* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.
При оценивании правильности речи при чтении текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).
При оценивании правильности речи при пересказе должно контролироваться соблюдение учащимися грамматических (Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм.
Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1
и 2) – 10.
Анализ результатов апробаций показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся, некоторые отказывались от выполнения этого задания.
К типичным ошибкам учащихся при выполнении этого задания можно отнести:
· неоправданно длинные паузы в речи;
· искажения в произношении имён собственных и терминов;
· фактические ошибки при пересказе;
· сжатый пересказ вместо подробного;
· пропуски важных микротем текста;
· неумение логично включать высказывание в пересказ;
· неумение использовать способы цитирования в речи.
Анализ устных ответов показывает, что девятиклассники, передавая содержание текста, часто искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными. Встречаются также пропуски микротемы. Это говорит о том, что обучающимися недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Именно поэтому сокращения, которые участники собеседования производят в исходном тексте, часто имеют случайный, субъективный характер.
Можно предположить, что подобные ошибки в речи учащихся объясняются недостаточно целенаправленной работой учителей по формированию представления о том, что пересказ – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, его композиционно-логическую структуру.
Большое значение также имеет формирование умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения опорные слова, анализировать их структурно-смысловые связи. Следует отрабатывать у обучающихся умение членить текст на смысловые части, т.е. определять не только его главную тему, но и микротемы. Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной[1], и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать её.
Типичной ошибкой явилось неумение использовать способы цитирования (прямую и косвенную речь, вводные слова) при включении высказывания. Высказывание зачитывалось, но не включалось на грамматическом уровне в текст, что нарушало логику изложения информации.
Правильность речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) оценивалась интегрально. Типичные ошибки при чтении текста проанализированы выше.
При пересказе в речи участников собеседования были зафиксированы орфоэпические и грамматические ошибки, допущенные при чтении текста вслух. К ним добавились грамматические ошибки, связанные с неумением в спонтанной устной речи грамотно строить словосочетания и предложения. К типичным ошибкам можно отнести нарушения в построении сложного предложения и предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом и без предлога.
К примеру: «на финансовый университет», «картины наполнены чувству», «преодолев большое расстояние, её встретил…», «для этого чтобы». В целом только 50% участников апробации сумели выполнить задания 1 и 2 без грамматических ошибок.
К типичным речевым ошибкам стоит отнести неправильный выбор лексической единицы из-за незнания лексического значения слова (употребление «тщательно» вместо «тщетно»), неправильную лексическую сочетаемость («было поручено звание» вместо «присвоено звание»), лексическую недостаточность («она пробиралась» куда?) и многочисленные примеры тавтологии.
При пересказе девятиклассники используют однотипные синтаксические конструкции. Например, пересказывая текст о Ж. Алфёрове, обучающийся выстроил своё высказывание как набор повторяющихся синтаксических конструкций: «Также он был… Также он был… Также он был…» И это является типичной ошибкой многих участников апробации. В целом процент участников апробации, которые не допустили речевых ошибок, достаточно высок (80%).
К типичным орфоэпическим ошибкам, допущенным при пересказе, следует отнести неоправданно длинные паузы как между предложениями, так и внутри одного предложения, что свидетельствует о несформированности беглой спонтанной устной речи у девятиклассников. Многие ошибки при пересказе вызваны неумением продумать развитие собственной мысли.
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание
Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обращают внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьёзные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподавателями, лекторами, журналистами, политиками
и т.д. Но даже представители названных социальных групп и профессий, для которых монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации. Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с её повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию её спонтанности, естественности и усилить выразительность.
Во время беседы учащемуся предлагается три темы, из которых он может выбрать одну и построить своё высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но тем не менее содержание наводящих вопросов предписывает строить текст по определенной типологической модели.
В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение – наиболее сложным. При анализе результатов итогового собеседования возникает искушение присвоить выбору учащегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше, –
о цели. Учащийся выбирает не тип речи, а коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов.
Конечно, повествование, целостность которому придает событие, проще строится, потому что его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.
Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но вместе с тем там нет и того жесткого требования полноты, которую задает повествованию событийность.
Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Однако рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание.
Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные
в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.
Часть 2
3 |
Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. | Праздник (на основе описания фотографии). | |
Тема 2. | Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). | |
Тема 3. | Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) | |
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. |
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.
Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание
Таблица 6
Критерии оценивания монологического | Баллы | ||
М1 |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.