Память, её виды : Основные процессы памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Памятью - называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

При изучении памяти выделяют процессы памяти

· Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

· Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

· Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

· По виду анализатора:

- зрительная - осязательная

- слуховая - обонятельная

- вкусовая

· По характеру запоминаемого материала:

- образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия).

- двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

- эмоциональная (память на чувства)

· По целеустремленности:

- непроизвольная (запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить).

- произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить)

· По длительности:

- мгновенная. Эта память не поддается произвольному управлению. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. Хранение не более 1,5 сек.

-кратковременная от 30 сек. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7,2 сек.

-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации.

- оперативная. В оперативной памяти функционирует информация, поступающая как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

 

Вопрос 8.

Воображение. Его виды и механизмы.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта. Является видом психической деятельности человека, т.е предвосхищая заранее цель своей деятельности, человек тем самым развивал свое воображение.

Виды воображения:

· По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование человеком своего опыта и реконструкция их в новые образы.

· По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения. творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Творческое воображение называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное воображение. Мечта может выступать формой пассивного воображения (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь.

Механизмы (операции) процесса В: 1.

· Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр);

· Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы);

· Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой человека (грабли);

· Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).

Вопрос 9

Речь. Её функции и виды.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения(коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:

· информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;

· выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;

· волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков.

Различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Вопрос 10.

 Мотивация деятельности.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

В мотивационной сфере выделяются:

§ мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

§ мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

§ мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

· Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

· Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.)

· Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.)

· Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.)

Вопрос 11.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 164.