Некоторые аспекты управления рисками потребительского кредитования Банком Русский стандарт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Каким образом Банк Русский стандарт защищается от кредитного риска или риска контрагента? Первый рубеж «обороны» — скоринговая система, которая является собственной разработкой специалистов банка. При создании и написании алгоритмических и программных средств банк руководствовался опытом западных консультантов. Но, в конечном итоге, эту систему создали российские специалисты.

Массовый характер, который предполагает потребительское кредитование в данном варианте, поставил перед скоринговой системой задачи высокой пропускной способности. В настоящее время в пиковые дни количество обращений в скоринго-вой системе составляет до 50 тысяч. Одобряются 70-80% заявок практически в он-лайновом режиме. Она обладает высокой степенью централизации и автоматизации. Все кредитные решения вне зависимости от региона России, где мы выдаем кредиты, принимаются централизовано в Москве. В банке скоринговая система единая.

Скоринговая система принимает решение не только о платежеспособности клиента, но и способна рассчитать дифференцированный кредитный лимит, исходя из данных, которые заемщик указывает в своей анкете, которая содержит не более 20 вопросов. Она содержит достаточно полную информацию о заемщике. На основании накопленной статистики можно судить по тому или иному риску профиля заемщика, исходя из того, как на вопросы ответил клиент.

Идеальный риск-профиль заемщика - замужняя женщина средних лет, которая имеет 2-х детей. Худшим риск-профилем будет обладать холостой молодой человек до 25 лет.

Решение кредитных линий до 30 тысяч рублей принимается полностью автоматизировано, без участия человека. Максимальное время принятия кредитного решения -15 минут. От 30 до 100 тысяч рублей — кредитная линия рассчитывается со скоринговой системой, но при этом просматривается кредитным офицером вручную. В случае необходимости он корректирует решение. Свыше 100 тысяч рублей все кредитные решения принимаются вручную кредитным офицером.

Учитывая средний размер кредита - 11-12 тысяч рублей, банк имеет 90-95% заявок, которые принимаются полностью автоматически.

Скоринговая система - достаточно сложный информационно-аналитический комплекс, который позволяет отслеживать поведение каждого конкретного заемщика и автоматически регулировать. Если в банке есть заложенный норматив риска, который принимается в начале года и заложен в бизнес-планы банка, допустим потери по кредитному портфелю не более 4% годовых, скоринговая система автоматически рассчитывает пропускную способность таким образом, чтобы она соответствовала в конечном итоге нормативу кредитного риска 4% годовых.

По мере накопления статистической информации скоринговые параметры постоянно изменяются. Что именно меняется? Существует громадный блок финансовой отчетности, в котором анализируются результаты каждого пула выданных кредитов в зависимости от срока, ставки, месяца выдачи.

Анализируются кредиты в зависимости от цели покупки. Выделяются товары дефолтные и недефолтные. Первые, как правило, это мобильные телефоны или подержанное авто. Наименее дефолтные это телевизоры, холодильники.

Контролируется также продажу кредитов в разрезе каждой торговой точки. Их делят на более дефолтные или обладающие более высокой степенью риска.

И также контролируются продажи через агентов банка, либо агентов торговых точек, которые по соглашению с банком работают по выдаче кредитов.

Скоринговая система регулирует все эти параметры в разрезе собственных кредитов в зависимости от типа, срока, торговой точки, где был выдан кредит, от цели покупки, агента, который представляет кредит. Она контролирует автоматически пропускную способность в зависимости от нормы дефолтности в разрезе каждой из этих групп.

Помимо фронтовой системы, банк уделяет большое внимание системе сбора долгов. Русский стандарт постоянно совершенствует процедуру сбора просроченных задолженностей и несмотря на то, что он имеет опыт, постоянно открываются все новые аспекты, достаточно любопытные. В настоящий момент пришли к тому, что в банке создана четырехуровневая система сбора долгов.

Почему это необходимо? Дело в том, что собственную службу сбора просроченных задолженностей можно увеличивать. Нужно найти правильный баланс между суммой просроченной задолженности к срокам, на которые она просрочена, и количеством времени и способами взыскания этой задолженности.

На стадии первого пропущенного платежа, а в банке кредиты имеют ежемесячные выплаты, например пропущенный платеж задержан на 30 дней. Как правило, специалисты банка ограничиваются телефонным звонком, где напоминают клиенту о том, что он должен заплатить банку определенную сумму и говорят о том, где он может это сделать.

На стадии второго просроченного платежа следует телефонный звонок, где ему в вежливой и мягкой форме напоминают о том, что он должен банку сумму и уже предупреждают о возможных штрафных санкциях со стороны банка. И вплоть до возможного судебного преследования.

Если клиент пропускает подряд три платежа, банк разрывает с клиентом отношения в одностороннем порядке. Высылает клиенту заключительный счет, в котором предлагает клиенту в 30-дневный срок заплатить всю сумму основного долга, проценты и штрафы. При необходимости с клиентом происходит личный контакт сотрудников сбора просроченных задолженностей банка.

Если клиент и в этом случае отказывается погасить кредит, то дело этого клиента попадает в аналитическую службу, которая создана при подразделении сбора просроченных задолженностей в банке, она и решает судьбу должника.

Если она признает его безнадежным для взыскания, в таком случае он просто по определенным процедурам уходит на списание против резервов. В случае, если есть вероятность взыскания части или всей суммы долга, то такие долги передают в организацию банка - агентство по сбору долгов.

Агентство по сбору долгов применяет все возможные легальные методы для взыскания просроченной задолженности - реструктуризацию, либо судебное взыскание.

В случае, если агентство не отрабатывает долг в течение полугода, он признается безнадежным и возвращается обратно на баланс банка для списания.

И еще о рентабельности этого бизнеса. Очень интересный бизнес и не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Маржа действительно падает. Чтобы поддерживать рентабельность важно не только грамотно управлять рисками, но и найти правильное решение для выхода на этот рынок.

Рынок емкий, на нем хватит места еще 5-6 крупным игрокам. Это несмотря на уже существующих конкурентов. Но чтобы правильно распределить усилия, надо предусмотреть множество нюансов. Банк Русский стандарт выбрал легкое решение для регионов — открывает представительства, а не филиалы. В этом есть и свои минусы, но с точки зрения затратной части банк видит больше плюсов.

Большинство функций, таких как IT-решения, скоринговая система, коллцентр - сосредоточены в Москве. Регионы выполняют функции центров продаж кредитов. В решении нужны продвинутые IT-системы, и банк имеет высокую степень автоматизации. Если 2 года назад часть кредитных решений передавалась по факсу, то теперь агент, сидящий в магазине, заводит анкеты в компьютер, и заявка, которая оформляется в Новосибирске, оказывается в Москве через пару минут и уже принимается кредитное решение.

Какие есть еще подводные камни в этом виде бизнеса? Он носит ярко выраженный сезонный характер. В ноябре-декабре происходит всплеск продаж, связанных с новогодними праздниками. На декабрь банк должен иметь огромный объем ресурсов, который достаточно краткосрочен.

В первой половине года наступает спад и к середине года традиционно наступает период переликвидности. Необходим быстрый доступ к достаточно коротким и значительным ресурсам.

Все это оказывает влияние на ликвидность и определяет характер ее колебаний.

Банк «Русский стандарт» успешно решил эту проблему путем сотрудничества с международными организациями, в частности, в июле было заключено партнерское соглашение с группой компании «Сити лен», эта компания - лидер потребительского кредитования в Европе. На паритетных основах Банк Русский стандарт и «Сити лен» будут вести бизнес, 50% акций останется в распоряжении текущего собственника Банка Русский стандарт, 50% акций будет у «Сити лена». Технологии скоринговой системы были просмотрены и одобрены представителями «Сити лена».

Сегодня Банк Русский стандарт ожидает их интеграцию в систему риск-менеджемента группы в целом без каких-то существенных изменений в действующих технологиях. Очень актуальная проблема для любого финансиста по потребительскому кредитованию - найти подходы к формированию резервов. Инструкция 62А, как утверждает А.Меленкин, начальник управления Банка Русский стандарт, абсолютно не подходила этому кредитному учреждению. Действующее же с 01 августа 2004 года Положение Банка России №254-П качественно изменило работу по формированию резервов на возможные потери по ссудам. По мнению менеджеров Банка Русский стандарт, формировать резерв по пулу однородных ссуд - наиболее эффективный инструмент в управлении кредитным риском В настоящее время в банке формируется резервы на основании вероятной статистической модели, которая прогнозирует потери на год вперед.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 339.