Сбор радиоактивных отходов должен производиться в специальные сборники непосредственно в местах их образования отдельно от обычных отходов с учетом: категории отходов; агрегатного состояния (твердые, жидкие); физических и химических характеристик; природы (органические и неорганические); периода полураспада радионуклидов, находящихся в отходах (менее 15 суток, более 15 суток); взрыво- и огнеопасности; принятых методов0переработки0отходов.00000000000000000000000000000000000000000000Для первичного сбора твердых радиоактивных отходов могут быть использованы пластикатовые или бумажные мешки, которые затем загружаются в сборники-контейнеры. Для временного хранения и выдержки сборников с радиоактивными отходами, создающими у поверхности дозу гамма-излучения более 2 мГр/ч, должны наличествовать специальные защитные колодцы или ниши. Извлечение сборников отходов из колодцев и ниш необходимо производить с помощью специальных устройств, исключающих переоблучение обслуживающего персонала.0000000000000000 00000Жидкие радиоактивные отходы должны собираться в специальные емкости. Их следует, по возможности, концентрировать и отверждать там, где они образуются или в специализированной организации по обращению с радиоактивными отходами, после чего направлять на захоронение. 00000Запрещается сброс жидких радиоактивных отходов в хозяйственно-бытовую и ливневую канализацию, водоемы, поглощающие ямы, колодцы, скважины, на поля орошения, поля фильтрации, в системы подземного0орошения0и0на0поверхность0земли. 000000000000000 0000 Временное хранение радиоактивных отходов различных категорий должно осуществляться в отдельном помещении либо на специально выделенном участке, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям. Хранение радиоактивных отходов следует осуществлять0в0специальных0контейнерах. 00000Радиоактивные отходы, содержащие радионуклиды с периодом полураспада менее 15 суток, собираются отдельно от других радиоактивных отходов и выдерживаются в местах временного хранения для снижения активности до уровней, не превышающих допустимых значений. После такой выдержки твердые отходы удаляются как обычные промышленные отходы, а жидкие отходы могут использоваться в системе оборотного хозяйственно-технического водоснабжения или сливаться в хозяйственно-бытовую0канализацию. 00000 0000 00000Самовоспламеняющиеся и взрывоопасные радиоактивные отходы должны быть переведены в неопасное состояние до отправки на захоронение, при этом должны быть предусмотрены меры радиационной и пожарной безопасности. Передача радиоактивных отходов из организации на переработку или захоронение должна производиться в специальных контейнерах. Уровни радиоактивного загрязнения на поверхностях упаковки (контейнера) не должны превышать значений, приведенных в табл. 3.11. 00000Эффективная доза облучения населения, обусловленная радиоактивными отходами, включая этапы хранения и захоронения, не должна0превышать0100мкЗв/год. 00000Защита от чрезвычайных техногенных опасностей. При чрезвычайных ситуациях на первое место выходят задачи защиты населения и территорий от чрезвычайно высоких уровней потоков негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших и восстановление повседневной жизнедеятельности.0000000000000000000000 00000К чрезвычайным техногенным и стихийным опасностям регионального масштаба относят:00000000000000000000000000000000000000000000000000 000001)0аварии на радиоактивно-опасных объектах с выбросом радиоактив-тивных0веществ;000000000000000000000000000000000000000000000 000002)0взрывы и пожары;
3) аварии на химически опасных объектах;
4) аварии в топливно-энергетических системах;
5) аварии на очистных сооружениях;
6) аварии в системах ЖКХ;
7) обрушение зданий и сооружений; 00000000000000000000000000007) 000008) гидродинамические аварии;00000000000000000000000000000000000 000009) крупные транспортные аварии;00000000000000000000000000000000 0000010) стихийные природные явления.
999999999999999999999999999999999999999999999 Таблица 3.1100000 000000Допустимые уровни радиоактивного загрязнения поверхности 000000000 контейнеров и транспортных средств, частиц/см2 в мин
Особенности загрязнения окружающей среды при авариях на радиационно-опасных объектах. Ввиду того, что аварийные ситуации являются максимально опасными на АЭС, рассмотрим особенности загрязнений местности в случае аварий на объектах с ядерными компонентами на примере атомных станций.9999999999999999999999999999 99999Выбросы и истечения радиоактивных веществ из реактора характеризуются следующими основными поражающими факторами:000000 000001) газо-аэрозольная смесь радионуклидов распространяется в виде облака на сотни километров и испускает мощный поток ионизирующих излучений; 000002) радиоактивное загрязнение местности имеет длительный характер в результате разброса высокоактивных осколков ядерного топлива на территории АЭС и осаждения радиоактивных частиц из газо-аэрозольного облака. 00000 При авариях на АЭС радиоактивное загрязнение имеет следующие особенности: 000001) радиоактивное загрязнение местности и атмосферы имеет сложную зависимость от исходных параметров (типа и мощности реактора, времени его работы, характера аварии и т.д.) и метеоусловий, вследствие чего прогнозирование его возможных масштабов весьма затруднительно и носит
ориентировочный характер;000000000000000000000000000000000000000000 000002) смесь выбрасываемых из реактора радиоактивных веществ обогащена долгоживущими радионуклидами (плутоний-239, стронций-90, цезий-137 и др.), причем относительный вклад в общую активность излучающих изотопов с течением времени будет увеличиваться. В результате большие площади на длительное время окажутся загрязненными0опасными00радионуклидами,00которые00в00последующем могут0быть0вовлечены0в0миграционные0процессы0на0местности;00000000000003) малые размеры радиоактивных частиц (средний размер около 2 мкм) способствуют их глубокому проникновению в микротрещины и краску, что затрудняет9проведение работ по дезактивации;00000000000000000000000000 000004) пылеобразование приводит к поступлению в организм через органы дыхания мелкодисперсных продуктов деления;00000000000000000000000 000005) осаждение высокоактивных осколков конструкций реактора и графита происходит как на территории АЭС, так и в виде пятен по следу облака; 000006) стационарный характер источника загрязнения, продолжительность выбросов во времени на небольшую высоту (до 1,5 – 2 км) и частые изменения00метеоусловий00приводят к азимутальной неравномерности загрязнения местности, изменению уровней радиации в отдельных районах во времени и образованию радиоактивных зон загрязнения в виде
пятен. 00000Особенности загрязнения окружающей среды при авариях на химически опасных объектах. Основными особенностями химических аварий является их непредсказуемость и внезапность, быстрое формирование облака АХОВ, распространяющегося на окружающую территорию, недостаточная контролируемость или полная неконтролируемость возникающих и протекающих при аварии процессов и сложностью обстановки, в которой должны проводиться аварий но-спасательные и другие неотложные работ (АС и ДНР). Кроме того, в зависимости от типа АХОВ загрязненный воздух или проникает в подвальные и другие заглубленные помещения и первые этажи зданий, или поднимается в верхние этажи зданий и верхние слои атмосферы. В связи с этим могут пострадать не только персонал аварийного объекта, но и население, проживающее по соседству с ним, а также окружающая природная среда. С другой стороны, поведение АХОВ при авариях во многом зависит от способа их хранения или транспортирования.0 00000На ХОО обычно сосредоточено и значительное количество различных легковоспламеняющихся химически неопасных веществ. Кроме того, многие АХОВ сами относятся к легковоспламеняющимся веществам (аммиак, окись этилена, синильная кислота, окись углерода и др.), некоторые из них взрывоопасны (гидразин, окислы азота и др.), а некоторые, хотя и негорючи, но представляют значительную опасность в пожарном отношении (хлор, фосген, двуокись серы и др.). Эти обстоятельства следуют учитывать при возникновении аварий и пожаров на предприятиях. Более того, сам пожар может способствовать выделению различных ядовитых веществ. Например, горение полиуретана и других пластмасс приводит к выделению синильной кислоты, фосгена, окиси углерода, различных изоционатов, иногда диоксина и др. в опасных концентрациях, особенно в закрытых помещениях.0000000000 0 00000Таким образом, объекты с химически опасными компонентами могут быть источниками залповых выбросов АХОВ в атмосферу, сброса АХОВ в водоемы; «химического» пожара с поступлением токсических веществ в окружающую среду; разрушительных взрывов; химического заражения объектов и местности в районе аварии и на следе распространения облака АХОВ; обширных зон задымления в сочетании с токсичными продуктами.00 00000Последствия химических аварий представляют собой совокупность результатов поражающего воздействия АХОВ и других сопутствующих поражающих факторов на объекты, население и окружающую природную среду. В результате химической аварии образуется зона химического заражения. Это территория, в пределах которой распространены или привнесены химически опасные вещества в концентрациях или количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени. Размеры этой зоны зависят от типа АХОВ, их выброшенного количества, метеоусловий и топографической особенности местности. Внешние границы зоны химического заражения обычно соответствуют пороговому значению токсодозы при ингаляционном воздействии на человека.00000000000000000000000000000000000000000000 00000Организация защиты от ЧС. По тяжести последствий и масштабу распространения ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.0000000000 00000К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия, жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы территории производственного объекта или объекта социального назначения. 00000Объектовые ЧС ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).000000000000000000000 00000К местной ЧС относятся ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняется их силами, средствами и другими ресурсами.00000 00000К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5000, по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.00000К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов.0000000000000000000000000000000 00000К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы.000 00000К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.0000000000000000000000000000000000 00000Постановлением Правительства РФ в 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС, которая в 1995 г была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Сегодня деятельность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС регламентируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794. 00000В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов ее функционирования. 00000При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности. 0000000000 000000Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:000000000 00000–0режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;999999999999999999999999999999999999999999999 99999–0режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.000000000000000000000000000000000000000000000 00000 Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:000000000000000000000000000000000000 000001) в режиме повседневной деятельности: изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; 000002) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;000000000000000000000000000 000003) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.00000000000000000000000000000000000000000000 00000Большинство ЧС характеризуется внезапностью возникновения и скоротечностью развития, а, следовательно, и крайне ограниченным временем на организацию и проведение мероприятий по защите. С целью максимального снижения людских и материальных потерь в любых условиях обстановки, на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - объект) независимо от их организационно-правовой формы, заблаговременно разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. План действий определяет: объем, сроки, организацию и порядок выполнения мероприятий по предупреждению ЧС или снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, выполнение неотложных мероприятий по защите работников, населения, сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также организацию и ведение АС и ДНР. План включает два раздела: 000001) краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. Первый раздел обычно разделяют на два подраздела:0000000000000000000000000000000000 000001.1) перечень потенциальных опасностей на территории объекта и прилегающей к нему местности. В этом подразделе указываются: краткая характеристика объекта; предприятия, на которых возможны крупные аварии, производственные катастрофы, создающие опасность для нашего объекта; железнодорожные узлы, станции, где грузятся и через которые транзитом следуют вагоны с ХОВ и другими опасными грузами; территория, неблагополучная в эпидемиологическом, эпизоотическом отношении; численность0работников, попадающих в зоны поражения и ориентировочные потери; возможный ущерб промышленного и сельскохозяйственного производства; 000001.2) перечень мероприятий, осуществляемых на объекте по предупреждению и снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий и их ориентировочный объем. Здесь указываются: мероприятия сил объектового звена и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий
крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных0ценностей,0а0также0проведению АС и ДНР;0000000000000 000002)0выполнение мероприятий при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Второй раздел условно можно разделить на шесть подразделов:000000000000000000000000 0000002.1) мероприятия при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). В этом подразделе определяются: порядок оповещения органов управления, руководящего состава, работников и населения об угрозе возникновения ЧС; объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС; приведение в готовность сил и средств, имеющихся защитных сооружений, других заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений с целью подготовки к укрытию в них работников; подготовка к выдаче и выдача работникам средств индивидуальной защиты; приведение в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации или отведения работников объекта; проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемиологической защите; проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства;00000000000000000000 0000002.2) мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайный режим). Этот подраздел должен включать в себя следующее: порядок оповещения органов управления, руководящего состава, работников и населения, проживающего на прилегающей к объекту территории о возникновении ЧС; организация разведки в зоне ЧС и прогнозирование обстановки; приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта, привлекаемых к АС и ДНР, их состав, сроки готовности и предназначение, организация работ; защита работников; защита сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства (и другие мероприятия, их объемы, сроки, порядок осуществления и привлекаемые силы и средства);0000000000 000002.3) обеспечение действий сил и средств объекта, привлекаемых для проведения АС и ДНР, а также для осуществления мероприятий по защите работников объекта, сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, материальных ценностей. В этом подразделе указываются: мероприятия по всестороннему обеспечению лиц, привлекаемых для проведения АС и ДНР;0000000000000000000000 000002.4) проведение АС и ДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения работников объекта. В подразделе предусматривается, какие силы привлекаются для проведения АС и ДНР, восстановления жизнеобеспечения помимо объектовых формирований, кто отвечает за приведение их в готовность;000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000002.5) взаимодействие с органами военного командования;00000000000000 000002.6) управление проводимыми мероприятиями и действиями в ЧС. Определяется порядок занятия комиссией по ЧС пункта управления, организация доведения информации до органов управления ГО и ЧС города (района). Доведение обстановки до работников и определение порядка их действий и правил поведения в очаге ЧС, организация связи со своими формированиями, а также с прибывшими с других объектов.000000000000 00000Защита от глобальных опасностей. Защита человека и природы от глобального негативного воздействия техносферы носит во многом правовой характер. Она основана, прежде всего, на принятии различных международных соглашений, протоколов и конвенций, направленных на регламентацию деятельности мирового содружества по снижению негативного влияния техносферы на природу и человека.00000000000000000000000000000000000 00000К основным проблемам глобального воздействия техносферы на ОС относят: 000001) перенос загрязнений атмосферного воздуха на большие расстояния; 000002) закисление окружающей среды, обусловленное кислотными осадками;0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000003) парниковый эффект и потепление климата;000000000000000000000 000004) разрушение озонового слоя;00000000000000000000000000000000000 000005) воздействие тропосферного озона;000000000000000000000000000000 000006) радиоактивное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы;0 000007) загрязнение околоземного космического пространства.0000000000000 00000Перенос загрязнений на большие расстояния. Многие загрязняющие вещества (аэрозоли, оксиды серы, ДДТ и др.) могут переноситься в атмосфере на значительные расстояния.0000000000000000000000000000000 00000После чернобыльской катастрофы, показавшей практическую необходимость использования прогностических методов, которые учитывают процессы переноса, миграции и накопления загрязняющих веществ в континентальном и глобальном масштабах, в исследованиях по этой проблематике участвуют МАГАТЭ и Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН. Для оценки таких событий используются математические модели переноса, трансформации, циркуляции потенциально опасных веществ в атмосфере и их последующего выпадения на поверхность Земли.0000000000000000000000000000000000000000000 0000 С целью наведения международного порядка в 1979 г. под эгидой ЕЭК разработана и принята Конвенция «О транс граничном загрязнении воздуха на большие расстояния». Конвенция имеет чрезвычайное значение для улучшения экологической обстановки на европейском континенте.00000000 00000Кислотные дожди. Большое внимание уделяется сокращению выбросов соединений серы как мере борьбы с подкислением природной среды. В 1985 г. подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков. Обязательства России по этому документу должны были быть выполнены к 1993 г. Россия выполнила их досрочно к 1989 г. благодаря переводу топливно-энергетического комплекса на природный газ.00000000000000000000000000000000000000000000000000 00000В 1994 г. Россия подписала еще один Протокол относительно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу предусматривали уменьшение выбросов серы на европейской территории России на 38% к 2000 г. и на 40% – в период к 2005 – 2010 гг. по отношению к уровню 1980 г. Эти обязательства также были фактически выполнены раньше, чем планировалось. В 1988 г. был подписан Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков. Согласно Протоколу не позднее 31 декабря 1994 г. они не должны были превышать уровень годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство также выполнено Россией досрочно – к 1991 г. за счет спада производства.0000000000000000000000000000000000000000000000 00000Парниковый эффект. Важной вехой в мировой экологической политике, направленной на стабилизацию выбросов парниковых газов, была третья сессия Конференции сторон – участников рамочной конвенции по изменению климата ООН в Киото (Япония) в 1997 г. Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол), явился, несомненно, событием в мировой экологической политике. Основные предпосылки и позиции Протокола сводятся к следующему.0000000000000000000000000000 00000Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые являются ограниченными, растет экспоненциально, так же как и население Земли, их применение должно находиться в состоянии равновесия с возможностями воспроизводства и переработки отходов экосистем. Для большинства малых газовых составляющих в атмосфере возможность переработки уже сейчас меньше желаемой, что подтверждается ростом концентраций долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает центральная задача – снижение общих выбросов долгоживущих парниковых газов индустриально развитыми странами. 00000Согласно протоколу развитые страны и страны с переходной экономикой (включая Россию), подписавшие Протокол, должны в целом к 2008 – 2012 гг. сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5% от уровня 1990 г. Для достижения указанного снижения суммарного уровня парниковых газов необходимо, чтобы в среднем за период 2008 – 2012 гг. уровень выбросов в США был снижен на 7 %, в Японии – на 6 %, в странах Европейского союза – на 8 % ниже уровня 1990 г. Поскольку у России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на период 2008 – 2012 гг. установлен в 100 % от уровня 1990 г., то от нее не требуется снижать выбросы в указанный период, но мы и не имеем права их превысить. В настоящее время выбросы России почти на 25 % ниже уровня 1990 г. (Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г). К сожалению, такая индустриально развитая страна, как США, Киотский протокол подписала, но0не0ратифицировала. 00000На встрече лидеров «большой восьмерки» в Италии в июле 2009 г. было принято решение о сокращении к 2050 г. выбросов СО2 на 50 %, а в ведущих странах до 80 % (Россия по экономическим соображениям не подписала итоговый протокол).0000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Однако существует и иная точка зрения на причину роста температуры воздуха на нашей планете. Ряд ученых считают, что он обусловлен изменением солнечной активности, вследствие чего и наблюдается повышенное поступление СО2 в атмосферу из биоты (моря, океаны, растительность). При такой трактовке процесса роста поступлений СО2 в атмосферу Земли учение о техногенном влиянии на климат через парниковый эффект становится неочевидным. Эта позиция во многом подтверждается сравнением масс СО2, поступающего а атмосферу: техногенные поступления по массе значительно уступают естественным.00000000000000000000000000 00000С учетом вышесказанного становится понятно, почему Международная конференция по проблеме климата, состоявшаяся в Копенгагене (Дания) в декабре 2009 г, не пришла к согласованному мнению по вопросу влияния на климат парникового эффекта техногенного происхождения.000000000000000 00000Проблема озонового слоя. В 1985 г. в Вене была принята Конвенция об охране озонового слоя, а в 1987 г. в Монреале подписан международный Протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ. Протокол предусматривал сокращение выбросов фреонов: на 20% – в 1993 г. и еще на 30 % – к 1998 г. Данные мониторинга показывают, что, несмотря на ограничительные меры, принятые мировым сообществом в рамках Венской конвенции и Монреальского протокола, озоновый слой продолжает истощаться с более высокой интенсивностью, чем предполагалось: в пределах 0,5 – 0,7 % в год от общего содержания. В отдельных районах количество озона в стратосфере сократилось в еще большей степени; в частности, в Антарктиде за период 1979 – 1992 гг. – примерно на 50 % (1 % уменьшения приводит к увеличению интенсивности ультрафиолетового излучения у поверхности Земли на 1,5 %).000000000000000000000000000000 00000Аномалии озона, как по уровню его дефицита, так и по размерам затронутой территории, наблюдались в России в 1995 и в 1998 гг. По данным Росгидромета, в феврале 1995 г. над всем Северным полушарием, а особенно над рядом районов Восточной Сибири, вплоть до Урала, зарегистрировано рекордное уменьшение концентрации озона – до 400%, сохранявшееся в течение 25 суток. К середине марта в отдельных районах оно достигло 50 %. По сравнению с началом десятилетия произошло смещение районов наибольшего дефицита озона из западных областей в Сибирь и Якутию. 00000Размер «озоновой дыры» над Южным полушарием в 1995 г. составил 10 млн. км2, что по площади равно Европе и в два раза больше той же «дыры» в 1993 – 1994 гг. В 1998 г. уменьшение концентрации озона над Антарктидой оказалось рекордным; весной площадь озоновой дыры превышала 10 млн. км2, а осенью – 25 млн. км2. Модельные оценки показывают, что снижения содержания «хлорина», приводящего к разрушению озонового слоя, можно ожидать лишь в следующем десятилетии. 00000Фреоновая гипотеза разрушения озонового слоя является доминирующей, однако ряд исследователей придерживаются иной теории происхождения «озоновых дыр». Суть этой теории состоит в следующем: в ядре Земли растворено огромное количество водорода, который непрерывно прорывается из недр через рифтовые разломы (рифты) и поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы водород, а также поступающие через рифты метан и соединения азота взаимодействуют с озоном, образуя «озоновые дыры». Если эта теория верна, то техногенные фреоны малоопасны для озонового слоя, а усилия и затраты на создание новой техники и заменителей фреонов – бессмысленны.00000000000000000000000 00000Проблема тропосферного озона. Тропосферный озон долгое время не привлекал к себе пристального внимания. Интенсивные исследования начались в 1970-е гг., но лишь в конце 1980-х гг. она получила высокий приоритет. В этот период стало ясно, что для концентрации приземного озона характерна тенденция к росту. В начале XX в., по данным систематических озонометрических наблюдений, проведенных во Франции, она составляла 20 мкг/м3, а в 1980-х гг. в наименее загрязненных районах Западной Европы - уже 40 – 90 мкг/м3. Тенденцию к увеличению концентраций приземного озона объясняют антропогенными причинами – развитием теплоэнергетики, транспорта, химической промышленности и т.д., вызывающими рост эмиссии в атмосферу некоторых химических предшественников озона, в основном оксидов азота, соединений метана, оксида углерода, летучих органических соединений.00000000000000000000000000000000000000000000 00000Повышенные концентрации озона могут негативно влиять на здоровье человека (табл. 3.12).Сравнение с негативным влиянием диоксида серы на растения показало, что влияние фотооксидантов значительно более существенно и, по мнению специалистов, является континентальной проблемой для Европы.
Таблица 3.12
Воздействие фотохимических оксидантов (О3 и др.) 0 на человека и растительность
Концент-трация оксидантов, мкг/м3 | Экспозиция, ч | Эффект воздействия |
100 | 4 | Повреждение растительности |
200 | — | Раздражение глаз |
250 | 24 | Обострение респираторных заболеваний респираторных заболеваний заболевспираторных забозаболеваний |
600 | 1 | Ухудшение спортивных показателей спортивных пппппппппопоказателей |
Радиоактивное загрязнение земного и околоземного про странства. Главными источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды являются испытания ядерного оружия, аварии на атомных электростанциях и на предприятиях, а также радиоактивные отходы. Естественная радиоактивность, включая радон, также вносит вклад в уровень радиоактивного загрязнения. 00000Начало атомной эры человечества связывают с испытаниями ядерного оружия в США и СССР, которые впервые были проведены во второй половине XX в. (табл. 3.13).000000000000000000000000000000000000000000 00000В 1960-х гг. в атмосферу Земли поступило большое количество радионуклидов, которые затем через пищу попадали в организмы людей. После заключения в 1963 г. Соглашения о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой) концентрация радиоактивных веществ в пище стала быстро снижаться.00000000 00000Новым явлением, атрибутом XX в., стали аварии на атомных электростанциях. Первые аварии на АЭС и атомных предприятиях произошли в 1957 г.: в Уиндскейле (Великобритания) и на Южном Урале (предприятие «Маяк», СССР). В 1967 г. снова случилась авария на предприятии «Маяк», а в 1983 г., авария на атомной станции в Три-Майл-Айленде (США). Крупнейшей аварией XX столетия считают Чернобыльскую (1986 г.). Она не только привела к радиоактивному загрязнению огромных территорий, облучению многих миллионов людей, но и нанесла огромный моральный вред обществу, которое потеряло веру в надежность атомной энергетики в целом. В XXI в. крупная авария, по масштабам сравнимая с чернобыльской, произошла в Фукусиме (Япония).
Таблица 3.13
Ядерные взрывы, произведенные в СССР и США
Загрязнение мусором околоземного космического пространства (ОКП). К настоящему времени бесконтрольное использование ОКП привело к его загрязнению огромным количеством мусора, состоящего из используемых технических средств. Опасность этого мусора уже начали осознавать специалисты в области космических аппаратов, поскольку столкновение с ним в космосе стало реальной угрозой. Фрагменты космического мусора накапливаются на высотах более 400 км; они занесены в соответствующий каталог и за ними ведется постоянное слежение. Сейчас в ОКП находится (по данным из разных источников) от 6 до 8 тыс. каталогизированных объектов искусственного происхождения размером более 10 см, наблюдаемых с Земли. 00000Более половины каталогизированных объектов в ОКП являются следствием взрывов космических аппаратов и ступеней ракет-носителей. Существует, однако, большое количество мелких осколков, поток которых на много порядков превышает поток естественных метеорных тел. Это десятки тысяч фрагментов размером менее 10 см и сотни тысяч более мелких (менее 1 см) осколков «космического мусора». Согласно прогнозам, при нынешних темпах загрязнения суммарное количество твердых частиц размером более 1 см вырастет за 100 лет более чем в два раза.0000000000000 00000Знание свойств ОКП необходимо для обеспечения надежной работы космических систем и безопасности космонавтов.000000000000000000000000 00000Выделяют следующие виды воздействия человека на ОКП:0000000000000 000001) выброс химических веществ в результате работы ракетных двигателей; 000002) загрязнение твердыми фрагментами, космическим мусором (отработавшими спутниками, элементами стыковочных узлов, разгонными блоками и т.п.);00000000000000000000000000000000000000000000000000000 000003)0проникновение загрязняющих веществ из приземной атмосферы;00 000004) радиоактивное загрязнение и жесткое излучение от ядерных энергетических установок, используемых на космических аппаратах.000000 00000Наиболее опасным с точки зрения изменения свойств ОКП считают выброс химических веществ. Специалисты считают, что сохранение ОКП как внешней защитной оболочки Земли возможно только при ограничении числа пусков и принципиального изменения технических средств и методов выведений космических аппаратов на орбиту.00000000000 000000В число мер по снижению техногенного воздействия на ОКП входят:0 00000000000000000000000000000000000000000000 000001) полный отказ от санкционированного подрыва отработавших космических аппаратов на орбите;0000000000000000000000000000000000000 000002)0оптимизация схем выведения на орбиту космических
аппаратов с использованием промежуточных орбит, снижающих негативные последствия запуска;000000000000000000000000000000000000000000000000 000003) повышение сроков активного существования и точности стабилизации космических аппаратов;000000000000000000000000000000000 000004) перевод отработавших космических аппаратов на орбиты «захоронения», расположенные выше области геостационара и др.000000000 00000Есть основания считать, что в противном случае ОКП может оказаться полностью замусоренным.
0
3.5.0Минимизация0антропогенно-техногенных0опасностей
При анализе воздействий потоков, создаваемых человеком как личностью, следует иметь в виду, что негативное влияние собственно человека на природу и общество ограничено потреблением природных ресурсов, его незначительной физической силой и естественными отходами. Даже в условии демографического взрыва это влияние не представляет пока серьезной угрозы для человечества и природы нашей планеты.
Однако антропогенное негативное воздействие, возникающее из-за вероятных ошибочных действий операторов технических систем или из-за преднамеренных отрицательных действий человека, обычно многократно усиливается компонентами техносферы, что и приводит к серьезным авариям и катастрофам (авария на ЧАЭС, разлив нефти в Мексиканском заливе и т.п.). 00000Более заметна и достаточно негативна антропогенная деятельность при обращении с огнем и химическими веществами, бытовыми отходами. Место возникновения и время реализации антропогенных и антропогенно-техногенных опасностей, как правило, предопределить довольно трудно. Очевидно только одно: там, где есть человек, всегда может возникнуть опасная ситуация.00000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Минимально опасное взаимодействие человека с техникой достигается как за счет совершенствования техники, так и за счет учета антропометрических особенностей человека, сохранения его работоспособности правильным выбором режимов труда и отдыха; обучения и профессионального отбора.0000000000000000000000000000000000000000000 00000Подготовка работающих. В соответствии с законодательством Российской Федерации работодатель обязан обеспечить инструктаж, обучение и проверку знаний работником норм, правил и инструкции по охране труда. Предусмотрено проведение пяти видов инструктажа.000000000 00000При поступлении на работу отдел охраны труда проводит вводный инструктаж. 00000Перед первичным допуском к работе все принятые (в том числе учащиеся, проходящие производственную практику) непосредственно на рабочем месте проходят первичный инструктаж по охране труда. Рабочие допускаются к самостоятельной работе только после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы. 00000После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж. Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:00000000000000000000000000000000000000000 000001) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил; 000002) инструкций по охране труда, а также изменений к ним;0000000000000 000003) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и00других00факторов,00влияющих00на00безопасность00труда;00000000000000004) при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии,0взрыву0или0пожару,0отравлению;00000000000000000000000000000000005) по требованию органов надзора;0000000000000000000000000000000 000006) при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на0308календарных0дней,0а0для0остальных0работ0–060дней.0000000000000 00000Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовых работы вне предприятия, цеха и т.п.); при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы; при проведении экскурсий на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Минимизация антропогенно-техногенных опасностей достигается, если на объектах экономики используется только квалифицированный персонал. С этой целью на предприятиях создается специальная система обучения работников. Обучению и проверке знаний подлежат:000000000000000000000 00000а) руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ (например, на основании действующего правового акта Ростехнадзора России введено обязательное обучение руководителей и специалистов в области обеспечения экологической безопасности);00000000000000000000000000000000000000000 00000б)инженеры и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.0000000000000000000000000000000000000000 00000Дополнительные требования к обеспечению безопасности отдельными нормативно-правовыми актами по охране труда предусмотрены для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам относятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузоподъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазосварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, связанная с применением радиоактивных веществ, взрывчатых материалов, пиротехнических средств.0000000000000000000000000000000000000000000 00000Работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в медицинском учреждении.000000000000000000000000000000000000000000 00000Профессиональный отбор операторов во многом связан с оценкой их профессиональной совместимости с технической системой. К операторам технических систем предъявляются особые требования.000000000000000000 00000Критерием быстродействия оператора является время решения задачи, т.е. время от момента поступления сигнала до момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время прямо пропорционально количеству перерабатываемой человеком информации.0000000000000000000 00000Средняя скорость переработки единицы информации характеризует быстроту действий оператора и зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления. Обычно пропускная способность оператора составляет две – четыре единицы информации в секунду.00000000000000000000000000 00000Надежность оператора определяет его способность выполнять в полном объеме возложенные на него функции при определенных условиях работы. Надежность деятельности оператора характеризуют его безошибочность, готовность, восстанавливаемость, своевременность и точность. 00000Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной работы, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в целом на уровне всего объема работы. Вероятность Р безошибочного выполнения операций применительно в фазе устойчивой работы определяется на основе статистических данных. Обычно Р = 0,9 – 0,995.0000000000000000000000000 00000Восстанавливаемость оператора оценивается вероятностью исправлений им допущенной ошибки. Этот показатель позволяет оценить возможность самоконтроля оператором своих действий и исправления допущенных0ошибок.00000000000000000000000000000000000000000000000 00000Своевременность действий оператора оценивается вероятностью выполнения задачи в течение заданного времени. Эта вероятность может быть определена по статистическим. 00000000000000000000000000000000000 00000Точность – степень отклонения измеряемого оператором количественного параметра системы от его истинного значения. Количественно точность оценивается погрешностью, с которой оператор измеряет, оценивает, устанавливает или регулирует данный параметр.000000 00000Значение показателей, превысившее допустимые пределы, является ошибкой, что следует учитывать при оценке надежности оператора.0000000 00000Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям (шоферы, лица, работающие на высоте, операторы и др.) предусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных (рост, длина рук и т. п.), психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие психологическая устойчивость и т.п.).0000000000000000000000 00000Профессиональный психологический отбор работников ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Профессиональная пригодность определяется положительной мотивацией к данной специальности; высоким порогом ощущения опасности; быстротой реакции на экстремальную ситуацию, хорошим глазомером, устойчивостью, концентрацией и распределением внимания; нормальным состоянием двигательного аппарата, высокой пропускной способностью анализаторов и т.д.0000000000 00000Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментно, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления, с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.00000000000000000000000 00000Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в частности, зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны и тесты на исследование глазомера.000000000000000000000000000000000000000000000 00000Специфика отдельных технологических процессов предъявляет дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках медицинских освидетельствований, которые проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасностью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Минздравсоцразвития России. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на работу, и периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель которых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе.000000000000000000 00000Подготовка инженерно-технических работников (ИТР). Для успешной реализации мер по сохранению жизни и здоровья людей, работающих и проживающих в условиях техносферы, значительную, если не сказать определяющую, роль играет уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них.00000000000000000000000000 00000Ныне действующая система подготовки учащихся средних школ, студентов колледжей и вузов, а также специалистов в области безопасности и защиты окружающей среды создана в России в 1990-е гг. Сегодня она включает изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) учащимися средней школы и дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» студентами, а также подготовку ИТР по направлениям «Безопасность жизнедеятельности» и «Защита окружающей среды». В настоящее время такая подготовка ведется в более чем 200 вузах страны. В вузах педагогического профиля ведут подготовку учителей курса ОБЖ. С сентября 2011 г. вузы РФ начали подготовку бакалавров и магистров по укрупненному направлению «Техносферная безопасность». В рамках нового ФГОС ВПО по укрупненному направлению «Техносферная безопасность» заявлены следующие профили подготовки бакалавров: безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств, зашита в чрезвычайных ситуациях, пожарная безопасность, инженерная защита окружающей среды, охрана природной среды и ресурсосбережение, управление устойчивым развитием.0000000000000000000000 00000Подготовка научных работников. Научные организации и высшие учебные заведения страны постоянно ведут подготовку кандидатов и докторов наук для человеко- и природозащитной деятельности. В номенклатуре научных специальностей высшей аттестационной комиссии есть две группы: 03.00.15 «Экология» и 05.26.00 «Безопасность деятельности человека». 00000В период с 2000 по 2006 г. только по группе специальностей 05.26.00 были успешно выполнены, защищены и утверждены ВАК более 120 диссертаций на соискание степени доктора наук.0000000000000000000000000 00000В настоящее время в России организованы и ведут работу более 60 диссертационных советов по направлению 05.26.00 «Безопасность деятельности человека» и около 30 советов по направлению 03.00.15 «Экология».
Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.