Понятие, метод и структура психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответы по психологии.

Вопрос 1

Понятие, метод и структура психологии.

Психология — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Структура современной психологии:

· общая психология. Носит фундаменталь­ный характер. Она изучает общие фундамен­тальные свойства, качества и состояния пси­хики, формулирует принципы и понятия, которыми руководствуются специальные психологические дисциплины;

· дифференциальная психология. Выявля­ет индивидуальные различия людей и предпо­сылки их развития;

· генетическая психология. Изучает на­следственные механизмы психики поведения человека;

· сравнительная психология. Исследует фило­генетические формы психической жизни людей, сопоставляет психику животных и людей;

· социальная психология. Занимается ис­следованием психических явлений, которые возникают в процессе взаимодействия людей;

· психология аномального развития (пато­психология). Изучает отклонения в развитии психики;

· медицинская психология. Изучает психо­логические особенности деятельности вра­ча и больного, разрабатывает психологиче­ские методы лечения больного;

· юридическая психология. Занимается ис­следованием психологических особенностей поведения участников уголовного процесса;

· военная психология. Изучает поведение человека в условиях военных действий, психо­логические стороны взаимодействия коман­диров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой;

· психология спорта. Рассматривает психо­логические аспекты личности и деятельно­сти спортсменов;

· психология торговли. Выясняет психоло­гические особенности воздействия рекламы, индивидуальные восприятия товаров и дру­гие особенности спроса;

· психология научного творчества. Изуча­ет особенности творческой личности и фак­торы, которые стимулируют творческую актив­ность.

Вопрос 2.

Эволюция психики. Отличие психики человека от психики животных.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

1. Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

2. Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

3. Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

4. Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Вопрос 8.

Виды воображения:

· По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование человеком своего опыта и реконструкция их в новые образы.

· По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения. творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Творческое воображение называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное воображение. Мечта может выступать формой пассивного воображения (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь.

Механизмы (операции) процесса В: 1.

· Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр);

· Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы);

· Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой человека (грабли);

· Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).

Вопрос 9

Речь. Её функции и виды.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения(коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:

· информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;

· выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;

· волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков.

Различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Вопрос 10.

 Мотивация деятельности.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

В мотивационной сфере выделяются:

§ мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

§ мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

§ мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

· Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

· Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.)

· Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.)

· Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.)

Вопрос 11.

Вопрос 12.

Волевые качества личности.

Воля - это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремлённость – это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство – это неразумная воля.

Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Вопрос 13

Вопрос 14.

Вопрос 15.

Вопрос 16.

Вопрос 17.

Вопрос 18.

Сущность и типы темпераментов.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

· Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

· Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными. быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

· Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.

· Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Вопрос 19.

Вопрос 20.

Природа способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности делятся на обще-индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; и специальные— свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: умственные и специальные; учебные и творческие; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии: Задатки, Способности, Талант, Гениальность.

 

Вопрос 21.

Вопрос 22.

Общение: содержание, цели, средства и виды.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

 Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения:

· Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

· Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

· Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

· Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

По средствам общение может быть:

· Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

· Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

· Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

· Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

Вопрос 23.

 Особенности взаимопонимания людей.

В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов.

Во-первых, взаимопонимание — это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания — природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п.

Во-вторых, взаимопонимание обязательно включает понимание себя.

В-третьих, обсуждаемый феномен включает понимание партнера по общению. Понимание субъектом другого — это понимание целей, мыслей, личностных черт партнера, а также его ценностно-смысловой позиции.

В-четвертых, существует социально-рефлексивный компонент взаимопонимания: представления субъекта о том, как партнер по общению понимает его.

 

Вопрос 24.

Вопрос 25.

Ответы по психологии.

Вопрос 1

Понятие, метод и структура психологии.

Психология — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Структура современной психологии:

· общая психология. Носит фундаменталь­ный характер. Она изучает общие фундамен­тальные свойства, качества и состояния пси­хики, формулирует принципы и понятия, которыми руководствуются специальные психологические дисциплины;

· дифференциальная психология. Выявля­ет индивидуальные различия людей и предпо­сылки их развития;

· генетическая психология. Изучает на­следственные механизмы психики поведения человека;

· сравнительная психология. Исследует фило­генетические формы психической жизни людей, сопоставляет психику животных и людей;

· социальная психология. Занимается ис­следованием психических явлений, которые возникают в процессе взаимодействия людей;

· психология аномального развития (пато­психология). Изучает отклонения в развитии психики;

· медицинская психология. Изучает психо­логические особенности деятельности вра­ча и больного, разрабатывает психологиче­ские методы лечения больного;

· юридическая психология. Занимается ис­следованием психологических особенностей поведения участников уголовного процесса;

· военная психология. Изучает поведение человека в условиях военных действий, психо­логические стороны взаимодействия коман­диров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой;

· психология спорта. Рассматривает психо­логические аспекты личности и деятельно­сти спортсменов;

· психология торговли. Выясняет психоло­гические особенности воздействия рекламы, индивидуальные восприятия товаров и дру­гие особенности спроса;

· психология научного творчества. Изуча­ет особенности творческой личности и фак­торы, которые стимулируют творческую актив­ность.

Вопрос 2.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 179.