1. Общение (в широком смысле) — любая форма контактов между людьми.
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Межличностные отношения сосредоточены в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.
Понятие общения изучается различными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Лингвистика изучает язык, речь, слова и термины, как инструмент кодирования и декодирования информации.
2. Этапы процесса общения
На первом этапе восприятия человек, видящий другого, идентифицирует его по полу, возрасту, внешним характеристикам и т.д.
В соответствие с особенностями процесса сознания человеческий мозг производит «сортировку» полученной от органов чувств информации.
Поскольку восприятие и память человека носят ассоциативно-образный характер, то ранее полученная информация как бы притягивает новую информацию по принципу «подобное — к подобному».
Этот процесс можно назвать «стереотипизацией».
Второй этап процесса общения — это бессознательная «рефлексия». Рефлексия есть способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте общения. После того, как прошла стереотипизация, то включаются механизмы реакции на контактера. Человек сознательно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслабляется, рад общению и готов к самораскрытию.
Общение как деятельность свойственна ряду профессий. По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари. менеджеры по связям с общественностью, преподаватели. служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения в той или иной степени частоты. И наоборот — результатом общения зачастую становятся какие-то поступки, деятельность человека.
3. Функции общения.
1. Контактная функция — установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи.
2. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
3. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
4. Функция самовыражения или понимания определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
5. Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
6. Функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
7. Информативная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.
8. Эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний.
9. Статусоопрёделяющая функция — выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.
4. Виды и уровни общения
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое общение — общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межперсональных отношений, личностного роста.
Уровни общения
1. Макроуровень — массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах — в толпе, на митингах и шествиях, на региональном, национальном вплоть до общечеловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.
2. На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах между подразделениями.
3. Микроуровень общения — это общение межличностное, подразумевающее известную психологическую близость партнеров.
Выделяют следующие виды общения:
1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.
6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения:
1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;
2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;
3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».
Кодекс делового общения иной:
1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации— «не ври»;
4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
6) «умей слушать и понять нужную мысль»;
7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
В деловом общении предметом общения является дело.
Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
—общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
—основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Вопрос 2. Средства общения
Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.