Вопрос 1. Понятие общения. Этапы процесса общения. Функции общения. Виды и уровни общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Общение (в широком смысле) — любая форма контак­тов между людьми.

Коммуникация — это процесс взаимного обмена информа­цией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только пе­редается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Межличностные отношения сосредоточены в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.

Понятие общения изучается различными науками. Социоло­гия рассматривает общение как человеческие контакты, приво­дящие к социальным результатам и последствиям. Лингвисти­ка изучает язык, речь, слова и термины, как инструмент коди­рования и декодирования информации.

2. Этапы процесса общения

На первом этапе восприятия человек, видящий другого, идентифицирует его по полу, возрасту, внешним характеристикам и т.д.

В соответствие с осо­бенностями процесса сознания человеческий мозг производит «сортировку» полученной от органов чувств информации.

Поскольку восприятие и память че­ловека носят ассоциативно-образный характер, то ранее полу­ченная информация как бы притягивает новую информацию по принципу «подобное — к подобному».

Этот процесс можно назвать «стереотипизацией».

Второй этап процесса общения — это бессознатель­ная «рефлексия». Рефлексия есть способность сознания чело­века сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте общения. После того, как прошла стереотипизация, то включаются механизмы реакции на контактера. Человек сознательно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслаб­ляется, рад общению и готов к самораскрытию.

Общение как деятельность свойственна ряду профессий. По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секрета­ри. менеджеры по связям с общественностью, преподаватели. служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения в той или иной степени частоты. И наоборот — результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.

3. Функции общения.

1. Контактная функция — установление контакта как состояния

обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и под­держанию взаимосвязи.

2. Инструментальная функция характеризует общение как соци­альный механизм управления и передачи информации, необ­ходимой для исполнения действия.

3. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

4. Функция самовыражения или понимания определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

5. Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

6. Функция оказания влияния — изменение состояния, поведе­ния, личностно-смысловых образований партнера.

7. Информативная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

8. Эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмо­циональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний.

9. Статусоопрёделяющая функция — выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.

4. Виды и уровни общения

По целям общение делится на биологическое и соци­альное.

Биологическое общение — общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укреп­ления межличностных контактов, установления и развития меж­персональных отношений, личностного роста.

Уровни общения

1. Макроуровень массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах — в толпе, на митингах и ше­ствиях, на региональном, национальном вплоть до общече­ловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.

2. На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах между подразделениями.

3. Микроуровень общения — это общение межличностное, под­разумевающее известную психологическую близость парт­неров.


Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

 

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший инте­рес к нему и не скрывают этого.

 

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания лично­сти собеседника обходятся знанием его социальной роли. 

 

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но ин­тересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

 

5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

 

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

7) Светское общение. Суть светского общения в его бес­предметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение зак­рытое, потому что точки зрения людей на тот или иной воп­рос не имеют никакого значения и не определяют характе­ра коммуникаций.


Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт — «соблю­дай интересы другого»;

2) одобрение, согласие — «не пори­цай другого», «избегай возражений»;

3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип ка­чества информации— «не ври»;

4) принцип целесообраз­ности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

 

Если один собеседник ориентируется на принцип веж­ливости, а другой — на принцип кооперативности, они мо­гут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласова­ны и соблюдаться обоими участниками.

 

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности, связанной с производством какого-либо продук­та или делового эффекта. При этом стороны делового об­щения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический харак­тер, оно проявляется на разных уровнях социальной систе­мы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоце­лью, а служит средством для достижения каких-либо дру­гих целей.

 

В деловом общении предметом общения является дело.

 

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

—общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

—основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.



Вопрос 2. Средства общения

 

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения друго­го человека, выполняющие выразительно-регулятивную фун­кцию в общении.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.