Общая гигиеническая оценка условий труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и относятся к 1 или 2 классу, если фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин соответственно. Если уровень хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда на таком рабочем месте, в зависимости от величины превышения могут быть отнесены к 1 – 4 степеням 3 класса вредных или 4 классу опасных условий труда. Оценка условий труда при комбинированном действии факторов проводится с учётом эффекта суммации при комбинированном действии химических веществ, биологических факторов, различных частотных диапазонов электромагнитных излучений. Результаты оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса вносят в табл. 14.

Общую оценку устанавливают:

- по наиболее высокому классу и степени вредности;

- в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

- при сочетании 2 и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 – условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

В сложных случаях условия труда оценивают по показателям функционального состояния организма работника и др. данным специалисты по гигиене или медицине труда (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научные подразделения гигиенического профиля). К таким случаям относят:

- особые формы организации работ (продолжительность рабочей смены более 8 ч, вахтовый метод труда и т. п.);

- работы, связанные с преимущественными перемещениями и воздействием на работника факторов, меняющихся по интенсивности, продолжительности и природе;

- работы, требующие применения специальных средств защиты, ухудшающих функциональное состояние работника,

- сложные комбинации факторов рабочей среды, тяжести и напряженности труда.

 

Таблица 14

Итоговая таблица по оценке условий труда работника
 по степени вредности и опасности

Факторы

Класс условий труда

Оптимальный Допустимый

Вредный

Опасный

 

1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4

Химический

             

Биологический

             

Аэрозоли ПФД

             

Акустические

Шум              
Инфразвук              
Ультразвук воздушный              

Вибрация общая

             

Вибрация локальная

             

Ультразвук контактный

             

Неионизирующие излучения

             

Ионизирующие излучения

             

Микроклимат

             

Освещение

             

Тяжесть труда

             

Напряженность труда

             

Общая оценка условий труда

             

 

Классы условий труда устанавливают на основании фактически измеренных параметров факторов рабочей среды и трудового процесса. При превышении нормативных уровней работодатель разрабатывает комплекс мер по оздоровлению условий труда, включающий организационно-технические для устранения опасного фактора, а при невозможности устранения - снижение его уровня до безопасных пределов. Если в результате внедрения мер риск нарушения здоровья сохраняется – используют меры по уменьшению времени его воздействия (защита временем). Использование средств индивидуальной защиты в числе приоритетов мер по улучшению условий труда занимают последнее место.

 


Приложение 4

4.1. Варианты задания для гигиенической оценки и классификации условий труда водителя грузового автомобиля

Задание 1.4.1. Выполнить гигиеническую оценку и классифицировать условия труда водителя грузового автомобиля в течение смены продолжительностью 480 минут при воздействии следующих производственных факторов:

1. Химический фактор: диоксид азота факт. концентрацией CNxOy,мг/м³, на протяжении tNxOy , мин, времени смены; оксид углерода факт. концентрацией CCO, мг/м³, на протяжении tCO, мин, времени смены (см. исходные данные в табл. 15).

2. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПДФ):

кремземсодержащие пыли с содержанием SiO2 до 10% с фактической концентрацией CфSiO2, мг/м³, на протяжении t SiO2, мин, времени смены (см. исходные данные в табл. 15).

3. Шумовой фактор: исходные данные приведены в табл. 15, где LAi, дБА, –

уровень звука в дБА i – ой ступени шума на протяжении ti, мин, времени смены.

                                                                                                    Таблица 15

Исходные данные по химическому, АПДФ и микроклиматич. Факторам

Ва- ри- ант CNxOy, мг/м³ tNxOy, мин CCO, мг/м³ tCO, мин CфSiO2, мг/м³ t SiO2, мин t вл,º С tс, º С tш, º С
1 1,6 380 16 370 2 460 20 23 27
2 1,8 360 15 360 3 480 21 24 28
3 1,7 370 18 350 4 470 22 25 30
4 2 365 20 355 1 470 22 23 25
5 2,1 360 22 345 6 35 23 24 25
6 2,5 400 23 400 7 40 24 27 32
7 3,0 360 25 360 8 25 23 25 28
8 3,5 350 28 З60 7,5 30 23,5 26 32
9 2 365 18 350 4 470 22 25 30
10 1,6 380 18 350 4 470 20 23 27
11 4 366 21 358 3,5 400 19 20 21
12 4,5 390 22,5 390 4,5 480 18 22 24
13 1,6 365 25 400 7 40 23 24 25
14 1,8 360 28 360 8 25 24 27 25
15 1,7 400 18 З60 7,5 30 23 25 32
16 2 360 18 350 4 470 23,5 26 28
17 2,1 350 21 350 4 470 22 25 32
18 2,5 365 22,5 358 3,5 400 20 23 30
19 3,0 380 3,5 390 4,5 480 19 20 21
20 3,5 366 2 370 2 460 18 22 24
21 2 365 1,6 360 3 480 23,5 25 26
22 1,6 380 4 350 4 470 22 23 25
23 4 366 4,5 355 1 470 20 20,9 21,5
24 4,5 390 1,6 345 6 35 19 22 24
25 2 360 18 400 7 40 18 22 24

 

4. Вибрационный фактор: исходные данные по общей вибрации приведены в табл. 16, где Lvi, дБ, – уровень виброскорости i – ой ступени вибрации на протяжении ti, мин, времени смены.

5. Микроклиматический фактор: работа выполняется в теплый период года в условиях нагревающего микроклимата; тепловое излучение от нагретых солнцем поверхностей кабины составляет 53 Вт/м²; температура влажного термометра tвл,º С; температура сухого термометра tс,º С; температура шарового термометра tш,º С (см. исходные данные в табл. 15).

6. Показатели тяжести трудового процесса: исходные данные приведены в табл. 17, где m, кг - масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную,

n, единиц, – количество стереотипных рабочих движений, ti, %, - процент времени смены нахождения водителя в неудобной фиксированной позе.

 

                                                                                                     Таблица 16

Исходные данные по вибро-шумовым факторам

Ва- ри-ант LA1, дБА t1, мин LA2, дБА t2, мин LA3, дБА   t3, мин  Lv1, дБ t1, мин Lv2, дБ t2, мин Lv3, дБ t3, мин
1 60 30 75 420 85 30 120 30 100 360 60 120
2 50 60 80 360 90 60 125 30 90 420 50 30
3 65 45 85 300 92 135 130 15 110 450 60 15
4 70 60 75 60 80 360 135 15 110 360 55 105
5 55 120 70 300 85 60 115 120 95 240 70 120
6 60 60 80 180 85 240 120 240 100 180 60 60
7 75 30 60 420 85 30 120 120 100 30 60 360
8 80 60 50 360 90 60 125 30 90 30 50 420
9 85 45 65 300 92 135 130 15 110 15 60 450
10 75 60 70 60 80 360 135 105 110 15 55 360
11 70 120 55 300 85 60 115 120 95 120 70 240
12 80 60 60 180 85 240 120 60 100 240 60 180
13 60 30 75 420 80 30 60 120 100 30 85 360
14 50 60 80 360 90 60 50 30 90 30 90 420
15 65 135 85 300 92 135 60 15 110 15 92 450
16 70 360 75 60 80 360 55 105 110 15 80 360
17 55 60 70 300 85 60 70 120 95 120 85 240
18 60 240 80 180 85 240 60 60 100 240 85 180
19 75 30 60 420 85 30 60 360 100 120 85 30
20 80 60 50 360 90 60 50 420 90 30 90 30
21 85 135 65 300 92 135 60 450 110 15 92 15
22 75 360 70 60 80 360 55 360 110 105 80 15
23 70 60 55 300 85 60 70 240 95 120 85 120
24 80 60 60 180 85 240 60 180 100 60 85 240
25 60 30 75 360 80 90 120 60 100 120 80 300

 

7. Показатели напряженности трудового процесса: исходные данные приведены в табл. 17, где Т, %, - длительность сосредоточенного наблюдения в процентах от продолжительности смены; П, сигн./ час, - плотность сигналов и сообщений за 1 час работы; N, штук, - число производственных объектов одновременного наблюдения; Такт ,%, - время активных действий в процентах от продолжительности смены; Тпас, %, - время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в процентах от времени смены; Тфакт, ч, - фактическая продолжительность рабочего дня.

8. Принять по умолчанию, что значения факторов условий туда по всем показателям, требуемым для оценки и классификации по Р 2.2.2006-05, но не показанным нами в табл. 15, 16 и 17, не превышают фоновых значений, т.е. относятся к «Оптимальным» (1 класс).

                                                                                                Таблица 17

Исходные данные по показателям тяжести и напряженности труда

Ва- ри-ант m, кг n∙103, ед. ti, % Т, % П, сигн. в час N, штук Такт , % Тпас, % Тфакт, ч
1 0 5 20 70 170 6 90 10 7
2 5 6 23 71 171 7 85 15 8
3 10 7 24 72 172 8 80 20 9
4 15 8 25 73 173 9 75 25 10
5 20 9 28 74 174 10 70 30 11
6 25 10 30 75 175 11 65 35 12
7 30 12 32 76 176 12 60 40 7
8 35 15 35 77 177 13 55 45 8
9 36 18 36 78 178 14 50 50 9
10 37 20 38 79 179 15 45 55 10
11 38 25 40 80 180 16 40 60 11
12 40 30 45 81 181 17 35 65 12
13 50 32 52 82 182 18 30 70 7
14 0 6 23 71 183 19 25 75 8
15 5 7 24 72 184 20 90 10 9
16 10 8 25 73 185 6 85 15 10
17 15 9 28 74 186 7 80 20 11
18 20 10 30 75 190 8 75 25 12
19 25 12 32 76 195 9 70 30 7
20 30 15 35 77 198 10 65 35 8
21 35 18 36 78 200 11 60 40 9
22 36 20 38 79 210 12 55 45 10
23 37 25 40 80 212 13 50 50 11
24 38 30 45 81 214 14 45 55 12
25 40 32 52 82 215 9 40 60 8

 

Пример гигиенической оценки и классификации условий труда водителя грузового автомобиля

 

Пример 1. Выполнить гигиеническую оценку и классифицировать условия труда водителя грузового автомобиля при воздействии следующих производственных факторов:

1. Химический фактор:

Диоксид азота: факт. концентрация C NxOy= 1.5 мг/м³ на протяжении 0,75 времени смены;

Оксид углерода: факт. концентрация CCO =15,0 мг/м³ на протяжении 0,75 времени смены.

2. Биологический фактор: при перевозках общего назначения вредные факторы биологической природы отсутствуют.

3. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПДФ):

Кремземсодержащие пыли с содержанием двуокиси кремния до 10% с фактической концентрацией CфSiO2 = 6 мг/м³ протяжении 0,2 времени смены.

4. Шумовой фактор: исходные данные приведены в табл. 1.5.1.

                                                                                                Таблица 1.5.1

Шумовой фактор

Уровень звука, дБА 60 70 80 85
Доля времени смены 0,063 0,625 0,250 0,062

 

5. Вибрационный фактор:

5.1.Исходные данные по общей вибрации приведены в табл. 1.5.2.

                                                                                                Таблица 1.5.2

Вибрационный фактор

Корректированный уровень виброскорости, дБ 120 110 60
Доля времени смены 0,063 0,625 0,250

 

5.2. Источники локальной вибрации отсутствуют.

5.3. Уровни инфра- и ультразвука в кабине данной машины не превышают фоновых значений.

6. Микроклиматический фактор: работа выполняется в теплый период года в условиях нагревающего микроклимата; тепловое излучение от нагретых солнцем поверхностей кабины составляет 53 Вт/м²; температура влажного термометра tвл = 22º С; температура сухого термометра tс = 24º С; температура шарового термометра tш = 26º С.

7. Показатели световой среды: стекла кабины и осветительные приборы находятся в исправном состоянии.

8. Уровень ионизирующих и неионизирующих излучений: уровень как

ионизирующих, так и неионизирующих полей и излучений находится

в пределах естественного фона.

9. Показатели тяжести трудового процесса.

9.1. Физическая динамическая нагрузка: при работе водителя имеет место региональная нагрузка (преимущественно с участием мышц рук и плечевого пояса) до 2500 кг∙м за смену. Общая нагрузка, связанная с перемещением груза, отсутствует.

9.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную равна нулю.

9.3. Количество стереотипных рабочих движений при региональной нагрузке – до 10000.

9.4. Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза отсутствует.

9.5. Рабочая поза водителя связана с периодическим, до 25% времени смены, нахождением в неудобной и фиксированной позе.

9.6. Наклоны корпуса при работе водителя отсутствуют.

9.7. Перемещения в пространстве в течение смены – переходы, обусловленные технологическим процессом, отсутствуют.

10. Показатели напряженности трудового процесса.

10.1. Нагрузки интеллектуального характера.

10.1.1. Содержание работы: решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам.

10.1.2. Восприятие сигналов и их оценка: деятельность водителя связана с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой информации.

10.1.3. Распределение функций по степени сложности задания: обработка, проверка и контроль выполнения задания.

10.1.4. Характер выполняемой работы: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат.

10.2. Сенсорные нагрузки.

10.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения: у водителя составляет более 75% времени смены.

10.2.2. Плотность сигналов и сообщений за 1 час работы: у водителя составляет в среднем 200 сигналов.

10.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения: составляет в среднем 9 объектов.

10.2.4. Размер объектов различения: больше 5 мм 100% смены.

10.2.5. Работа с оптическими приборами: у водителя отсутствует.

10.2.6. Наблюдения за экранами видеотерминалов и др.: отсутствует.

10.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор: имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м.

10.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат: суммарное число часов, наговариваемое за неделю до 16.

10.3. Эмоциональные нагрузки.

10.3.1. Степень ответственности за результаты собственной деятельности,

значимость ошибки: для водителя характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки

могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей.

10.3.2. Степень риска для собственной жизни: вероятна.

10.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц: возможна.

10.3.4. . Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену: отсутствуют.

10.4. Монотонность нагрузок.

10.4.1. Число элементов, необходимых для реализации простого задания:

6 элементов.

10.4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий: более 100.

10.4.3. Время активных действий: более 75% продолжительности смены.

10.4.4. Монотонность производственной обстановки: время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 20% от времени смены.

10.5. Режим работы.

10.5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня: 8 - 9 часов.

10.5.2. Сменность работы: двухсменная работа без ночной смены.

10.5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность: перерывы регламентированы, достаточной продолжительности.

Решение:

1.Гигиеническая оценка условий труда водителя грузового автомобиля при воздействии химического фактора.

1.1. Степень вредности условий труда для раздражающих веществ (NxOy) и веществ с остронаправленным механизмом действия (CO) устанавливается по максимальным концентрациям вредных веществ.

1.2.1. Оценка условий труда по диоксиду азота: фактическая концентрация CNxOy = 1.5 мг/м³; ПДКмр = 2,0 мг/м³, тогда CNxOy/ ПДКмр = 0,75; поэтому класс условий труда по табл. 1 составляет 2.

1.2.2. Оценка условий труда по оксиду углерода: фактическая концентрация CCO =15,0

мг/м³; ПДКмр = 20 мг/м³, тогда CCO/ ПДКмр = 0,75; поэтому класс условий труда по табл. 1 составляет 2.

1.2.3. Согласно прилож. 1 Р 2.2.2006-95 комбинация диоксида азота и оксида углерода обладает эффектом суммации. Оценку их совместного действия проводят по формуле:

 

CNxOy/(ПДКNxOy) + CCO/(ПДКCO) ≤ 1, т.е. 1,5/2+15/20=1,5>1

 

Следовательно, окончательная оценка условий труда по химическому фактору согласно табл. 1 составляет класс 3.1 (вредный, степени 1).

2.Оценка условий труда по факторам биологической природы: т.к. при

перевозках общего назначения вредные факторы биологической природы отсутствуют, то согласно табл. 2 устанавливаем 2-ой (допустимый) класс условий труда по этому фактору.

3. Оценка условий труда по воздействию АПДФ: класс условий труда при

контакте с АПДФ определяют исходя из фактической величины среднесменных концентраций АПДФ Ссс и кратности превышения среднесменных ПДКсс по табл. 3 , т.е.

 

Ссс = Cфsio2∙0,2 = 6∙0,2 =1,2 мг/м³; тогда Ссс/ПДКсс = 1,2/4 = 0,3.

 

В этом случае согласно табл. 3 имеем 2-ой класс условий труда (допустимый).

4. Гигиеническая оценка условий труда по шумовому фактору.

4.1.Определяем поправки ΔLAi, дБА, в зависимости от продолжительности ступеней шума по табл. 1.5.3 (продолжительность смены 480 минут):  ΔLA1 = 12,0 дБА (30 минут); ΔLA2 = 2,0 (300 минут); ΔLA3 =6,0 дБА (120 минут); ΔLA4 =12,0 дБА (30 минут).

                                                                                                       Таблица 1.5.3

Поправки к значениям ΔLAi в зависимости от продолжительности

ступеней шума

Продолжительность ступени прерывис- того шума, мин.   480   420   360   300   240   180   120   60   30   15   6
Поправка ΔLAi, дБА 0 0,6 1,2 2,0 3,0 4,2 6,0 9,0 12 15.1 19

 

4.2. Вычисляем разности L1A1=LA1 – ΔLA2= 60 – 12 = 48 дБА; L1A2=LA2- LA2= 70 – 2 = 68 дБА; L1A3= LA3- ΔLA3=80 – 6 = 74 дБА; L1A4=LA4- ΔLA4=85 – 12 = 73 дБА.

4.3. Полученные разности энергетически суммируются в соответствии

с табл. 1.5.4.

                                                                                                      Таблица 1.5.4

Значения добавок, ΔLi, в зависимости от разности слагаемых уровней

Разность слагаемых уровней L1 –L2, дБ   0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   20
Добавка, ∆Li, дБ              3 2,5 2,2 1,8 1,5 1,2 1 0,8 0,6 0,5 0,4 0

 

Для этого вычисляем разность двух наибольших уровней звука L1A3- L1A4= 74 -73 = 1,0; определяем добавку ∆L1=2,5 дБА (см. табл. 1.5.4) и прибавляем к более высокому уровню L1A3= 74,0 дБА: L= L1A3+∆L1=74,0 + 2,5 = 76,5 дБА. Аналогичные действия производим с полученной суммой и третьим уровнем звука и т.д.: L- L1A2=76,5 – 68.0 = 8,5 дБА; ∆L2 = 0,55 дБА (см. табл. 3.4); L2Σ= L1Σ+ ∆L2 =76,5 + 0,55 = 77,0 дБА; L2Σ- L1A1=77,0 – 48, 0 = 29,0 дБА; ∆L3 = 0 дБА (см. табл. 3.4); L3Σ= L2Σ+∆L3=77,0+ 0=77,0 дБА, т.е. L3Σ=Lсум=77,0 дБА.

4.4. Полученный эквивалентный уровень звука Lэкв = Lсум = 77,0 дБА сравниваем с ПДУ по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 равным уровню 75 дБА и определяем ΔLA = Lэкв – ПДУ = 77 - 75 = 2 дБА, поэтому класс условий труда по табл. 4составляет – 3.1 (вредный, степени 1).

5.Гигиеническая оценка условий труда по вибрационному фактору.

5.1. Определяем по табл. 1.5.5 поправки ∆Lvi к корректированному уровню на время действия общей вибрации: ∆Lv1 = 12,0 дБА (30 минут), ∆Lv2 = 2,0 (300 минут) и ∆Lv3 =6,0 дБА (120 минут) для расчета эквивалентного уровня Lvэкв по табл. 5 и выполняем расчет эквивалентного корректированного уровня общей вибрации Lvэкв в дБ по методике, аналогичной изложенной в п. 4: L1v1=Lv1-∆Lv1=120-12=108; L1v2=Lv2-∆Lv2=110-2=108 дБ; L1v3=Lv3-∆Lv3=60-  -6=54 дБ. ∆L1v1= L1v1-L1v2=108-108=0; ∆Lv1=3 дБ (см. табл. 3.4); L1v1Σ= L1v1- -∆Lv1=108+3=111 дБ. L1v1Σ-L1v3=111-54=57 дБ; ∆Lv2=0 дБ (см. табл. 3.4); L1v2Σ= =L1v1Σ+∆Lv2=111+0=111 дБ. Полученный эквивалентный корректированный уровень вибрации ∆Lvэкв = L1v2Σ= 111 дБ сравниваем с ПДУv = 110 дБ по СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и определяем ∆Lvэкв = 111 – 110 = 1 дБ, поэтому класс условий труда согласно табл. 4 составляет класс 3.1 (вредный, степени 1).  

 

                                                                                                   Таблица 1.5.5

Поправки на время действия вибрации данного уровня

Продолжитель-ность действия, мин.   480   420   360   300    240    180    120   60   30   15   5
Поправка ∆Lvi, дБ 0 0,6 1,2 2,0 3,0 4,2 6 9 12 15 20

 

5.2. Так как по условию задачи источники локальной вибрации отсутствуют, класс условий труда по табл. 4 – 1-ый.

5.3. Уровни инфра- и ультразвука в кабине данной машины не превышают фоновых значений, поэтому класс условий труда по этим факторам согласно табл. 4 – 1-ый.

6. Определение класса условий труда по показателям микроклимата.

6.1. Работа выполняется в условиях нагревающего микроклимата, поэтому для его оценки следует использовать ТНС – индекс, определяемый по формуле:

 ТНС = 0,7tвл + 0,1tс + 0,2 tш , т.е. ТНС = 0,7∙22 + 0,1∙24 + 0,2∙26 = 23º С.

6.2. По табл. 5 определяем класс условий труда для работ 1б (водитель транспортного средства), равный 2-му (допустимому).

7. Определение класса условий труда по показателям световой среды (см. табл. 8): при исправном состоянии стекол и световых приборов класс условий труда по показателям световой среды равен 2-му (допустимому), при этом коэффициент естественного освещения должен быть ≥ 0,6. Это накладывает ограничение на тонировку боковых окон кабины.

8. Определение класса условий труда по показателям уровней ионизирующих и неионизирующих полей и излучений: так как уровень ионизирующих и неионизирующих полей и излучений находится и пределах естественного

фона, то по табл. 9, 10 и 11 установлен 1-ый (оптимальный) класс

условий труда по этому фактору.

9. Класс условий труда по тяжести трудового процесса (см. табл. 12).

9.1. Физическая динамическая нагрузка: при работе водителя имеет место региональная нагрузка (преимущественно с участием мышц рук и плечевого

пояса) до 2500 кг∙м за смену. Общая нагрузка, связанная с перемещением груза, отсутствует. Поэтому класс условий труда – 1-ый.

9.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную равна нулю, поэтому класс условий труда – 1-ый.

9.3. Стереотипные рабочие движения: так как количество стереотипных рабочих движений при региональной нагрузке – до 10000, а локальная нагрузка отсутствует, класс условий труда – 1-ый.

9.4. Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза отсутствует, поэтому класс условий труда – 1-ый.

9.5. Рабочая поза водителя связана с периодическим, до 25% времени смены, нахождением в неудобной и фиксированной позе, поэтому класс условий труда – 2-ой.

9.6. Наклоны корпуса при работе водителя отсутствуют, поэтому класс условий труда – 1-ый.

9.7. Перемещения в пространстве в течение смены – переходы, обусловленные технологическим процессом, отсутствуют, поэтому класс условий труда – 1-ый.

9.8. Общая оценка тяжести трудового процесса делается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. В нашем случае это показатель рабочей позы, поэтому класс условий труда по тяжести трудового процесса – 2-ой (см. табл. 3.6).

                                                                                                      Таблица 1.5.6

Определение класса условий труда по тяжести трудового процесса

Показатели

Класс условий труда

1 2 3.1 3.2
9.1.Физическая динамическая нагрузка +      
9.2.Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную +      
9.3. Стереотипные рабочие движения +      
9.4. Статическая нагрузка +      
9.5. Рабочая поза   +    
9.6. Наклоны корпуса +      
9.7. Перемещения в пространстве +      
  Количество показателей в каждом классе 6 1 0 0
  Общая оценка тяжести труда   +    

 

10. Определение класса условий труда по напряженности трудового процесса (см. табл. 13).

10.1. Нагрузки интеллектуального характера.

10.1.1. Содержание работы: решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам, поэтому условия труда водителя относятся к классу 3.1.

10.1.2. Восприятие сигналов и их оценка: деятельность водителя связана с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой информации,

поэтому имеем класс 3.1.

10.1.3. Распределение функций по степени сложности задания: обработка, проверка и контроль выполнения задания – это соответствует классу 3.2.

10.1.4. Характер выполняемой работы: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, т.е. класс 3.2.

10.2. Сенсорные нагрузки.

10.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения: у водителя составляет более 75% времени смены, что соответствует классу 3.2.

10.2.2. Плотность сигналов и сообщений за 1 час работы: у водителя составляет в среднем 200 сигналов, что соответствует классу 3.1.

10.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения: составляет у водителя в среднем 9 объектов, что соответствует классу 2.

10.2.4. Размер объектов различения: больше 5 мм 100% смены, что соответствует классу 1.

10.2.5. Работа с оптическими приборами: у водителя отсутствует, что соответствует классу 1.

10.2.6. Наблюдения за экранами видеотерминалов и др.: отсутствует, , что соответствует классу 1.

10.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор: имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м, что соответствует классу 2.

10.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат: суммарное число часов, наговариваемое за неделю до 16, что соответствует классу 1.

10.3. Эмоциональные нагрузки.

10.3.1. Степень ответственности за результаты собственной деятельности, значимость ошибки: для водителя характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей, поэтому условия труда относятся к классу 3.2..

10.3.2. Степень риска для собственной жизни: вероятна, поэтому имеем класс 3.2.

10.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц: возможна, поэтому имеем класс 3.2.

10.3.4. Количество конфликтных производственных ситуаций за смену: конфликтные ситуации почти отсутствуют, поэтому имеем класс 2.

10.4. Монотонность нагрузок.

10.4.1. Число элементов, необходимых для реализации простого задания:

6 элементов, т.е. находим класс 2.

10.4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий: более 100, что соответствует классу 1.

10.4.3. Время активных действий: более 75% продолжительности смены, что соответствует классу 1.

10.4.4. Монотонность производственной обстановки: время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 20% от времени смены, что

соответствует классу 1.

10.5. Режим работы.

10.5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня: 8-9 часов, что соответствует 2-му классу.

10.5.2. Сменность работы: двухсменная работа без ночной смены, что соответствует 2-му классу.

10.5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность: перерывы регламентированы, достаточной продолжительности, что соответствует классу 1.

10.6 Общая оценка напряженности трудового процесса – 3.2 (см. табл. 1.5.7).

                                                                                                     

 

Таблица 3.7

Определение класса условий труда по напряженности трудового процесса

Показатели

Класс условий труда

1 2 3.1 3.2 3.3

10.1.Интеллектуальные нагрузки

10.1.1     +    
10.1.2       +  
10.1.3       +  
10.1.4     +    

10.2.Сенсорные нагрузки

10.2.1       +  
10.2.2     +    
10.2.3   +      
10.2.4 +        
10.2.5 +        
10.2.6 +        
10.2.7   +      
10.2.8 +        

10.3.Эмоциональные нагрузки

10.3.1       +  
10.3.2       +  
10.3.3       +  
10.3.4 +        

10.4.Монотонность нагрузок

10.4.1   +      
10.4.2 +        
10.4.3 +        
10.4.4   +      

10.5.Режим работы

10.5.1   +      
10.5.2 +        
10.5.3 +        
Количество показателей в каждом классе 9 5 3 6 0
Общая оценка       +  

 

11. Итоговая оценка условий труда – 3.2 (см. табл. 1.5.8).

                                                                                                   

   Таблица 1.5.8

Общая гигиеническая оценка условий труда в кабине грузового автомобиля

 

Фактор

Класс условий труда

Оптималь-

ный

Допусти- мый

Вредный

Опас- ный

1

2 3.1 3.2 3.3 3.4 4

1

2

3 4 5 6 6 6

Химический  

 

  +        

Биологический

+

           

АПДФ

 

+          

Шум

 

  +        

Ультразвук

+

           

Инфразвук

+

           

Вибрация общ.

 

  +        
Вибрация лок.

+

 

         

Неиониз.излуч.

+

           

Иониз. излуч.

+

           

Микроклимат

 

+          

Освещение

 

+          

Тяжесть труда

 

+          

1

2

3 4 5 6 7 8

Напряженность

труда

 

    +      

Общая оценка

условий труда

 

    +      
                   

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.