ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2030 ГОДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

 

 

Общая информация о городе Красноярске

Город Красноярск основан в 1628 г. и с 1934 г. является административным центром Красноярского края. Он расположен на 56°01` северной широты и 93°04` восточной долготы на берегах реки Енисей,
на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья
и отрогов Восточных Саянских гор. Климат г. Красноярска – умеренно континентальный, со среднегодовой температурой +1,6° С, снежный покров держится 166 дней в году, количество ясных дней – 131. Город занимает территорию в 379,5 км2, из них 98,4 % относятся к землям населенных пунктов, 1% – промышленности, энергетики, транспорта и связи, 0,6 % – сельскохозяйственного назначения, 0,1 % – особо охраняемым территориям. Из общего количества городских земель застроено около 42 %, 23,4 % составляют лесные площади, 15 % – дороги, по 10 % – водные акватории
и сельскохозяйственные угодья. Административно г. Красноярск разделен
на 7 районов. Численность населения г. Красноярска на 01.01.2018 составляла 1 091,6 тыс. чел.; в 2012 г. он стал четырнадцатым городом-миллионником России.

Особенностью географического положения г. Красноярска является его транспортная удаленность от крупных городов России и мира, основных промышленных городов севера Красноярского края, что создает препятствия для эффективного экономического развития, но делает город удобным транспортно-логистическим узлом и переговорно-деловой площадкой в сообщении востока и запада России, Европы и Азии. Расположение на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по Енисею, наличие железнодорожного сообщения с городами России и края, строительство ветки «Кызыл-Курагино», которая в перспективе соединит сибирские территории с Монголией и Китаем, примыкание к двум федеральным автомобильным трассам, судоходное сообщение с Северным морским путем, близость двух аэропортов формирует транзитный потенциал города, определяет его консолидирующую роль в формировании единого экономического и политического пространства России, создаёт возможности для активного роста экономики и других сфер жизни города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества.

Природно-ресурсный потенциал г. Красноярска связан с его близостью к месторождениям минерально-сырьевых ресурсов Восточной Сибири (уголь, железные руды, месторождения золота и медно-никелевых руд, металлов платиновой группы, нефелиновых руд, нефтегазоносные провинции) и определяет историческую роль города как крупного индустриального центра.  

Промышленный потенциал г. Красноярска представлен отраслями, обладающими высоким потенциалом развития экспорта и повышения уровня передела продукции: цветная металлургия, машиностроение (оборонный комплекс, нефтегазовый сектор), энергетика, химическая промышленность, производство пищевых продуктов, а потенциал города как одного из культурно-туристических центров Сибири создается уникальными рекреационными ресурсами, в числе которых – объекты спортивно-экологического и познавательного туризма, места отдыха красноярцев и гостей города.

 





SWOT-анализ социально-экономического положения города Красноярска

 

SWOT-анализ социально-экономического положения г орода Красноярск а

Углубленный анализ сильных и слабых сторон территории, а также возможностей и угроз для г. Красноярска представлен в таблице 1 «Матрица SWOT–анализа».

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа

Промышленность

Сильные стороны Слабые стороны - Развитие промышленного производства в металлургии, энергетике, химической промышленности, пищевой промышленности, машиностроении. - Наличие крупных стабильных системообразующих предприятий с развитыми кооперационными связями и рынками сбыта, вокруг которых формируются успешно действующие промышленные кластеры (алюминиевый, инженерно-внедренческий, обработки цветных металлов и германия, инвестиционно-строительный, агропромышленный). - Низкий уровень инвестирования в основной капитал на душу населения (ниже среднероссийского и среднего по краю). - Достаточно высокий износ основных фондов промышленных предприятий (41 %). - Несбалансированное развитие секторов промышленного производства города, банкротство предприятий лесной промышленности, химии, машиностроения. - Высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью в алюминиевой, лесной, химической промышленности, производстве строительных материалов. Возможности Угрозы - Наличие стабильного спроса и сформированных инвестиционных программ крупных добывающих компаний Восточной Сибири, формирующих потенциал развития ресурсно-сервисного кластера и кластера строительных материалов. - Развитие программ импортозамещения в агропромышленном комплексе, машиностроении, металлургии. - Развитие многоотраслевой структуры экономики. - Наличие высоких конкурентных позиций в металлургии, оборонной промышленности и других отраслях. - Развитие тенденции к утрате городом позиции крупного индустриального центра Сибири и последующее снижение вклада реального сектора в экономику города. - Продолжающийся спад цен на мировых рынках на экспортную продукцию предприятий города. - Медленная реструктуризация и модернизация предприятий промышленности. - Высокий удельный вес ресурсоемких и эколого-затратных производств. - Возможное ухудшение экологической обстановки за счет роста объемов производства крупных предприятий металлургии, производителей строительных материалов.

Потребительский рынок

Сильные стороны Слабые стороны - Значительный оборот предприятий розничной торговли и общественного питания (выше показателей других городов-миллионников Сибири). - Высокая обеспеченность объектами розничной торговли и общественного питания на душу населения. - Развитая сеть предприятий розничной торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса, туризма и пр. - Развитые формы предоставления услуг торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса, туризма и пр. - Снижение покупательной способности населения вследствие финансового кризиса. - Вытеснение «дружественных» потребителю форматов торговли крупными сетями. - Сокращение объемов и доступности потребительского кредитования. Возможности Угрозы - Проведение XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года как стимула развития и качественных изменений объектов потребительского рынка (торговли, питания, гостиниц, услуг населению, спортивного туризма). - Развитие новых форматов торговли, питания, продвижения услуг, связанное с качественными изменениями информационных технологий. - Импортозамещение товаров и услуг потребительского спроса, приводящее к дальнейшему развитию местных торговых сетей в сотрудничестве с местными товаропроизводителями. - Рост спроса на внутренний туризм, а также ослабление курса рубля, способствующие притоку зарубежных туристов. - Дальнейшее снижение уровня жизни населения как условие сокращения финансовых показателей предприятий, занятых на потребительском рынке. - Вытеснение местных торговых сетей, объектов общественного питания, сферы услуг крупными российскими и международными сетями.

Отрасли социальной сферы

Сильные стороны Слабые стороны - Наличие и высокий уровень исполнения (95%) муниципальных программ, направленных на поддержку социальной сферы. - Развитая сеть образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность общего образования, широкий спектр и качество образовательных услуг населению. - Высокий уровень информатизации образовательных учреждений. - Рост обеспеченности учреждениями дошкольного образования до нормативного значения. - Положительная динамика увеличения муниципальных мест в дошкольных образовательных организациях. - Высокий уровень обеспеченности населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями – 160% нормативного значения. - Высокая обеспеченность населения культурно-досуговыми мероприятиями. - Высокая изношенность зданий и сетей общеобразовательных учреждений (40% построены до 1970 г.), учреждений дошкольного образования, медицинских учреждений, учреждений физической культуры и спорта, учреждений культуры. - Сеть образовательных учреждений не сбалансирована: по результатам образования, по наполняемости, по расположению в пространстве территорий административных районов города. - Недостаточная обеспеченность населения койко-местами – 74,5% нормативного значения в учреждениях здравоохранения. - Недостаточное количество узкоспециализированных направлений высокотехнологичных видов медицинской помощи. - Неравномерное распределение специализированных медицинских учреждений по районам города, - Увеличение численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке. - Отсутствие возможностей равного доступа на культурно-досуговые мероприятия лицам с ограниченными возможностями. Возможности Угрозы - Наличие интегрированной системы образования всех уровней с индивидуальными траекториями обучения, направленными на развитие интеллектуального потенциала. - Формирование развитого сектора высокотехнологичных услуг в сферах образования и здравоохранения. - Сбалансированное пространственное развитие учреждений социальной сферы по районам города. - Развитие новых направлений в области физической культуры и спорта, туризма, рекреации, культуры на базе объектов XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года и полученным импульсом развития. - Дальнейшее сокращение доходной части бюджета города для развития и поддержки отраслей социальной сферы. - Снижение общего количества социальных услуг и отток квалифицированных кадров по причине низкого уровня доходов работников ряда отраслей социальной сферы.

Инерционный сценарий

 

При сохранении сложившихся тенденций развития экономики г. Красноярска на период до 2030 г. не произойдет существенного повышения уровня жизни населения, ухудшатся условия ведения бизнеса
и общая экономическая ситуация, что приведет к потере основных конкурентных преимуществ города. Это означает, что данный сценарий
не может рассматриваться в качестве целевого варианта реализации стратегии социально-экономического развития г. Красноярска до 2030 г.

 

Рисунок 4 - Динамика изменения выпуска продукции, физического объема промышленного производства и доходов бюджета в разрезе сценариев, % (2016 г. – 100%)

 

 

Так, рост объема отгруженной продукции по Разделу Е ОКВЭД в сопоставимых ценах (2017 год) составит 8 %.

Рисунок 5 - Темпы роста отгруженной продукции





Базовый сценарий

Для перехода от инерционного сценария развития г. Красноярска
к базовому необходимо:

· обеспечить структурную перестройку экономики за счет развития предприятий, ориентированных на создание продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет развития производства пищевой, легкой промышленности, развития машиностроения, создания комплекса предприятий по сервисному обслуживанию предприятий нефтехимической и газовой промышленности, увеличения производства строительных материалов, химической и нефтехимической продукции;

· создать благоприятные условия для развития предприятий малого
и среднего бизнеса. Разработать систему мер, обеспечивающих инфраструктурную, финансовую, правовую помощь субъектам малого
и среднего предпринимательства;

· создать условия для улучшения инвестиционного климата. Увеличить инвестирование совместных проектов, реализуемых за счет частных инвесторов и средств бюджетов всех уровней;

· разработать программу по привлечению прямых инвестиций. Создать залоговый фонд, предусматривающий гарантии для отечественных
и иностранных инвесторов;

· усилить управление агломерационными процессами, которые должны быть направлены на создание общей транспортной, инженерной
и энергетической инфраструктуры и обеспечить синергетический эффект развития г. Красноярска.

Рисунок 6 - Динамика изменения выпуска продукции, численности занятых
и производительности труда в разрезе сценариев, % (2016 г – 100 %)

 

На данном этапе экономического развития г. Красноярска, реализация базового сценария наиболее вероятна и в значительной мере отвечает ожиданиям достижения целей стратегических приоритетов. Однако
в реализации данного сценария использован далеко не весь потенциал экономического развития г. Красноярска.

 








Сценарий устойчивого роста

Реализация данного сценария обеспечивает заметный рост качества жизни населения, улучшение комфортности проживания, создание условий для гармоничного развития личности.

Для перехода от базового к сценарию устойчивого роста развития города Красноярска на период до 2030 г. необходимо:

· ориентировать развитие промышленности на основе создания высокотехнологичных кластеров, обладающих конкурентными преимуществами на внутреннем и внешнем рынках;

· обеспечить условия для развития малого и среднего предпринимательства в отраслях, ориентированных на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм и другие отрасли);

· разработать программу по развитию г. Красноярска как межрегионального промышленного, научного, делового, спортивного центра Сибири;

· обеспечить дополнительные условия роста качества жизни населения на основе критериев концепции «Умный город»;

· усилить требования по экологической безопасности производств города за счет газификации теплоснабжения, ужесточения контроля
за вредными выбросами предприятий, стимулирования использования экологически-чистых производственных технологий инновационного характера.

 

Рисунок 7 - Динамика изменения численности занятых, заработной оплаты
и производительности труда в разрезе сценариев, % (2016 г – 100 %)

Анализ каждого из сценариев реализации стратегии социально-экономического развития г. Красноярска до 2030 г. показывает, что в их основу заложены различные подходы к возможному развитию событий. Сравнение трех сценариев показывает следующие отличия:

· в росте масштабов производства: по инерционному сценарию производство товаров и услуг вырастет немногим более чем на 8 %, по базовому на 65 %, по сценарию устойчивого роста – более чем в два раза;

· в росте промышленного производства: по инерционному сценарию индекс промышленного производства в 2030 г. составит 125,4 %, в базовом уже 147,6 %, а в сценарии устойчивого роста – 156 процентов;

· в росте производительности труда с 135,5 % в инерционном сценарии до 179,7 % по сценарию устойчивого роста;

· в увеличении заработной платы: по инерционному варианту прирост по экономике в целом составит 15 %, по базовому сценарию прирост в целом составит 51 %, а по сценарию устойчивого роста прирост в целом составит 93 %;

Рисунок 8 - Динамика изменения отдельных показателей в 2030 г. по сценариям развития, % (2016 г. – 100%)

 

 


Таблица 2. Конечные измеримые результаты реализации стратегии в части достижения индикаторов социально-экономического развития (в том числе
в соответствии с майскими указами Президента РФ)

Индикатор 2020 год 1-ый этап 2025 год 2-ой этап 2030 год

Сформировать столичный уровень города, обеспечивающий развитие человеческого капитала, успешную реализацию потенциала талантливых, предприимчивых и креативных людей

Численность населения, тыс. человек 1 101- 1 114,5 1 131,4- 1 180,3 1 151- 1 242
Среднемесячная заработная плата (в ценах 2016 г.), тыс. рублей 40,01-41,96 41,6-50,3 42,5-71,43
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 10 7 5
Уровень безработицы, % 5 4,5 4
Уровень зарегистрированной безработицы на конец периода, % 0,4 0,3 0,2
Уровень обеспеченности детей в возрасте 3-6 лет местами в дошкольных учреждениях, % 100 100 100
Доля школ, отвечающих современным требованиям, % 50 75 100
Доля детей в возрасте 3-17 лет, включенных в программы дополнительного образования, %   100   100     100  
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими качественную образовательную услугу по месту проживания, % 65 70 90
Доля граждан, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания в общем числе обратившихся граждан, % 100 100 100
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 73 78 80
Доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, % 40 Не менее 55 Не менее 55
Обеспеченность жильем, кв. м на 1 чел. 27-28 27-30 28-35
Снижение выбросов в атмосферу, % 10 25 40
Доля заемных средств и частных инвестиций в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, % 30-35 40-50 50-100
Смертность от всех причин, ‰ 11,5 10,5 9,5
Младенческая смертность, ‰ 7,5 7,0 6,5

Сформировать город Красноярск как центр коммуникации Евразии, многофункциональный ключевой центр компетенций Енисейской Сибири

Темп роста отгруженной продукции в сопоставимых ценах 2017г (Раздел Е) 112,2- 117,4 107,1- 142,0 107,9- 222,7
Рост инвестиций в основной капитал 100,0-110,0 107,0-143,0 130,0- 200,0
Внутренние затраты на исследования и разработки компаний от показателя отгруженной продукции (работ, услуг) собственного производства, % 2,5 4,0 4,5
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 4,0 7,0 10
Доля дорог общего пользования, соответствующая нормативным требованиям, % 80 100 100
Численность занятых исследованиями и разработками, человек 6 000 8 000 8 500
Вхождение Сибирского федерального университета в число ведущих мировых вузов по рейтингу QS   топ 300 топ 200
В том числе среди ВУЗов Сибири   10 1-3
Увеличение числа студентов, получающих высшее образование, в расчете на 10 000 чел. населения 270 350 430
Доля занятого населения, имеющего высшее образование, % 30 35 35

Сформировать развитое гражданское городское сообщество на основе эффективного партнерства власти, бизнеса и горожан, эффективную систему управления современным городом

Место в национальном рейтинге прозрачности закупок Средняя прозрачность Высокая прозрачность Высокая прозрачность

 

 





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Составляющие стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования

Рисунок 1 – Сравнительные показатели городов-миллионников Сибири в расчете на душу населения в 2017 г., тыс. руб.

Рисунок 2 - Структура экономики г. Красноярска в 2012 г. и 2017 г. по преобладающим видам экономической деятельности

(1 – добывающая промышленность, 2 – обрабатывающая промышленность, 3 – энергетика, 4 – строительство, 5 – оптовая и розничная торговля, 6 – транспорт и связь, 7 – прочие отрасли)


Рисунок 3 - Структура секторов экономики в г. Красноярске, Красноярском крае
по количеству действующих предприятий, проценты (2017 г.)

 

 

Рисунок 4 - Распределение населения г. Красноярска по административным районам на 01.01.2018, %


Рисунок 5 - Распределение площади, населения и относительной плотности населения (Железнодорожный район = 1) г. по административным районам г. Красноярска на 01.01.2016, %

Рисунок 6. Дифференциация административных районов города по текущей обеспеченности объектами социальной сферы и культурно-бытового назначения

(% от района с наибольшей обеспеченностью)


Дошкольные образовательные учреждения Школы

Рисунок 7 - Распределение по административным районам дефицита/резерва мест в образовательных учреждениях в 2016 г., места

Рисунок 8 – Обеспеченность жильем по административным районам г. Красноярска в 2016 г., м2 на чел.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Перечень значимых инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории муниципального образования до 2030 года



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Динамика основных социально-экономических показателей муниципального образования до 2030 года  

 

Характеристика инерционного сценария развития города Красноярска до 2030 года

Инерционный сценарий

Ед. изм.

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2025 год 2030 год 2030г./
факт факт прогноз прогноз прогноз прогноз прогноз 2017г.

Численность населения

тыс. чел.

1 075,90

1 087,70

1 086,00

1 093,00

1 101,10

1 131,40

1 151,60

1,07

Численность занятых в экономике

тыс.чел

531,5

501,73

494,2

495,6

494,6

501,2

513,3

1,04

Занятые к общей численности населения

%

49,4

46,1%

45,5%

45,3%

44,9%

44,3%

44,6%

0,90

Среднесписочная численность работников списочного состава организаций

тыс. чел.

415,33

413,125

410,067

413,154

416,766

429,932

443,366

1,07

Доля среднесписочной численности работников в сфере услуг в общей среднесписочной численности работников организаций

%

73,5

73,7

73,7

73,8

74

73,9

73,8

1,00

Темп роста отгруженной продукции в действующих ценах (Раздел Е)

%

100

99,3

119,16

121,30

126,76

146,95

166,26

1,66

Темп роста отгруженной продукции в сопоставимых ценах 2017г (Раздел Е)

%

-

100,00

119,279

114,441

112,186

107,11

107,85

1,08

Среднемесячная заработная плата

тыс.руб.

34,845

37,06

40,71

42,31

44,40

54,02

62,62

1,80

Среднемесячная заработная плата в ценах 2017 г.

тыс.руб.

-

37,06

39,29

39,42

40,01

41,58

42,52

1,15

Оборот организаций малого предпринимательства, включая микропредприятия (юридических лиц)

млн.руб.

280 810

292 365

305 002

317 000

330 000

421 173

537 535

1,91

 

Характеристика базового сценария развития города Красноярска до 2030 года

Базовый сценарий

Ед. изм.

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2025 год 2030 год 2030г./
факт факт прогноз прогноз прогноз прогноз прогноз 2017г.

Численность населения

тыс.чел.

1 075,90

1 087,70

1 095,40

1 101,20

1 107,80

1 161,70

1 212,20

1,13

Численность занятых в экономике

тыс.чел

531,5

501,73

495,06

498,3

502,4

543,3

566,6

1,07

Занятые к общей численности населения

%

49,4

46,1

45,2

45,3

45,4

46,0

46,7

0,95

Среднесписочная численность работников списочного состава организаций

тыс.чел.

415,33

413,125

410,067

416,25

420,96

453,06

484,88

1,17

Доля среднесписочной численности работников в сфере услуг в общей среднесписочной численности работников организаций

%

73,5

73,9

74,2

74,3

74,3

74,3

74,4

1,01

Темп роста отгруженной продукции в действующих ценах (Раздел Е)

%

100

99,3

119,16

121,3

123,25

164,94

253,77

2,54

Темп роста отгруженной продукции в сопоставимых ценах 2017г (Раздел Е)

%

-

100,00

119,279

114,441

109,081

120,22

164,62

1,65

Среднемесячная заработная плата

тыс.руб.

34,845

37,06

40,71

43,22

46,08

58,81

82,48

2,37

Среднемесячная заработная плата в ценах 2017 г.

тыс.руб.

-

37,06

39,29

40,27

41,52

45,27

56,01

1,51

Оборот организаций малого предпринимательства, включая микропредприятия (юридических лиц)

млн.руб.

280 810

292 365

305 002

319 115

334 213

468 751

754 928

2,69

 


Характеристика сценария устойчивого развития города Красноярска до 2030 года

Сценарий устойчивого роста

Ед. изм.

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2025 год 2030 год 2030г./
факт факт прогноз прогноз прогноз прогноз прогноз 2017г.

Численность населения

тыс.чел.

1 075,90

1 087,70

1 086,00

1 103,00

1 114,50

1 180,30

1 242,50

1,15

Численность занятых в экономике

тыс.чел

531,5

501,73

495,1

508,3

517,1

548,0

589,9

1,19

Занятые к общей численности населения

%

49,4

46,1

45,6

46,1

46,4

47,2

47,5

0,96

Среднесписочная численность работников списочного состава организаций

тыс.чел.

415,33

413,125

410,067

430,17

445,80

487,91

534,28

1,29

Доля среднесписочной численности работников в сфере услуг в общей среднесписочной численности работников организаций

%

73,5

74

74,2

74,3

74,5

75,3

76,1

1,04

Темп роста отгруженной продукции в действующих ценах (Раздел Е)

%

100

99,3

119,16

127,26

132,60

194,83

343,36

3,43

Темп роста отгруженной продукции в сопоставимых ценах 2017г (Раздел Е)

%

-

100,00

119,28

120,06

117,36

142,02

222,74

2,23

Производительность труда (объем отгруженной продукции на одного занятого)

тыс.руб./

чел в год

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднемесячная заработная плата

тыс.руб.

34,845

37,06

40,71

43,22

46,57

65,32

105,20

3,02

Среднемесячная заработная плата в ценах 2017 г.

тыс.руб.

-

37,06

39,29

40,27

41,96

50,28

71,43

1,93

Оборот организаций малого предпринимательства, включая микропредприятия (юридических лиц)

млн.руб.

280 810

292 365

305 002

322 918

342 222

526 551

1 059 082

3,77

 


[1]Где в России жить хорошо (2017) [Электронный ресурс] URL: https://varlamov.ru/2690952.html

[2] Итоги исследований качества жизни в крупных и средних российских городах [Электронный ресурс] URL: http://www.fa.ru/News/2017-11-27-life_quality.aspx

[3] Индекс качества городской среды [Электронный ресурс] URL: http://индекс-городов.рф

[4] Рейтинг городов – 2017 [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/russian_reporter/2017/07/rejting-gorodov-2017

[5]  Рейтинг крупнейших городов России по доступности жилья [Электронный ресурс] URL: https://www.cian.ru/stati-rejting-krupnejshih-gorodov-rossii-po-dostupnosti-zhilja-278286

[6] 250 крупнейших промышленных центров России. 2013. [Электронный ресурс] URL: http://urbanica.spb.ru/?p=3543

[7] Рейтинг Forbes 2015 «Лучшие города России для бизнеса» [Электронный ресурс] URL:

http://kudavlozitdengi.adne.info/luchshie-goroda-rossii-dlya-biznesa/

[8] http://www.innovation-cities.com/innovation-cities-index-2015-global/9609

[9] Индикаторы умных городов НИИТС 2017 [Электронный ресурс] URL: http://niitc.ru/projects/indikatory-umnykh-gorodov-niits-2017

[10]http://www.innovation-cities.com/innovation-cities-index-2016-2017-europe/9777

[11]Портал Государственных программ Российской Федерации. Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/16. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N683

[12] В ценах 2016 г.

[13] В ценах 2016 г.

[14] В ценах 2016 г.

[15] Государственная программа «Развития образования на 2013-2020 годы» Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 .

[16] П. 1, пп. а Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» № 600 от 07.05. 2012 г.

[17] Мастер – план подготовки и проведения ХХ1Х зимней Универсиады 2019 г. в Красноярске. АНО «Исполнительная дирекция XXIX Зимней универсиады 2019 г. в г. Красноярске». Режим доступа: http://www.krsk2019.com/UserFiles/documents_for_downloads/2015/master_plan_rus.pdf

[18]Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №597 от 07.05.2012; Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» №598 от 07.05.2012; Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» №599 от 07.05.2012

[19]http://www.jetinfo.ru/jetinfo_arhiv/smart-city-nashi-retsepty/umnye-goroda-buduschee-segodnya/2015).



ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ

 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2030 ГОДА

 

г. Красноярск


ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА.. 6

1.1 Общая информация о городе Красноярске. 6

1.2 Итоги социально-экономического развития города Красноярска. 7

1.3 SWOT-анализ социально-экономического положения города Красноярска. 27

2 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА до 2030 ГОДА.. 36

2.1 Определение видения (образа) желаемого будущего города Красноярска и стратегические целевые ориентиры развития. 36

2.2 Архитектура проекта стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года. 39

2.3 Сценарии долгосрочного социально-экономического развития города Красноярска. 43

3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2030 ГОДА.. 47

3.1 Цель первого уровня 1: Сформировать столичный уровень города, обеспечивающий развитие человеческого капитала, успешную реализацию потенциала талантливых, предприимчивых и креативных людей. 47

3.1.1 Сформировать современную социокультурную инфраструктуру, обеспечивающую непрерывный рост стандартов качества жизни в соответствии с передовым российским и общемировым опытом.. 47

3.1.2 Сформировать комфортную и безопасную городскую среду с использованием передовых цифровых технологий управления системами жизнеобеспечения города. 59

3.1.3 Сформировать систему эффективной модернизации и комплексного развития транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктур города. 61

3.1.4 Сформировать условия для устойчивого роста благосостояния всех категорий жителей города 66

3.1.5 Сформировать систему пространственного развития города, обеспечивающую комплексное развитие городской среды, улучшение жилищных условий горожан. 68

3.2 Цель первого уровня 2: Сформировать имидж и систему развития города на основе формирования и наращивания столичных функций. 70

3.2.1 Сформировать имидж и систему развития города как делового, культурного, туристического, образовательного и научного центра компетенций Енисейской Сибири, центра коммуникаций Евразии. 70

3.2.2 Сформировать систему развития города как финансово-экономического, инновационно-технологического и промышленного центра Восточной Сибири, обеспечивающую экспорт высоких технологий. 79

3.2.3 Сформировать систему развития города как центра высокотехнологичной медицины и передового образования федерального значения. 87

3.2.4 Сформировать систему развития города как международного транспортного и логистического центра Евразии, центра цифровой экономики, IT технологии, электронной коммерции. 90

3.2.5 Сформировать эффективную систему управления комплексным развитием Красноярской агломерации на основе совершенствования механизмов межмуниципального сотрудничества 91

3.3 Цель первого уровня 3: Сформировать развитое гражданское городское сообщество на основе эффективного партнерства власти, бизнеса и горожан, эффективную систему управления современным городом.. 93

3.3.1 Обеспечить консолидацию гражданского общества и кооперацию общественных институтов, бизнеса и власти в вопросах развития города. 93

3.3.2 Обеспечить эффективное использование межведомственных коопераций и современных цифровых технологий для повышения качества и доступности услуг населению.. 97

3.3.3 Стратегирование и управление развитием города на базе волеизъявления гражданского сообщества с использованием прозрачных цифровых и информационных технологий «электронного правительства». 100

4 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКА ДО 2030 ГОДА.. 102

4.1 Образ (общее видение) желаемого будущего города Красноярска. 102

4.2 Моделирование сценарных условий социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года. 104

4.3 Ресурсы и риски реализации Стратегии. 109

5 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА.. 112

5.1 Система документов стратегического планирования и управления г. Красноярска. 112

5.2 Мониторинг и оценка эффективности реализации стратегии. 113

5.3 Административный и публичный аспекты реализации стратегии. 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 116

Резюме стратегии социально-экономического развития городского округа город Красноярск до 2030 года 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 118

Составляющие стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования. 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 122

Декомпозиция стратегической цели социально-экономического развития городского округа город Красноярск до 2030 года по целям первого уровня. 122

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 125

Перечень значимых инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории муниципального образования до 2030 года. 125

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 126

Динамика основных социально-экономических показателей муниципального образования до 2030 года 126


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основу стратегического планирования развития г. Красноярска составляет образ будущего эффективного, комфортного, инновационного, экономически и социально стабильного города, предназначенного для жизни людей и реализации их потенциала. Город Красноярск является столицей края и центральным городом агломерации, он интегрирует человеческие ресурсы, транспортные, финансовые и материальные потоки территории, через систему обширных социально-экономических связей оказывает существенное влияние на развитие Сибирского федерального округа.

Разработка стратегии развития г. Красноярска осуществлялась
в сложных экономических условиях, что предопределило необходимость выработки принципов новой социально-экономической политики, учитывающих влияние факторов внешней и внутренней среды, которые определяют текущее экономическое положение и стратегическое целеполагание города. В первую очередь, это потребность в переходе
от ресурсно-рентной модели социально-экономического роста
к инновационному технологическому развитию. Фактически период
до 2030 г. становится необходимым сроком для создания базовых условий устойчивого роста экономики города в рамках новой технологической парадигмы и решения задачи повышения его глобальной конкурентоспособности. Это видение задает фундаментальный подход
к формированию образа будущего г. Красноярска и целей его стратегического развития, основанных на позиционировании города как столицы края и центра агломерации, где сосредоточен значимый экономический, человеческий, пространственный и социокультурный потенциал.

Правовую основу разработки стратегии составили: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.07.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», нормативные правовые акты Министерства экономического развития Российской Федерации, закон Красноярского края от 24.12.2015 №9-4112 «О стратегическом планировании в Красноярском крае», распоряжение Губернатора Красноярского края от 25.07.2016 №393-рг «Об обеспечении согласованности документов стратегического планирования Красноярского края и документов стратегического планирования муниципальных районов и городских округов Красноярского края», распоряжение администрации города от 17.02.2015 №47-р
«О создании рабочей группы по разработке стратегии социально-экономического развития города Красноярска на долгосрочный период».

В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2014 №172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования отнесены: определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития, согласованных
с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и ее субъектов; разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в пределах полномочий органов местного самоуправления; мониторинг и контроль их реализации.

Стратегия социально-экономического развития г. Красноярска
до 2030 года (далее – стратегия) является одним из главных документов
в системе городского планирования и прогнозирования, ее положения конкретизируются и развиваются в других плановых документах города: прогнозах социально-экономического развития на среднесрочный
и долгосрочный периоды, бюджетном прогнозе на долгосрочный период, плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, муниципальных программах. При формировании стратегии были учтены действующие документы стратегического планирования:

· Генеральный план городского округа г. Красноярск, утвержденный Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015
№7-107;

· Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122;

· Программа социально-экономического развития г. Красноярска
до 2020 г., утвержденная решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.10.2011 №В-267;

· Муниципальные программы г. Красноярска на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг., утвержденные постановлением администрации города.

При формировании стратегии был учтен проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, согласованный Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края 27.04.2017 № 3-605П.

В работе над стратегией социально-экономического развития г. Красноярска до 2030 года приняли участие администрация города, специалисты Сибирского федерального университета и Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, руководители крупнейших системообразующих предприятий, эксперты
в различных секторах экономики и социальной сферы, инициативные красноярцы. Активное участие общественности и представителей делового сообщества, образования и академической науки, инициативных красноярцев позволило сформулировать четкое видение перспектив развития г. Красноярска до 2030 года.

















Дата: 2019-04-23, просмотров: 425.