а) определение предельного срока, по истечении которого прекращается всякая связь;
б) поддержка третьей стороны, настаивающей на внесенном предложении или условиях;
в) привлечение посредника, который:
—идет лишь на ограниченные уступки в связи с недостатком полномочий;
—знает еще до начала переговоров, как далеко он может пойти на уступки;
—должен выяснить, насколько твердую позицию занимает противоположная сторона;
г) привлечение агента — профессионального негоцианта, который владеет всеми тонкостями тактических приемов (его вознаграждение зависит от размера выторгованной им продажной цены);
д) публичные заявления. При наличии открытого блефа партнеру по переговорам трудно что-либо противопоставить;
е) строгое придерживание принципа или курса. Принципы довольно легко создаются, но оппоненту очень трудно с ними бороться;
ж) ссылка на прецедент;
з) вступление в сговор с оппонентом против третьей стороны;
и) упрямство, упорное настаивание на своей позиции без всяких уступок, если известно о зависимости оппонента;
к) ссылка на наличие другой, альтернативной возможности, на наличие других предложений;
л) затяжка времени:
—откладывание переговоров;
—ссылка на якобы имеющиеся неясности;
—необходимость предварительной консультации со специалистами;
—переход к другой теме;
— пускать пыль в глаза, рассказывать длинные истории; м) угроза или имитация угрозы, также являющейся формой блефа;
н) ссылка на отсутствие твердых гарантий:
—нет возможности для контроля выполнить принятые договоренности;
—нет возможности использовать какие-либо санкции в случае нарушения договора;
—нельзя исключить возможность надувательства;
—нет возможности принимать ответные меры.
Деловые дискуссии
Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы деловой дискуссии:
1) вступление в контакт;
2) постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);
3) уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;
4) выдвижение альтернативных вариантов;
5) конфронтация участников;
6) обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;
7) установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.
Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (т.е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего. Он должен:
1 — сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).
Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; 2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; 3) выбор оптимальной альтернативы.
2 — установить время дискуссии (20—30—40 минут или более);
3 — заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия);
4 — добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;
5 — организовать обмен мнениями (желающим или по кругу);
6 — активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);
7 — собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);
8— не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);
9—- уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;
10 — помогать группе прийти к согласованному мнению;
11 — в конце — четкое подведение итогов, формулировка выводов, решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами; следует подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.