ТА Рыбкина.
Основы налогового права.
Налоговое право – это основанная на собственных принципах отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Участниками налоговых правоотношений являются физические и юридические лица, в том числе:
1. Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ФТС РФ), органы внутренних дел, органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений);
2. Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и банки.
Под методом налогового права понимаются способы и приемы правового воздействия на волю и характер поведения участников налоговых правоотношений, взаимосвязь между ними. Наиболее распространенным методом правового регулирования налогового права является метод властных предписаний. В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности (в литературе этот метод именуется как метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод рекомендации и согласования и т.д.).
Налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки налога: − обязательность – каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством – оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ); − индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага; − уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; − финансовое обеспечение деятельности государства – налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.
Следует отметить и некоторые другие существенные моменты юридического характера, заложенные в понятие «налог», а именно:
- устанавливается законодательной властью;
- индивидуально безвозвратен, так как уплата налога предполагает не временное отвлечение средств налогоплательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств;
- односторонний характер установления налога;
- абстрактность налога – целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода;
- основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.
Принципы налогового права
1) принцип законности налогообложения;
2) принцип всеобщности и равенства налогообложения;
3) принцип соразмерности налогообложения;
4) принцип публичной цели взимания налогов и сборов;
5) принцип определенности налогообложения;
6) принцип презумпции правоты налогоплательщика;
7) принцип единства экономического пространства РФ;
8) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации.
Налоговая система – это совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Таким образом, налоговая система РФ состоит из следующего ряда систем:
- система налогов и сборов Российской Федерации;
- система контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;
- система пресечения налоговых правонарушений и преступлений.
Налоговую систему определяет как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются следующие:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов и сборов (система налогов и сборов);
- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- формы и методы налогового контроля; - ответственность участников налоговых отношений.
Законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:
1) федеральное законодательство о налогах и сборах;
2) региональное законодательство о налогах и сборах;
3) местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами самоуправления.
Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах, состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей. Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 года. Часть вторая НК РФ была введена в действие с 1 января 2000 года. Федеральные законы о налогах и сборах – это принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ, а также федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Действующая в настоящий момент система налогов и сборов в Российской федерации регламентирована в главе 2 НК РФ. Все налоги и сборы подразделяются на три вида, соответствующие трем уровням власти и самоуправления. Соответственно, в России установлена трехуровневая система налогов, в которой выделяются:
· федеральные,
· региональные
· местные налоги и сборы.
Отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
К ним относятся:
· подоходный налог,
· налог на прибыль фирм,
· налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу,
· поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
· налоги на наследство;
· налоги на доход с недвижимого имущества;
· налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж,
· ресурсные платежи и др.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные.
· Реальные - это налоги на отдельные объекты имущества: поземельный, подомовый, промысловый, на ценные бумаги.
· Личные - это налоги на имущество или доходы отдельных физических или юридических лиц: подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, поимущественный налог, подушный налог.
Косвенные - это налоги на товары и услуги:
· налог с оборота (налог на добавленную стоимость – НДС, 18%),
· акцизы,
· налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами,
· таможенные пошлины,
· государственные фискальные монополии и др.
Они вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, частично или полностью переносятся на цену товара или услуги и в конечном итоге оплачиваются потребителем.
Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Перечни подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством. В России к ним относятся
· спирт питьевой,
· водка,
· ликеро-водочные изделия,
· икра
· деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов,
· табачные изделия,
· автомобили,
· ювелирные изделия
· меховые изделия,
· нефть
· нефтепродукты.
В развитых странах на прямые налоги приходится основная часть доходов бюджетов (от 50 до 90%). В России в 1994 г. на прямые налоги приходилось 43,5% доходов бюджетной системы (против 37,7% в 1987 г.).
ГЛОССАРИЙ
Арест имущества – это действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Применяется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается
Договор поручительства - по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Залог - способ обеспечения обязательства, при котором кредитор- залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.
метод налогового права – это способы и приемы правового воздействия на волю и характер поведения участников налоговых правоотношений, взаимосвязь между ними.
Наука налогового права – это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются и материализуются в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения.
Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в пределах, установленных НК РФ.
Налоговая система – это совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов – это физические лица и юридические лица, на которых в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговый резидент – физическое лицо, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Налоговые органы Российской Федерации – Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения.
ФНС – федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Недоимка – сумма налога (сбора) неуплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.
Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово- хозяйственной деятельности.
Объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную либо физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Организация – это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ, а также иностранное юридическое лицо, компания или инок корпоративное образование, обладающие гражданской правоспособностью и созданное в соответствии с законами иностранного государства, международная организация, ее филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Объективная сторона налогового правонарушения – это совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в действительности.
Объект налоговых правонарушений - те общественные отношения, которым причиняется вред. Основным объектом налогового правонарушения следует признать государственное управление в области налогообложения. Непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля и др.
Пеня – это денежная сумма, устанавливаемая Налоговым кодексом (законом), которую налогоплательщик, плательщик сбора и налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.
Предмет налогового контроля - валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Полный арест имущества - это ограничение прав налогоплательщика- организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Производство по делу о налоговом правонарушении - это ряд последовательных процессуальных действий, направленных на реализацию ответственности по налоговому законодательству.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий).
Система налогового права – это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение налогового права, расположение и объединение налоговых норм в определенной последовательности.
Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Субъект налоговых правонарушений - лицо, совершившее налоговое правонарушение и подлежащее вследствие этого взысканию, выраженному в налоговой санкции.
Специальный налоговый режим – особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном налоговым законодательством. Например, к специальным налоговым режимам можно отнести упрощенную систему налогообложения (УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и др.
Способ защиты субъективного права - совокупность правовых средств, применяемых в связи с совершенным против этого права нарушением и направленных на восстановление и защиту интересов его обладателя.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Частичный арест имущества - ограничение прав налогоплательщика- организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
ТА Рыбкина.
Основы налогового права.
Налоговое право – это основанная на собственных принципах отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Участниками налоговых правоотношений являются физические и юридические лица, в том числе:
1. Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ФТС РФ), органы внутренних дел, органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений);
2. Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и банки.
Под методом налогового права понимаются способы и приемы правового воздействия на волю и характер поведения участников налоговых правоотношений, взаимосвязь между ними. Наиболее распространенным методом правового регулирования налогового права является метод властных предписаний. В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности (в литературе этот метод именуется как метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод рекомендации и согласования и т.д.).
Налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки налога: − обязательность – каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством – оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ); − индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага; − уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; − финансовое обеспечение деятельности государства – налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.
Следует отметить и некоторые другие существенные моменты юридического характера, заложенные в понятие «налог», а именно:
- устанавливается законодательной властью;
- индивидуально безвозвратен, так как уплата налога предполагает не временное отвлечение средств налогоплательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств;
- односторонний характер установления налога;
- абстрактность налога – целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода;
- основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.
В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины.
По своей природе это разные виды изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» и «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий).
В российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что в Конституции РФ не закреплено данное понятие. В ст. 57 Конституции РФ отражено, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей понятие «сбор», раскрытое в п.2 ст.8 НК РФ, объединяет и сбор и пошлину. Поэтому согласно НК РФ к сборам относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Они предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций.
Главное видовое отличие налогов и сборов состоит в относительно регулярном характере налогов (периодической уплаты в установленные сроки) на основании длительно существующих обстоятельств (например, владение какой-либо вещью, осуществление или иной деятельности). Сборы имеют преимущественно разовый характер (например, обращение в суд, как правило, предполагает уплату государственной пошлины).
НК РФ трактует сбор как обязательный взнос, который уже не носит индивидуально безвозмездный характер. Его уплата – одно из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий). Именно частичная возмездность сборов и пошлин отличает их от налогов.
В теории налогового права выделяются понятия квазиналога и парафискалитета.
Квазиналоги – обязательные платежи, у которых отсутствует какой- либо признак налога (либо индивидуальная безвозмездность либо принудительность взимания и т.д.) К таковым можно отнести патентную пошлину, консульские сборы, портовые сборы.
Парафискалитет – обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организации публичного или частного права, не являющихся органами государства. Например, третейские сборы, идущие на покрытие расходов, связанных с деятельностью третейского суда и т.д.
Принципы налогового права
1) принцип законности налогообложения;
2) принцип всеобщности и равенства налогообложения;
3) принцип соразмерности налогообложения;
4) принцип публичной цели взимания налогов и сборов;
5) принцип определенности налогообложения;
6) принцип презумпции правоты налогоплательщика;
7) принцип единства экономического пространства РФ;
8) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации.
Налоговая система – это совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Таким образом, налоговая система РФ состоит из следующего ряда систем:
- система налогов и сборов Российской Федерации;
- система контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;
- система пресечения налоговых правонарушений и преступлений.
Налоговую систему определяет как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются следующие:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов и сборов (система налогов и сборов);
- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- формы и методы налогового контроля; - ответственность участников налоговых отношений.
Законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:
1) федеральное законодательство о налогах и сборах;
2) региональное законодательство о налогах и сборах;
3) местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами самоуправления.
Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах, состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей. Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 года. Часть вторая НК РФ была введена в действие с 1 января 2000 года. Федеральные законы о налогах и сборах – это принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ, а также федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Действующая в настоящий момент система налогов и сборов в Российской федерации регламентирована в главе 2 НК РФ. Все налоги и сборы подразделяются на три вида, соответствующие трем уровням власти и самоуправления. Соответственно, в России установлена трехуровневая система налогов, в которой выделяются:
· федеральные,
· региональные
· местные налоги и сборы.
Отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 168.