Тема 8. Эпистемическая логика  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет эпистемической логики. Логика знания и логика убеждений и их исходные термины. Законы логики знаний и логики убеждений. Исходная эмпирическая основа теории. Факты и правила операций с ними. Высказывания про факты. Высказывания о фактах. Операции с высказываниями: идемпотенция, коммутация, конверсия, инверсия, контрапозиция, ассоциация, дистрибуция. Исходная теоретическая основа рассуждений. Первичные допущения: экспланандум, экспланас, экспликанд, экспликат; экспозе. Понятие “постулат” и его трактовки. Аксиома. Аксиоматический метод построения теории. Проблема и ее место в структуре познавательного процесса. Гипотеза как форма развития знаний. Существенные признаки гипотезы и ее гносеологическая ценность. Структура гипотезы и стадии ее образования. Требования, предъявляемые к гипотезе. Правила выдвижения научных гипотез. Виды гипотез. Версия как разновидность гипотезы. Общая, частная, рабочая версии. Описывающая и объясняющая версии. Этапы построения версии: анализ отдельных фактов, их обобщение, выдвижение предположения. Требования к построению версии. Этапы проверки версии. Опровержение и подтверждение версии. Взаимосвязь методов логики и криминалистики в ходе построения и проверки следственных и экспертных версий. Понятие аргументации. Доказательство и опровержение. Убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы (доводы), демонстрация (форма). Основные разновидности доказательства: прямое и косвенное. Виды доказательств по форме умозаключения. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении. Правила по отношению к тезису и антитезису и логические ошибки, связанные с нарушениями данных правил. Логические правила и ошибки относящиеся к аргументам. “Основное заблуждение”, “предвосхищение основания”, “круг в доказательстве”. Логические правила и ошибки по отношению к демонстрации. “Мнимое следование”. Понятие «казуистика». Заблуждение. Основные причины (источники) заблуждений: методологические, когнитивные, собственно логические и т.д. Введение в логику научного исследования. Принципы верификации и фальсификации, точности, простоты, несоизмеримости теорий.

 

3. Структура учебной дисциплины

Название тем

Количество часов

дневная форма

заочная форма

всего

в том числе

всего

в том числе

л п лаб   с.р. л п лаб   с.р.
1 2 3 4 5   6 7 8 9 10   11
Тема 1. Предмет, структура, и значение логики   2       6            
Тема 2. Понятие   6       10            
Тема 3. Суждение (высказывание)   6       10            
Тема 4. Понятие формально-логического закона   2       6            
Тема 5. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения   8       14            
Тема 6. Индуктивные умозаключения. Аналогия   4       8            
Тема 7. Деонтическая и эротетическая логика   4       8            
Тема 8. Эпистемическая логика   4       10            
Всего часов 108 36       72            

Темы семинарских занятий

№ п/п Название тем Количество часов
1 Не предусмотрено планом  
2    
...    

Темы практических занятий

№ п/п Название тем Количество часов
1 Не предусмотрено планом  
2    
...    

 

Темы лабораторных занятий

№ п/п Название тем Количество часов
1 Не предусмотрено планом  
2    
...    

Самостоятельная робота

№ п/п Название тем Количество часов
1 Тема 1. Предмет, структура, и значение логики 6
2 Тема 2. Понятие 10
3 Тема 3. Суждение (высказывание) 10
4 Тема 4. Понятие формально-логического закона 6
5 Тема 5. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения 14
6 Тема 6. Индуктивные умозаключения. Аналогия 8
7 Тема 7. Деонтическая и эротетическая логика 8
8 Тема 8. Эпистемическая логика 10

КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Вид работы Плановые термины выполнения Формы контроля и отчета Максимальное количество баллов

1. Обязательные

1.1. Изучение и конспектирование учебной и специальной литературы; вопросы для самоконтроля; овладение понятийно-категориальным аппаратом   Регулярно, после лекций по соответствующим темам Контроль проводится после изучения отдельных тем 10
1.2. Решение логических задач Регулярно, после лекций по соответствующим темам Контроль проводится после изучения отдельных тем, имеющих практическое наполнение 30
1.2. Решение логических тестов По окончанию изучения тем 5 и 8 Контроль проводится после изучения отдельных тем 5 и 8 10

2. Выборочные

2.1. Подготовка и рефератов По окончанию изучения тем 4 и 7 Защита реферата на индивидуальной консультации  
Всего баллов:

50

 

Вопросы для самоконтроля по отдельным рубрикам; понятийно-категориальный аппарат.

 Понятие (имя) как форма мышления. Операции с понятиями

Основные понятия и категории: “форма мышления”, “признак”, “содержание понятия”, “объем понятия”, “конкретное понятие”, “абстрактное понятие”, “положительное понятие”, “отрицательное понятие”, “относительное понятие”, “пустое понятие”, “единичное понятие”, “общее понятие”, “собирательное понятие”, “совместимые понятия”, “несовместимые понятия”, “отношение”, “квалификация”, “правило”, “метод”, “анализ”, “синтез”, “сравнение”, “обобщение”, “ограничение”, “явное определение”, “неявное определение”, “генетическое определение”, “контекстуальное определение”, “дихотомическое деление”, “деление по видоизменению признака”, “дефиниция”, “дефиниендум”, “дефиниенс”, “классификация”, “класс”.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое признак? Какие бывают признаки?

2. Каково соотношение понятия и слова?

3. В чем сущность закона обратного отношения между содержанием понятия и его объемом?

4. Какие понятия называют категориями?

5. На какие виды делятся понятия по количеству элементов объема?

6. Приведите примеры относительных понятий.

7. Чем отличаются регистрирующие и нерегистрирующие понятия?

8. Приведите примеры отношения тождества (пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия) понятий.

9. Каковы правила обобщения и ограничения понятий?

10. Перечислите основные способы определения понятий и дайте им характеристику.

11. Каковы правила определения понятий и какие логические ошибки возникают при их нарушении?

12. Каковы правила деления понятий и какие логические ошибки возникают при их нарушении?

13. Какие преимущества и недостатки имеет дихотомическое деление?

14. Какие вы знаете приемы, подобные определению?

15. В чем состоит сущность классификации?

16. Какие вы знаете виды классификации?

Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.