Решение типичных проблемных ситуаций оценивания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

задания 40 «Письменное высказывание с элементами рассуждения “Мое мнение”»

Объем высказывания и подсчет слов (см. Приложение 1)

Если в ответе на задание 40 (Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение») 179 слов и менее, ответ по всем критериям оценивания по данному заданию оценивается в 0 баллов. Если в ответе от 180 слов до 275 слов, он оценивается согласно критериям.

Если в ответе 276 слов (или более), при проверке отсчитывается от начала ответа 250 слов, и оценивается только эта часть работы, т.е. последние 26 слов (или более) не входят в оцениваемую часть работы и, следовательно, коммуникативная задача решена не полностью (надо внимательно проанализировать текст ответа).

Если значительно превышен объем в задании 40 и 250 слов приходятся на середину предложения, то такое предложение и текст, следующий за ним, не засчитываются. Если 250 слов практически включают предложение (не хватает одного – двух слов), то такое предложение засчитывается, а текст, следующий за этим предложением, в объем не входит.

 

2. Ответ также оценивается в 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» (работа далее не проверяется, все задание оценивается в 0 баллов), если:

— работа демонстрирует полное непонимание коммуникативной задачи (участник экзамена просто не понимает слов в формулировке темы);

— предложенная тема не раскрыта, вместо собственных рассуждений по конкретной предложенной проблеме ответ содержит общие слова, традиционный «топик»;

— более 30% ответа имеют непродуктивный характер, т.е. текстуально совпадает с опубликованным бумажным либо электронным источником (см. Приложение 2 и п. 2.6–2.12 Указаний по проверке ответов), а также ставится ноль баллов во всех случаях, не указанных в оценивании на 1, 2 и 3 балла, ИЛИ ответ не соответствует требуемо­му объёму;

— наблюдается подмена формата сочинения «Мое мнение» на формат «За и против» (так как личное мнение пишущего не высказано, как правило, отсутствуют 1-3 аспекта, а также есть неполные аспекты (см. Критерии оценивания задания 40)).

3. Ответ оценивается в 1 балл по критерию «Решение коммуникативной задачи», если:

· задание выполнено не полностью: в содержании не раскрыты 1-2 аспекта или 3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно, ИЛИ 1 аспект не раскрыт и 1-2 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; имеются ошибки в стилевом оформлении речи (допускается 4 нарушения нейтрального стиля);

4. При оценивании задания 40 следует иметь в виду, что:

  • во вступлении участник экзамена должен показать дискуссионный характер предложенной темы, перефразируя ее. В случае если не показан дискуссионный характер, но тема перефразирована либо наоборот, считаем этот аспект неполным (отмечается в дополнительной схеме знаками плюс-минус: +-). Перефразированием считается изменение утверждения (предлагаемая тема) с помощью синонимов, антонимов, толкования или изменения грамматической структуры предложения, при этом смысл утверждения не должен меняться. Замена одного слова: существительного на местоимение, travel на it, one на a person не является перефразированием. Необходима замена хотя бы 2 слов либо замена грамматической конструкции. Например, тема: “ Friendship is the greatest gift in life”. Перифразы, которые будут приняты: 1. “The question whether friendship is the most valuable present one gets in life is highly debatable” (введены синонимы, заменена грамматическая конструкция). 2. “ Friendship is believed to be the greatest gift in life” (заменена грамматическая структура, введена грамматическая конструкция Complex Subject, «сложное подлежащее»). Перифраз: “Friendship is the greatest present in life” не будет засчитана. Предложение: “ Many people think that f riendship is the greatest present in life” также не будет засчитано, так как здесь налицо дополнение к формулировке, а сама формулировка утверждения практически не изменена. Дискуссионный характер может быть показан развернуто, а может быть дан свернуто (например, “Others disagree with this point of view”). В случае если не показан дискуссионный характер и тема не перефразирована, считаем этот аспект нераскрытым (отмечается в дополнительной схеме знаком минус: -).
  • нарушения стиля учитываются в оценивании по критерию «Решение коммуникативной задачи» (а не по критерию «Лексика» или «Грамматика); выделены 4 типа стилистических ошибок:

1) риторические вопросы

2) разговорные выражения и конструкции типа Let's … (Let us и Let me все же считаем как нейтральный стиль)

3) сниженная лексика типа folks (people) …

4) стяженные (краткие) формы: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like... (исключение: needn’t).

Таким образом, получаем 4 типа стилистических ошибок. Если допущено 1 нарушение нейтрального стиля любого типа, в дополнительной схеме оценивания ставится плюс: + по данному аспекту, если больше, но не во всех типах, то ставится плюс–минус: +-, если есть нарушения во всех 4 типах, то считаем данный аспект 6 по РКЗ не состоявшимся и ставим в дополнительной схеме оценивания минус: -.

· фактические ошибки учитываются в оценивании по критерию «Решение коммуникативной задачи». Если письменное высказывание содержит в какой-либо своей части фактическую ошибку (например, неверно указана дата какого-либо исторического события или имя автора какого-либо литературного произведения), то данный аспект признается неточным (отмечается в дополнительной схеме знаками плюс–минус: +-);

· нарушения логики учитываются в оценивании по критерию «Организация текста» (а не «Решение коммуникативной задачи»);

· ноль по организации текста в задании 40 ставится в следующих случаях: в высказывании имеются 5 и более логических ошибок, И/ ИЛИ имеются 5 и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует;

 

5. При оценивании выполнения задания 40 по критериям «Лексика», «Грамматика», «Орфография и пунктуация» следует пользоваться приведенной выше классификацией типов ошибок, а также помнить, что:

· это задание высокого уровня сложности, рассчитанное на участников ЕГЭ, изучавших иностранный язык на профильном уровне, достигших общеевропейского порогового уровня подготовки и приближающихся к пороговому продвинутом уровню (В2). В силу этого требования к ответу на задание 40 значительно выше, чем требования к ответу на задание 39 в плане языкового оформления текста. От участника ЕГЭ ожидается богатый словарный запас и разнообразие используемых грамматических средств, и это следует учитывать при оценивании, а не ориентироваться только на количество тех или иных ошибок;

· при использовании участником экзамена крайне ограниченного запаса слов и наличии пяти и более лексических ошибок выставляется 0 по критерию «Лексика» даже при положительном оценивании по критерию «Решение коммуникативной задачи»;

  • не следует путать лексические и грамматические ошибки (классификация ошибок приведена выше). Если изменяется значение слова, то это лексическая ошибка. Предлоги – грамматическая ошибка, послелоги (вторая часть фразового глагола) – лексическая ошибка. Если неправильно употреблена часть речи (например, прилагательное вместо наречия или наоборот), то это грамматическая ошибка. Thank’s, it’s вместо its являются грамматическими ошибками;
  • не следует путать лексические и ошибки в средствах логической связи, например, In the one hand вместо On the one hand, What about your questions вместо As for / to your questions . Это ошибки, которые показывают, что участник экзамена не владеет средствами логической связи, т.е. ошибки в организации текста;
  • не следует путать лексические и орфографические ошибки. Если при неправильном правописании изменяется значение слова, то это лексическая ошибка, например, see – sea ;

· если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой;

· повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило любого типа в грамматике, лексике, орфографии, пунктуации считаются как одна ошибка;

· если в начале предложения нет заглавной буквы, то это орфографическая ошибка; если в середине предложения появляется без оснований заглавная буква (например, “I do not like it B ecause …”.), то это также является орфографической ошибкой;

· в плане пунктуационных ошибок учитываем правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки), запятую при однородных членах и вводных словах, кавычки при прямой речи.


Приложение 1

Порядок подсчета слов в ответах на задания раздела «Письмо» по английскому языку

 

При оценивании выполнения заданий раздела «Письмо» (39, 40) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма в задании 39 – 100–140 слов; для развернутого письменного высказывания в задании 40 – 200–250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е., если в выполненном задании 39 более 154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитывается от начала работы 140 слов, задания 40 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.

При определении соответствия объема представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету. Подсчет слов идет по факту написания, т.е. слова, написанные неправильно, например, без дефиса well bred, будут составлять при подсчете 2 слова, а написанные как одно wellbred – как одно слово. При этом:

- стяженные (краткие) формы can't, didn't, isn't, I'm и т.п. считаются как одно слово;

- числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;

- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;

- числительные, выраженные словами, считаются как слова;

- сложные слова, такие как good - looking , well - bred , English - speaking , twenty-five, считаются как одно слово;

- сокращения, например USA, e - mail , TV , CD - rom , считаются как одно слово.

- Если значительно превышен объем в задании 39 и 140 слов приходятся на середину вопроса, то такой вопрос не засчитывается. Если 140 слов практически включают вопрос (не хватает одного слова), то такой вопрос засчитывается.

- Если значительно превышен объем в задании 40 и 250 слов приходятся на середину предложения, то такое предложение и текст, следующий за ним, не засчитываются. Если 250 слов практически включают предложение (не хватает одного – двух слов), то такое предложение засчитывается, а текст, следующий за этим предложением, не засчитывается.

Приложение 2

Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании 40

При оценивании задания 40 (развернутое письменное высказывание
с элементами рассуждения) особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов.

Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более.

Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего количества слов в ответе работа оценивается в 0 баллов.


Приложение 3

Акт выявления непродуктивных ответов на задание 40

Регион ___ Код предмета____ Название предмета________________

Следующие работы были оценены в 0 баллов по причине их непродуктивного характера (текстуальные совпадения с опубликованным источником превышают 30% от общего количества слов в ответе).

 

Код бланка № протокола № варианта  
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
 

 

Председатель предметной комиссии______________   _______________
                                                                 подпись                     ФИО 

Дата «____»______________ 2019 г.                 


Приложение 4

Протокол выявления полностью или частично текстуально совпадающих ответов на задание 40

Регион ___ Код предмета____ Название предмета_________________

№ протокола________________

Следующие работы были проверены и оценены по критериям, несмотря на текстуальные совпадения в этих работах, которые могут свидетельствовать о нарушении Порядка проведения ГИА (текстуальные совпадения превышают 30% общего количества слов в ответе)

 

№ п/п Код бланка
     
     
     
     
     
     

 

Председатель предметной комиссии________________   ______________

                                                                    подпись                    ФИО 

Дата «____»______________ 2019 г.            

       


Приложение 5

У казания для председателя предметной комиссии
по иностранному языку по подготовке и проведению установочного семинара-инструктажа для экспертов по проверке ответов
на задания с развернутым ответом письменной части экзамена

До начала семинара председатель предметной комиссии должен:

Порядок обеспечения действий по подготовке к установочному семинару необходимо заблаговременно согласовать с руководителем РЦОИ.

 

  1. После поступления в РЦОИ бланков ответов № 2, их сканирования и распечатывания получить 30–45 распечаток изображений бланков ответа № 2 для того, чтобы отобрать по каждому заданию четыре-пять типичных ответов, представляющих разные уровни достижений участников ЕГЭ, и составить рекомендации по их оцениванию.
  2. Размножить отобранные ответы по числу экспертов, приглашенных для проверки экзаменационных работ.

В ходе семинара (продолжительность не менее 2 часов) председатель предметной комиссии должен:

1) Выдать экспертам:

– комплект заданий 39 и 40 для участников ЕГЭ;

– комплект размноженных, отобранных для семинара бланков ответов № 2;

– критерии оценки выполнения заданий 39 и 40;

– дополнительные схемы оценивания к заданиям 39 и 40;

– образец бланка «Протокол проверки развернутых ответов».

 

2) Предложить экспертам проверить ответы на выданных копиях бланков ответов № 2.

 

В ходе работы целесообразно придерживаться следующего плана.

 

 План проведения семинара

    • Эксперты знакомятся с заданием 39 (письмо личного характера).
    • Сравнивают задание с дополнительной схемой оценивания задания 39.
    • Оценивают последовательно один за другим предложенные ответы участников ЕГЭ. (Рекомендуется начать проверку с хорошего ответа, чтобы иметь образец наилучшего ответа на задание).
    • После оценивания ответов, внесенных в каждый из бланков № 2, председатель предметной комиссии выясняет, какие итоговые баллы поставлены экспертами, и просит одного-двух экспертов прокомментировать их. (Лучше спрашивать тех, кто приближается к желаемому результату.)
    • После короткого обсуждения председатель предметной комиссии дает экспертам свои рекомендации, с тем, чтобы они могли проанализировать, с чем связаны их отклонения в оценивании предложенных ответов участников ЕГЭ.

Аналогично проводится работа с заданием 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения).

 

3) После согласования в ходе семинара подходов к оцениванию эксперты должны при проверке ответов участников ЕГЭ соблюдать согласованные подходы к проверке и оцениванию экзаменационных работ.

 

4) В ходе проверки эксперты могут задавать председателю предметной комиссии уточняющие вопросы по оцениванию ответов участников ЕГЭ.

 

5) Председатель предметной комиссии обеспечивает независимость работы экспертов по оцениванию развернутых ответов.

 

6) Рекомендуется не допускать к проверке ответов на задания письменной части экспертов, не прибывших на установочный семинар.

 

 

 


[1] Коммуникативная компетенция и ее составляющие несколько по-разному трактуются в зарубежной и отечественной методической традиции разными научно-практическими школами, которые, тем не менее, в основном сходятся в ее лингвометодическом описании. Подробный сравнительный анализ см.: Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.

[2] Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.//Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы./ Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004. с.93.

[3] См. спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по иностранным языкам и кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого государственного экзамена на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru .

[4] Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, 2004.

[5] Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

[6] Поскольку весь возможный спектр уровней владения иностранным языком представлен в документе Совета Европы лишь шестью уровнями, очевидно, что внутри каждого из них можно выделять определенные подуровни. Обозначение базового уровня ЕГЭ как А2+ означает, что из описания уровня А2 для подготовки заданий базового уровня разработчики ориентируются на дескрипторы, лежащие ближе к уровню В1, а не к уровню А1. 

[7] См. критерии оценивания выполнения задания 39.

[8] См. критерии оценивания выполнения задания 40 и дополнительную схему оценивания задания 40.

[9] См. критерии оценивания выполнения задания 40 и дополнительную схему оценивания данного задания.










Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.