Кафедра бухгалтерского учета и статистики
ПУШИНИН А.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
(ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Направление подготовки
38.03.01 Экономика
(уровень бакалавриата)
Направленность (профиль) образовательной программы
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения
Очная, заочная
Гатчина
2019г.
Методические указания для студентов заочной и очной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета и статистики 08.02.2019г., протокол №6.
Составитель: А.В. Пушинин, к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и статистки.
Рецензент: О.С. Надежина, к.э.н., доцент, доцент Высшей инженерно-экономической школы ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
© ГИЭФПТ, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
С.
1 Цель и форма проведения практики. 4
2. Содержание практики. 6
3. Формы отчетности по практике. 10
4. Методические материалы по написанию отчета о практике. 11
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 34
6. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «интернет», необходимых для проведения практики. 35
7. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 38
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40
Приложение 3. 41
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Организация процесса прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) осуществляется в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в АОУ ВО ЛО ГИЭФПТ. Места прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) определяются особенностями объектов профессиональной деятельности выпускника по программе бакалавриата и индивидуальным заданием. В качестве мест прохождения практики могут быть выбраны коммерческие предприятия и организации различных организационно-правовых форм. Содержание практики определяется содержанием формируемых компетенций.
Содержание работ в рамках учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности):
Этапы | Виды и содержание работ | Коли-чество часов |
Подготови-тельный | Знакомство с местом прохождения практики, изучение социально-экономических условий и особенностей функционирования организации. Составление совместного рабочего графика | 8 |
Основной | Организационная характеристика предприятия | 10 |
Анализ основных технико-экономических показателей организации | 10 | |
Общее ознакомление с организацией бухгалтерского учета на предприятии | 10 | |
Организация бухгалтерского учета активов | 8 | |
Организация бухгалтерского учета обязательств | 8 | |
Организация бухгалтерского учета собственного капитала | 8 | |
Организация бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов | 8 | |
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств | 6 | |
Общий вывод о состоянии учетной системы в организации | 4 | |
Предложения по повышению эффективности системы учета или улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия | 4 | |
Заключи-тельный | Подготовка отчета о прохождении практики, в котором должна быть отражена фактически проделанная работа с указанием достигнутых результатов | 24 |
Итого | 108 |
Индивидуальные задания дополняют или расширяют содержание видов работ, либо формулируются исходя из специфики области исследования. Индивидуальные задания выдаются (согласовываются) руководителем практики от института.
Примерная тематика индивидуальных заданий:
1. Формирование учетной политики в исследуемой организации:
1.1. Сущность учетной политики организации
1.2. Нормативно-правовое регулирование формирования учетной политики
1.3. Методика формирования учетной политики
Структура отчёта:
I. Титульный лист.
II. Содержание.
III. Введение, которое должно отразить актуальность, цель и задачи прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), а также обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
IV. Основная часть:
4.1. Организационная характеристика предприятия В ходе прохождении практики студент должен изучить и раскрыть в отчете касаемо изучаемой организации следующие вопросы:
- история развития предприятия;
- производственный профиль предприятия, специализацию, тип производства;
- содержание учредительных документов;
- юридический и фактический адрес организации;
- функции, права, обязанности аппарата управления;
- основной вид деятельности предприятия;
- виды выпускаемой продукции (работ, услуг);
- технологическую схему изготовления одного вида профильной продукции; услуг, работ;
- организационно-управленческую структуру предприятия;
- место бухгалтерского учета в системе управления;
- экономическую среду предприятия (с указанием основных поставщиков, покупателей, конкурентов);
К отчету целесообразно приложить:
- историческую справку о функционировании предприятия;
- выписку из ЕГРЮЛ (взять на сайте ФНС);
- скрин-шот официального сайта организации;
- характеристику продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятием;
- организационно-управленческую схему предприятия;
- копии свидетельств о постановке на учет;
- копию устава (выборочно основных положений).
4.2. Анализ основных технико-экономических показателей организации. В ходе прохождения практики студент должен изучить и раскрыть в отчете касаемо изучаемой организации следующие вопросы:
- организационно-технический уровень производства;
- в какой степени осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;
- кем и как используются результаты анализа;
- рассчитать основные технико-экономические показатели;
- провести анализ финансового состояния организации по данным бухгалтерского баланса;
- проанализировать порядок формирования финансового результата, структуру и динамику доходов, расходов организации, рентабельность деятельности предприятия по данным отчета о финансовых результатах;
- провести анализ структуры и динамики собственного капитала по данным отчета об изменениях капитала;
- дать общий вывод о финансовом положении организации.
К отчету целесообразно приложить расчеты финансовых коэффициентов и информационные источники в виде бухгалтерской и внутренней отчетности. Расчёты оформить в виде таблицы:
Показатели | Формула | Характеристика | 01.01.201Хг | 31.12.201Хг | Вывод |
Анализ организационно-технического уровня производства | |||||
Длительность производственного цикла | Тц = Тврп + Твпр, где Тврп - время рабочего процесса; Твпр - время перерывов | Календарный период времени, в течение которого материал, заготовка или другой обрабатываемый предмет проходит все операции производственного процесса или определенной его части и превращается в готовую продукцию (или в готовую ее часть). Он выражается в календарных днях или (при малой трудоемкости изделия) в часах | |||
Производственная мощность | ПМ=(n*ФВмах):НТ, где ПМ – производственная мощность; n- число единиц ведущего оборудования в цехе; ФВмах – максимально возможный фонд времени работы ведущего оборудования, часы; НТ- прогрессивная норма трудоемкости обработки изделия на ведущем оборудовании, часы | Максимально возможный объем выпуска продукции за определенный период (обычно за год, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии. | |||
Коэффициент обновления | Кобн= Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных средств на конец периода | Показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства, т.е. отражает уровень их технического оснащения. | |||
Срок обновления основных средств | Тобн = Стоимость основных средств на начало периода / Стоимость поступивших основных средств | Он отражает долю начальной величины основных средств по отношению к новым фондам. | |||
Коэффициент выбытия | Кв = Стоимость выбывших основных средств / Стоимость основных средств на начало периода | Показывает, какая часть основных средств, с которыми фирма начала деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. | |||
Коэффициент прироста | Кпр = Сумма прироста основных средств / Стоимость их на начало периода | Показывает, какую часть основных средств, с которыми фирма начала деятельность в отчетном периоде, составляет прирост основных средств | |||
Коэффициент износа | Кизн = Сумма износа основных средств / Первоначальная стоимость основных средств на соответствующую дату | Характеризует долю стоимости основных средств, списанную на затраты в предшествующих периодах, в первоначальной стоимости | |||
Коэффициент годности | Кг = Остаточная стоимость основных средств / Первоначальная стоимость основных средств | Характеризует ту часть первоначальной стоимости амортизируемого имущества, которая осталась к списанию в будущих периодах. | |||
Фондовооруженность | ФВ = ППОС / ССЧР, где ФВ – показатель общей фондовооруженности труда, ППОС – среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств, ССЧР – среднесписочная численность рабочих в наибольшую смену. | Показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными фондами (средствами). | |||
Уровень технической вооруженности труда | УТВ = ПО / ССЧР, где УТВ – уровень технической вооруженности труда, ПО – стоимость производственного оборудования, ССЧР – среднесписочная численность рабочих в наибольшую смену. | Показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства производственным оборудованием | |||
Фондоотдача | ФО = ВП / ОС, где ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство); ОС - средняя за период стоимость основных средств. | Показывает, сколько продукции (работ, услуг) получает организация с каждого рубля (100 руб., 1000 руб.), вложенного в основные средства | |||
Фондоемкость | ФЕ = ОС/ВП где ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство); ОС - средняя за период стоимость основных средств. | Он отражает стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на рубль (100 руб., 1000 руб.) стоимости произведенной продукции. | |||
Относительная экономия (перерасход) основных производственных фондов | Эос = ОС1-ОС0*Iвп, где ОС0,С1—соответственно среднегодовая стоимость основных средств в базисном и отчетном годах; Iвп – индекс объема валового производства продукции | Показывает насколько более экономно используются основные производственные фонды предприятия | |||
Рентабельностью основного капитала | ФR= ПР/ОС, где ПР – величина прибыли предприятия от основной деятельности; ОС - средняя за период стоимость основных средств. | Он отражает величину прибыли, получаемую от использования единицы стоимости основного капитала. | |||
Материалоотдача продукции | МО= ВП /МЗ где ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство); МЗ - величина материальных затрат. | Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов | |||
Материалоемкость продукции | МО= МЗ / ВП где ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство); МЗ - величина материальных затрат. | Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции | |||
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции | УДМЗ = МЗ / ССт, где МЗ- величина материальных затрат; ССт – полная себестоимость произведенной продукции | Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) | |||
Удельная материалоемкость изделия | УДМЕ = МЗi / Цi где МЗi – стоимость всех потребленных материалов на единицу i-той продукции; Цi – оптовая цена единицы i-того вида продукции | Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие | |||
Коэффициент материальных затрат | Кмз = МЗ1 / МЗ0*Iвп, где МЗ0, МЗ1 —соответственно стоимость материальных затрат в базисном и отчетном годах; Iвп – индекс объема валового производства продукции | Показывает, насколько экономно используются материалы по сравнению с предыдущим периодом | |||
Коэффициент оборота по приему рабочих | Кпр = ЧРпр / ССЧ, где ЧРпр - количество принятого на работу персонала; ССЧ – среднесписочная численность персонала | Характеризует долю поступивших работников в среднесписочной численности персонала | |||
Коэффициент оборота по выбытию | Кв = ЧРв / ССЧ где ЧРв - количество уволившегося персонала; ССЧ – среднесписочная численность персонала | Характеризует долю выбывших работников в среднесписочной численности персонала | |||
Коэффициент текучести кадров | Ктк = (ЧРув + ЧРнтд) / ССЧ где ЧРув - количество уволившегося по собственному желанию персонала; ЧРнтд - количество уволенных за нарушение трудовой дисциплины; ССЧ – среднесписочная численность персонала | Показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам | |||
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия | КПС = ЧРпост / ССЧ где ЧРпост - количество проработавшего весь год персонала; ССЧ – среднесписочная численность персонала | Характеризует устойчивость кадрового состава предприятия | |||
Среднечасовая выработка на одного работающего | ЧВ = ВП / Т, где ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство); Т – фонд рабочего времени. | Показывает, сколько продукции (работ, услуг) получает за каждый отработанный час | |||
Трудоемкость | ТЕ = Т / ВП, где ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство); Т – фонд рабочего времени | Он отражает количество времени, необходимого для производства одной единицы (1 руб.) продукции. | |||
Рентабельность персонала | RПЕРС= ПР/ССЧ, где ПР – величина прибыли предприятия от основной деятельности; ССЧ – среднесписочная численность персонала | Он отражает величину прибыли, приходящейся на каждого работника предприятия | |||
Индекс производительности труда | I гв= ГВ1 / ГВ 0, где ГВ0, ГВ1 —соответственно величина годовой выработки в базисном и отчетном годах | Отражает темп роста производительности труда | |||
Индекс средней заработной платы | I зп = СЗ1 / СЗ 0, где СЗ0, СЗ1 —соответственно величина средней заработной платы в базисном и отчетном годах | Отражает темп роста средней заработной платы на предприятии | |||
Рентабельность затрат на оплату труда | RЗП= ПР/ФЗП, где ПР – величина прибыли предприятия от основной деятельности; ФЗП – фонд заработной платы. | Характеризует эффективность затрат на оплату труда | |||
Затраты на 1 руб. продукции | ИЕ = ССт / ВП, где ССт – полная себестоимость произведенной продукции ВП - объём реализации (в промышленности - произведённой продукции, включая незавершённое производство) | Характеризует издержкоемкость продукции предприятия | |||
Темп роста объема продаж | Тр = РП1 / РП 0, где РП0, РП1 —соответственно объем реализованной продукции в базисном и отчетном годах | Характеризует динамику продаж предприятия | |||
Анализ платежеспособности организации | |||||
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) | , где II – раздел баланса «Оборотные активы», V – раздел баланса «Краткосрочные обязательства» | Позволяет оценить, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства организации | |||
Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности | , где ДС – денежные средства и их эквиваленты, ФВ – краткосрочные финансовые вложения, ДЗ – дебиторская задолженность, V – раздел баланса «Краткосрочные обязательства» | Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть в срок, равный периоду оборачиваемости дебиторской задолженности погашена за счет свободных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и поступлений от дебиторов | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности | , где ДС – денежные средства и их эквиваленты, ФВ – краткосрочные финансовые вложения, V – раздел баланса «Краткосрочные обязательства» | Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно (на дату составления баланса) погашена за счет свободных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений | |||
Степень платежеспособности по текущим обязательствам | , где V – раздел баланса «Краткосрочные обязательства», Nсрм – среднемесячная выручка от продаж (Выручка «Отчет о фин.результатах»/12) | Позволяет определить, в какие средние сроки (в месяцах) организация может рассчитаться по текущим обязательствам при условии сохранения среднемесячной выручки на уровне отчетного периода, если последняя полностью будет направлена на расчеты с кредиторами | |||
Анализ финансовой устойчивости | |||||
Коэффициент финансовой автономии (финансовой независимости) | , где СК – собственный капитал (на отчетную дату), CВК – совокупный капитал (на отчетную дату) | Показывает долю собственного капитала в совокупной величине капитала | |||
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансового левериджа) | , где ЗК – заемный капитал (на отчетную дату), СК – собственный капитал (на отчетную дату) | Отражает сколько заемных средств приходится на 1 рубль собственного капитала | |||
Коэффициент маневренности собственного капитала | , где I – раздел баланса «Внеоборотные активы», III – раздел баланса «Капитал и резервы» | Показывает, какая часть собственного капитала вложена в текущую деятельность, или какая часть собственного капитала находится в мобильной форме | |||
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами | , где I – раздел баланса «Внеоборотные активы», III – раздел баланса «Капитал и резервы», Зап – величина запасов | Показывает, какая часть оборотных активов в форме запасов финансируется за счет собственного капитала | |||
Анализ деловой активности | |||||
Период оборота оборотных средств | , где N – выручка от продаж, Д – количество дней в периоде, – средняя величина оборотных активов | Отражает среднюю продолжительность одного оборота текущих активов в днях | |||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | , где N – выручка от продаж, – средняя величина оборотных активов | Показывает, сколько раз в течение анализируемого периода оборачиваются оборотные активы (возмещаются в составе выручки) | |||
Коэффициентом закрепления оборотных средств | , где N – выручка от продаж, – средняя величина оборотных активов | Показывает сумму оборотных активов, приходящихся на 1 рубль выручки | |||
Анализ рентабельности | |||||
Рентабельность продаж | РПП = ПП / В, где ПП - прибыль от продаж, В – выручка от продаж | Показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж | |||
Рентабельность затрат (основной деятельности) | РЗ = ПП / Зобщ, где ПП - прибыль от продаж, Зобщ – общая величина затрат в основной деятельности | Показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции | |||
Рентабельность собственного капитала (совокупных активов) | РСК=ЧП / СК, где ЧП - чистая прибыль (убыток) отчетного периода, CК- среднегодовая величина собственного капитала | Отражает, сколько прибыли приносит каждый рубль собственного капитала | |||
Рентабельность текущих активов | РОА=ЧП / ОА, где ЧП - чистая прибыль (убыток) отчетного периода, ОА – среднегодовая величина оборотных активов | Характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля активов, вложенных в текущую деятельность организации |
4.3. Общее ознакомление с организацией бухгалтерского и управленческого учета на предприятии. В ходе прохождения практики студент должен изучить и раскрыть в отчете касаемо изучаемой организации следующие вопросы:
- положение о бухгалтерии, должностные инструкции работников бухгалтерской службы;
- права и обязанности главного бухгалтера;
- статус, структуру бухгалтерской службы, ее место в организационно-управленческой структуре предприятия;
- форму бухгалтерского учета, применяемую на предприятии;
- степень автоматизации учетного процесса (используемое программное обеспечение и технические средства);
- применяемые формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- график документооборота;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- порядок хранения документации;
- порядок организации управленческого и налогового учета на предприятии.
К отчету целесообразно приложить:
- организационную схему бухгалтерии предприятия;
- характеристику применяемой формы бухгалтерского учета и степени ее автоматизации;
- копии приказов об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета;
- график документооборота.
4.4. Организация бухгалтерского учета активов. В ходе прохождения практики студент должен изучить и отразить в отчёте следующие вопросы:
- нормативные документы, регламентирующие порядок учёта основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, денежных средств и др. элементов активов, которые отражаются в учете исследуемого предприятия;
- предметный состав и структура активов предприятия (основных средств, запасов, денежных средств и др.);
- документальное оформление движения активов;
- принципы оценки первоначальной стоимости активов;
- порядок поступления, использования и выбытия активов;
- порядок исчисления амортизации амортизируемого имущества;
- складской учет и оценка МПЗ при их выбытии;
- организация работы кассы, ответственные за соблюдение кассовой дисциплины лица;
- перечень расчетных счетов, порядок открытия расчётного счёта в банке;
- общие принципы организации синтетического и аналитического учета активов (синтетические счета и субсчета; основные проводки).
К отчёту целесообразно приложить:
- заполненный акт о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- заполненную инвентарную карточку учёта объекта основных средств;
- расчёт начисления амортизации по одному основному средству (однородной группе) за месяц;
- заполненный акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств).
- заполненные приходный и расходный кассовые ордера, выписку из кассовой книги за день;
- выписку из расчётного и/или валютного счёта;
- заполненный приходный ордер или акт о приёмке материалов/товаров;
- заполненную товарную накладную.
4.5. Организация бухгалтерского учета обязательств. В ходе прохождения практики необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- состав и структуру обязательств исследуемой организации;
- нормативные документы, регламентирующие учет расчетов;
- учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (состав поставщиков и подрядчиков; ТМЦ, работы, услуги, поставляемые ими; формы расчетов и задолженность, формирующаяся в ходе расчетов; общие принципы синтетического и аналитического учета расчетов; документальное оформление расчетов);
- учёт расчётов с разными кредиторами (состав; формы расчетов и задолженность, формирующаяся в ходе расчетов; общие принципы синтетического и аналитического учета расчетов; документальное оформление расчетов);
- учёт расчётов с персоналом по оплате труда (штатное расписание; локальные акты; первичные учётные документы по учёту рабочего времени и расчётов с персоналом по оплате труда; начисление и выплата заработной платы; удержания из заработной платы);
- учёт расчётов с подотчётными лицами (порядок выдачи подотчетных сумм; авансовые отчеты);
К отчёту целесообразно приложить:
- заполненный авансовый отчёт подотчётного лица;
- заполненный табель учёта рабочего времени и штатное расписание;
- ведомость начисления заработной платы за месяц по одному подразделению;
- расчет удержаний одного из сотрудников предприятия;
- счет, счет-фактуру, подобрать к ним соответствующие документы, подтверждающие возникновение и погашение обязательств.
4.6. Организация бухгалтерского учета собственного капитала. В ходе прохождения практики студент должен изучить и раскрыть в отчете касаемо изучаемой организации следующие вопросы:
- нормативные документы, регламентирующие порядок формирования и расходования собственного капитала организации;
- структуру, порядок образования и изменения уставного капитала;
- порядок формирования, использования добавочного капитала;
- порядок формирования, использования резервного капитала.
К отчету целесообразно приложить:
- протоколы общего собрания учредителей, расчеты и регистры бухгалтерского учета, содержащие информацию об образовании, изменении и использовании резервного, добавочного и уставного капитала, целевого финансирования, прочих резервов.
4.7. Организация бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов организации. В процессе прохождения практики студентом изучаются:
- нормативные документы, регламентирующие доходы, расходы и финансовые результаты предприятия;
- состав доходов и расходов, получаемых от основной деятельности, прочих доходов и расходов предприятия;
- структура финансовых результатов.
К отчету желательно приложить протоколы общего собрания учредителей (по вопросам распределения прибыли), расчеты и регистры бухгалтерского учета.
4.8. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. При прохождении практики студент должен изучить:
- нормативные документы, регламентирующие порядок проведения инвентаризации;
- порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- содержание и порядок заполнения инвентарных описей и сличительных ведомостей;
- принципы оформления результатов инвентаризации.
К отчету желательно приложить:
- приказ о назначении инвентаризационной комиссии;
- заполненные основные формы первичной учетной документации по инвентаризации (акты, описи, ведомости);
- справку-расчет бухгалтерии по результатам инвентаризации.
4.9. Общий вывод о состоянии учетной системы предприятия. В заключительной части отчета об учебной практике студент должен дать развернутый ответ на следующие вопросы:
- общий вывод о состоянии учетной системы в организации;
- выявленные в ходе прохождения практики недостатки в организации учетного процесса: явные отклонения от требований законодательства;
- сильные стороны бухгалтерской службы предприятия (полнота отражения, точность сведений, оперативность и доступность информации, системность и аккуратность учета).
- степень автоматизации учетной работы и использования технических средств.
4.10. Предложения по повышению эффективности системы учета или улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По результатам прохождения практики целесообразно разработать ряд обоснованных рекомендаций предприятию по оптимизации учетного процесса, исправлению выявленных ошибок, улучшению финансового положения предприятия.
V. Заключение (выводы и предложения).
VI. Список используемых информационных источников.
VII. Приложения (первичная документация, учетные регистры, отчетность организации, скрин-шоты официальных сайтов, статистическая информация по предприятиям России и зарубежным странам, рекламные материалы, объемные таблицы, рисунки и графики и т.п.).
Текстовая часть отчёта содержит изложение результатов практической деятельности студента по видам выполняемых работ в соответствии с утвержденным календарным планом и графиком. Объем текстовой части отчёта должен быть не менее 25 стр. и не более 30 стр. (без приложений).
Все материалы, прилагаемые к отчёту, должны соответствовать требованиям об ограничении доступа к информации.
Студенты, не выполнившие полностью требования, предъявляемые к содержанию практики и не представившие отчётную документацию в установленный срок, к защите не допускаются.
Оформление отчёта по учебной практике (практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)
Отчёт по учебной практике (практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 2.105-1995 «Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Параметры страницы:
- формат - А4;
- поля (верх - 20 мм, низ - 20 мм, справа - 15 мм, слева -30 мм);
- гарнитура — «Таймс»;
- кегль- 14 пт;
- межстрочный интервал - 1,5;
- абзац (красная строка) — 1,25 см;
- табуляция - 1,25 см;
- номер страницы проставляется в правом верхнем углу.
Текст печатается строго в последовательном порядке и выравнивается по ширине. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все подстрочные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся.
В процессе печатания текста при переходе на следующую страницу не рекомендуется:
- отрывать одну строку текста или слово от предыдущего абзаца, лучше напечатать на этой странице;
- начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице, лучше начать новый абзац на другой странице;
- начинать в конце странице слово с переносом, лучше перенести это слово на новую страницу;
- отрывать название таблицы от ее содержания.
Каждая часть отчёта начинается с новой страницы (к параграфам это правило не относится). Слово глава не пишется. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами без точки и записываются с абзацного отступа (абзац равен 5 знакам). Номер параграфа состоит из номера главы и его собственного номера, разделённых точкой, но без точки в конце.
Заголовки структурных элементов работы (содержание, введение, названия глав и заключение) печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными буквами и располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом.
В отчёте по прохождению учебной практики обязательно должны быть ссылки или сноски на используемые источники. Сноски делаются внизу страницы. Оформление ссылок рекомендуется делать после того момента, когда будет окончательно составлен список литературы, либо выделить отдельно список ссылок по очерёдности их использования в тексте и отдельно список литературы. Например, [1, с.125-128], где 1 – номер источника в списке литературы или в списке ссылок, а 125-128 – страницы, на которые ссылается автор.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Зачтено
Зачет с оценкой «отлично» (85-100 баллов) – выставляется с учетом оценки руководителя практики от профильной организации; отчет выполнен в полном объеме и в соответствии с требованиями; результативность практики представлена в количественной и качественной обработке; материал изложен грамотно, доказательно; в процессе защиты свободно используются понятия, термины, формулировки; выполненные задания соотносятся с формированием компетенций.
Зачет с оценкой «хорошо»(70-84 балла) – выставляется с учетом оценки руководителя практики от профильной организации; отчет выполнен почти в полном объеме и в соответствии с требованиями; в процессе защиты грамотно используется профессиональная терминология - четко и полно излагается материал, но не всегда последовательно; описываются результаты выполненных заданий, но не всегда четко соотносится выполнение профессиональной деятельности с формированием определенной компетенции.
Зачет с оценкой «удовлетворительно» (60-69 баллов) – выставляется с учетом оценки руководителя практики от профильной организации; в случае, если студент в процессе защиты показывает низкий уровень владения профессиональным стилем речи в изложении материала; низкий уровень оформления документации по практике; низкий уровень владения методической терминологией; носит описательный характер, без элементов анализа; низкое качество выполнения заданий, направленных на формирование компетенций.
Незачет с оценкой «неудовлетворительно»(0-59 баллов) - выставляется с учетом оценки руководителя практики от профильной организации; документы по практике не оформлены в соответствии с требованиями; описание и анализ видов профессиональной деятельности, выполненных заданий отсутствует или носит фрагментарный характер.
Неудовлетворительная оценка, полученная при защите отчета, признается академической задолженностью. Сведения по итогам защиты отчета о практике заносятся в ведомость и зачетную книжку студента.
Показателями оценивания компетенций являются умения и навыки, которые формирует учебная практика.
Г) ресурсы сети Интернет
1. Сайт федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru,
2. Сайт для бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, специалистов по кадрам http://www.buhgalteria.ru,
3. Сайт нормативно-правовой системы http://www.consultant.ru,
4. Сайт Минфина РФ http://www1.minfin.ru,
5. Служба тематических, толковых словарей http://www.glossary.ru,
6. Поисковая служба Интернета http://www.yandex.ru.
7. Материалы по социально экономичекому положению и развитию в России http://www.finansy.ru,
8. Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы) http://www.cbr.ru,
9. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru,
10. Росбизнесконсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) http://www.rbc.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Экономический/Заочный факультет
ОТЧЕТ
Гатчина
201___
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Факультет экономический/заочный
ДНЕВНИК
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
(вид практики)
СТУДЕНТА ГРУППЫ _____
(№)
______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
Направление подготовки: 38.03.01 – Экономика (направленность – Бухгалтерский учет, анализ и аудит)_______________________________
(шифр, полное наименование)
Место прохождения практики: ___________________________________
Руководитель практики от ГИЭФПТ:
______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)
Руководитель практики от профильной организации:
______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, должность)
Сроки прохождения практики:____________________________________
Гатчина
20__ г.
СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
№ п/п | Наименование работ | Срок по плану |
1 | 2 | 3 |
1 | Знакомство с местом прохождения практики, изучение социально-экономических условий и особенностей функционирования организации. Составление совместного рабочего графика | |
2 | Формулирование организационной характеристики предприятия | |
3 | Анализ основных технико-экономических показателей организации | |
4 | Общее ознакомление с организацией бухгалтерского учета на предприятии | |
5 | Исследование организации бухгалтерского учета активов | |
6 | Исследование организации бухгалтерского учета обязательств | |
7 | Исследование организации бухгалтерского учета собственного капитала | |
8 | Исследование организации бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов | |
9 | Изучение инвентаризация имущества и финансовых обязательств | |
10 | Формулирование общего вывода о состоянии учетной системы в организации и перспектив развития организации | |
11 | Разработка предложений по повышению эффективности системы учета или улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия | |
12 | Подготовка отчета о прохождении практики |
Руководитель практики от профильной организации _________________
(подпись)
Руководитель практики от ГИЭФПТ_______________________________
(подпись)
Студент_______________________________________________________
(подпись)
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ПРОГРАММЕ ПРАКТИКИ (выдаются кафедрой):
Например, «Бухгалтерский учет основных средств на предприятии:
1. Сущность и состав основных средств предприятия
2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета основных средств на предприятии
3. Методика бухгалтерского учета основных средств на предприятии»
Руководитель практики от профильной организации_________________
(подпись)
Руководитель практики от ГИЭФПТ ______________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
№ п/п | Наименование работ | Срок по плану | Выполнено фактически |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | … | … | … |
2 | Например Рассмотрена история развития предприятия; содержание учредительных документов; юридический и фактический адрес организации; функции, права, обязанности аппарата управления; основной вид деятельности предприятия; виды выпускаемой продукции (работ, услуг); организационно-управленческую структуру предприятия; место бухгалтерского учета в системе управления; экономическую среду предприятия (с указанием основных поставщиков, покупателей, конкурентов)… | … | Выполнено/ Частично выполнено, т.к…/ Не выполнено, т.к… |
Руководитель практики от профильной организации _________________
(подпись)
Руководитель практики от ГИЭФПТ_______________________________ (подпись)
Студент_______________________________________________________
(подпись)
Кафедра бухгалтерского учета и статистики
ПУШИНИН А.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
(ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Направление подготовки
38.03.01 Экономика
(уровень бакалавриата)
Направленность (профиль) образовательной программы
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения
Очная, заочная
Гатчина
2019г.
Методические указания для студентов заочной и очной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета и статистики 08.02.2019г., протокол №6.
Составитель: А.В. Пушинин, к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и статистки.
Рецензент: О.С. Надежина, к.э.н., доцент, доцент Высшей инженерно-экономической школы ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
© ГИЭФПТ, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
С.
1 Цель и форма проведения практики. 4
2. Содержание практики. 6
3. Формы отчетности по практике. 10
4. Методические материалы по написанию отчета о практике. 11
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 34
6. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «интернет», необходимых для проведения практики. 35
7. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 38
Приложение 1. 39
Приложение 2. 40
Приложение 3. 41
Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.