РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Тема 1.1 Понятия определения в эксплуатации промышленного оборудования

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

        Согласно ГОСТ 25866 эксплуатация - стадия жиз­ненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. При этом под изделием пони­мается любой вид техники. Процесс эксплуатации включает в общем случае использование изделия по назначению, транспор­тирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Эксплуатация подразделяется на две составляющие: исполь­зование машин по назначению и техническую эксплуатацию.

Использование по назначению - это применение продукции (машины) для целей, предусмотренных техническими условиями и инструкциями, утвержденными поставщиком.

Техническая эксплуатация включает транспортирование, хра­нение, техническое обслуживание и ремонт машины.

Приведем некоторые термины, которые используются в нор­мативно-технической документации по эксплуатации техники.

Средства эксплуатации - здания, сооружения, технические устройства, в том числе инструмент, запасные части и эксплуа­тационные материалы, необходимые для эксплуатации машины.

Система эксплуатации - совокупность машин, средств экс­плуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила и порядок их взаимодействия, необходимая и достаточ­ная для выполнения поставленных задач.

Условия эксплуатации - совокупность факторов, действующих на машину при ее эксплуатации.

Предпродажная подготовка - целенаправленная деятельность юридических и (или) физических лиц, выполняющих перечень обусловленных работ, обеспечивающих соответствие машины установленным требованиям и передачу ее покупателю в исправ­ном (комплектном) состоянии.

Ввод в эксплуатацию - событие, фиксирующее готовность машины к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке. Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию также относят подготовитель­ные работы, контроль, приемку и закрепление машины за экс­плуатирующим подразделением.

Начало эксплуатации - момент ввода машины в эксплуа­тацию.

Ожидание использования по назначению - нахождение маши­ны в состоянии готовности к использованию по назначению, предусмотренное в нормативно-технической документации.

Хранение при эксплуатации (хранение) - содержание неис­пользуемой по назначению машины в заданном состоянии в от­веденном для ее размещения месте с обеспечением сохранности в течение заданного срока.

Транспортирование при эксплуатации (транспортирование) - перемещение машины в заданном состоянии с применением при необходимости транспортных и грузоподъемных средств, начи­нающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назна­чения.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправ­ного или работоспособного состояния объекта, а также восста­новлению ресурса объекта или его составных частей.

Техническое обслуживание - это комплекс операций, или опе­рация, по поддержанию работоспособного или исправного со­стояния объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. .

Технологическое обслуживание - комплекс операций по подго­товке машины к использованию по назначению, хранению, транс­портированию и приведению ее в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия.

Нормальная эксплуатация - эксплуатация машины в соответ­ствии с действующей нормативно-технической документацией.

Подконтрольная эксплуатация - эксплуатация с целью полу­чения дополнительной информации.

Лидерная эксплуатация - нормальная эксплуатация заданного числа машин, выделенных для более интенсивного расходования ресурса по сравнению с остальным парком.

Реальная эксплуатация - эксплуатация в сложившихся в экс­плуатирующей организации условиях.

Снятие с эксплуатации - событие, фиксирующее невозмож­ность или нецелесообразность дальнейшего использования по назначению или ремонта машины и документально оформленное в установленном порядке.

Конец эксплуатации - момент снятия с эксплуатации.

Технический сервис - целенаправленная деятельность юриди­ческих и физических лиц, не являющихся потребителями машин, по обеспечению эффективной и безопасной их эксплуатации. Это означает, что некая коммерческая структура, обладающая стату­сом физического или юридического лица и не являющаяся по­требителем (владельцем) техники, может на основании договора самостоятельно или совместно с ним проводить за определенную плату предпродажную подготовку, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт этой техники.

Фирменный метод технического обслуживания (фирменное обслуживание) - выполнение технического обслуживания пред- приятием-изготовителем.

Фирменный метод ремонта (фирменный ремонт) - выполне­ние ремонта предприятием-изготовителем.

Так как эксплуатация машин имеет своей целью реализацию, поддержание и восстановление качества, рассмотрим основные понятия качества и его взаимосвязь с эксплуатацией техники.

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обу­словленные или предполагаемые потребности потребителя в со­ответствии с назначением.

Свойство - объективная особенность продукции или услуги, которая закладывается при ее создании (выполнении) или про­является в процессе эксплуатации.

Показатели качества - количественная характеристика одно­го или нескольких свойств, определяющих качество.

Технико-экономическое понятие качества продукции или услуги охватывает только те ее свойства, которые связаны с возможностью удовлетворения определенных общественных или личных потребностей потребителя в соответствии с назначе­нием.

Любая продукция имеет множество различных свойств, кото­рые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или по­треблении. Причем термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а термин «потребление» - к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама. Условно свой­ства продукции можно подразделить на простые и сложные. На­пример, сложное свойство «надежность» определяется такими относительно простыми свойствами, как безотказность, долговеч­ность, ремонтопригодность, сохраняемость и др.

     Показатели качества количественно характеризуют пригод­ность продукции или услуги удовлетворять определенные по­требности. Номенклатура показателей качества зависит от назна­чения продукции или услуги и для продукции или услуги мно­гоцелевого назначения может быть очень разнообразной.

На рис. 1.1 приведена классификация показателей качества машин различного назначения.

       Классификация по характеризуемым свойствам включает комплекс эксплуатационных свойств машины, определяемых ее назначением. Машины разного назначения имеют различные комплексы эксплуатационных свойств. В каждом конкретном случае специалист, анализирующий эксплуатационные свойства машины, формирует требуемый комплекс, используя методоло­гию системного анализа. Рассмотрим некоторые из этих свойств.

Назначение машины - сложное свойство, включающее ряд свойств, характеризующих пригодность машины удовлетворять определенные потребности. Номенклатура этих свойств доста­точно хорошо известна специалистам.

Безопасность машины - свойство, обеспечивающее устранение или сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций при транспортировании, осуществлении рабочих процессов и техни­ческом воздействии на машину.

Эргономичность - свойство, определяющее удобство и лег­кость управления машиной и влияющее на общее состояние и работоспособность машиниста-оператора. Эргономичность явля­ется сложным свойством и включает физиологические, психоло­гические, антропометрические и гигиенические свойства.

Физиологические свойства характеризуют соответствие маши­ны силовым, скоростным и энергетическим, зрительным и слухо­вым возможностям машиниста-оператора или водителя.

Перегрузка снижает производительность труда человека, по­вышает число ошибок в процессе работы и предрасположенность к заболеваниям. Например, при увеличении часовых энергоза­трат машиниста дорожной машины с 420 до 2100 кДж/ч при­мерно в четыре раза снижается его производительность и в во­семь раз увеличивается относительное число ошибок, произво­димых им.

Согласно единым требованиям к безопасности и эргономич­ности конструкции дорожных машин усилия на их рычагах не должны превышать 60 Н, на педалях - 120 Н, рулевом колесе - 115 Н.

Психологические свойства характеризуют соответствие рабочего места имеющимся и вновь формируемым навыкам человека, а также возможность восприятия и переработки им информации. При этом оценка рабочего места производится по трем основным направлениям: размещение оператора; элементы, обеспечивающие получение необходимой для работы информации (сенсорное поле); органы управления (моторное поле).

 

 

Рис. 1.1. Классификация показателей качества машин

 

Возможность вос­приятия информации оценивается обзорностью фронта работы машины. При этом различают показатели обзорности в горизон­тальной и вертикальной плоскостях.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие органов управления, формы и размеров рабочего места размерам и форме тела человека. Экспериментальные исследования пока­зывают, что, например, работоспособность машиниста не менее чем на 15 % зависит от расположения органов управления.

Гигиенические свойства характеризуют уровни шума, вибра­ции, освещенности, температуры, влажности, запыленности, ток­сичности, т.е. уровни вредных факторов, воздействующих на ор­ганизм человека.

       Работающие машины являются источниками аэродинамиче­ского и структурного шумов. Аэродинамический шум создается системой газораспределения и охлаждения (вентилятором) дви­гателя, структурный шум возникает в результате колебаний ра­мы, трансмиссии и облицовки.

Вибрация, вызывающая механические колебания тела челове­ка, может привести к снижению его работоспособности и некото­рым изменениям в организме, влияющим на здоровье.

   На работоспособность машиниста влияет также микроклимат в производственном помещении, т.е. температура, влажность, скорость движения воздуха, вредные примеси, запыленность. Допустимые значения этих величин должны быть регламенти­рованы.

Экологичность - свойство, характеризующее уровень воздей­ствия машины при ее эксплуатации на окружающую среду.

К экологическим показателям относятся создаваемый внеш­ний шум, содержание оксида углерода и углеводородов в отрабо­танных газах машин с бензиновыми двигателями, дымность от­работавших газов и выбросы вредных веществ дизельных машин, уровень создаваемых радиопомех. При выборе и определении этих показателей необходимо учитывать требования по охране окружающей среды.

Техническая эстетичность - свойство, характеризующее соче­тание технических и художественных решений в конструкции машины с целью удовлетворения психологических и эстетиче­ских потребностей человека.

Эстетические показатели отображают информационную выра­зительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. В настоящее время это наименее изученное эксплуатационное свойство, поскольку находится на стыке науки и искусства. Предполагается, что влияние эстетичности на эффективность работы машины осуще­ствляется через повышение продуктивности работы машиниста- оператора, а также через повышение конкурентоспособности са­мой машины.

Основными элементами технической эстетичности являются стилевое соответствие (соответствие моде); функционально­ конструктивная приспособленность; организация объемно-­пространственной структуры; чистота выполнения сочленений, скруглений, сопрягающихся поверхностей, фирменных знаков и указателей; цветовой колорит; качество покрытий и отделки по­верхностей, а также симметричность, ритм, контрастность, про­порциональность и композиция. Например, рациональной счита­ют окраску, уменьшающую утомление глаз и сокращающую вре­мя их адаптации, а также исключающую появление отблесков солнечных лучей.

Универсальность - свойство, характеризующее возможность использования машины с различными сменными рабочими эле­ментами.

Универсальность позволяет использовать машину всесезонно на различных основных и вспомогательных работах, тем самым увеличивая коэффициент ее использования в течение года, и оп­ределяется временем замены и количеством сменных рабочих элементов. При этом предпочтительно наличие в машине автома­тизированных сцепных устройств, позволяющих заменять рабо­чие элементы без выхода оператора из кабины.

Информативность - свойство, характеризующее возможность получения оператором информации о состоянии, режимах рабо­ты машины и предаварийных ситуациях непосредственно в ка­бине машины.

Определяется это свойство наличием в машине средств встро­енной диагностики с выводом информации на бортовые прибо­ры, а также бортовых компьютеров, способных фиксировать ин­формацию, управлять машиной в рабочем режиме и выдавать информацию на дисплей и в виде распечаток для проведения финансовых расчетов с оператором.

Классификация по методам определения показателей качества машин включает в себя различные аналитические и эксперимен­тальные методы определения численных значений этих показа­телей.

Измерительный метод основывается на использовании раз­личных технических средств и служит для определения единиц физических или химических величин, характеризующих качест­во, например массы машины, скорости движения, концентрации вредных веществ, размеров кабины, усилий на рычагах.

Регистрационный метод основывается на наблюдениях и под­счете числа определяемых событий, предметов или затрат, на­пример, отказов изделий при испытаниях и эксплуатации.

Расчетный метод базируется на использовании существую­щих теоретических и (или) эмпирических зависимостей между различными показателями качества и применяется для определе­ния тех показателей, измерение которых другими методами при­водит к значительным затратам средств или опасно для здоровья и жизни испытателей.

Органолептический метод основывается на восприятии ин­формации органами чувств человека и анализе полученных ощущений на основе имеющегося опыта. При этом возможно использование технических средств, повышающих восприимчи­вость и разрешающую способность органов чувств человека, на­пример, лупы, микроскопа и др. Используется для определения качества лакокрасочных покрытий, наличия устройств, перечис­ленных в паспорте машины, работоспособности приборов и средств фиксации дверей, кабины и капотов, регулируемости кресел оператора и т.д.

Экспертный метод основывается на решениях, принимаемых экспертами в результате анализа, проводимого по определенной методике. Используется, например, при оценке показателей тех­нической эстетичности или коэффициентов весомости различных показателей качества (т.е. количественной характеристики зна­чимости данного показателя качества относительно других показателей).

Социологический метод базируется на анализе мнений факти­ческих или возможных покупателей машин и осуществляется посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, а также путем проведения конференций, совещаний, выставок. Наиболее часто применяется при оценке качества услуг.

Классификация по числу характеризуемых свойств подразде­ляет показатели качества на единичные, характеризующие одно свойство (например, подачу насоса);

 - комплексные, определяющие несколько свойств (например, показатель мощности насоса, ха­рактеризующий ряд свойств);

- групповые, относящиеся к опреде­ленной группе свойств (например, к эргономическим);

 - обобщен­ные, т.е. групповые показатели с коэффициентами весомости, выбранные для оценки конкретной машины, и интегральные, являющиеся отношением суммарного полезного эффекта от экс­плуатации машины к суммарным затратам на ее создание и экс­плуатацию.

Классификация по способу выражения включает выражение показателей качества в единицах физических величин, т.е. Н, м/с, кВт и др. (например, показателей назначения); в баллах (напри­мер, при оценке показателей технической эстетичности); безраз­мерными коэффициентами (при оценке показателей надежности) и стоимостными единицами (при оценке экономических показа­телей).

В соответствии с классификацией по стадии применения на разных этапах жизненного цикла машины доминируют различ­ные показатели качества. На этапе выдачи технического задания в результате прогнозной оценки получают прогнозируемые пока­затели. На этапе проектирования главными являются показатели унификации и патентоспособности. При производстве машины наиболее важен показатель технологичности, а в процессе экс­плуатации - показатели назначения, безопасности, надежности, эргономичности, экологичности, технической эстетичности, эко­номичности.

Базовыми являются значения показателей, принятые за осно­ву при сравнительной оценке качества. Это могут быть значения показателей лучших зарубежных и отечественных образцов, о качестве которых имеются достоверные данные, а также значе­ния показателей качества в некоторый предыдущий период вре­мени или планируемые значения показателей перспективных образцов, найденные экспериментально или теоретическими ме­тодами. Возможно в качестве базовых применение показателей, заданных в государственных стандартах, отраслевых стандартах, технических условиях и других нормативных документах.

Отношение значения показателя качества оцениваемой про­дукции к базовому является относительным показателем ка­чества и выражается в безразмерных коэффициентах или про­центах.

На основе анализа показателей качества разрабатываются сис­темы управления качеством. В настоящее время в России управ­ление качеством продукции машин и услуг базируется на серии международных стандартов ИСО 9000 «Управление качеством продукции» и на разрабатываемых на их основе отечественных стандартах.

Управление качеством - это методы и деятельность оператив­ного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Система качества - совокупность организационной структу­ры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечи­вающая осуществление общего руководства качеством.

Обеспечение качества - совокупность планируемых и систе­матически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция (машина) или услуга удовле­творяет определенные требования к качеству.

Программа качества - документ, регламентирующий конкрет­ные меры в области качества, распределение ресурсов и последо­вательность действий, относящихся к конкретной продукции (машине), услуге, контракту или проекту.

На современном этапе развития РФ, когда вопросы качества продукции вводятся в ранг государственной политики, разработ­ка систем управления качеством эксплуатации машин является крайне актуальной.

 

Тема 1.2 Подготовка промышленного оборудования к эксплуатации.

 

ПРИЕМКА ОБОРУДОВАНИЯ

 

Вводу оборудования в эксплуатацию предшествуют: приемка; расконсервация; монтаж, пуск и регулирование; обкатка и контроль технического состояния.

Все новое оборудование, поступающее на предприятия любой формы собственности, должно быть принято комиссией с обяза­тельным составлением акта (накладной) приемки-передачи ос­новных средств. Если оборудование после приемки немедленно поступает в эксплуатацию, то в эту комиссию должен входить машинист (оператор, водитель), который будет на нем работать.

Предприятие, купившее импортное оборудование, заключает с фирмой-изготовителем или дилером контракт, в котором огова­риваются условия доставки, предпродажной подготовки, гаран­тийного и послегарантийного обслуживания.

При приемке нового и отремонтированного оборудования от транспортных предприятий по сопроводительным документам необходимо проверить число прибывших мест, целость упаковки и наличие пломб. При их повреждении соответствующие транс­портные места вскрывают и проверяют комплектность и сохран­ность оборудования и составных частей. Если при проверке об­наруживаются нехватка транспортных мест, отдельных составных частей оборудования и (или) их поломки, то составляется акт о приемке оборудования в присутствии представителя транспорт­ной организации. Согласно Постановлению Министерства путей сообщения РФ за нарушение сроков доставки, утерю или повре­ждение груза в пути следования отвечает отделение дороги пунк­та получения. Отделение дороги пункта отправления отвечает за своевременную отправку груза и правильность его расположения в вагоне или на платформе. Претензии получателя должны быть рассмотрены в течение месяца. За груз, утерянный полностью или не подлежащий восстановлению, отделение должно запла­тить всю его стоимость, указанную в сопроводительных транс­портных документах; при повреждении груза оплачивается толь­ко сумма нанесенного ущерба. В любом случае при утере или повреждении груза отделение железной дороги должно вернуть все предварительные платежи, внесенные за доставку.

При приемке оборудования проверяют наличие пломб и его комплектность в соответствии с паспортом (формуляром). Тре­бования по проверке комплектности изложены в руководстве по эксплуатации. Соответственно, проверяют наличие и комплект­ность эксплуатационной документации, поставка которой пред- приятием-изготовителем производится по согласованию с заказ­чиком и может содержать: руководство по эксплуатации (РЭ); инструкцию по монтажу, пуску, регулировке и обкатке (ИМ); формуляр (ФО) или паспорт (ПС); ведомость (ЗП); каталог де­талей и сборочных единиц (КДС); нормы расхода запасных час­тей (НЗЧ); нормы расхода материалов (НМ); учебно-техничес- кие плакаты (УП); ведомость эксплуатационных документов (ВЭ).

Далее проверяют соответствие оборудования в целом и от­дельных агрегатов руководству по эксплуатации, а также его техническое состояние.

Приемка оборудования, прошедшего капитальный ремонт на ремонтных предприятиях, производится в соответствии со сле­дующими требованиями:

Ø выдача оборудования из ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизи­рованных объектов, в котором отражается соответствие техниче­ского состояния и комплектности изделия требованиям норма­тивно-технической документации на ремонт, и делается соответ­ствующая запись в паспорте машины;

Ø технические характеристики, определяющие эксплуатацион­ные свойства оборудования и качество его ремонта, должны соответствовать нормам, представленным в ремонтной докумен­тации;

Ø ремонтное предприятие должно гарантировать работоспособ­ность оборудования в течение конкретных срока и (или) нара­ботки с момента ввода его в эксплуатацию при условии соблю­дения правил эксплуатации, установленных нормативно- технической документацией, утвержденной в установленном по­рядке;

Ø ослеремонтныи гарантийным срок и (или) послеремонтная гарантийная наработка оборудования должны быть указаны в ремонтной нормативно-технической документации, а гарантий­ные обязательства должны быть отражены в его паспорте.

При любой приемке оборудования особое внимание необхо­димо обращать на его комплектность и отсутствие поломок, т.е. на работу отдельных сборочных единиц, правильность регули­ровки и работу оборудования в целом.

По прибытии на предприятие оборудование собирают, прово­дят ТО и опробование (внешний осмотр, проверка работы без нагрузки). При внешнем осмотре проверяют техническое состоя­ние отдельных частей и оборудования в целом, а при работе без нагрузки - действие всех агрегатов.

Опробование оборудования проводит комиссия под председа­тельством главного механика. После этого на вновь поступающее оборудование составляют акт технического состояния.

В случае обнаружения при приемке оборудования неком­плектности, какого-либо дефекта, несоответствия показателей данным, указанным в паспорте или руководстве по эксплуатации, а также при преждевременном износе и выходе из строя обору­дования, его сборочных единиц и деталей составляют акт о вы­явленных дефектах оборудования и предъявляют его соответст­венно предприятию-изготовителю или ремонтному предприятию в порядке, установленном Положением о поставках продукции производственно-технического назначения.

Акт на новое или отремонтированное оборудование датирует­ся временем обнаружения недостатка приемочной комиссией и должен содержать следующие сведения: наименование предпри­ятия-потребителя, его почтовый и железнодорожный адреса, те­лефон, факс и другие средства связи с потребителем; наименова­ние, почтовый адрес и другие реквизиты предприятия- изготовителя или ремонтного предприятия; наименование и мар­ку оборудования или сломанной сборочной единицы; заводской номер; дату отгрузки и получения оборудования потребителем, дату начала работы оборудования; характер выявленного недос­татка, причины и требуемые, по мнению комиссии, для его уст­ранения технические воздействия; предложения по возможности устранения недостатка силами потребителя за счет производи­теля или ремонтного предприятия. Подписывается такой акт руководителем предприятия потребителя и членами приемочной комиссии. Обнаруженные при приемке оборудования дефекты устраняются предприятием-изготовителем или ремонтным пред­приятием.

Если оборудование поступило из другого предприятия, то в акте техсостояния дополнительно указывают его наработку с на­чала эксплуатации, сколько раз подвергалось капремонту и TP, время проведения последнего капремонта и техническое состоя­ние отдельных агрегатов и оборудования в целом.

Расконсервация оборудования, поступающего на эксплуати­рующее предприятие, производится в соответствии с требова­ниями предприятия-изготовителя, изложенными в руководстве по эксплуатации.

На основании акта техосмотра, транспортных и других доку­ментов бухгалтерия ставит оборудование на баланс предприятия, включает в списочный состав и присваивает ему инвентарный номер. В формуляре (паспорте) машины делают записи о посту­плении ее на предприятие и о назначении машиниста с указани­ем даты и номера приказа.

Инвентарный номер присваивается машине в течение пяти дней с момента приемки ее комиссией. При этом номер наносит­ся краской.

Каждая машина должна иметь паспорт (формуляр), который подлежит строгому учету. В паспорте должны быть указаны дата поступления машины на предприятие, ее инвентарный и госу­дарственный номера, фамилия машиниста (оператора), за ко­торым она закреплена, сведения о рекламациях и результатах проверки, а также сведения о наработке, дефектах при эксплуа­тации, технических обслуживаниях и ремонте. Ответственность за правильное ведение паспорта несет главный механик пред­приятия.

После получения инвентарного номера грузоподъемные ма­шины и сосуды, работающие под давлением (компрессоры, реси­веры, паровые котлы и др.), до ввода их в эксплуатацию должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора, а самоход­ные машины на базе автомобильных шасси - поставлены на учет в Государственной инспекции по безопасности дорожного дви­жения (ГИБДД) в пятидневный срок. Регистрация производится по письменному заявлению предприятия и паспорту машины. Полученные при этом автомобильные номерные знаки закрепля­ются на отведенных для них местах. В дальнейшем машины пе­риодически предъявляются надзирающим организациям для про­верки их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Номерной знак меняют только при изменении ведомственной принадлежности предприятия. При сдаче в капремонт номерной знак остается на эксплуатирующем предприятии и после ремонта вновь устанавливается. Если взамен сданной машины в ремонт получена такая же из обменного фонда, то оставленный знак присваивают полученной с отметкой в книге регистрации.

Регистрации в Госгортехнадзоре подлежат грузоподъемные машины с грузоподъемностью более 1 т. Не подлежащим регист­рации машинам предприятие присваивает индивидуальные номе­ра и регистрирует в журнале учета грузоподъемных машин. Па­ровые котлы и сосуды, работающие под давлением >0,07 МПа, также регистрируют в органах Госгортехнадзора. Для надзора за эксплуатацией паровых котлов и сосудов предприятие назначает ответственное лицо из инженерно-технических работников.

Все паровые котлы и сосуды, регистрируемые и не регист­рируемые в органах технадзора, учитывают в специальной книге учета и освидетельствования сосудов. Она хранится у ответст­венного лица.

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ МОНТАЖА

Стоимость и продолжительность монтажа могут быть значительно уменьшены при внедрении прогрессивных ме­тодов организации и производства работ. При этом основными мероприятиями являются следующие:

качественное и заблаговременное выполнение всего объема подготовительных работ;

использование методов сетевого планирования, в частности для обеспечения параллельного выполнения максимального чис­ла монтажных операций, не связанных технологически.

Методы и способы монтажа оборудования для бурения сква­жин и нефтегазодобычи оказывают значительное влияние на ка­чество, сроки и стоимость производства монтажных работ. Их выбор проводится в составе проекта монтажа на основе технико- экономического сравнения возможных вариантов. При этом учи­тываются особенности конструкции машины, число и параметры (масса, габаритные размеры) блоков и элементов, в виде которых машина доставляется к месту монтажа, характеристики имеюще­гося грузоподъемного оборудования, ограничения на площади под монтаж и число рабочих, климатические условия. Различают следующие три основных метода монтажа.

Последовательный монтаж мелкими сборочными единицами. При этом на основании машины последовательно наращиваются стыкуемые сборочные единицы без существенного предваритель­ного укрупнения, т.е. почти в том виде, в котором они поступают к месту монтажа. Предварительной сборке на нулевой отметке подвергаются только небольшие агрегаты и механизмы машины. Важным преимуществом монтажа мелкими сборочными едини­цами является возможность обойтись достаточно простыми подъемными и транспортирующими средствами небольшой гру­зоподъемности: монтажными мачтами, самоходными кранами, автопогрузчиками, так как каждая устанавливаемая сборочная единица имеет сравнительно небольшую массу и габаритные размеры. Основной объем сборочных работ проводится непо­средственно на монтируемом объекте, что исключает необходи­мость в больших монтажных площадках.

Недостатками рассматриваемого метода являются большая длительность монтажа и нередко снижение его качества. Дли­тельность монтажа возрастает из-за необходимости последова­тельного выполнения работ, без совмещения их во времени. Кроме того, большая часть сборочных работ при монтаже многих машин выполняется на высоте, в стесненных условиях, сущест­венно снижающих производительность труда. По этой же причи­не трудно обеспечить высокое качество сборки, особенно сварки и клепки. Определенные сложности возникают при контроле ка­чества работы. Поэтому последовательный монтаж мелкими сбо­рочными единицами применяется вынужденно, при отсутствии подъемного оборудования большой грузоподъемности или огра­ниченных размерах монтажной площадки.

Последовательный монтаж укрупненными блоками предпо­лагает сборку на нулевой отметке достаточно крупных частей машины с последующей установкой в проектное положение. Укрупнение и установку каждого блока производят последова­тельно. На монтажной площадке требуется место только для од­ного укрупненного блока, что позволяет ограничиться неболь­шими ее размерами. Основной объем сборочных работ при мон­таже машины выполняется на нулевой отметке. Поэтому рас­сматриваемый метод обеспечивает по сравнению с предыдущим лучшее качество монтажа и более высокую производительность, хотя требуется дополнительная площадь для укрупнения блоков.

Параллельный монтаж укрупненными блоками характеризуется наиболее высокой производительностью и благоприятными усло­виями для обеспечения высокого качества монтажа. При этом монтажные блоки укрупняются на нулевой отметке одновремен­но (параллельно) в разных зонах монтажной площадки. Недос­татками метода являются необходимость в большой площади для монтажа, одновременная потребность в значительном количестве технологического оборудования и рабочей силы. Параллельный монтаж укрупненными блоками особенно эффективен и широко применяется при наличии большого фронта работ, когда монти­руются несколько однотипных машин. В этих условиях имеется возможность специализации звеньев слесарей-монтажников по сборке отдельных укрупненных узлов, т.е. дополнительного по­вышения производительности и качества работ.

Степень крупности блоков заводского изготовления лимити­руется транспортными габаритами, грузоподъемностью транс­портных средств и природными условиями, в которых осуществ­ляется перевозка оборудования к месту эксплуатации. Широко практикуется промежуточное укрупнение блоков на монтажных базах предприятий нефтегазовой отрасли.

Индустриализация монтажа оборудования получила повсеме­стное признание и поддержку на предприятиях нефтегазовой отрасли. Блочные методы строительства применяют на всех но­вых и реконструируемых объектах нефтяных и газовых месторо­ждений.

На базе новой организации строительно-монтажных работ удалось перейти к комплексному обустройству всего нефтяного или газового месторождения, что значительно ускоряет ввод ме­сторождения в эксплуатацию с почти одновременным освоением всего технологического цикла, в частности, сбора и переработки попутного газа, и снижает стоимость строительства (табл. 2.3).

Индустриального конструкции оборудования можно оценить коэффициентом индустриализации

где С - сметная стоимость объекта; См - стоимость монтажа объ­екта на строительной площадке.

 

Максимальный эффект индустриализации дает изготовление объекта целиком в одном блоке. В Западной Сибири налажен серийный выпуск блок-комплектных кустовых насосных станций и электростанций на стальных понтонах-основаниях.

Изготовленные на заводе станции после транспортировки буксиром по воде на любое расстояние вытаскивают на сушу и волоком перемещают к месту эксплуатации. Установка на суше очень выгодна, так как исключает трудоемкие работы по защите объекта от ледохода и вмерзания, неизбежных при установке станции на воде, упрощает конструкцию трубопроводов.

Коробчатая конструкция понтона обеспечивает жесткость ее основания и хорошую вибрационную характеристику. При транспортировке по суше качество монтажа оборудования не на­рушается. Насосную станцию с оборудованием мощностью до 400 кВт, частотой вращения ротора 3000 об/мин устанавливают прямо на грунт; балластировка коробки понтона не требуется. Давление основания на грунт всего 0,01-0,015 МПа, поэтому можно ограничиться только выравниванием площадки и подсып­кой в небольшом объеме.

 

Таблица 2.3

Экономическая эффективность крупноблочного изготовления оборудования

 

 

 

Способы монтажа зависят от особенностей конструкции мон­тируемого объекта и условий монтажа: в проектном положении или вне проектного положения. При монтаже в проектном поло­жении объект сразу же после завершения сборочных и регулиро­вочных работ оказывается в рабочем состоянии. Монтаж вне проектного положения ведется на отметке или в положении объ­екта, удобном для выполнения сборочных работ, например, мон­таж вертикальных мачт и башен в горизонтальном положении. Завершающей операцией является установка смонтированного объекта в проектное положение: например, подъем вышки в вер­тикальное положение и т.п.

Применяются следующие способы монтажа (рис. 2.9) объекта в проектном положении: надстройка, навесной монтаж и монтаж на вспомогательной эстакаде.

 

Надстройка (рис. 2.9, а) заключается в последовательном наращивании объекта по высоте, начиная с основания, укруп­ненными блоками или мелкими сборочными единицами. Спо­соб надстройки применяется для многоярусных вертикальных конструкций. Грузоподъемность монтажного оборудования оп­ределяется массой наиболее тяжелого сборочного элемента. Поэтому при монтаже мелкими сборочными единицами прак­тически всегда можно обойтись подъемными средствами неболь­шой грузоподъемности, что является важным преимуществом рассматриваемого метода. Естественная последовательность сборки облегчает контроль ее качества. Недостатками способа надстройки являются потребность в грузоподъемном оборудова­нии с большой высотой подъема и некоторое снижение произво­дительности, неизбежное при выполнении сборочных работ на высоте.

Навесной и полунавесной монтаж (рис. 2.9, б) чаще выполня­ется предварительно укрупненными блоками.

 

Рис. 2.9. Способы монтажа

 

 

Монтаж на вспомогательных эстакадах (рис. 2.9, в) проводится на клетях из шпал или разборных эстакадах с высотой, соот­ветствующей проектному положению монтируемого объекта. Этот способ монтажа применяется для конструкций пролетного типа. Достоинствами монтажа на вспомогательных эстакадах яв­ляются сравнительно небольшая грузоподъемность монтажного оборудования, наличие широкого фронта работ (можно одновре­менно собирать или устанавливать несколько блоков), возмож­ность достижения хорошего качества монтажа, освобождение на­земных коммуникаций и площадей в зоне монтажа. Существен­ным недостатком, ограничивающим применение этого способа, является удорожание и увеличение продолжительности монтажа посредством изготовления сложных и материалоемких вспомога­тельных эстакад.

Способ подстройки заключается в постепенном подъеме мон­тируемого объекта в проектное положение путем последователь­ного наращивания снизу, как это показано на рис. 2.9, г. Этот способ применяется для монтажа тех же объектов, что и способ надстройки, в частности, если недостаточна высота подъема имеющихся грузоподъемных средств. Монтаж способом под­стройки предполагает предварительное укрупнение монтируемых блоков. Для монтажа ряда объектов он весьма эффективен, так как все работы по стыковке блоков выполняются на небольшой высоте. Основным недостатком способа является потребность в подъемных устройствах большой грузоподъемности, близкой к силе тяжести всего объекта в целом.

Способ монтажа с последующим подъемом объекта в проект­ное положение отличается от предыдущих полной сборкой мон­тируемого объекта на нулевой отметке. Подъем его в проектное положение по существу является заключительной технологиче­ской операцией монтажа. Вертикальные конструкции монтиру­ются в горизонтальном положении. Применяют два основных способа подъема смонтированной конструкции. Конструкции, работающие в горизонтальном положении (мостовые краны, кон­соли), поднимают в проектное положение также горизонтально (рис. 2.9, Э) или с небольшим наклоном (в стесненных услови­ях). Вертикальные конструкции поднимают поворотом относи­тельно нижней опоры.

К достоинствам рассматриваемого способа относятся высокая производительность и качество монтажа, так как основные рабо­ты выполняются на небольшой высоте широким фронтом, улуч­шение условий труда и техники безопасности, возможность со­вмещать монтажные работы со строительными (устройство фун­даментов стационарных установок, опорных конструкций для мостовых кранов и т.п.), отсутствие необходимости в сооружении сложных вспомогательных эстакад, уменьшение объема такелаж­ных работ. Недостатки способа: необходимость в монтажных средствах большой грузоподъемности и высоты подъема, низкий коэффициент их использования, большие размеры монтажной площадки, сложность технологии подъема на большую высоту конструкций значительной массы и размеров.

При монтаже с последующей надвижкой (рис. 2.9, е) сборка объекта выполняется на проектной отметке, но в стороне от мес­та его использования. Для установки смонтированного объекта на рабочее место достаточно его горизонтального перемещения. Поэтому отпадает необходимость в монтажных средствах боль­шой грузоподъемности. Однако в ряде случаев монтаж прихо­дится выполнять на значительной высоте.

 

 

ПУСК ОБОРУДОВАНИЯ

В ЭКСПЛУАТАЦИЮ.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Тема 1.1 Понятия определения в эксплуатации промышленного оборудования

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

        Согласно ГОСТ 25866 эксплуатация - стадия жиз­ненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. При этом под изделием пони­мается любой вид техники. Процесс эксплуатации включает в общем случае использование изделия по назначению, транспор­тирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Эксплуатация подразделяется на две составляющие: исполь­зование машин по назначению и техническую эксплуатацию.

Использование по назначению - это применение продукции (машины) для целей, предусмотренных техническими условиями и инструкциями, утвержденными поставщиком.

Техническая эксплуатация включает транспортирование, хра­нение, техническое обслуживание и ремонт машины.

Приведем некоторые термины, которые используются в нор­мативно-технической документации по эксплуатации техники.

Средства эксплуатации - здания, сооружения, технические устройства, в том числе инструмент, запасные части и эксплуа­тационные материалы, необходимые для эксплуатации машины.

Система эксплуатации - совокупность машин, средств экс­плуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила и порядок их взаимодействия, необходимая и достаточ­ная для выполнения поставленных задач.

Условия эксплуатации - совокупность факторов, действующих на машину при ее эксплуатации.

Предпродажная подготовка - целенаправленная деятельность юридических и (или) физических лиц, выполняющих перечень обусловленных работ, обеспечивающих соответствие машины установленным требованиям и передачу ее покупателю в исправ­ном (комплектном) состоянии.

Ввод в эксплуатацию - событие, фиксирующее готовность машины к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке. Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию также относят подготовитель­ные работы, контроль, приемку и закрепление машины за экс­плуатирующим подразделением.

Начало эксплуатации - момент ввода машины в эксплуа­тацию.

Ожидание использования по назначению - нахождение маши­ны в состоянии готовности к использованию по назначению, предусмотренное в нормативно-технической документации.

Хранение при эксплуатации (хранение) - содержание неис­пользуемой по назначению машины в заданном состоянии в от­веденном для ее размещения месте с обеспечением сохранности в течение заданного срока.

Транспортирование при эксплуатации (транспортирование) - перемещение машины в заданном состоянии с применением при необходимости транспортных и грузоподъемных средств, начи­нающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назна­чения.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправ­ного или работоспособного состояния объекта, а также восста­новлению ресурса объекта или его составных частей.

Техническое обслуживание - это комплекс операций, или опе­рация, по поддержанию работоспособного или исправного со­стояния объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. .

Технологическое обслуживание - комплекс операций по подго­товке машины к использованию по назначению, хранению, транс­портированию и приведению ее в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия.

Нормальная эксплуатация - эксплуатация машины в соответ­ствии с действующей нормативно-технической документацией.

Подконтрольная эксплуатация - эксплуатация с целью полу­чения дополнительной информации.

Лидерная эксплуатация - нормальная эксплуатация заданного числа машин, выделенных для более интенсивного расходования ресурса по сравнению с остальным парком.

Реальная эксплуатация - эксплуатация в сложившихся в экс­плуатирующей организации условиях.

Снятие с эксплуатации - событие, фиксирующее невозмож­ность или нецелесообразность дальнейшего использования по назначению или ремонта машины и документально оформленное в установленном порядке.

Конец эксплуатации - момент снятия с эксплуатации.

Технический сервис - целенаправленная деятельность юриди­ческих и физических лиц, не являющихся потребителями машин, по обеспечению эффективной и безопасной их эксплуатации. Это означает, что некая коммерческая структура, обладающая стату­сом физического или юридического лица и не являющаяся по­требителем (владельцем) техники, может на основании договора самостоятельно или совместно с ним проводить за определенную плату предпродажную подготовку, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт этой техники.

Фирменный метод технического обслуживания (фирменное обслуживание) - выполнение технического обслуживания пред- приятием-изготовителем.

Фирменный метод ремонта (фирменный ремонт) - выполне­ние ремонта предприятием-изготовителем.

Так как эксплуатация машин имеет своей целью реализацию, поддержание и восстановление качества, рассмотрим основные понятия качества и его взаимосвязь с эксплуатацией техники.

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обу­словленные или предполагаемые потребности потребителя в со­ответствии с назначением.

Свойство - объективная особенность продукции или услуги, которая закладывается при ее создании (выполнении) или про­является в процессе эксплуатации.

Показатели качества - количественная характеристика одно­го или нескольких свойств, определяющих качество.

Технико-экономическое понятие качества продукции или услуги охватывает только те ее свойства, которые связаны с возможностью удовлетворения определенных общественных или личных потребностей потребителя в соответствии с назначе­нием.

Любая продукция имеет множество различных свойств, кото­рые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или по­треблении. Причем термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а термин «потребление» - к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама. Условно свой­ства продукции можно подразделить на простые и сложные. На­пример, сложное свойство «надежность» определяется такими относительно простыми свойствами, как безотказность, долговеч­ность, ремонтопригодность, сохраняемость и др.

     Показатели качества количественно характеризуют пригод­ность продукции или услуги удовлетворять определенные по­требности. Номенклатура показателей качества зависит от назна­чения продукции или услуги и для продукции или услуги мно­гоцелевого назначения может быть очень разнообразной.

На рис. 1.1 приведена классификация показателей качества машин различного назначения.

       Классификация по характеризуемым свойствам включает комплекс эксплуатационных свойств машины, определяемых ее назначением. Машины разного назначения имеют различные комплексы эксплуатационных свойств. В каждом конкретном случае специалист, анализирующий эксплуатационные свойства машины, формирует требуемый комплекс, используя методоло­гию системного анализа. Рассмотрим некоторые из этих свойств.

Назначение машины - сложное свойство, включающее ряд свойств, характеризующих пригодность машины удовлетворять определенные потребности. Номенклатура этих свойств доста­точно хорошо известна специалистам.

Безопасность машины - свойство, обеспечивающее устранение или сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций при транспортировании, осуществлении рабочих процессов и техни­ческом воздействии на машину.

Эргономичность - свойство, определяющее удобство и лег­кость управления машиной и влияющее на общее состояние и работоспособность машиниста-оператора. Эргономичность явля­ется сложным свойством и включает физиологические, психоло­гические, антропометрические и гигиенические свойства.

Физиологические свойства характеризуют соответствие маши­ны силовым, скоростным и энергетическим, зрительным и слухо­вым возможностям машиниста-оператора или водителя.

Перегрузка снижает производительность труда человека, по­вышает число ошибок в процессе работы и предрасположенность к заболеваниям. Например, при увеличении часовых энергоза­трат машиниста дорожной машины с 420 до 2100 кДж/ч при­мерно в четыре раза снижается его производительность и в во­семь раз увеличивается относительное число ошибок, произво­димых им.

Согласно единым требованиям к безопасности и эргономич­ности конструкции дорожных машин усилия на их рычагах не должны превышать 60 Н, на педалях - 120 Н, рулевом колесе - 115 Н.

Психологические свойства характеризуют соответствие рабочего места имеющимся и вновь формируемым навыкам человека, а также возможность восприятия и переработки им информации. При этом оценка рабочего места производится по трем основным направлениям: размещение оператора; элементы, обеспечивающие получение необходимой для работы информации (сенсорное поле); органы управления (моторное поле).

 

 

Рис. 1.1. Классификация показателей качества машин

 

Возможность вос­приятия информации оценивается обзорностью фронта работы машины. При этом различают показатели обзорности в горизон­тальной и вертикальной плоскостях.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие органов управления, формы и размеров рабочего места размерам и форме тела человека. Экспериментальные исследования пока­зывают, что, например, работоспособность машиниста не менее чем на 15 % зависит от расположения органов управления.

Гигиенические свойства характеризуют уровни шума, вибра­ции, освещенности, температуры, влажности, запыленности, ток­сичности, т.е. уровни вредных факторов, воздействующих на ор­ганизм человека.

       Работающие машины являются источниками аэродинамиче­ского и структурного шумов. Аэродинамический шум создается системой газораспределения и охлаждения (вентилятором) дви­гателя, структурный шум возникает в результате колебаний ра­мы, трансмиссии и облицовки.

Вибрация, вызывающая механические колебания тела челове­ка, может привести к снижению его работоспособности и некото­рым изменениям в организме, влияющим на здоровье.

   На работоспособность машиниста влияет также микроклимат в производственном помещении, т.е. температура, влажность, скорость движения воздуха, вредные примеси, запыленность. Допустимые значения этих величин должны быть регламенти­рованы.

Экологичность - свойство, характеризующее уровень воздей­ствия машины при ее эксплуатации на окружающую среду.

К экологическим показателям относятся создаваемый внеш­ний шум, содержание оксида углерода и углеводородов в отрабо­танных газах машин с бензиновыми двигателями, дымность от­работавших газов и выбросы вредных веществ дизельных машин, уровень создаваемых радиопомех. При выборе и определении этих показателей необходимо учитывать требования по охране окружающей среды.

Техническая эстетичность - свойство, характеризующее соче­тание технических и художественных решений в конструкции машины с целью удовлетворения психологических и эстетиче­ских потребностей человека.

Эстетические показатели отображают информационную выра­зительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. В настоящее время это наименее изученное эксплуатационное свойство, поскольку находится на стыке науки и искусства. Предполагается, что влияние эстетичности на эффективность работы машины осуще­ствляется через повышение продуктивности работы машиниста- оператора, а также через повышение конкурентоспособности са­мой машины.

Основными элементами технической эстетичности являются стилевое соответствие (соответствие моде); функционально­ конструктивная приспособленность; организация объемно-­пространственной структуры; чистота выполнения сочленений, скруглений, сопрягающихся поверхностей, фирменных знаков и указателей; цветовой колорит; качество покрытий и отделки по­верхностей, а также симметричность, ритм, контрастность, про­порциональность и композиция. Например, рациональной счита­ют окраску, уменьшающую утомление глаз и сокращающую вре­мя их адаптации, а также исключающую появление отблесков солнечных лучей.

Универсальность - свойство, характеризующее возможность использования машины с различными сменными рабочими эле­ментами.

Универсальность позволяет использовать машину всесезонно на различных основных и вспомогательных работах, тем самым увеличивая коэффициент ее использования в течение года, и оп­ределяется временем замены и количеством сменных рабочих элементов. При этом предпочтительно наличие в машине автома­тизированных сцепных устройств, позволяющих заменять рабо­чие элементы без выхода оператора из кабины.

Информативность - свойство, характеризующее возможность получения оператором информации о состоянии, режимах рабо­ты машины и предаварийных ситуациях непосредственно в ка­бине машины.

Определяется это свойство наличием в машине средств встро­енной диагностики с выводом информации на бортовые прибо­ры, а также бортовых компьютеров, способных фиксировать ин­формацию, управлять машиной в рабочем режиме и выдавать информацию на дисплей и в виде распечаток для проведения финансовых расчетов с оператором.

Классификация по методам определения показателей качества машин включает в себя различные аналитические и эксперимен­тальные методы определения численных значений этих показа­телей.

Измерительный метод основывается на использовании раз­личных технических средств и служит для определения единиц физических или химических величин, характеризующих качест­во, например массы машины, скорости движения, концентрации вредных веществ, размеров кабины, усилий на рычагах.

Регистрационный метод основывается на наблюдениях и под­счете числа определяемых событий, предметов или затрат, на­пример, отказов изделий при испытаниях и эксплуатации.

Расчетный метод базируется на использовании существую­щих теоретических и (или) эмпирических зависимостей между различными показателями качества и применяется для определе­ния тех показателей, измерение которых другими методами при­водит к значительным затратам средств или опасно для здоровья и жизни испытателей.

Органолептический метод основывается на восприятии ин­формации органами чувств человека и анализе полученных ощущений на основе имеющегося опыта. При этом возможно использование технических средств, повышающих восприимчи­вость и разрешающую способность органов чувств человека, на­пример, лупы, микроскопа и др. Используется для определения качества лакокрасочных покрытий, наличия устройств, перечис­ленных в паспорте машины, работоспособности приборов и средств фиксации дверей, кабины и капотов, регулируемости кресел оператора и т.д.

Экспертный метод основывается на решениях, принимаемых экспертами в результате анализа, проводимого по определенной методике. Используется, например, при оценке показателей тех­нической эстетичности или коэффициентов весомости различных показателей качества (т.е. количественной характеристики зна­чимости данного показателя качества относительно других показателей).

Социологический метод базируется на анализе мнений факти­ческих или возможных покупателей машин и осуществляется посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, а также путем проведения конференций, совещаний, выставок. Наиболее часто применяется при оценке качества услуг.

Классификация по числу характеризуемых свойств подразде­ляет показатели качества на единичные, характеризующие одно свойство (например, подачу насоса);

 - комплексные, определяющие несколько свойств (например, показатель мощности насоса, ха­рактеризующий ряд свойств);

- групповые, относящиеся к опреде­ленной группе свойств (например, к эргономическим);

 - обобщен­ные, т.е. групповые показатели с коэффициентами весомости, выбранные для оценки конкретной машины, и интегральные, являющиеся отношением суммарного полезного эффекта от экс­плуатации машины к суммарным затратам на ее создание и экс­плуатацию.

Классификация по способу выражения включает выражение показателей качества в единицах физических величин, т.е. Н, м/с, кВт и др. (например, показателей назначения); в баллах (напри­мер, при оценке показателей технической эстетичности); безраз­мерными коэффициентами (при оценке показателей надежности) и стоимостными единицами (при оценке экономических показа­телей).

В соответствии с классификацией по стадии применения на разных этапах жизненного цикла машины доминируют различ­ные показатели качества. На этапе выдачи технического задания в результате прогнозной оценки получают прогнозируемые пока­затели. На этапе проектирования главными являются показатели унификации и патентоспособности. При производстве машины наиболее важен показатель технологичности, а в процессе экс­плуатации - показатели назначения, безопасности, надежности, эргономичности, экологичности, технической эстетичности, эко­номичности.

Базовыми являются значения показателей, принятые за осно­ву при сравнительной оценке качества. Это могут быть значения показателей лучших зарубежных и отечественных образцов, о качестве которых имеются достоверные данные, а также значе­ния показателей качества в некоторый предыдущий период вре­мени или планируемые значения показателей перспективных образцов, найденные экспериментально или теоретическими ме­тодами. Возможно в качестве базовых применение показателей, заданных в государственных стандартах, отраслевых стандартах, технических условиях и других нормативных документах.

Отношение значения показателя качества оцениваемой про­дукции к базовому является относительным показателем ка­чества и выражается в безразмерных коэффициентах или про­центах.

На основе анализа показателей качества разрабатываются сис­темы управления качеством. В настоящее время в России управ­ление качеством продукции машин и услуг базируется на серии международных стандартов ИСО 9000 «Управление качеством продукции» и на разрабатываемых на их основе отечественных стандартах.

Управление качеством - это методы и деятельность оператив­ного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Система качества - совокупность организационной структу­ры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечи­вающая осуществление общего руководства качеством.

Обеспечение качества - совокупность планируемых и систе­матически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция (машина) или услуга удовле­творяет определенные требования к качеству.

Программа качества - документ, регламентирующий конкрет­ные меры в области качества, распределение ресурсов и последо­вательность действий, относящихся к конкретной продукции (машине), услуге, контракту или проекту.

На современном этапе развития РФ, когда вопросы качества продукции вводятся в ранг государственной политики, разработ­ка систем управления качеством эксплуатации машин является крайне актуальной.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.