Изучив материалы этой главы, студент должен:00000000000000000000 00000знать: сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга опасностей (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда), современные действующие системы мониторинга;0000 00000уметь определять необходимые системы мониторинга в рамках определенных ситуаций.
Системы мониторинга
Система наблюдения и оценки состояния опасностей, их влияния на человека и природу весьма многообразна. Она включает:0000000000000000000000000 000001) объектовый и аэрокосмический мониторинг источников опасностей; контроль безопасности оборудования и продукции, неразрушающий технический0контроль,0аттестацию0рабочих мест;00000000000000000000000 000002) мониторинг здоровья работающих и населения (оценка воздействия на человека опасных факторов техносферы, таких как вибрация, шум, ЭМП и0ЭМИ,0радиация0и0др.);0000000000000000000000000000000000000000000000003) мониторинг окружающей среды (глобальный, государственный, региональный, локальный, фоновый).0000000000000000000000000000000000 00000Мониторинг источника опасностей. Организация мониторинга источников (МИ) загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии окружающей среды, а также для обеспечения технологической и экологической безопасности на самих контролируемых объектах. По данным МИ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения.000000000 00000В ГОСТ Р 14.13-2007 особо отмечается, что проведение хозяйствующим субъектом производственного экологического контроля является основой обеспечения экологической безопасности и общим условием комплексного природопользования, несоблюдение которого влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Указанный контроль должен проводиться самостоятельно субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При необходимости могут быть привлечены организации, имеющие право проводить экологический контроль. В обоих случаях производственный экологический контроль осуществляется хозяйствующим субъектом за счет собственных средств и иных источников финансирования.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000Субъекты в целях организации и осуществления производственного экологического контроля должны разработать, согласовать со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и утвердить в установленном порядке инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды. Руководитель объекта хозяйственной деятельности должен назначить должностное лицо, ответственное за проведение производственного экологического контроля, а при необходимости создать подразделение, которое будет проводить производственный экологический контроль. Отсутствие у хозяйствующего субъекта подразделения, соответствующего указанным целям, не освобождает его от обязанности проведения производственного экологического контроля.00000000000000000 00000Мониторинг выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02-78. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, нагревательных и электротермических печей, кузнечнопрессовых и термических цехов, шихтовых дворов, участков очистки и обрубки отливок, участков приготовления формовочных и стержневых смесей, цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов, отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий и др.00000000000000000000 00000Организация МИ наиболее наглядно может быть показана на примерах опасных производственных объектов (ОПО).0000000000000000000000000000 00000Категория опасности предприятия (КОП) имеет первостепенное значение для организации мониторинга источников загрязнения и во многом определяет его задачи.0000000000000000000000000000000000000000000000 00000Рекомендации по делению промышленных предприятий на категории опасности в зависимости от масс и видового состава выбрасываемых загрязняющих веществ предписывают оценивать КОП.0000000000000000000 00000При отсутствии официально принятой среднесуточной ПДК для расчетов берут максимально разовую ПДК или соответствующий ориентировочный безопасный уровень вредности (ОБУВ), или уменьшенные в 10 раз ПДК воздуха рабочей зоны.000000000000000000000000000000000000 00000Категория опасности предприятия оценивается суммой категорий опасности загрязняющих веществ. Предприятия при этом делятся на четыре категории опасности:00000000000000000000000000000000000000000000000 000001) особо опасные (1-я категория) – при КОП > 1 000 000;0000000000000 000002)0опасные0(2-я0категория)0–0при0КОП0от01090009до0100000000; 000003) малоопасные (3-я категория) – при КОП от 1000 до 10 000;000000000 000004)0практически0безопасные0(4-я0категория)0–0при0КОП0<01000. 000 00000Предприятия 1-й категории опасности относительно малочисленны. Но они имеют высокие значения массы выбросов и (или) выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности. К ним в первую очередь относят объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением АХОВ, высокотоксичных промышленных отходов и отравляющих веществ. 00000Для повышения надежности система мониторинга ОПО обычно дублируется на две подсистемы:00000000000000000000000000000000000000 000001)0автоматических приборов контроля загрязняющих веществ;00000 000002)0пробоотбора и лабораторного анализа проб, взятых вблизи источника загрязнения. 00000Обе подсистемы работают во взаимодействии, дополняя друг друга и увеличивая эффективность и надежность всей системы в целом.00000000000 00000Характерной особенностью мониторинга источников загрязнения на особо опасном объекте является сочетание двух одновременно решаемых задач: обеспечение безопасности персонала и окружающей среды.0000000000 00000На рис. 4.1 приведена схема мониторинга ОПО по уничтожению отравляющего вещества. Капсула с ОВ окружается герметичным или полугерметичным вентилируемым и контролируемым защитным боксом, находящимся в также полугерметичном вентилируемом и контролируемом рабочем помещении, расположенном на охраняемой и контролируемой рабочей территории (промплощадке), вокруг которой создается контролируемая санитарно-защитная зона (СЗЗ).
Рис. 4.1. Схема ОПО по уничтожению ОВ: ДСЗ – датчик санитарно-защитной зоны; ДПП – датчик промплощадки; ДРП – датчик рабочих помещений; ДРБ – датчик рабочих блоков; ДТК – датчик технологических капсул
00000Мониторинг источников имеет широкое распространение, поскольку Ростехнадзором России в Едином государственном реестре ОПО зарегистрировано свыше 233 000 опасных производственных объектов, 29 000 гидротехнических сооружений, 40 000 – АЗС, в том числе около 8000 взрывоопасных и пожароопасных объектов, 150 000 км магистральных газопроводов, 62 000 км нефтепроводов, 25 000 км продуктопроводов, 30 000 водохранилищ, несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов, 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. м3.000000000000 00000В отдельных случаях мониторинг источников проводят с применением аэрокосмической техники и методов неразрушающего контроля технических систем. 00000Аэрокосмический мониторинг. Для мониторинга протяженных объектов (так называемых линейных объектов, у которых размеры по одной координате значительно больше, чем по другой, – трасс железных и шоссейных дорог, нефте-, газопроводов) и объектов, занимающих большие площади, применение методов наземного мониторинга требует слишком большого числа участников и аппаратуры, что усложняет систему временной синхронизации измерений и требует больших материальных затрат. Поэтому для проведения мониторинга таких объектов используют систему комплексов дистанционного зондирования. К ним относятся:0000000000000 000001) искусственные спутники Земли (ИСЗ);000000000000000000000000 000002) высотные самолеты-лаборатории (высоты полетов Н > 1 – 2 км);000 000003) низколетающие самолеты-лаборатории (Н > 50 – 100 м);000000000000 000004) вертолетные лаборатории.0000000000000000000000000000000000000 00000Для исследования состояния природных ресурсов и решения экологических задач в России и за рубежом используется большое число различных типов самолетов-лабораторий и ИСЗ.000000000000000000000000 00000Использование ИСЗ, летающих на высотах 300 – 600 км, для экологического контроля имеет определенные ограничения из-за наличия облачности над снимаемым районом и узкой полосы съемки с высоким разрешением относительно межвиткового расстояния. Для большинства ИСЗ проход над одним и тем же районом происходит обычно с двухнедельным периодом, в течение которого могут существенно измениться состояние облачности и наземная ситуация (например, в случае наводнения). Поэтому при проведении дистанционного мониторинга следует опираться на аэромониторинг и привлекать материалы космической съемки, когда она позволяет дополнительно получить необходимую информацию.00 00000Самолетные средства дистанционного зондирования более мобильны по сравнению с ИСЗ. Они также дают больший объем информации и в целом ряде случаев позволяют получить данные с высоким пространственным разрешением. Следует сказать, что аппаратура дистанционного зондирования предназначена в основном для картирования характеристик подстилающей поверхности и редко используется для так называемых трассовых измерений, которые дают информацию о поверхности только по одной координате – вдоль линии полета и в фиксированной полосе сбора информации по другой координате.000000000000000000000000000000000000 00000По разрешающей способности съемки с ИСЗ приближаются к съемкам с борта высотных самолетов-лабораторий: черно-белые снимки высокого разрешения (2 м) в полосе 18 км, а с разрешением 3 – 5 м – в полосе 37,5 км (ИЗС серии «Космос»).000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Съемки с вертолетов также имеют свои ограничения из-за сильных колебаний, что не позволяет проводить качественную фотосъемку. Вертолеты используются обычно для проведения телевизионной съемки. Таким образом, дистанционная съемка с борта самолетов-лабораторий является в большинстве случаев основным вариантом для целей мониторинга. Высотная аэрокосмическая съемка позволяет определить и картировать следующие явления: 000001) загрязнение нефтепродуктами и некоторыми цветоконтрастными веществами (торф, взвеси почвы и грунта, буро вые растворы для нефте- и газодобычи и др.) водных акваторий;00000000000000000000000000000000000 000002) разлив нефти по поверхности;000000000000000000000000000000000 000003)0заболевания деревьев в лесах;000000000000000000000000000000000 000004) территории лесных пожаров с выделением выгоревших зон и зон горения; 000005) затопления и подтопления.00000000000000000000000000000000000 00000Линейные объекты – трассы железных и шоссейных дорог, трассы нефте-, газо- и других продуктопроводов, каналы, ЛЭП требуют систематического наблюдения и контроля для обеспечения их безопасной эксплуатации. Так, например, для контроля трасс нефте- и газопроводов и дорог с целью определения их безопасности и экологических характеристик контроль следует проводить два-три раза в год, в период наиболее сильных деформаций грунта во время весеннего и осеннего оттаивания и замерзания, а также летнего паводка.000000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Неразрушающий контроль. Для наблюдения за состоянием сложных и энергоемких технических систем (элементы конструкции атомных реакторов, подземные нефте- и газопроводы и т.п.) активно разрабатываются и применяются средства неразрушающей диагностики. Основное преимущество такого метода контроля состоит в возможности выявления дефектов конструкций непосредственно в процессе их эксплуатации и при профилактических осмотрах. Средства и методы неразрушающего контроля весьма эффективны и экономически целесообразны.000000000000000000000 00000Контроль безопасности оборудования и продукции. Для исключения эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, производится соответствующая проверка оборудования как перед его первичным задействованием, так и в процессе эксплуатации. Применительно к оборудованию повышенной опасности проводятся специальные освидетельствования и испытания.000000000000000000000000 00000При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Она проводится отделом главного механика с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать. В случае энергетических систем в проверке участвуют также главный энергетик и энергетик указанного выше подразделения. В случае если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя. 00000Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние всего парка станков, машин и агрегатов цеха. Особое внимание уделяется компрессорным устройствам, грузоподъемному оборудованию, лифтам, газопроводам и т.п.0 00000При постановке новой продукции на производство устанавливают режим, позволяющий обеспечить выполнение всех действующих требований безопасности и экологичности.000000000000000000000000000000000000000000 00000Проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации. 00000Опытные образцы (опытную партию) или единичную продукцию (головной образец) подвергают приемочным испытаниям в соответствии с действующими стандартами или типовыми программами и методиками испытаний, относящимся к данному виду продукции. При их отсутствии или недостаточной полноте испытания проводят по программе и методике, подготовленным разработчиком и согласованным с заказчиком или одобренным приемочной комиссией. В приемочных испытаниях вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих испытаниях.0000000000000 00000Оценку выполненной разработки и принятие решения о производстве и (или) применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осуществляющие надзор за безопасностью техники, охраной здоровья и природы.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Контроль безопасности рабочих мест. Одним из методов обеспечения безопасности труда и контроля его условий на промышленном предприятии является специальная оценка условий труда на рабочих местах (СОУТ). рабо чих мест по условиям труда. СОУТ проводится в соответствии с федеральным законом России от 30 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
При СОУТ наряду с оценкой технического уровня оснащения рабочих мест и их организации проводится анализ уровня вредностей на соответствие требованиям безопасности проводимых технологических процессов, используемого оборудования и средств защиты.0000000000000000000000000 00000Результаты обследования условий труда оформляются актами и протоколами. СОУТ проводится специально созданной комиссией, которая оформляет результаты своей работы общим протоколом специальной оценки рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы СОУТ и план мероприятий по улучшению условий труда.000000 00000Итоги СОУТ используются для ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления гарантий компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для проведения оздоровительных0мероприятий.00000000000000000000000000000000000000 00000В мировой практике для оценки безопасности труда на промышленных объектах ведут учет соотношений инциден тов различной степени серьезности, направленный на выявление связей между крупными и мелкими происшествиями и другим опасными событиями. В итоге были сделаны следующие важные выводы:000000000000000000000000000000000000000000000 000001) в каждом исследовании прослеживается связь между разными типами событий, менее тяжелые происшествия регистрировались гораздо чаще, чем более тяжелые;00000000000000000000000000000000000000000000 000002) каждый раз была опасность того, что «происшествия без травм» и «опасные0ситуации»0могли0перерасти0в0более0серьезные.00000000000000 00000Получено следующее соотношение: на одно тяжелое происшествие (с потерей трудоспособности) приходятся 10 происшествий с легкими последствиями (любая травма, не приводящая к потере трудоспособности), 30 случаев нанесения материального ущерба (все типы), 600 происшествий без видимых травм и материального ущерба, т.е. соотношение001: 10 : 30 : 600. 00000Таким образом, предотвращение самых легких происшествий косвенным образом влияет и на количество происшествий с тяжелыми последствиями. Более того, в последнее время в мировой практике принято учитывать и оценивать опасность возникновения аварийной ситуации и регистрировать происшествия, которые произошли, но не привели к аварии, инциденту или несчастному случаю. Регистрация и анализ происшествий, которые в реальности не привели к более тяжелым последствиям, служат основой для снижения аварийности и травматизма.0000000000000000000000 00000Мониторинг здоровья работающих и населения. Мониторинг здоровья проводится путем анализа заболеваемости населения различных групп и возрастов в сопоставлении с уровнем загрязнения среды обитания с учетом негативного влияния объектов экономики. По этим данным определяется роль загрязнений окружающей среды и факторов производственной среды в ухудшении здоровья населения и снижении его продолжительности жизни. Материалы мониторинга здоровья населения входят отдельными разделами в годовые отчеты Минздравсоцразвития России и Минприроды России.00000Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах. 00000Картографическое описание патологии человека в регионах – одна из важнейших задач медицины в ближайшем будущем. Данные о характере заболеваний населения будут одним из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.
Для достоверной оценки показателей негативности техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующаяся на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активном выявлении заболеваний. Для иллюстрации сказанного достаточно сопоставить следующие цифры: у нас в стране ежегодно диагностируется около 9000 случаев профессиональных заболеваний, а в США – более 450 000.000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Эти данные свидетельствуют о низком уровне профилактических осмотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических осмотров городского населения, то на сегодня они практически отсутствуют. Возможно, ситуацию несколько улучшат создаваемые с 2009 г. по всей России Центры здоровья, где любой гражданин может пройти полноценное обследование и получить рекомендации врачей по здоровому образу жизни. К настоящему моменту открыто более 500 таких центров.0000000000000000000000000000000000000 00000При проведении мониторинга здоровья населения используется диагностика снижения функций человека под влиянием отдельных опасностей. 0000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Так, например, оценка состояния слуховой функции базируется на количественном определении потерь слуха и производится по показателям аудиометрического исследования. Основным методом исследования слуха является тональная аудиометрия. При оценке слуховой функции определяющими приняты средние показатели порогов слуха в области восприятия речевых частот (500, 1000, 2000 Гц), а также потеря слухового восприятия в области 4000 Гц (рис. 4.2). Критерием профессионального снижения слуха принят показатель средней арифметической величины снижения слуха в речевом диапазоне, равный 11 дБ и более. Измеряя снижение чувствительности рук к механическим колебаниям, можно определить степень опасности воздействия локальных вибраций. Для оценки влияния вибраций обычно применяют датчики виброускорений – акселерометры, установленные на виброактивных поверхностях (рукоятки ручных машин, сиденья водителей средств транспорта и т.п.).0000000000000 00000С 1 июня 2008 г. введен в действие ГОСТ 31192.1-2004. Стандарт устанавливает общие требования по измерению и представлению результатов измерений локальной вибрации в трех направлениях. Получаемые оценки могут быть использованы для предсказания негативных эффектов воздействия локальной вибрации в диапазоне частот 5,6 – 1400 Гц. Расположение ладоней кистей рук на вибрирующих поверхностях показано на0рис.04.3.000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Негативное влияние трудовой деятельности административно-управленческого аппарата оценивается по напряженности его. Определение категории напряженности труда производится после расчета суммарного показателя по всем критериям. 00ории - напряженный труд и 22 балла и выше - к третьей категории - очень напряженный труд.
Рис. 4.2. Аудиограммы, отражающие различные степени потери слуха, вызванной шумом: А – нормальный хороший слух; Б и В – ранние этапы ослабления слуха от воздействия шума; Г – значительные изменения слуха; Д – потеря слуха, вызванная длительным воздействием шума
Рис. 4.3. Схемы расположения ладоней: а – положение «сжатая ладонь» (кисть обхватывает цилиндрическую рукоятку); б – положение «плоская ладонь» (кисть нажимает на сферическую поверхность)
Значительные профессиональные нагрузки работников аппарата приводят к повышению рабочего напряжения и утомлению, критериями которых являются качественные и количественные сдвиги в состоянии функциональных систем организма.000000000000000000000000000000000000 00000Количественные критерии, характеризующие высокую степень риска:0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000001) сердечный ритм – 100 уд./ мин;000000000000000000000000000000000 000002) артериальное давление: систолическое – 160 мм рт. ст.; диастолическое 105 мм рт. ст.00000000000000000000000000000000000000000 000003) Физиологическими критериями утомления наряду с ощущением усталости и снижением работоспособности являются: уменьшение функциональной активности физиологических систем к концу рабочего дня и недели, увеличение периода рефлекторных реакций, нарушение реакции на звук и свет, ухудшение функции внимания, памяти, нарушение мозгового кровообращения0и0др.000000000000000000000000000000000000000000000000000Мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружающей среды –это система регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию изменений в ее состоянии.00 00000Основные задачи мониторинга можно определить как:00000000000000 000001) систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;000000000000000000 000002) оценка фактического состояния природной среды;0000000000000000 000003) прогноз состояния окружающей среды.0000000000000000000000000
Глобальный мониторинг. В 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить постоянные наблюдения и контроль. В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти основные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973 – 1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). При создании ГСМОС было рекомендовано опираться на существующие национальные системы.000000000000000000000 00000На совещании в Найроби (1974 г.) определены следующие задачи ГСМОС: 000001) организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью0человека;00000000000000000000000000000000000000000000000000000002) оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 000003) оценка количества и распределения загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;00000000000000000000000000000000000000000000 000004) оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;
000005)оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды; 000006) оценка загрязнения океана и его влияния на морские экосистемы;00 000007) создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
При этом были определены конечные цели ГСМОС: 000000000000000 00001) установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределения в пространстве и времени;00000000000000000000000000000 000002) знание скоростей и величин потоков выбрасываемых
загрязнителей и вредных продуктов их превращений;00000000000000000000 000093) обеспечение сравнения методик пробоотбора и анализов, принятых в различных странах, обмен опытом организации мониторинга;0000000000000 000004) обеспечение информацией о загрязнителях в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.000000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Приняты следующие перечни приоритетных загрязни телей, подлежащих определению:00000000000000000000000000000000000000000000 000001) в воздухе – взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды; 000002) в атмосферных осадках – свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы0калия,0натрия,0магния0и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы);0000000000000000000000000000000000000000000000 000003)в пресных водах, в донных отложениях и почве – свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бенз(а)пирен ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);000000000000000000000000000000000000000000000 000004) в биоте – свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды.00000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Государственный мониторинг окружающей среды (далее – экологический мониторинг, ЭМ) проводится в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177. 00000ЭМ включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, озеро Байкал, территориальные моря). Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений компонент окружающей среды в регионах и городах различными ингредиентами, а также фоновые загрязнения0атмосферного0воздуха,0водных0объектов,0почвы.0000000000000000Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основном за счет распространения загрязняющих веществ в атмосфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в процессе дальнего переноса претерпевают физико-химические изменения, осаждаются на земную поверхность и включаются в природные процессы миграции. В районах, удаленных от мест интенсивной деятельности, происходит накопление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг проводится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изменений биосферы на фоновом уровне загрязнения.0000000000 00000ЭМ осуществляют в пределах своей компетенции Минприроды России, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды России координирует деятельность федеральных органов по организации и осуществлению ЭМ.000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей0среды9ведет0следующие0работы. 000001. Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации на 623 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют концентрации от 5 до 25 веществ.0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 000002. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.000000000000000000000000000000000000000000000000000 000003. Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.000000000000000000000000000000 000004. Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.000000000000000000 000005. Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пестицидов 21 наименования выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышленного происхождения проводился на территории 41 города. Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах.000000000000000 000006. Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.0000000000 000007. Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы. 000008. Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории Российской Федерации, на ее основании проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных факторов. На территории России находятся пять станций комплексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.0000000000000000000000000000000000 000009. Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб проводится в специальных радиометрических лабораториях.00000000000000000000000000 00000Региональный мониторинг. На территории больших городов крупных государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п., организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государственного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга – получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государственного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона. 00000Локальный мониторинг. При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приоритетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источников загрязнения или от создаваемых производств.00000000000000000000000 00000По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия временные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность. 00000Контроль уровней энергетических воздействий (вибраций, акустических воздействий, ЭМП и ЭМИ, радиоактивных излучений и т.п.) в жилых помещениях, на открытой территории проводится с помощью инструментальных измерений по утвержденным методикам.00000000000000 00000Органами муниципального уровня при проведении измерений параметров ЭМП в помещениях жилых и общественных зданий (внешнее излучение, включая вторичное) измерения проводятся в центре помещений, у окон, у батарей отопления и других коммуникаций, а также, при необходимости, в других точках. Измерения внешнего излучения при отсутствии кондиционирования воздуха проводятся при открытой форточке, фрамуге или узкой створке окна.000000000000000000000000000000000000000000000 00000На открытой территории измерения проводятся на высоте 2 м от поверхности земли, далее на высотах 3, 6, 9 м и т.д. в зависимости от этажности застройки. Измерения в каждой точке проводятся на высоте 0,5, 1,0 и 1,7 м от опорной поверхности. Определяющим в данной точке является максимальное измеренное значение интенсивности ЭМП.00000000 00000Измерения интенсивности ЭМП от антенн с вращающейся или сканирующей диаграммой направленности должны проводиться при неподвижной диаграмме направленности при всех возможных углах наклона антенны. 00000Измерения интенсивности ЭМП должны проводиться не реже одного раза в год в порядке текущего контроля; а также при внесении в условия и режимы работы источников ЭМП изменений, влияющих на уровни излучения (замена генераторных и излучающих элементов, изменение технологического процесса, изменение экранировки и средств защиты, увеличение мощности, изменение расположения элементов и т.д.); после ремонта источников ЭМП.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 249.