Институт ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины
Кафедра технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Методические указания
по выполнению программы учебной практики для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 35.04.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», профиль «Технология деревообработки»
Санкт-Петербург
2017
Рассмотрено и рекомендовано
Институтом ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины
«Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета
имени С.М. Кирова»
14 апреля 2017 г.
Составитель: доктор технических наук, профессор А.Н. Чубинский,
Ответственный редактор, доктор технических наук, профессор
А.Н. Чубинский
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика студентов, обучающихся в магистратуре, является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных кадров для высшей школы, научных и проектных организаций. Учебная практика состоит из двух частей: по получению первичных профессиональных умений и навыков и исследовательской.
Основным назначением практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является подготовка студента к ведению проектно-конструкторской деятельности в своей профессиональной области, вне зависимости от того, в какой организации (лесопиление, производство фанеры, мебели и др.) будет работать выпускник магистратуры.
Основным назначением исследовательской практики является подготовка к самостоятельному выполнению лабораторных исследований. В то же время, прежде чем приступить к проектно-конструкторской и исследовательской деятельности необходимо понять роль и место науки в обществе, отраслевой науки - в развитии профессионального образования и практической деятельности специалиста, занятого в лесном секторе экономики.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Программа практики
Цель и задачи практики
1. Цель и задачи практики, её место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи практики, способы и формы проведения практик:
Цель практики: получение студентом первичных профессиональных умений и навыков.
Задачи практики:
- усвоить методику проведения анализа востребованности продукции.
- усвоить методику технического описания продукции.
- усвоить методики проектирования продукции и технологии её изготовления.
- усвоить методики сравнительного анализа технологических процессов изготовления продукции.
Способ проведения практики: стационарная, выездная.
Форма проведения практики: дискретная по периодам проведения практик.
1.2. Место практики в структуре образовательной программы.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков относится к вариативной части учебного плана, является обязательной и проводится на первом курсе.
Практика основывается на результатах освоения следующих дисциплин:
- Актуальные проблемы технологических процессов лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств;
- Методология и методы научного исследования.
- Информационные технологии лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств.
- Проектирование процессов обработки древесины.
-Производственный менеджмент в деревообработке.
-Конструкции и сооружения из древесины.
-Теория и технология склеивания древесины.
-Теория и технология отделки древесины.
Изучение практики необходимо для дальнейшего освоения таких дисциплин, практик как:
- Производственная практика: проектно-конструкторская.
- Производственная практика. Преддипломная практика.
- выполнения выпускной квалификационной работы.
Содержание практики.
Этапы (разделы) практики и их содержание | Трудоемкость, дни(час) | Результаты обучения по практике |
1.Подготовительный этап -анализ востребованности заданной продукции. | 2 (18) | Знать: - информационные технологии поиска информации. Уметь: - использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. Иметь навык: - самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. |
2.Основной этап - техническое описание продукции. - проектирование заданной продукции (при необходимости – эскизный проект) и технологии её изготовления. | 11(99) | Знать: - информационные технологии поиска информации. - структуру и параметры технологии и проектирования изделий из древесины. - информационные технологии при разработке новых изделий из древесины и древесных материалов. Уметь: - использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. - осуществить параметрическую и структурную оптимизацию технологии и проектирования изделий из древесины. - использовать информационные технологии при разработке новых изделий из древесины и древесных материалов. - разрабатывать новый ассортимент полуфабрикатов и изделий из древесины и древесных материалов различного назначения. - формулировать технические задания при проектировании технологических процессов деревоперерабатывающих производств. Иметь навык: - принятия проектных решений и оптимизации технологии. |
3. Заключительный этап -сравнительный анализ вариантов технологических процессов изготовления продукции. -подготовка отчёта. | 3(27) | Уметь: - применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений. Иметь навыки: - принятия проектных решений и оптимизации технологии. - подготовки отчётов. |
Самостоятельная работа и контроль успеваемости
Самостоятельная работа студентов включает:
1.Анализ востребованности заданной продукции.
2.Техническое описание продукции.
3.Проектирование заданной продукции (эскизный проект – при необходимости) и технологии её изготовления.
4.Сравнительный анализ вариантов технологических процессов изготовления продукции.
5. Подготовку отчёта.
Аттестация студентов по итогам практики проводится на основании защиты отчёта.
Учебно-методическое обеспечение практики.
4.1. Основная литература.
1. Чубинский А.Н., Тамби А.А., Шаталова Т.А. Основы проектирования предприятий. Технологическое проектирование деревообрабатывающих производств. Учебное пособие. СПб.: СПбГЛТА, 2011. - 168 с.
2. Лукаш А.А. Основы конструирования изделий из древесины. СПб.: Лань, 2017 – 132 с. / e.lanbook.com
4.2. Дополнительная литература
1. Чубинский А.Н., Тамби А.А., Шейнов А.И. Методология проектирования технологических процессов лесопиления. СПб.:СПбГЛТУ, 2012. - 52 с.
2. Чубинский А.Н. Методы поддержки инженерных решений. СПб.: СПбГЛТУ, 2014. - 24 с.
3. Калитеевский Р.Е., Артеменков А.М., Тамби А.А. Информационные технологии в лесопилении: монография: монография. СПб.: Профи, 2010 – 192 с.
4. Каталог деревообрабатывающего оборудования. СПб.: СПбГЛТА, 2011.
4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1.Чубинский А.Н., Тамби А.А. Проектирование производственных систем. Учебное пособие. СПб.: СПбГЛТУ, 2015. – 72 с.
2.Чубинский А.Н., Варанкина Г.С. Основы комплексной переработки древесного сырья: методические указания. СПб.:СПб.ГЛТУ, 2016-28 с.
3. Сайт кафедры технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины: http://spbftu.ru/department-page/kafedra-tehnologii-lesopileniya-i-sushki-drevesiny/
4. Сайт библиотеки: http:spbftu.ru/study/lib/
5.Сайт журнала «Леспроминформ»: http://lesprominform.ru
6.Сайт библиотеки РАН СПб.: http://rasl.ru
7.Сайты компаний производителей оборудования: http://karasaw.ru, http://jartek.fi, http://se-saw.ru и другие.
Ресурсы сети «Интернет».
1. Электронно-библиотечная систем издательства «Лань» [Электронный ресурс] / Официальный сайт; Web-мастер компания Binardi – Электронные данные. – М., 2010 – Режим доступа: www.e.lanbook.com, раздел СПбГЛТУ, свободный. Загл. с экрана. – яз. рус.
2. Сайты научных и научно-технических журналов.
3. Общедоступные «Интернет» ресурсы.
Информационные технологии
1. Базис мебельщик.
2. Microsoft Office 2007 SP 1
Фонд оценочных средств
Вопросы для зачёта.
1.Актуальные проблемы развития ассортимента продукции и технологии лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств.
2. Методы обоснования востребованности продукции
3.Принципы проектирования и техническое описание продукции.
4.Структура и параметры технологического процесса.
5.Параметрическая и структурная оптимизация технологии и проектирования изделий из древесины.
6.Методы проектирования технологии.
Содержание практики
2.5.1. Наименование этапов (разделов) практики и их содержание
Этапы (разделы) практики и их содержание | Трудоемкость, дни(час) | Результаты обучения по практике |
1.Подготовительный этап -анализ состояния вопроса | 2 (18) | Знать: - структуру, содержание и принципы проведения исследований; - методы, методики и средства проведения исследований. - методики обработки результатов исследований и их анализа. - формы представления результатов исследований. |
2.Основной этап -разработка методики исследования. -проведение исследования, обработка результатов и их анализ. | 12 (108) | Уметь: - проводить исследования; - обрабатывать и анализировать результаты исследований; - делать выводы и рекомендации; - представлять результаты исследований. - самостоятельно выполнять лабораторные исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении исследований в области технологии и проектирования изделий из древесины и древесных материалов. -составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований. - представлять результаты исследований в формах отчётов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений. Владеть: -методиками и средствами проведения исследований; - методиками обработки результатов исследований и их анализа. - методиками и средствами проведения лабораторных исследований для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении исследований в области технологии и проектирования изделий из древесины и древесных материалов. - методиками представления результатов исследований в формах отчётов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений. |
3.Заключительный этап -выводы, практические рекомендации по использованию результатов научных исследований -подготовка отчёта. | 2 (18) | Уметь: -составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований. - представлять результаты исследований в формах отчётов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений. Владеть: - методиками представления результатов исследований в формах отчётов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений. |
Самостоятельная работа и контроль успеваемости
Самостоятельная работа студентов включает:
1. Изучение методов, методик и средств научных исследований.
2. Разработку методики проведения исследований.
3. Проведение эксперимента, обработку результатов и их анализ.
4. Представление результатов в форме отчёта, презентации.
Аттестация студентов по итогам практики проводится на основании защиты отчёта.
Промежуточная аттестация: зачет с оценкой
Учебно-методическое обеспечение практики
3.1. Основная литература.
1.Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретений. СПб.: Лань, 2013 – 224 с.
2. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2014, - 244 с. / www.e.lanbook.com
3.2. Дополнительная литература
1. Пижурин А.А., Пижурин А.А. Основы научных исследований в деревообработке. М.: МГУЛ, 2005-305 с., 26 экз.
4. Чубинский А.Н. и др. Физические методы испытаний древесины. СПб.: СПбГЛТУ, 2015. - 125 с.
3. Варанкина Г.С., Чубинский А.Н. Формирование низкотоксичных клееных древесных материалов. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2014 -148 с.
4. Инновационные методы контроля древесины и древесных материалов: метод. указ. / сост. . А.Н. Чубинский и др. - СПб.: СПбГЛТУ, 2014. - 32 с.
3.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Чубинский А.Н., Варанкина Г.С., Русаков Д.С. Учебная практика. Методические указания. СПб.: СПбГЛТУ, 2017 – 48 с.
Ресурсы сети «Интернет».
1. Электронно-библиотечная систем издательства «Лань» [Электронный ресурс] / Официальный сайт; Web-мастер компания Binardi – Электронные данные. – М., 2010 – Режим доступа: www.e.lanbook.com, раздел СПбГЛТУ, свободный. Загл. с экрана. – яз. рус.
2.Сайт библиотеки: http:spbftu.ru/study/lib/
3. Сайт кафедры технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины: http:spbftu.ru/academy/institutes/ILASOD/cafedra/techsawmilling/
4. Сайт журнала «Wood science and technology»: http://iaws-web.org/en/m-159/general.htm
5.Сайт журнала «Леспроминформ»: http://lesprominform.ru
6.Сайт научного издания «Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии»: izvestia.spbftu.ru/
7. Сайт Лесного журнала: lesnoizhurnal.ru/issuesarchive/
8. Сайт Лесного вестника: les-vest.msfu.ru/
9.Сайт библиотеки РАН СПб.: http://rasl.ru
10. Общедоступные «Интернет» ресурсы.
Информационные технологии
Для обработки результатов исследований и подготовки отчета студенты используют пакеты прикладных программ и Microsoft Office, Microsoft Exel 2007.
По практике
Вопросы для зачёта.
1. Анализ состояния вопроса, назначение и выводы на основания анализа. 2.Формирование цели и задач исследований.
3.Обоснование методики исследований, однофакторного и/или многофакторного эксперимента.
4. Обоснование методики обработки результатов эксперимента.
5.Теоретическая и практическая значимость исследований.
План многофакторного эксперимента
Номер опыта | Значения переменных факторов | Результат опыта (Y) | ||
X1 | X2 | X3 | ||
1 | -1 | -1 | -1 | Y1 |
2 | +1 | -1 | -1 | Y2 |
3 | -1 | +1 | -1 | Y3 |
4 | +1 | +1 | -1 | Y4 |
5 | -1 | -1 | +1 | Y5 |
6 | +1 | -1 | +1 | Y6 |
7 | -1 | +1 | +1 | Y7 |
8 | +1 | +1 | +1 | Y8 |
9 | -1 | 0 | 0 | Y9 |
10 | +1 | 0 | 0 | Y10 |
11 | 0 | -1 | 0 | Y11 |
12 | 0 | +1 | 0 | Y12 |
13 | 0 | 0 | -1 | Y13 |
14 | 0 | 0 | +1 | Y14 |
Обработка результатов исследований, их анализ и представление
Обработка результатов эксперимента проводится по методикам, изложенным в рекомендуемой литературе. Результаты эксперимента целесообразно представлять не в одной, а в нескольких формах: таблицы, рисунки, уравнения, модели – то есть то, что на наш взгляд, упрощает задачу их анализа. Наибольшее распространение, как для анализа, так и для оформления отчета, в первую очередь, презентации (доклада) работы получила графическая форма представления результатов исследований, а для разработки программных (компьютерных) продуктов – в виде уравнений (математических моделей). Методики и результаты эксперимента представляют в табличной форме.
Графики строят в тех случаях, когда есть функциональная зависимость между функцией и аргументом, который может быть количественно измерен. В противном случае строят диаграммы.
На основе результатов исследования получают уравнения регрессии, идя от простого к сложному, в том виде, в котором они адекватно описывают экспериментальную зависимость.
Т а б л и ц а
Прочность березовой фанеры марки ФСФ при скалывании по клеевому слою в зависимости от давления прессования (пример)
Толщина фанеры, мм | Давление прессова-ния, X, МПа | Результаты опытов | |||
Среднее значение | Среднее квадрати- ческое отклонение, S | Коэффи-циент вариации, v | Уравнение регрессии | ||
10 | 1,0 | ||||
1,2 | |||||
1,4 | |||||
1,6 | |||||
1,8 | |||||
2,0 | |||||
2,2 |
Представив результаты эксперимента в одной или нескольких формах, приступают к их анализу, сравнивая собственное представление, полученное на основе изучения состояния вопроса о характере влияния того или иного фактора на выходной параметр(ы), с полученными результатами, устанавливая причинно-следственные связи.
В случае совпадения исследователь вправе подтвердить известные суждения, умозаключения, понятия, законы, теории, ссылаясь на первоисследователей. Если получены новые результаты, совпадающие с гипотезой исследователя, он вправе считать ее подтвержденной, при этом принципиально важным является обоснование полученного результата на основе анализа сущности процессов, явлений и т.п.
При несовпадении полученных результатов с гипотезой, необходимо выяснить возможные причины на основе повторного анализа состояния вопроса, физико-химической или иной сущности исследуемых предметов и/или объектов.
Анализ результатов исследований предполагает установление их научной новизны, теоретической и практической значимости, эффективности использования, что отражается в выводах по работе.
При этом научная новизна, теоретическая значимость излагаются не в виде аннотации полученного результата (например, получена математическая модель процесса в виде системы уравнений регрессии, которая использована для поиска оптимальных параметров режимов обработки), а в виде описания причинно-следственных связей между функцией и аргументом, их сущности, позволивших, опираясь на классическое представление, либо отвергая его, получить адекватное математическое описание зависимости функции от аргумента.
Результаты исследований и их объяснение необходимо обсуждать публично (в печати, на конференциях), что дает возможность их общественного признания.
6. Организация и проведение практики
Практика проводится, как правило, в университете на базе лабораторий кафедр технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины и технологии деревообрабатывающих производств. В процессе прохождения практики студенты изучают методы проведения лабораторных исследований, выполняют исследования, обрабатывают и анализируют результаты. Студент вправе пройти практику на рекомендовавшем его предприятии и/или предприятии, на котором студент планирует работать в будущем на основании договора о практике. В этом случае студент проходит практику в заводской лаборатории.
7. Содержание отчёта по практике.
Содержание отчёта по практике:
Введение.
1. Анализ состояния вопроса.
2.Цель и задачи исследования.
3.Методика исследования.
4.Результаты исследования и их анализ.
5.Выводы и рекомендации.
Заключение.
Институт ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины
Кафедра технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Методические указания
по выполнению программы учебной практики для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 35.04.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», профиль «Технология деревообработки»
Санкт-Петербург
2017
Рассмотрено и рекомендовано
Институтом ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины
«Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета
имени С.М. Кирова»
14 апреля 2017 г.
Составитель: доктор технических наук, профессор А.Н. Чубинский,
Ответственный редактор, доктор технических наук, профессор
А.Н. Чубинский
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика студентов, обучающихся в магистратуре, является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных кадров для высшей школы, научных и проектных организаций. Учебная практика состоит из двух частей: по получению первичных профессиональных умений и навыков и исследовательской.
Основным назначением практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является подготовка студента к ведению проектно-конструкторской деятельности в своей профессиональной области, вне зависимости от того, в какой организации (лесопиление, производство фанеры, мебели и др.) будет работать выпускник магистратуры.
Основным назначением исследовательской практики является подготовка к самостоятельному выполнению лабораторных исследований. В то же время, прежде чем приступить к проектно-конструкторской и исследовательской деятельности необходимо понять роль и место науки в обществе, отраслевой науки - в развитии профессионального образования и практической деятельности специалиста, занятого в лесном секторе экономики.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.