Классификация жидких и твердых радиоактивных отходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сбор радиоактивных отходов должен производиться в специальные сборники непосредственно в местах их обра­зования отдельно от обычных отходов с учетом: категории от­ходов; агрегатного состояния (твердые, жидкие); физических и химических характеристик; природы (органические и не­органические); периода полураспада радионуклидов, нахо­дящихся в отходах (менее 15 суток, более 15 суток); взрыво- и огнеопасности; принятых методов0переработки0отходов.00000000000000000000000000000000000000000000Для первичного сбора твердых радиоактивных отходов мо­гут быть использованы пластикатовые или бумажные меш­ки, которые затем загружаются в сборники-контейнеры. Для временного хранения и выдержки сборников с радиоактив­ными отходами, создающими у поверхности дозу гамма-из­лучения более 2 мГр/ч, должны наличествовать специаль­ные защитные колодцы или ниши. Извлечение сборников отходов из колодцев и ниш необходимо производить с по­мощью специальных устройств, исключающих переоблуче­ние обслуживающего персонала.0000000000000000 00000Жидкие радиоактивные отходы должны собираться в спе­циальные емкости. Их следует, по возможности, концентри­ровать и отверждать там, где они образуются или в специали­зированной организации по обращению с радиоактивными отходами, после чего направлять на захоронение.                00000Запрещается сброс жидких радиоактивных отходов в хо­зяйственно-бытовую и ливневую канализацию, водоемы, поглощающие ямы, колодцы, скважины, на поля орошения, поля фильтрации, в системы подземного0орошения0и0на0по­верхность0земли. 000000000000000                                          0000  Временное хранение радиоактивных отходов различных категорий должно осуществляться в отдельном помещении либо на специально выделенном участке, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям. Хранение радиоактивных отходов следует осуще­ствлять0в0специальных0контейнерах.                                               00000Радиоактивные отходы, содержащие радионуклиды с периодом полураспада менее 15 суток, собираются от­дельно от других радиоактивных отходов и выдерживают­ся в местах временного хранения для снижения активнос­ти до уровней, не превышающих допустимых значений. После такой выдержки твердые отходы удаляются как обычные промышленные отходы, а жидкие отходы могут использоваться в системе оборотного хозяйственно-техни­ческого водоснабжения или сливаться в хозяйственно-бы­товую0канализацию. 00000                       0000 00000Самовоспламеняющиеся и взрывоопасные радиоактивные отходы должны быть переведены в неопасное состояние до отправки на захоронение, при этом должны быть предусмо­трены меры радиационной и пожарной безопасности. Пере­дача радиоактивных отходов из организации на переработку или захоронение должна производиться в специальных контейнерах. Уровни радиоактивного загрязнения на поверхностях упаковки (контейнера) не должны превышать значений, приведенных в табл. 3.11.                                                                                                                    00000Эффективная доза облучения населения, обусловленная радиоактивными отходами, включая этапы хранения и за­хоронения, не должна0превышать0100мкЗв/год.                                                           00000Защита от чрезвычайных техногенных опасностей.  При чрезвычайных ситуациях на первое место выходят за­дачи защиты населения и территорий от чрезвычайно высоких уровней потоков негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших и восстанов­ление повседневной жизнедеятельности.0000000000000000000000 00000К чрезвычайным техногенным и стихийным опасностям регионального масштаба относят:00000000000000000000000000000000000000000000000000 000001)0аварии на радиоактивно-опасных объектах с выбросом радиоактив-тивных0веществ;000000000000000000000000000000000000000000000 000002)0взрывы и пожары;

3) аварии на химически опасных объектах;

4) аварии в топливно-энергетических системах;

5) аварии на очистных сооружениях;

6) аварии в системах ЖКХ;

7) обрушение зданий и сооружений; 00000000000000000000000000007) 000008) гидродинамические аварии;00000000000000000000000000000000000                                                                                                 000009) крупные транспортные аварии;00000000000000000000000000000000 0000010) стихийные природные явления.

999999999999999999999999999999999999999999999 Таблица 3.1100000                                                                       000000Допустимые уровни радиоактивного загрязнения поверхности         000000000 контейнеров и транспортных средств, частиц/см2 в мин

Особенности загрязнения окружающей среды при авариях на радиационно-опасных объектах. Ввиду того, что аварий­ные ситуации являются максимально опасными на АЭС, рассмотрим особенности загрязнений местности в случае аварий на объектах с ядерными компонентами на примере атомных станций.9999999999999999999999999999 99999Выбросы и истечения радиоактивных веществ из реакто­ра характеризуются следующими основными поражающи­ми факторами:000000   000001) газо-аэрозольная смесь радионуклидов распространяется в виде облака на сотни километров и испускает мощный поток ионизирующих излучений;                                                                                                       000002) радиоактивное загрязнение местности имеет длительный характер в результате разброса высокоактивных осколков ядерного топлива на территории АЭС и осаждения радиоактивных частиц из газо-аэрозольного облака.                                                                                                           00000 При авариях на АЭС радиоактивное загрязнение имеет следующие особенности:                                                                                                   000001) радиоактивное загрязнение местности и атмосферы имеет сложную зависимость от исходных параметров (типа и мощности реактора, времени его работы, характера аварии и т.д.) и метеоусловий, вследствие чего прогнозирование его возможных масштабов  весьма  затруднительно и носит

ориентировочный характер;000000000000000000000000000000000000000000 000002) смесь выбрасываемых из реактора радиоактивных ве­ществ обогащена долгоживущими радионуклидами (плутоний-239, стронций-90, цезий-137 и др.), причем относительный вклад в общую активность излучающих изотопов с течени­ем времени будет увеличиваться. В результате большие площади на длительное время окажутся загрязненными0опасными00радионуклидами,00которые00в00последующем могут0быть0вовлечены0в0миграционные0процессы0на0местности;00000000000003) малые размеры радиоактивных частиц (средний размер около 2 мкм) способствуют их глубокому проникновению в микротрещины и краску, что затрудняет9проведение работ по дезактивации;00000000000000000000000000  000004) пылеобразование приводит к поступлению в организм через органы дыхания мелкодисперсных продуктов деления;00000000000000000000000 000005) осаждение высокоактивных осколков конструкций реактора и графита происходит как на территории АЭС, так и в виде пятен по следу облака;                                                                                                              000006) стационарный характер источника загрязнения, продолжительность выбросов во времени на небольшую высоту (до 1,5 – 2 км) и частые изменения00метеоусловий00приводят к азимутальной неравномерности загрязнения местности, изменению уровней радиации в отдельных районах во времени и образованию радиоактивных зон загрязнения в виде
пятен.                                                                                                     00000Особенности загрязнения окружающей среды при авариях на химически опасных объектах. Основными особенностями химических аварий является их непредсказуемость и вне­запность, быстрое формирование облака АХОВ, распрост­раняющегося на окружающую территорию, недостаточная контролируемость или полная неконтролируемость возни­кающих и протекающих при аварии процессов и сложнос­тью обстановки, в которой должны проводиться аварий­ но-спасательные и другие неотложные работ (АС и ДНР). Кроме того, в зависимости от типа АХОВ загрязненный воз­дух или проникает в подвальные и другие заглубленные помещения и первые этажи зданий, или поднимается в верх­ние этажи зданий и верхние слои атмосферы. В связи с этим могут пострадать не только персонал аварийного объекта, но и население, проживающее по соседству с ним, а также окружающая природная среда. С другой стороны, поведе­ние АХОВ при авариях во многом зависит от способа их хранения или транспортирования.0 00000На ХОО обычно сосредоточено и значительное количе­ство различных легковоспламеняющихся химически нео­пасных веществ. Кроме того, многие АХОВ сами относятся к легковоспламеняющимся веществам (аммиак, окись эти­лена, синильная кислота, окись углерода и др.), некоторые из них взрывоопасны (гидразин, окислы азота и др.), а не­которые, хотя и негорючи, но представляют значительную опасность в пожарном отношении (хлор, фосген, двуокись серы и др.). Эти обстоятельства следуют учитывать при воз­никновении аварий и пожаров на предприятиях. Более то­го, сам пожар может способствовать выделению различных ядовитых веществ. Например, горение полиуретана и дру­гих пластмасс приводит к выделению синильной кислоты, фосгена, окиси углерода, различных изоционатов, иногда диоксина и др. в опасных концентрациях, особенно в закры­тых помещениях.0000000000 0                                                                       00000Таким образом, объекты с химически опасными компонен­тами могут быть источниками залповых выбросов АХОВ в атмосферу, сброса АХОВ в водоемы; «химического» по­жара с поступлением токсических веществ в окружающую среду; разрушительных взрывов; химического заражения объектов и местности в районе аварии и на следе распрост­ранения облака АХОВ; обширных зон задымления в соче­тании с токсичными продуктами.00 00000Последствия химических аварий представляют собой со­вокупность результатов поражающего воздействия АХОВ и других сопутствующих поражающих факторов на объек­ты, население и окружающую природную среду. В результа­те химической аварии образуется зона химического зараже­ния. Это территория, в пределах которой распространены или привнесены химически опасные вещества в концентра­циях или количествах, создающих опасность для жизни и здо­ровья людей, животных и растений в течение определенно­го времени. Размеры этой зоны зависят от типа АХОВ, их выброшенного количества, метеоусловий и топографической особенности местности. Внешние границы зоны химического заражения обычно соответствуют пороговому значению токсодозы при ингаляционном воздействии на человека.00000000000000000000000000000000000000000000 00000Организация защиты от ЧС. По тяжести последствий и масштабу распространения ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.0000000000 00000К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия, жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оп­латы труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы территории производствен­ного объекта или объекта социального назначения.                                                                                          00000Объектовые ЧС ограничиваются пределами производст­венного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализирован­ных формирований).000000000000000000000 00000К местной ЧС относятся ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо наруше­ны условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 че­ловек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычай­ной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняется их силами, средствами и другими ресурсами.00000 00000К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 че­ловек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб со­ставляет свыше 5000, по не более 0,5 млн. минимальных раз­меров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пре­делы субъекта РФ.00000К региональной относится чрезвычайная ситуация, в ре­зультате которой пострадало свыше 50, но не более 500 че­ловек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычай­ной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько об­ластей (краев, республик) или экономических районов.0000000000000000000000000000000 00000К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 чело­век, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной си­туации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы.000 00000К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за преде­лы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.0000000000000000000000000000000000 00000Постановлением Правительства РФ в 1992 г. была созда­на Российская система предупреждения и действий в ЧС, ко­торая в 1995 г была преобразована в Единую государствен­ную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) для защиты населения и территорий от ЧС природного и техно­генного характера. Сегодня деятельность Единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации ЧС регла­ментируется постановлением Правительства РФ от 30 де­кабря 2003 г. № 794.                                                                                                                             00000В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов ис­полнительной власти в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов ее функцио­нирования.                                                                                   00000При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в ре­жиме повседневной деятельности. 0000000000 000000Решениями руководителей федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочи­ям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой си­стемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:000000000 00000–0режим повышенной готовности – при угрозе возник­новения чрезвычайных ситуаций;999999999999999999999999999999999999999999999 99999–0режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.000000000000000000000000000000000000000000000 00000 Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:000000000000000000000000000000000000 000001) в режиме повседневной деятельности: изучение состо­яния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и обмен в установленном поряд­ке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безо­пасности; разработка и реализация целевых и научно-тех­нических программ и мер по предупреждению чрезвычай­ных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятель­ности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения по­жарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресур­сов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной бе­зопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и куль­турных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного прожи­вания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчет­ности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по уст­ранению причин подобных аварий и катастроф;                                                                                                                 000002) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование воз­никновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; вве­дение при необходимости круглосуточного дежурства руко­водителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; не­прерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвы­чайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безо­пасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов мате­риальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычай­ных ситуаций; проведение при необходимости эвакуацион­ных мероприятий;000000000000000000000000000 000003) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный кон­троль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последст­вий; оповещение руководителей федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычай­ных ситуациях; проведение мероприятий по защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всесторон­нему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведе­ния, а также привлечению при необходимости в установ­ленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; непре­рывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и орга­низаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобес­печению населения в чрезвычайных ситуациях.00000000000000000000000000000000000000000000 00000Большинство ЧС характеризуется внезапностью возник­новения и скоротечностью развития, а, следовательно, и край­не ограниченным временем на организацию и проведение мероприятий по защите. С целью максимального снижения людских и материальных потерь в любых условиях обстанов­ки, на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - объект) независимо от их организационно-правовой формы, заблаговременно разрабатывается план действий по пре­дупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. План дейст­вий определяет: объем, сроки, организацию и порядок выпол­нения мероприятий по предупреждению ЧС или снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, выполнение неотложных мероприятий по защите работников, населения, сельскохо­зяйственных животных, растений, материальных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а так­же организацию и ведение АС и ДНР. План включает два раздела:                                                                                                                              000001) краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. Первый раздел обычно разделяют на два подраздела:0000000000000000000000000000000000  000001.1) перечень потенциальных опасностей на территории объекта и прилегающей к нему местности. В этом подразделе указываются: краткая характеристика объекта; предприя­тия, на которых возможны крупные аварии, производственные катастрофы, создающие опасность для нашего объекта; железнодорожные узлы, станции, где грузятся и через кото­рые транзитом следуют вагоны с ХОВ и другими опасными грузами; территория, неблагополучная в эпидемиологичес­ком, эпизоотическом отношении; численность0работников, попадающих в зоны поражения и ориентировочные потери; возможный ущерб промышленного и сельскохозяйственного производства;                                                                                                                  000001.2) перечень мероприятий, осуществляемых на объекте по предупреждению и снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий и их ориентировочный объем. Здесь указываются: мероприятия сил объектового звена и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий
крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных0ценностей,0а0также0проведению АС и ДНР;0000000000000 000002)0выполнение мероприятий при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Второй раздел условно можно разделить на шесть подразделов:000000000000000000000000   0000002.1) мероприятия при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). В этом подразделе опре­деляются: порядок оповещения органов управления, руководящего состава, работников и населения об угрозе возник­новения ЧС; объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС; приведение в готовность сил и средств, имеющихся защитных сооружений, других заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений с целью подготовки к укрытию в них работни­ков; подготовка к выдаче и выдача работникам средств инди­видуальной защиты; приведение в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации или отведения работни­ков объекта; проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемиологической защите; проведение профи­лактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства;00000000000000000000 0000002.2) мероприятия при возникновении крупных производ­ственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрез­вычайный режим). Этот подраздел должен включать в себя следующее: порядок оповещения органов управления, ру­ководящего состава, работников и населения, проживающе­го на прилегающей к объекту территории о возникновении ЧС; организация разведки в зоне ЧС и прогнозирование обстановки; приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта, привлекаемых к АС и ДНР, их состав, сро­ки готовности и предназначение, организация работ; защита работников; защита сельскохозяйственных животных, про­дукции животноводства и растениеводства (и другие меро­приятия, их объемы, сроки, порядок осуществления и при­влекаемые силы и средства);0000000000 000002.3) обеспечение действий сил и средств объекта, при­влекаемых для проведения АС и ДНР, а также для осуще­ствления мероприятий по защите работников объекта, сельскохозяйственных животных, продукции животновод­ства и растениеводства, материальных ценностей. В этом подразделе указываются: мероприятия по всестороннему обеспечению лиц, привлекаемых для проведения АС и ДНР;0000000000000000000000 000002.4) проведение АС и ДНР по устранению непосредствен­ной опасности для жизни и здоровья людей, восстановле­нию жизнеобеспечения работников объекта. В подразделе предусматривается, какие силы привлекаются для проведе­ния АС и ДНР, восстановления жизнеобеспечения помимо объектовых формирований, кто отвечает за приведение их в готовность;000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000002.5) взаимодействие с органами военного командования;00000000000000 000002.6) управление проводимыми мероприятиями и действиями в ЧС. Определяется порядок занятия комиссией по ЧС пункта управления, организация доведения информации до органов управления ГО и ЧС города (района). Доведение обстановки до работников и определение порядка их действий и правил поведения в очаге ЧС, организация свя­зи со своими формированиями, а также с прибывшими с других объектов.000000000000 00000Защита от глобальных опасностей. Защита человека и природы от глобального негативного воздействия техносфе­ры носит во многом правовой характер. Она основана, преж­де всего, на принятии различных международных соглашений, протоколов и конвенций, направленных на регламентацию деятельности мирового содружества по снижению негатив­ного влияния техносферы на природу и человека.00000000000000000000000000000000000 00000К основным проблемам глобального воздействия техно­сферы на ОС относят:                                                                                                             000001) перенос загрязнений атмосферного воздуха на большие расстояния; 000002) закисление окружающей среды, обусловленное кис­лотными осадками;0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000003) парниковый эффект и потепление климата;000000000000000000000 000004) разрушение озонового слоя;00000000000000000000000000000000000 000005) воздействие тропосферного озона;000000000000000000000000000000 000006) радиоактивное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы;0 000007) загрязнение околоземного космического пространства.0000000000000 00000Перенос загрязнений на большие расстояния. Многие за­грязняющие вещества (аэрозоли, оксиды серы, ДДТ и др.) могут переноситься в атмосфере на значительные рассто­яния.0000000000000000000000000000000 00000После чернобыльской катастрофы, показавшей практи­ческую необходимость использования прогностических ме­тодов, которые учитывают процессы переноса, миграции и накопления загрязняющих веществ в континентальном и глобальном масштабах, в исследованиях по этой пробле­матике участвуют МАГАТЭ и Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН. Для оценки таких событий исполь­зуются математические модели переноса, трансформации, циркуляции потенциально опасных веществ в атмосфере и их последующего выпадения на поверхность Земли.0000000000000000000000000000000000000000000 0000 С целью наведения международного порядка в 1979 г. под эгидой ЕЭК разработана и принята Конвенция «О транс­ граничном загрязнении воздуха на большие расстояния». Конвенция имеет чрезвычайное значение для улучшения экологической обстановки на европейском континенте.00000000 00000Кислотные дожди. Большое внимание уделяется сокра­щению выбросов соединений серы как мере борьбы с подкислением природной среды. В 1985 г. подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансгра­ничных потоков. Обязательства России по этому документу должны были быть выполнены к 1993 г. Россия выполнила их досрочно к 1989 г. благодаря переводу топливно-энерге­тического комплекса на природный газ.00000000000000000000000000000000000000000000000000 00000В 1994 г. Россия подписала еще один Протокол относи­тельно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обяза­тельства по этому Протоколу предусматривали уменьше­ние выбросов серы на европейской территории России на 38% к 2000 г. и на 40% – в период к 2005 – 2010 гг. по отно­шению к уровню 1980 г. Эти обязательства также были фак­тически выполнены раньше, чем планировалось. В 1988 г. был подписан Протокол об ограничении выбро­сов оксидов азота или их трансграничных потоков. Соглас­но Протоколу не позднее 31 декабря 1994 г. они не должны были превышать уровень годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство также выполнено Россией до­срочно  –  к 1991 г. за счет спада производства.0000000000000000000000000000000000000000000000 00000Парниковый эффект. Важной вехой в мировой экологи­ческой политике, направленной на стабилизацию выбро­сов парниковых газов, была третья сессия Конференции сторон  –  участников рамочной конвенции по изменению климата ООН в Киото (Япония) в 1997 г. Протокол, под­писанный в Киото (Киотский протокол), явился, несомнен­но, событием в мировой экологической политике. Основные предпосылки и позиции Протокола сводятся к следую­щему.0000000000000000000000000000    00000Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, ко­торые являются ограниченными, растет экспоненциально, так же как и население Земли, их применение должно нахо­диться в состоянии равновесия с возможностями воспроиз­водства и переработки отходов экосистем. Для большинст­ва малых газовых составляющих в атмосфере возможность переработки уже сейчас меньше желаемой, что подтвержда­ется ростом концентраций долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает центральная задача  –  снижение общих выбросов долгоживущих парниковых газов индустриально развитыми странами.                                                                                            00000Согласно протоколу развитые страны и страны с пере­ходной экономикой (включая Россию), подписавшие Про­токол, должны в целом к 2008  – 2012 гг. сократить выбросы парниковых газов не менее чем на  5% от уровня 1990 г. Для достижения указанного снижения суммарного уровня пар­никовых газов необходимо, чтобы в среднем за период 2008  –  2012 гг. уровень выбросов в США был снижен на 7 %, в Японии  –  на 6 %, в странах Европейского союза  –  на 8 % ниже уровня 1990 г. Поскольку у России разрешенный уро­вень выбросов парниковых газов на период 2008  –  2012 гг. установлен в 100 % от уровня 1990 г., то от нее не требуется снижать выбросы в указанный период, но мы и не имеем права их превысить. В настоящее время выбросы России почти на 25 % ниже уровня 1990 г. (Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г). К сожалению, такая индустри­ально развитая страна, как США, Киотский протокол под­писала, но0не0ратифицировала.                                                                                                                                                         00000На встрече лидеров «большой восьмерки» в Италии в ию­ле 2009 г. было принято решение о сокращении к 2050 г. вы­бросов СО2 на 50 %, а в ведущих странах до 80 % (Россия по экономическим соображениям не подписала итоговый про­токол).0000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Однако существует и иная точка зрения на причину рос­та температуры воздуха на нашей планете. Ряд ученых счи­тают, что он обусловлен изменением солнечной активности, вследствие чего и наблюдается повышенное поступление СО2 в атмосферу из биоты (моря, океаны, растительность). При такой трактовке процесса роста поступлений СО2 в ат­мосферу Земли учение о техногенном влиянии на климат через парниковый эффект становится неочевидным. Эта позиция во многом подтверждается сравнением масс СО2, поступающего а атмосферу: техногенные поступления по массе значительно уступают естественным.00000000000000000000000000 00000С учетом вышесказанного становится понятно, почему Международная конференция по проблеме климата, состо­явшаяся в Копенгагене (Дания) в декабре 2009 г, не пришла к согласованному мнению по вопросу влияния на климат парникового эффекта техногенного происхождения.000000000000000 00000Проблема озонового слоя. В 1985 г. в Вене была принята Конвенция об охране озонового слоя, а в 1987 г. в Монреале подписан международный Протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ. Протокол предусматривал со­кращение выбросов фреонов: на 20%  –  в 1993 г. и еще на 30 %  –  к 1998 г. Данные мониторинга показывают, что, не­смотря на ограничительные меры, принятые мировым сооб­ществом в рамках Венской конвенции и Монреальского протокола, озоновый слой продолжает истощаться с более высокой интенсивностью, чем предполагалось: в пределах 0,5  –  0,7 % в год от общего содержания. В отдельных районах количество озона в стратосфере сократилось в еще большей степени; в частности, в Антарктиде за период 1979  –  1992 гг. –  примерно на 50 % (1 % уменьшения приводит к увеличению интенсивности ультрафиолетового излучения у поверхнос­ти Земли на 1,5 %).000000000000000000000000000000 00000Аномалии озона, как по уровню его дефицита, так и по размерам затронутой территории, наблюдались в России в 1995 и в 1998 гг. По данным Росгидромета, в феврале 1995 г. над всем Северным полушарием, а особенно над ря­дом районов Восточной Сибири, вплоть до Урала, зарегист­рировано рекордное уменьшение концентрации озона  –  до 400%, сохранявшееся в течение 25 суток. К середине марта в отдельных районах оно достигло 50 %. По сравнению с нача­лом десятилетия произошло смещение районов наибольшего дефицита озона из западных областей в Сибирь и Якутию.                                                                                                 00000Размер «озоновой дыры» над Южным полушарием в 1995 г. составил 10 млн. км2, что по площади равно Европе и в два раза больше той же «дыры» в 1993  –  1994 гг. В 1998 г. уменьшение концентрации озона над Антарктидой оказа­лось рекордным; весной площадь озоновой дыры превыша­ла 10 млн. км2, а осенью  –  25 млн. км2. Модельные оценки показывают, что снижения содержания «хлорина», приво­дящего к разрушению озонового слоя, можно ожидать лишь в следующем десятилетии.  00000Фреоновая гипотеза разрушения озонового слоя являет­ся доминирующей, однако ряд исследователей придержива­ются иной теории происхождения «озоновых дыр». Суть этой теории состоит в следующем: в ядре Земли растворено огромное количество водорода, который непрерывно про­рывается из недр через рифтовые разломы (рифты) и по­ступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы водород, а также поступающие через рифты метан и соединения азота взаимодействуют с озоном, образуя  «озоновые дыры». Если эта теория верна, то техногенные фреоны малоопасны для озонового слоя, а усилия и затраты на создание новой техники и заменителей фреонов  –  бессмысленны.00000000000000000000000 00000Проблема тропосферного озона. Тропосферный озон дол­гое время не привлекал к себе пристального внимания. Интен­сивные исследования начались в 1970-е гг., но лишь в конце 1980-х гг. она получила высокий приоритет. В этот период стало ясно, что для концентрации приземного озона харак­терна тенденция к росту. В начале XX в., по данным систе­матических озонометрических наблюдений, проведенных во Франции, она составляла 20 мкг/м3, а в 1980-х гг. в наи­менее загрязненных районах Западной Европы - уже 40 – 90 мкг/м3. Тенденцию к увеличению концентраций призем­ного озона объясняют антропогенными причинами – развитием теплоэнергетики, транспорта, химической про­мышленности и т.д., вызывающими рост эмиссии в атмо­сферу некоторых химических предшественников озона, в основном оксидов азота, соединений метана, оксида угле­рода, летучих органических соединений.00000000000000000000000000000000000000000000 00000Повышенные концентрации озона могут негативно вли­ять на здоровье человека (табл. 3.12).Сравнение с негатив­ным влиянием диоксида серы на растения показало, что влияние фотооксидантов значительно более существенно и, по мнению специалистов, является континентальной про­блемой для Европы.

Таблица 3.12

Воздействие фотохимических оксидантов (О3 и др.)                                                      0 на человека и растительность

Концент-трация оксидантов, мкг/м3 Экспо­зиция, ч Эффект воздействия
100 4 Повреждение растительности
200 Раздражение глаз
250 24 Обострение респираторных заболеваний                респираторных заболеваний заболевспираторных забозаболеваний
600 1 Ухудшение спортивных показателей             спортивных   пппппппппопоказателей

 

Радиоактивное загрязнение земного и околоземного про­ странства. Главными источниками радиоактивного загряз­нения окружающей среды являются испытания ядерного оружия, аварии на атомных электростанциях и на предприятиях, а также радиоактивные отходы. Естественная радио­активность, включая радон, также вносит вклад в уровень радиоактивного загрязнения.                                                                                                        00000Начало атомной эры человечества связывают с испыта­ниями ядерного оружия в США и СССР, которые впервые были проведены во второй половине XX в. (табл. 3.13).000000000000000000000000000000000000000000 00000В 1960-х гг. в атмосферу Земли поступило большое коли­чество радионуклидов, которые затем через пищу попадали в организмы людей. После заключения в 1963 г. Соглашения о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой) кон­центрация радиоактивных веществ в пище стала быстро сни­жаться.00000000                                                                                     00000Новым явлением, атрибутом XX в., стали аварии на атом­ных электростанциях. Первые аварии на АЭС и атомных предприятиях произошли в 1957 г.: в Уиндскейле (Великобри­тания) и на Южном Урале (предприятие «Маяк», СССР). В 1967 г. снова случилась авария на предприятии «Маяк», а в 1983 г., авария на атомной станции в Три-Майл-Айленде (США). Крупнейшей аварией XX столетия считают Черно­быльскую (1986 г.). Она не только привела к радиоактивно­му загрязнению огромных территорий, облучению многих миллионов людей, но и нанесла огромный моральный вред об­ществу, которое потеряло веру в надежность атомной энер­гетики в целом. В XXI в. крупная авария, по масштабам срав­нимая с чернобыльской, произошла в Фукусиме (Япония).

Таблица 3.13

                  Ядерные взрывы, произведенные в СССР и США

Загрязнение мусором околоземного космического простран­ства (ОКП). К настоящему времени бесконтрольное исполь­зование ОКП привело к его загрязнению огромным количе­ством мусора, состоящего из используемых технических средств. Опасность этого мусора уже начали осознавать спе­циалисты в области космических аппаратов, поскольку столк­новение с ним в космосе стало реальной угрозой. Фрагмен­ты космического мусора накапливаются на высотах более 400 км; они занесены в соответствующий каталог и за ними ведется постоянное слежение. Сейчас в ОКП находится (по данным из разных источников) от 6 до 8 тыс. каталогизиро­ванных объектов искусственного происхождения размером более 10 см, наблюдаемых с Земли. 00000Более половины каталогизированных объектов в ОКП являются следствием взрывов космических аппаратов и ступеней ракет-носителей. Существует, однако, большое количество мелких осколков, поток которых на много по­рядков превышает поток естественных метеорных тел. Это десятки тысяч фрагментов размером менее 10 см и сотни тысяч более мелких (менее 1 см) осколков «космического мусора». Согласно прогнозам, при нынешних темпах за­грязнения суммарное количество твердых частиц размером более 1 см вырастет за 100 лет более чем в два раза.0000000000000 00000Знание свойств ОКП необходимо для обеспечения на­дежной работы космических систем и безопасности космо­навтов.000000000000000000000000 00000Выделяют следующие виды воздействия человека на ОКП:0000000000000      000001) выброс химических веществ в результате работы ракетных двигателей;                                                                                                    000002) загрязнение твердыми фрагментами, космическим мусором (отработавшими спутниками, элементами стыковоч­ных узлов, разгонными блоками и т.п.);00000000000000000000000000000000000000000000000000000 000003)0проникновение загрязняющих веществ из приземной атмосферы;00          000004) радиоактивное загрязнение и жесткое излучение от ядерных энергетических установок, используемых на космических аппаратах.000000 00000Наиболее опасным с точки зрения изменения свойств ОКП считают выброс химических веществ. Специалисты считают, что сохранение ОКП как внешней защитной обо­лочки Земли возможно только при ограничении числа пус­ков и принципиального изменения технических средств и методов выведений космических аппаратов на орбиту.00000000000 000000В число мер по снижению техногенного воздействия на ОКП входят:0 00000000000000000000000000000000000000000000               000001) полный отказ от санкционированного подрыва отрабо­тавших космических аппаратов на орбите;0000000000000000000000000000000000000 000002)0оптимизация схем выведения на орбиту космических
аппаратов с использованием промежуточных орбит, снижающих негативные последствия запуска;000000000000000000000000000000000000000000000000 000003) повышение сроков активного существования и точности стабилизации космических аппаратов;000000000000000000000000000000000 000004) перевод отработавших космических аппаратов на орби­ты «захоронения», расположенные выше области геостационара и др.000000000 00000Есть основания считать, что в противном случае ОКП может оказаться полностью замусоренным.

           0

 3.5.0Минимизация0антропогенно-техногенных0опасностей

При анализе воздействий потоков, создаваемых челове­ком как личностью, следует иметь в виду, что негативное влияние собственно человека на природу и общество огра­ничено потреблением природных ресурсов, его незначитель­ной физической силой и естественными отходами. Даже в условии демографического взрыва это влияние не пред­ставляет пока серьезной угрозы для человечества и приро­ды нашей планеты.

Однако антропогенное негативное воздействие, возника­ющее из-за вероятных ошибочных действий операторов тех­нических систем или из-за преднамеренных отрицательных действий человека, обычно многократно усиливается ком­понентами техносферы, что и приводит к серьезным авари­ям и катастрофам (авария на ЧАЭС, разлив нефти в Мекси­канском заливе и т.п.).                                                                                                               00000Более заметна и достаточно негативна антропогенная де­ятельность при обращении с огнем и химическими вещест­вами, бытовыми отходами. Место возникновения и время реализации антропогенных и антропогенно-техногенных опасностей, как правило, предопределить довольно трудно. Очевидно только одно: там, где есть человек, всегда может возникнуть опасная ситуация.00000000000000000000000000000000000000000000000000 00000Минимально опасное взаимодействие человека с техни­кой достигается как за счет совершенствования техники, так и за счет учета антропометрических особенностей человека, сохранения его работоспособности правильным выбором режимов труда и отдыха; обучения и профессионального от­бора.0000000000000000000000000000000000000000000 00000Подготовка работающих. В соответствии с законода­тельством Российской Федерации работодатель обязан обеспечить инструктаж, обучение и проверку знаний работ­ником норм, правил и инструкции по охране труда. Преду­смотрено проведение пяти видов инструктажа.000000000 00000При поступлении на работу отдел охраны труда прово­дит вводный инструктаж.                                                                                               00000Перед первичным допуском к работе все принятые (в том числе учащиеся, проходящие производственную практику) непосредственно на рабочем месте проходят первичный ин­структаж по охране труда. Рабочие допускаются к само­стоятельной работе только после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов             ра­боты.                                                                                                                  00000После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж. Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:00000000000000000000000000000000000000000 000001) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил;                                                                                                           000002) инструкций по охране труда, а также изменений к ним;0000000000000 000003) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и00других00факторов,00влияющих00на00безопасность00труда;00000000000000004) при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии,0взрыву0или0пожару,0отравлению;00000000000000000000000000000000005) по требованию органов надзора;0000000000000000000000000000000 000006) при перерывах в работе – для работ, к которым предъ­являют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на0308календарных0дней,0а0для0ос­тальных0работ0–060дней.0000000000000 00000Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специаль­ности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовых рабо­ты вне предприятия, цеха и т.п.); при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы; при проведении экскурсий на пред­приятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).000000000000000000000000000000000000000000000000                     00000Минимизация антропогенно-техногенных опасностей до­стигается, если на объектах экономики используется только квалифицированный персонал. С этой целью на предприя­тиях создается специальная система обучения работников. Обучению и проверке знаний подлежат:000000000000000000000 00000а) руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, свя­занные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением надзора и технического контро­ля за проведением работ (например, на основании действующего правового акта Ростехнадзора России введено обязательное обучение руководителей и специалистов в области обеспечения экологической безопасности);00000000000000000000000000000000000000000 00000б)инженеры и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.0000000000000000000000000000000000000000 00000Дополнительные требования к обеспечению безопаснос­ти отдельными нормативно-правовыми актами по охране труда предусмотрены для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким ра­ботам относятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузоподъемных машин и лифтов, вы­полнение верхолазных, электрогазосварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, связанная с при­менением радиоактивных веществ, взрывчатых материалов, пиротехнических средств.0000000000000000000000000000000000000000000 00000Работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периоди­ческий медицинские осмотры в медицинском учреждении.000000000000000000000000000000000000000000 00000Профессиональный отбор операторов во многом связан с оценкой их профессиональной совместимости с техничес­кой системой. К операторам технических систем предъяв­ляются особые требования.000000000000000000 00000Критерием быстродействия оператора является время решения задачи, т.е. время от момента поступления сигнала до момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время  прямо пропорционально количеству перераба­тываемой человеком информации.0000000000000000000 00000Средняя скорость переработки единицы информации ха­рактеризует быстроту действий оператора и зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления. Обыч­но пропускная способность оператора составляет две – че­тыре единицы информации в секунду.00000000000000000000000000 00000Надежность оператора определяет его способность вы­полнять в полном объеме возложенные на него функции при определенных условиях работы. Надежность деятельности оператора характеризуют его безошибочность, готовность, восстанавливаемость, своевременность и точность.                                                                                                 00000Безошибочность оценивается вероятностью безошибоч­ной работы, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в целом на уровне всего объема работы. Ве­роятность Р безошибочного выполнения операций приме­нительно в фазе устойчивой работы определяется на основе статистических данных. Обычно Р = 0,9 – 0,995.0000000000000000000000000 00000Восстанавливаемость оператора оценивается вероятно­стью исправлений им допущенной ошибки. Этот показатель позволяет оценить возможность самоконтроля оператором своих дей­ствий и исправления допущенных0ошибок.00000000000000000000000000000000000000000000000 00000Своевременность действий оператора оценивается веро­ятностью выполнения задачи в течение заданного времени. Эта вероятность может быть определена по статистическим. 00000000000000000000000000000000000 00000Точность – степень отклонения измеряемого операто­ром количественного параметра системы от его истинного значения. Количественно точность оценивается погрешнос­тью, с которой оператор измеряет, оценивает, устанавлива­ет или регулирует данный параметр.000000 00000Значение показателей, превысившее допустимые преде­лы, является ошибкой, что следует учитывать при оценке надежности оператора.0000000 00000Профессиональный отбор работающих по отдельным спе­циальностям (шоферы, лица, работающие на высоте, опера­торы и др.) предусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному вы­полнению работ. Особое внимание при этом уделяется уче­ту физических возможностей, антропометрических данных (рост, длина рук и т. п.), психофизиологических данных (тем­перамент, способность к концентрации внимания, к воспри­ятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие психологическая устойчивость и т.п.).0000000000000000000000 00000Профессиональный психологический отбор работников ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обу­чения. Профессиональная пригодность определяется поло­жительной мотивацией к данной специальности; высоким порогом ощущения опасности; быстротой реакции на экстре­мальную ситуацию, хорошим глазомером, устойчивостью, концентрацией и распределением внимания; нормальным состоянием двигательного аппарата, высокой пропускной способностью анализаторов и т.д.0000000000 00000Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структур­но-логического объема памяти, способности к концентра­ции внимания как одномоментно, так и в течение рабочего  дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переклю­чению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визу­альную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления, с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту ин­формацию по памяти.00000000000000000000000 00000Особое внимание обращается на изучение быстроты реак­ции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирова­ния. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в част­ности, зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разра­ботаны и тесты на исследование глазомера.000000000000000000000000000000000000000000000 00000Специфика отдельных технологических процессов предъ­являет дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здо­ровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках медицинских освидетельствований, которые проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при рабо­тах с повышенной опасностью травмирования. Система ме­дицинских осмотров определена приказами Минздравсоцразвития России. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на работу, и периодические, в ее про­цессе, освидетельствования, цель которых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе.000000000000000000  00000Подготовка инженерно-технических работников (ИТР). Для успешной реализации мер по сохранению жизни и здо­ровья людей, работающих и проживающих в условиях техно­сферы, значительную, если не сказать определяющую, роль играет уровень знаний каждого человека об опасностях ок­ружающего мира и способах защиты от них.00000000000000000000000000 00000Ныне действующая система подготовки учащихся сред­них школ, студентов колледжей и вузов, а также специали­стов в области безопасности и защиты окружающей среды создана в России в 1990-е гг. Сегодня она включает изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) учащимися средней школы и дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» студентами, а также под­готовку ИТР по направлениям «Безопасность жизнедеятель­ности» и «Защита окружающей среды». В настоящее время такая подготовка ведется в более чем 200 вузах страны. В вузах педагогического профиля ведут подготовку учите­лей курса ОБЖ. С сентября 2011 г. вузы РФ начали подго­товку бакалавров и магистров по укрупненному направле­нию «Техносферная безопасность». В рамках нового ФГОС ВПО по укрупненному направлению «Техносферная безо­пасность» заявлены следующие профили подготовки бакалав­ров: безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопас­ность технологических процессов и производств, зашита в чрез­вычайных ситуациях, пожарная безопасность, инженерная защита окружающей среды, охрана природной среды и ресур­сосбережение, управление устойчивым развитием.0000000000000000000000        00000Подготовка научных работников. Научные организации и высшие учебные заведения страны постоянно ведут под­готовку кандидатов и докторов наук для человеко- и природозащитной деятельности. В номенклатуре научных специ­альностей высшей аттестационной комиссии есть две группы: 03.00.15 «Экология» и 05.26.00 «Безопасность дея­тельности человека».                                                                                                                            00000В период с 2000 по 2006 г. только по группе специально­стей 05.26.00 были успешно выполнены, защищены и утверж­дены ВАК более 120 диссертаций на соискание степени док­тора наук.0000000000000000000000000 00000В настоящее время в России организованы и ведут работу более 60 диссертационных советов по направлению 05.26.00 «Безопасность деятельности человека» и около 30 советов по направлению 03.00.15 «Экология».

 



Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.