития города. Вторым негативным институциональным эффектом является последующее воздействие бюджетно-налоговой реформы на деловую активность города: тенденция снижения налоговой нагрузки корпораций (создание консолидированных групп налогоплательщиков) и увеличение финансовой нагрузки на малый
и средний бизнес.

Повышение эффективности использования ограниченных бюджетных средств обусловливает применение программно-целевого подхода:
до 2014 г. доля программных расходов в структуре бюджета занимала 1,4 %.
В 2017 г. общий объем запланированных средств на реализацию муниципальных программ составил 29,2 млрд. руб. (при фактическом уровне исполнения в 27,7 млрд. руб., или 94,9 % от планового уровня). В городе действует 13 муниципальных программ, направленных на поддержку социально и стратегически значимых направлений и объектов. Наибольший объем средств в 2017 г. был направлен на реализацию программы развития образования (48,3 % от запланированного объема финансирования), а также жилищно-коммунальное хозяйство (16,8 %) и обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры (11,3 %). Наибольшими процентами исполнения отличались программы, нацеленные на развитие физической культуры, спорта и туризма (99,5 %), обеспечение пассажирских перевозок (99,5 %), развитие молодежной политики (99,4 %), развитие культуры (99,1 %); наименьшим – программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска» (87,0 %).

Увеличение доходной части городского бюджета в значительной мере зависит от эффективности использования муниципального имущества.

В составе муниципальной собственности г. Красноярска в соответствии с реестром числится 30 органов администрации города с правом юридического лица и 456 муниципальных учреждений (на 01.01.2018 г.). Всего на балансе муниципальных учреждений города учитывается 50 689 объектов на общую сумму 48,34 млрд. руб., более 80% количества объектов муниципальной собственности закреплено за учреждениями образования.

Количество земельных участков, зарегистрированных на праве муниципальной собственности, составляет 2 876 (на 01.01.2018).

Кадастровая стоимость земельных ресурсов, в отношении которых выполнена кадастровая оценка, составляет 24,97 млрд. рублей (01.01.2018).

По итогам 2017 года г. Красноярск имеет участие в уставном капитале 5 юридических лиц: ОАО «Асфальтобетонный завод» – 49 %, ОАО «Автоспецбаза» – 100 %, ОАО «Дары Сибири» – 49,77 %, ООО «КрасКом» – 11 % и ПАО «Исторический квартал» – 100 %.

Доходы от управления объектами муниципального имущества г. Красноярска составляют 2,20 млрд. руб. поступления денежных средств в бюджет города, в том числе:

- 0,99 млрд. руб. – аренда земельных участков;

- 0,30 млрд. руб. – аренда объектов нежилого фонда;

- 0,66 млрд. руб. – продажа объектов муниципального нежилого фонда;

- 0,24 млрд. руб. – продажа земельных участков;

- 0,01 млрд. руб. – прочие доходы.

За последние 5 лет поступления от управления муниципальными земельными ресурсами имеют относительно стабильный характер, при этом снижение поступлений от аренды земельных участков обусловлено уменьшением кадастровой стоимости. Поступление доходов от продажи земельных участков носит заявительный характер.

Изменение поступлений денежных средств в бюджет города от управления муниципальным имуществом обусловлено: активным выкупом арендованного имущества, преимущественно субъектами малого и среднего предпринимательства; передачей полномочий арендодателя муниципальным предприятиям; прекращением с 01.01.2012 учёта доходов от аренды муниципального имущества, переданного в оперативное управление муниципальным автономным и бюджетным учреждениям.

Развитию социальной сферы отводится ключевое место в формировании качества жизни населения города и края. В г. Красноярске расположено свыше 40% объектов социальной сферы края. По состоянию на 01.01.2018 развитие сферы образования города характеризуется следующими показателями:

- в городе действовало 349 учреждений образования (208 дошкольных, 115 общеобразовательных и 19 учреждений дополнительного образования, 7 центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи);

- 52 047 воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 106 789 ученика муниципальных общеобразовательных учреждений, 29 630 детей, занимающегося в творческих объединениях учреждений дополнительного образования;

- в муниципальных учреждениях отрасли образования работают
22 427 работника, из них 12 273 педагогических работника.

Основной проблемой дошкольного образования являлся дефицит мест (на 01.01.2018 он составлял 2 280 мест), для решения которой осуществляются строительство новых и возврат ранее перепрофилированных помещений (создано за 2014-2017 годы 11 684 места), а также развитие частных детских садов (выкуп муниципалитетом у частных предпринимателей 3 211 мест). Проблемами школьного образования являются: высокая изношенность зданий и сетей (40 % зданий введены в эксплуатацию до 1970 г., из них 16 ед. построены до 1940 г.) и нехватка мест для учащихся первых классов в учреждениях высокой востребованности у населения и на микроучастках массовой жилой застройки.

Сеть учреждений здравоохранения города представлена 12 городскими больницами (в т.ч. 4 детскими), 18 амбулаторно-поликлиническими учреждениями, сетью ведомственных учреждений и частных организаций, 198 аптеками. Общая емкость больничных учреждений города – 10,2 тыс. коек, или 74,5 % нормативного показателя на 1 000 чел. населения; дополнительная потребность – 3,3 тыс. койко-мест. Обеспеченность населения г. Красноярска амбулаторно-поликлиническими учреждениями (29,2 посещений в смену на 1000 жителей) составляет 160 % от нормативного значения; в сфере здравоохранения работает 17,7 тыс. чел., в т.ч. 6,4 тыс. докторов.

Красноярск – город с большими культурными традициями. Город исторически связан с именами выдающихся деятелей культуры и искусства: В.И. Суриков, Т. Ряннель, В.П. Астафьев, М. Годенко и других. Сфера культуры г. Красноярска представлена театрами, филармонией, школами искусств и музыкальными школами, библиотеками, музеями, кинотеатрами, деятельностью творческих коллективов. Ежегодно муниципальные учреждения культуры посещает около 3 млн. чел. В городе существует развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства: Красноярский государственный институт искусств, Красноярский государственный художественный институт, Красноярское училище искусств, Красноярское хореографическое училище, муниципальные школы дополнительного образования – музыкальные, художественные школы, школы искусств. Город Красноярск является центром проведения российских и международных культурных мероприятий: музейные биеннале, музыкальный фестиваль стран АТР и другие.

Город Красноярск и прилегающие к нему территории Красноярской агломерации представлены объектами спортивно-экологического туризма (заповедник «Столбы», спелео-туризм, водный туризм, скалолазание, горные лыжи, урочище «Бобровый лог», горнолыжные трассы Дивногорска), познавательного туризма (достопримечательности города, Красноярская ГЭС, комплекс «Роев ручей», музеи, мемориальная зона п. Овсянка, теплоходные маршруты по реке Енисей).

Красноярцы массово вовлечены в занятия физической культурой
и спортом:
количество систематически занимающихся физической культурой и спортом – 384,3 тыс. чел., что составляет 38 % от общей численности жителей г. Красноярска в возрасте от 3 до 79 лет. Этому способствует развитая сеть учреждений, осуществляющих спортивную подготовку (32 ед., из которых 19 муниципальных). В муниципальных спортивных школах в г. Красноярске культивируется 45 видов спорта, обучается 12,6 тыс. учащихся, работают 427 тренеров. На 01.01.2018 в г. Красноярске 3398 ед. спортивных сооружений (714 плоскостных спортивных сооружений, 396 спортивных залов, 23 плавательных бассейна, из них 7 муниципальных), а также работает 4 207 штатных работников отрасли физической культуры и спорта.

Однако материальная база и инфраструктура спортивных объектов не в полной мере удовлетворяют ежегодно возрастающие потребности горожан: имеется недостаток современных плоскостных спортивных сооружений, бассейнов, универсальных игровых залов, крытых ледовых площадок, стадионов, легкоатлетического манежа, конькобежного комплекса. При этом территория городского округа г. Красноярск обладает уникальным набором объектов зимних видов спорта – горнолыжные комплексы «Бобровый Лог», ледовые комплексы «Арена. Север», «Сокол», «Рассвет», «Первомайский», биатлонный комплекс, лыжные стадионы «Ветлужанка», «Динамо» и др. Ряд вышеуказанных объектов соответствует международным стандартам FISU, что в значительной мере определило выбор г. Красноярска, как места проведения ХХIХ Всемирной зимней Универсиады 2019 года.

Одной из функций города является эффективная социальная поддержка населения. На 01.01.2018 на учете в органах социальной защиты г. Красноярска состояло 377,9 тыс. чел. – постоянных получателей мер социальной поддержки и социальных услуг, из них: 222,9 тыс. чел. – пенсионеры по возрасту; 59,4 тыс. чел. – граждане старше 18 лет, имеющие инвалидность, 62,4 тыс. чел. – малообеспеченные граждане. За последние пять лет наблюдается увеличение численности пенсионеров на 10,1 %. а также граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки - на 8,4 %.

По состоянию на 01.01.2018 количество получателей социальных услуг в муниципальных учреждениях социального обслуживания состояло 31 942 человека, из них:

- 14 838 дети и семьи с детьми;

- 17 104 лица пожилого возраста и инвалиды.

Молодежная политика города направлена на создание условий и возможностей для социализации, успешной и эффективной самореализации молодёжи города. На 01.01.2017 численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Красноярске составила 280 571 человек. В городе Красноярске на данный момент действует 10 муниципальных молодежных автономных учреждений – молодежных центров, выступающих площадками для социализации молодежи, встраивания ее в позитивные социальные практики. Молодежные центры осуществляют деятельность в сфере молодежной политики по следующим основным направлениям: военно-патриотическое воспитание молодежи, популяризация здорового образа жизни молодежи, профилактика различных форм зависимости от вредных привычек среди молодого поколения; отдых и занятость молодежи, поддержка молодежных инициатив, поддержка творческой деятельности, развитие молодежного добровольческого движения, робототехника и научно-техническое творчество, а также выявление и поддержка талантливой молодежи. Отдельной задачей стоит вовлечение молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в социально-значимую позитивную деятельность в городе Красноярске. Общее количество молодежи, вовлеченной в мероприятия отрасли «Молодежная политика» по состоянию на 31.12.2017 составило 99 119 человек, общее количество благополучателей составило 108 702 человек, молодежными центрами поддержано 1 040 общественных инициатив, количество молодежных объединений (проектных команд, активов, инициативных групп и других форм), функционирующих на базе молодежных центров, составило 110 ед.

Для развития города как среды обитания человека важны его пространственный потенциал и территориальная сбалансированность. При этом, во-первых, с позиции функционального распределения сложившийся баланс территорий г. Красноярска далек от оптимального: более 30 % территории занято производственно-коммунальными объектами
и инфраструктурой, на долю жилых, деловых и общественных объектов приходится лишь 20 %; значительная часть жилого фонда примыкает
к экологически неблагополучным промышленным объектам (Ленинский
и Советский районы). Высока угроза сохранению городских лесов
и естественных природных ландшафтов при планировании и размещении новых объектов. Во-вторых, имеется асимметрия пространственного размещения функциональных зон и объектов жизнедеятельности по районам города с учетом численности населения. Административно г. Красноярск включает 7 районов, расположенных на правом и левом берегах р. Енисей.  
В левобережной части города расположены:

· Центральный район, где находится исторический центр г. Красноярска и деловой центр;

· Железнодорожный район, который также значительной своей частью расположен в историческом центре г. Красноярска;

· Октябрьский район – «западные ворота» столицы Красноярского края и занимает второе место по величине территории и численности населения.

· Советский район – самый крупный и динамично развивающийся район в г. Красноярске, в котором живёт треть населения города и строится две трети всего вводимого жилья.

В правобережной части города расположены Свердловский, Кировский и Ленинский районы, которые сформировались в период Великой отечественной войны, где была сосредоточена большая часть промышленных предприятий. Распределение населения по районам города исторически является неравномерным (рис.4).

Самым крупным по численности населения в настоящий момент является Советский внутригородской район, в котором живет каждый третий красноярец. Этот район показывает самые высокие абсолютные показатели общего, естественного и миграционного приростов, в то время как, например, в Кировском районе численность населения незначительно сокращалась, а в Центральном районе естественная убыль перекрывается миграционным приростом. Наибольшая плотность населения приходится
на Железнодорожный, Кировский и Ленинский административные районы, где фактически не ведется новое строительство, а высокая плотность исторически обусловлена либо престижностью района (исторический центр города), либо формированием жилищной застройки вокруг крупных промышленных предприятий (правобережные районы). В Советском районе высокая плотность населения связана с активной высотной застройкой
в последние два десятилетия (Приложение 2, рис. 6-7).

Размещение жилой застройки, объектов социальной сферы, культурно-досугового, общественного, делового и коммерческого назначения, а также рекреационные территории не сбалансированы с численностью населения, неравномерно размещены по районам и частично соответствуют качеству
и нормативам обеспеченности населения (Приложение 2, рис. 8).

Фактически в большинстве районов города расположена как минимум одна промышленно-производственная зона. Однако в целом в г. Красноярске хаотично размещены 9 промышленно-производственных зон.

Отмечается снижение качества среды обитания в новых микрорайонах высотной застройки, увеличение ее плотности, усиление «полярности» развития разных частей города, актуальны проблемы точечной застройки центра, отсутствия ливневой канализации, низкого качества обустройства дворовых территорий и управления жилым фондом.

В городе высоко изношена и нуждается в замене инженерная инфраструктура; питающие центры энергоснабжения четырех районов
не имеют резерва мощностей; улично-дорожная сеть перегружена и подвержена высоким эксплуатационным нагрузкам, требует все больших затрат на ремонт и эксплуатацию, а ее конфигурация не отвечает потребностям современного динамичного города.

Таким образом, ключевые проблемы пространственного развития г. Красноярска связаны с отсутствием детального в разрезе районов комплексного плана застройки и концепции формирования архитектурного облика города.

Экологическая обстановка. Для контроля атмосферного воздуха
в краевом центре задействовано 8 стационарных постов Государственной наблюдательной сети, 7 стационарных постов территориальной системы наблюдения (4 поста в городе и 3 – на границе с городом) и маршрутные передвижные лаборатории. Кроме того, систематические лабораторные наблюдения за качеством атмосферного воздуха проводятся в рамках социально-гигиенического мониторинга органами Роспотребнадзора по Красноярскому краю на маршрутных постах, в том числе в районе расположения объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

На сегодняшний день общее число постов наблюдения в городе удовлетворяет требованиям ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов».

В 2017 году уровень загрязнения атмосферы г. Красноярска был очень высоким: комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5)>14; стандартный индекс (СИ) – 20,1 (по бенз(а)пирену); наибольшая повторяемость (НП) – 23,1 % (по формальдегиду). Основные вещества определяющие уровень загрязнения атмосферы Красноярска: бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота, аммиак. Основными источниками загрязнений приземных слоев атмосферного воздуха города в 2017 году являлись передвижные источники – 38,3 %, ОАО «Русал Красноярск» – 29,8 %, предприятия энергетики – 28 % от общего объема выбросов в атмосферу города.

По водным объектам, хотя сброс загрязненных сточных вод
в поверхностные воды имеет тенденцию снижения в черте города, г. Красноярск занимает ведущее место среди региональных центров Сибирского федерального округа по объему сброса загрязненных сточных вод на душу населения. Река Енисей в черте города испытывает большую антропогенную нагрузку в связи со сбросом предприятиями загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод.

По предварительным данным Енисейского бассейнового водного управления в 2017 году в г. Красноярске объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты составил 379,78 млн. м3. Объем сброса загрязненных сточных вод (без очистки и недостаточно очищенных) на рельеф, в подземные горизонты составил 132,24 млн. м3, в том числе: на рельеф и в подземные горизонты – 2,34 млн. м3; недостаточно очищенных – 132,15 млн. м3, без очистки – 0,09 млн. м3. Объем сброса нормативно-чистых вод от охлаждения оборудования составил 246,45 млн. м3, нормативно – очищенных на очистных сооружениях - 1,10 млн. м3.

Основной вклад в загрязнение реки вносят соединения цинка, алюминия, марганца, железа, ХПК и нефтепродуктов. При этом по повторяемости случаев загрязненности, воды р. Енисей ионами меди и железа определяется как «характерная» практически на всей протяженности реки. Основательные проблемы экологической безопасности города создает отсутствие в большинстве районов ливневой канализации.

Коммунальные и иные отходы. По данным Межрегионального Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва в 2017 году в городе Красноярске было образовано 13 778,5 тыс. тонн промышленных и бытовых отходов, количество отходов, используемых в качестве вторичных материальных ресурсов, составило 5 486,8 тыс. тн. В 2017 году в границах г. Красноярска числилось 9 действующих специализированных объектов для размещения и обезвреживания отходов, из которых 6 (2 шламонакопителя и 4 золошлакоотвала) замыкают производственный технологический цикл. Для захоронения промышленных отходов функционируют 2 объекта рекультивации: в Советском районе рядом с д. Бадалык и в Ленинском районе у кладбища Шинников. В 2017 году образованные в г. Красноярске твердые коммунальные отходы направлялись на захоронение на полигон ТБО АО «Автоспецбаза».

Кроме того, в централизованном порядке обеспечивается сортировка твердых коммунальных отходов на мусоросортировочном комплексе ООО «Экоресурс» в Березовском районе. Для обезвреживания биологических отходов используется специализированный объект (скотомогильник № 2), размещенный на территории полигона АО «Автоспецбаза». В соответствии с проектной документацией на объекте размещается 9 биотермических ям. Рабочая мощность биотермических ям составляет 178 тн. Общая площадь - 0,001 тыс. га. В 2017 году эксплуатировались 2 биотермические ямы.

Функционирует производство по обезвреживанию опасных и чрезвычайно опасных отходов I-IV классов опасности, действуют специализированные объекты по термическому уничтожению медицинских
и биологических отходов, обезвреживанию радиационных отходов.

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од на территориях, прилегающих к г. Красноярску, в ближайшие годы предусмотрено строительство новых объектов для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Важным следствием развития всех сфер г. Красноярска является изменение его образа в глазах жителей. По данным анкетирования горожан (2015 г., 2 226 участников), в целом социально-экономическое развитие г. Красноярска оценивается позитивно (51 %). Среди проблем города чаще всего отмечаются: ситуация на рынке труда (55 % опрошенных отметили ухудшение), снижение материальных возможностей (53 %), экологическая напряженность (49 %), жилищно-коммунальное обслуживание (45 %), состояние дорог (40 %) и жилищного фонда (36 %), при том, что объективно доля аварийного жилья в общем объеме жилого фонда в 2016 г. составляла 0,53 % (в 2015 г. – 0,63 %), и это один из самых низких показателей в России. Улучшения отмечены горожанами во внешнем облике города (63 %),
в культурной жизни (55 %), качестве услуг связи (48 %), состоянии объектов социальной сферы (39 %). На стабильном уровне последние 5 лет сохраняются качество медицинских услуг (43 %), городского пассажирского транспорта (39 %), эффективность деятельности городских властей (38 %), система образования (38 %).

Обобщающие выводы по итогам анализа социально-экономического развития города Красноярска:

К положительным аспектам развития города Красноярска за последние несколько лет следует отнести: устойчивый рост численности населения (преимущественно механический приток населения с Востока и территорий края), локализация на территории города крупных проектов федерального значения и их развитие (Зимняя универсиада, Красноярская технологическая долина, др.), снижение до исторического минимума уровня регистрируемой безработицы, сокращение очереди в дошкольные образовательные учреждения и рост обеспеченности населения мощностями объектов социальной сферы, рост обеспеченности населения площадью жилых помещений (во многом благодаря росту количества сделок с привлечением кредитных средств на фоне снижение процентных ставок по ипотеки), завершение строительства крупных транспортных инфраструктурных проектов (4-ый мост через Енисей, новый пассажирский терминал аэропорта «Емельяново», др.). 

К отрицательным аспектам развития города Красноярска следует отнести: отсутствие позитивных трансформаций в структуре экономике и занятости населения города (доминирует сфера торговли с низким показателем производительности и оплаты труда), замедление темпов роста номинальной и реальной заработной платы (в том числе по причине низких темпов роста производительности труда на фоне слабой инвестиционной активности в частном секторе), рост экологической напряженности (в том числе в результате устойчивого роста автомобилизации населения при слабой интенсивности реализации инфраструктурных и экологических проектов), сохранение диспропорций в части обеспеченностями мощностями социальной сферы районов и отдельных территорий города (во многом по причине отсутствия комплексного подхода к застройке территорий города, сохранения точечной застройки и бюджетного ограничения), сохранение роста износа инженерных коммунальных сетей.

 



















































































Дата: 2019-04-23, просмотров: 324.