Методика анализа и оценки патентной информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для выявления наиболее приемлемых, с точки зрения решаемой задачи исследования гаражного оборудования, технических решений необходимо проанализировать всю имеющуюся информацию в данной области, оценить ее, выработать научно обоснованное мнение о возможностях развития данно­го вида оборудования (или его частей) в будущем.

Выпускаемое в настоящее время промышленностью гаражное обору­дование удовлетворяет требованиям эксплуатации не в полной мере, что свя­зано как с постоянным повышением требований к нему, так и с накоплением опыта его производства и эксплуатации в стране и за рубежом. Таким обра­зом, для выпуска совершенного гаражного оборудования необходимо посто­янно иметь резерв прогрессивных конструкторских решений, как отдельных узлов, так и оборудования в целом с учётом всего имеющегося на данный момент опыта. В тоже время известно, что практическое внедрение конст­рукторских разработок в производство может сдерживаться развитием смеж­ных отраслей и их научного потенциала (металлургии, электротехнической, электронной, химической промышленности и др.). Поэтому необходимо учи­тывать, что научные и технические разработки в рассматриваемой области базируются на сырьевых, экономических и других особенностях соответст­вующей страны.

Прогрессивность той или иной тенденции развития определённого вида гаражного оборудования оценивается по темпу изменения потребительских свойств. Однако это не всегда возможно из-за отсутствия необходимых дан­ных по количественным показателям потребительских свойств, поэтому дан­ная задача решается различными инженерными методами.

Сведения о новой технике, способах производства, представленные в виде заявок, патентов, авторских свидетельств, монографий, статей, отчётов о НИР и ОКР и др. несут, как правило, качественную (непараметрическую) информацию. Для практического использования непараметрических источ­ников информации необходимо каким-либо образом трансформировать тех­нические идеи в числовые критерии, характеризующие в конечном счёте си­лу и значимость этих идей.

С помощью методов инженерного прогнозирования можно материали­зовать технические идеи, оценить их количественно, а так же выработать (или выбрать) наиболее перспективное, с точки зрения удовлетворения цели исследования (или конструирования), техническое решение.

Метод прогнозирования по патентным источникам относится к средне­срочному прогнозированию. Для реализации данного метода составляется генеральная определительная таблица (ГОТ, табл. 1), в которой характери­стики i практически представляют собой ранжированную последователь­ность технических качеств и параметров оборудования по степени влияния их на решение конечной задачи, а позиции Р - возможные варианты реализа­ции данных качеств (от наихудшего до наилучшего).

Для нормирования абсолютного веса характеристики i используется стандартная нормирующая функция:

 

                                                             (1)

 

где i - порядковый номер характеристики.

 

Таблица 1 – Генеральная определительная таблица (ГОТ)

 

Код

Характеристики (i), позиции (P)

Оценки

j j ок
1 2 3 4
i1 Доступность частей обслуживаемого транспортного средства j =1
P1 Обеспечивается возможность воздействий сбоку или снизу 1 1
P2 Обеспечивается возможность воздействий сбоку и ограниченно снизу 2 2
Р3 Обеспечивается возможность воздействий сбоку и снизу 3 3
P4 Обеспечивается возможность воздействий на двух уровнях 4 4
P5 Обеспечивается возможность комплексного воздействия 5 5
i2 Степень универсальности j=1    
P1 Конструкция подхвата обеспечивает обслуживание отдельных марок автомобилей 1 1
P2 Конструкция обеспечивает обслуживание всех типов автомобилей 2 2
Р3 Возможно обслуживание любых типов подвижного состава (автомобили, автопоезда, специализированный подвижной состав) 3 3
P4 Возможность изменения линейных характеристик оборудования в зависимости от размеров подвижного состава 4 4
P5 Конструкция модульной схемы 5 5
i3 Конструкция привода j =0,75
P1 Ручной привод 1 0,75
P2 Электромеханический привод 2 1,5
Рз Электрогидравлический привод 3 2,25
P4 Пневмогидравлический привод 4 3,0
P5 Пневматический привод 5 3,75
i4 Конструкция и тип установки оборудования j =0,5
P1 Стационарное оборудование, часть которого размещена ниже уровня пола 1 0,5
Р2 Стационарное оборудование, требующее для установки фундамент 2 1,0
Р3 Вариант Р2, но наличие фундамента не требуется 3 1,5
Р4 Передвижное оборудование 4 2,0
i5 Конструкция устройства контроля и безопасности j =0,31
Pi Механическое устройство 1 0,31
Р2 Электрическая система 2 0,62
Рз Гидравлическая система 3 0,93
Р4 Электрогидравлическая система 4 1,24
Р5 Электронная система 5 1,55

Далее патенты сопоставляются с ГОТ и определяется коэффициент полноты изобретения Г, позволяющий оценить инженерно-техническую зна­чимость новых решений:

 

,                                    (2)

где: jOK – окончательная оценка позиции, j0K =j·ji;

j – базисная оценка позиции в балах;

j i – абсолютный вес характеристики;

g – сумма оценок источника информации по ГОТ;

gmax – максимальная сумма оценок по матрице ГОТ.

Область определения: 0,2 < Г < 1.

 

Следовательно, резерв дальнейшего усовершенствования изобретений:

 

d =1- Г,                                                       (3)

 

Данный метод позволяет оценивать как конструкцию оборудования, так и прогрессивность конструкций отдельных узлов с учётом влияния их на качество оборудования в целом. При реализации, данного методе на точность оценки влияют субъективные качества прогнозиста: внимательность, компе­тентность, профессиональный опыт, знания в других областях, и т.п. Резуль­таты оценки обычно сводят в виде «формализованного бланка», что позволя­ет сравнивать технические решения в целом, проводить сравнительный ана­лиз по соответствующим характеристикам, представить возможности даль­нейшего развития оборудования (табл. 2).

 

Таблица 2 - Формализованный бланк. Оценка по ГОТ (пример)

Исходные дан­ные

Смысловое на­именование информацион­ного источника

Базовая оценка источника информации

Г

Категория прогно­зирования

j1 j2 j3 j4 j5
1 1 0,75 0,5 0,31
АС №1216140 1986 г. Подъёмник для автомобилей 3 3 4 3 1 0,63 Перспективно
               
n                

n - количество рассматриваемых аналогов.

 

Практическую реализацию данного метода рассмотрим на примере.

Допустим, стоит задача совершенствования подъёмного оборудования для ТО и TP автомобилей.

Предварительный анализ показал, что основными показателями данного оборудования в порядке убывания их значимости являются: доступность узлов и агрегатов подвижного состава, обслуживаемого на данном оборудовании; универсальность оборудования по типу обслуживаемых автомобилей; конструкция привода подъёмных механизмов; конструкция и тип установки оборудования; конструкция устройств контроля и безопасности.

Таким образом, при составлении генеральной определительной таблицы характеристики (i1 ... i5) представляют собой соответствующие основные качества подъёмного оборудования, т.е.: i1 – доступность частей обслуживае­мого транспортного средства; i2 – степень универсальности и т.д. Вес харак­теристики определяется по формуле (1).

Затем в пределах отдельных характеристик i определяются позиции Р, которые также располагаются в ранжированной последовательности от пози­ции определяющей характеристику i в наихудшей степени до позиции опре­деляющей характеристику i в наилучшей степени (см. табл. 1). В примере для характеристики i1 обозначены пять позиций возможных реализаций данной характеристики, для характеристики i4 – четыре позиции. Таким образом, ко­личество характеристик и позиций может быть различным.

После определения позиций устанавливаются оценки, вначале балль­ные j, а затем - окончательные jOK, которые определяются умножением: jOK=j·ji.

Таким образом, ГОТ составлена (см. табл. 1).

Затем отобранная патентная информация сопоставляется с ГОТ, для че­го необходимо сделать следующее.

Допустим, в результате патентного поиска было обнаружено авторское свидетельство (АС) № 1216140, зарегистрированное в СССР в 1986 году. Объект изобретения по АС – подъёмник для автомобилей. Сущность изобре­тения: подъёмник содержит стойки и направляющие каретки, подхваты, ме­ханизм фиксации и привод перемещения кареток. С целью повышения про­изводительности путём обеспечения автоматической фиксации и расфиксации балок, механизм фиксации выполнен в виде установленных на них ку­лачков и размещённых в закреплённых на каретках направляющих втулках вертикальных пальцев, причём пальцы выполнены в нижней своей части с боковой фасонной поверхностью для взаимодействия с кулаками. В описании к АС дано более развёрнутое объяснение сущности изобретения с необходи­мыми поясняющими схемами.

При анализе сущности изобретения отмечается, что, оно соответствует позиции Р3 характеристики i1, позиции Р3 характеристики i2, позиции Р4 ха­рактеристики i3, позиции Р3 характеристики i4 и позиции P1 характеристики i5. Таким образом, производится оценка в баллах в пределах отдельных ха­рактеристик. Затем необходимо произвести окончательную оценку в зависи­мости от веса характеристики. Окончательные оценки будут иметь следую­щие соответствующие значения: 3,0; 3,0; 3,0; 1,5; 0,31 (см. табл. 1).

Для определения коэффициента полноты изобретения Г по формуле (2) определяются:

максимальная сумма оценок по матрице ГОТ:

 

,                                (4)

 

в примере

 

 

Сумма оценок изобретения по ГОТ:

 

,                                         (5)

 

в примере

 

 

Коэффициент полноты изобретения Г рассчитывается:

 

                                          (6)

 

в примере

 


Далее по формуле (3) можно определить резерв дальнейшего усовер­шенствования изобретения:

 

d = 1-Г = 1-0,63 = 0,37 .

 

По значению коэффициента полноты изобретения Г определяется категория прогнозирования: неперспективно, малоперспективно, перспективно, весьма перспективно.

Результаты оценки необходимо представить в виде «формализованного бланка» (см. табл. 2).

Проведённый патентный анализ оформляется в виде чертежа патентно­го поиска (прил. 2), в котором рассмотренные технические средства распола­гаются в порядке возрастания коэффициента полноты изобретения.

По результатам патентного анализа определяются возможные направ­ления модернизации рассматриваемого вида гаражного оборудования и раз­рабатываются конкретные рекомендации по его совершенствованию.

Далее по результатам оценки значимости инженерных решений иссле­дуемых аналогов выбирается один - наиболее перспективный, который при­нимается в качестве прототипа для последующего подробного изучения с це­лью модернизации и разработки конструктивного исполнения в виде чертежа общего вида (прил. 2).

 

7.6 Разработка технологической карты технического обслуживания
выбранного прототипа технологического оборудования.

 

Технологическая карта ТО представляет собой пооперационные инст­рукции технических воздействий по стандартной форме, выполняемых на оборудовании (не путать с операциями технологического процесса или диаг­ностирования, выполняемых с применением данного оборудования) с целью поддержания его в исправном, работоспособном состоянии.

Технологическая карта технического обслуживания прототипа данного вида технологического оборудования разрабатывается на основе подробного анализа его конструкции, взаимодействия узлов, механизмов и деталей, ки­нематических и принципиальных схем, а также принципа действия.

При составлении технологической карты ТО оборудования использует­ся различная нормативно-техническая документация: паспорта и инструкции по эксплуатации существующих промышленных аналогов данного вида га­ражного оборудования, нормативы трудоёмкостей операций технического обслуживания технологического оборудования, действующие положения системы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, табель и каталоги гаражного оборудования, инструмента и оснастки и др.

Пример оформления технологической ТО технологического оборудо­вания представлен в приложении 3.

 



Дата: 2019-04-23, просмотров: 773.