Добавление к пробуждающему служению третьего элемента делает его еще более действенным. В возможно большей мере используя свое служение для научения, мы, одновременно, становимся более мудрыми и действуем более эффективно.
Для этого необходимо привносить желание учиться и расти во все, что мы делаем. Каждый акт служения и каждый его результат становятся источниками научения. При таком отношении, каждые успех или неудача и каждая эмоциональная реакция становятся своего рода обратной связью. Если проект, над которым мы работаем, оказывается успешным, мы стараемся узнать, почему это так. Если мы совершаем ошибку – от чего мы, разумеется, не застрахованы, то исследуем и это. Наши промахи могут оказаться не менее, а порой даже более ценными, чем триумфы. При таком взгляде на вещи нам не нужны вина или самоосуждение, они – всего лишь жалкие заменители научения. Суфии называют того, кто умеет принимать любой исход и учиться на нем, "удовлетворенной личностью". На этой продвинутой стадии человек являет собой живое подтверждение слов Конфуция: "благожелательный человек никогда не беспокоится".
Эти три элемента – посвящение своих усилий более высокой цели, освобождение от привязанностей к их конкретным результатам, и научение на опыте – служат ключами к действенному пробуждающему служению. Сочетая их, мы получаем чрезвычайно мощную духовную технику. Посредством пробуждающего служения мы одновременно очищаем мотивацию, ослабляем пристрастия, служим другим в полную меру своих возможностей, и научаемся тому, как более эффективно служить и пробуждаться в будущем.
Огромное преимущество пробуждающего служения состоит в том, что оно преображает повседневные дела в духовные практики. Благодаря ему, нам нужно менять не столько что мы делаем, сколько как и почему мы это делаем. Пробуждающее служение – это великолепная практика для тех, кто поглощен работой и семейными делами. При таком подходе работа и семья оказываются отнюдь не помехами, отвлекающими от духовной жизни, а, напротив, занимают в ней центральное место, и каждый деловой проект или семейную обязанность можно превратить в священный акт.
Прекрасным примером может служить Шри Анандамайя Ма – индийская святая XX века, которая освоила многие духовные пути. Хотя она закончила лишь два класса школы и называла себя "маленькой неграмотной девочкой", однако умела говорить проникновенно и убедительно, и в числе ее учеников были известные ученые, философы, и государственные деятели. Она так описывала свои взаимоотношения с семьей:
Это тело жило с матерью, отцом, мужем, и всеми. Это тело служило мужу, так что вы можете назвать его женой. Оно готовило еду для всех, так что вы можете считать его поварихой. Оно занималось мытьем, стиркой, и прочей домашней работой, и вы можете назвать его прислугой. Но если вы взглянете на вещи с другой точки зрения, то поймете, что это тело всегда служило только Богу. Ибо когда я служила своим отцу, матери, мужу, и другим, я просто считала их другими проявлениями Всемогущего и служила им как таковым. Когда я садилась готовить еду, то делала это так, будто это ритуал – ведь приготовляемая еда, в конечном счете, предназначалась Богу. Что бы я ни делала, я делала в духе божественного служения. Потому я была не вполне от мира всего, хотя всегда занималась домашними делами. У меня был только один идеал – служить всем, как Богу, и делать все ради Бога.
Как и все другие практики, пробуждающее служение поначалу требует усилий. Но со временем эти усилия становятся спонтанными, и служение становится радостью. Постепенно пробуждающее служение расширяется, охватывая всю нашу жизнь и любое дело своим целительным, пробуждающим объятием. По мере того, как это происходит, мы начинаем осознавать, кто мы на самом деле, и для нас все больший смысл обретают слова древнего индуистского афоризма:
Когда я забываю кто я такой, я служу тебе.
Через служение я вспоминаю, кто я,
И знаю, что я – это ты.
Глава 33
Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.