Тема 1. Предмет, структура, и значение логики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

 

направление подготовки:  бакалавр

 

Донецк – 2018


Рабочая программа по логике для студентов

направление подготовки: бакалавр

„___” ________, 20__ года

 

 

Разработал: Волошин В.В., д. филос. наук, профессор кафедры философии

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии

Протокол от “____”________________2018 года № ___

 

                    Заведующий каф. ___________________________ Андреева Т.А.

                                                                                                            (подпись)                                              

“_____”___________________ 2014 року


 

 

1. Описание учебной дисциплины

 

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

дневная форма обучения заочная форма обучения

Количество

кредитов 3

Область знаний «Философские науки»  

По выбору

Направление подготовки: бакалавр
Модулей

Специальность

 

Год подготовки

Содержательных модулей

третий


Семестр

Общее количество часов 108

первый -

Лекции

Недельных часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 2

самостоят. работы студента – 4

Образовательно-квалификационный уровень

36 час.  час.

Практич., семинарск.

 час. час.

Лабораторные

 час. час.

Самостоят. работа

 72 час.  час.

Индивид.-консультационная работа час./на студ.: 0,12

Вид контроля: зачет

 

 

2. Цель и задачи учебной дисциплины

 

Цель: сформировать когнитивную матрицу о законах, формах, операциях, процедурах абстрактного мышления и практическом значении науки, которая их изучает                                                                 

Задачи: научить осуществлять элементарные логические исчисления, определять и классифицировать формы мышления; аргументировано вести доказательство определенных утверждений, выдвигать, строить и проверять версии, находить рациональное зерно и ошибки в размышлениях пропонента и оппонента, использовать алгоритмы логики научного исследования в практической деятельности.

В результате изучения курса логики студенты должны знать:

- особенности возникновения и развития логики;

- сущность и содержание форм мышления и операций с ними;

- онтологический, гносеологический и праксеологический смысл основных формально-логических законов;

- логические структуры, которые выражают нормы и нормативные действия;

- черты, сущность и структуру эпистемической и эротетической логики;

- сущность, структуру и разновидности доказательства и опровержения;

- основы логики научного исследования.

уметь:

- квалифицировать формы мышления;

- решать элементарные задачи в формате логики первого порядка;

- экстраполировать знания законов и принципов логики в практическую деятельность:

- обнаруживать логические ошибки;

- осуществлять логические операции.

 

2. Программа учебной дисциплины

Тема 1. Предмет, структура, и значение логики

Чувственное познание и абстрактное мышление. Истинность и правильность мышления. Место логики в системе наук о мышлении. Становление учения о структуре мышления, правилах рассуждения и способах формализации знаний. Общезначимые формы и способы мышления как предмет исследования формальной логики. Логическая форма и формально-логический закон. Логика как наука о критериях и регулятивах правильного мышления. Структура формальной логики. Общая и прикладная, традиционная и современная (математическая) логики. Логика классическая и логика неклассическая. Принцип двузначности и принцип многозначности. Единство и многообразие логических теорий. Практическое значение формальной логики. Логика и язык. Понятие семиотики. Естественные и искусственные языки. Символика традиционной логики и вспомогательные символы специальных логических теорий.

Тема 2. Понятие

Понятие – исходная форма мышления. Место понятий в структуре мыслительного процесса. Типология признаков предмета. Понятия, имена, термины, категории. Понятие и слово. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Деление понятий по количеству и характеру элементов объема, в зависимости от отображения вида или рода предметов, по типу (качеству) отражаемых явлений, по характеру указания элементов содержания, по возможности самостоятельного определения и т. д. Отношение между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимость и несовместимость сравнимых понятий. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Выражение отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера. Логические приемы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование). Обобщение понятий. Аналитическое и синтетическое (индуктивное) обобщение. Ограничение понятий. Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение понятия через ближайший род и видовое отличие, его сущность и правила. Генетическое определение. Операциональное определение. Непредикативное определение. Синтаксическое определение. Семантическое определение. Контекстуальное, остенсивное и аксиоматическое определения. Реальные и номинальные определения. Приемы, дополняющие определения (указание, объяснение, описание, характеристика, сравнение, различение). Деление объема понятия. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды.

Темы семинарских занятий

№ п/п Название тем Количество часов
1 Не предусмотрено планом  
2    
...    

Темы практических занятий

№ п/п Название тем Количество часов
1 Не предусмотрено планом  
2    
...    

 

Темы лабораторных занятий

№ п/п Название тем Количество часов
1 Не предусмотрено планом  
2    
...    

Самостоятельная робота

№ п/п Название тем Количество часов
1 Тема 1. Предмет, структура, и значение логики 6
2 Тема 2. Понятие 10
3 Тема 3. Суждение (высказывание) 10
4 Тема 4. Понятие формально-логического закона 6
5 Тема 5. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения 14
6 Тема 6. Индуктивные умозаключения. Аналогия 8
7 Тема 7. Деонтическая и эротетическая логика 8
8 Тема 8. Эпистемическая логика 10

КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Вид работы Плановые термины выполнения Формы контроля и отчета Максимальное количество баллов

1. Обязательные

1.1. Изучение и конспектирование учебной и специальной литературы; вопросы для самоконтроля; овладение понятийно-категориальным аппаратом   Регулярно, после лекций по соответствующим темам Контроль проводится после изучения отдельных тем 10
1.2. Решение логических задач Регулярно, после лекций по соответствующим темам Контроль проводится после изучения отдельных тем, имеющих практическое наполнение 30
1.2. Решение логических тестов По окончанию изучения тем 5 и 8 Контроль проводится после изучения отдельных тем 5 и 8 10

2. Выборочные

2.1. Подготовка и рефератов По окончанию изучения тем 4 и 7 Защита реферата на индивидуальной консультации  
Всего баллов:

50

 

Вопросы для самоконтроля по отдельным рубрикам; понятийно-категориальный аппарат.

 Понятие (имя) как форма мышления. Операции с понятиями

Основные понятия и категории: “форма мышления”, “признак”, “содержание понятия”, “объем понятия”, “конкретное понятие”, “абстрактное понятие”, “положительное понятие”, “отрицательное понятие”, “относительное понятие”, “пустое понятие”, “единичное понятие”, “общее понятие”, “собирательное понятие”, “совместимые понятия”, “несовместимые понятия”, “отношение”, “квалификация”, “правило”, “метод”, “анализ”, “синтез”, “сравнение”, “обобщение”, “ограничение”, “явное определение”, “неявное определение”, “генетическое определение”, “контекстуальное определение”, “дихотомическое деление”, “деление по видоизменению признака”, “дефиниция”, “дефиниендум”, “дефиниенс”, “классификация”, “класс”.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое признак? Какие бывают признаки?

2. Каково соотношение понятия и слова?

3. В чем сущность закона обратного отношения между содержанием понятия и его объемом?

4. Какие понятия называют категориями?

5. На какие виды делятся понятия по количеству элементов объема?

6. Приведите примеры относительных понятий.

7. Чем отличаются регистрирующие и нерегистрирующие понятия?

8. Приведите примеры отношения тождества (пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия) понятий.

9. Каковы правила обобщения и ограничения понятий?

10. Перечислите основные способы определения понятий и дайте им характеристику.

11. Каковы правила определения понятий и какие логические ошибки возникают при их нарушении?

12. Каковы правила деления понятий и какие логические ошибки возникают при их нарушении?

13. Какие преимущества и недостатки имеет дихотомическое деление?

14. Какие вы знаете приемы, подобные определению?

15. В чем состоит сущность классификации?

16. Какие вы знаете виды классификации?

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура суждения?

2. Каковы различия между суждением и понятием?

3. В чем выражается единство и различие суждения и предложения?

4. Какие вы знаете виды простых суждений?

5. В какую группу (по объединенной классификации) относят единичные суждения? Почему?

6. Выразите формулами на языке математической логики все виды суждений (по объединенной классификации).

7. Как распределены термины в выделяющих суждениях?

8. Какие вы знаете типы отношений между простыми суждениями?

9. В каких случаях логический квадрат трансформируется в логический треугольник?

10. Сколько элементов в суждении?

11. Какие вы знаете способы образования сложных суждений?

12. В чем отличие открытой дизъюнкции от закрытой?

13. В чем состоит разница между слабой и сильной дизъюнкцией?

14. Раскройте содержание понятий “условное суждение”, “формальная импликация”, “строгая импликация”.

15. В чем проявляется несовместимость сложных суждений?

16. Приведите типологию отношений между сложными суждениями.

17. Что такое модальность? Какие ее разновидности вы знаете?

18. Укажите зависимости между основными алетическими модальностями.

19. Дайте характеристику эпистемической (аксиологической, темпоральной) модальности.

20. Что такое онтологическая модальность?

21. Что такое логическое следование?

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем единство и отличия законов бытия и законов мышления? Какова природа логических законов?

2. Назовите основные черты логического закона

3. Каковы отличия закона от принципа?

4. Укажите принципы классификации формально-логических законов

5. Каковы методологические требования закона тождества (непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания)?

6. Назовите ошибки, возникающие при нарушении закона тождества

7. На какие суждения распространяется закон исключенного третьего?

8. Какие вы знаете интерпретации закона исключенного третьего?

9. В чем суть проблемы “твердых оснований”? Почему закон достаточного основания в современной логике получил статус принципа?

10. Сформулируйте принципы построения таблиц истинности сложных суждений.

11. Сформулируйте законы де Моргана.

12. Сформулируйте закон Клавия.

13. В чем суть законов ассоциативности в математике и логике?

14. В чем отличие фактуальной формулы от формулы противоречивой?

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит суть правильных умозаключений?

2. Чем отличаются демонстративные и недемонстративные умозаключения?

3. Какие вы знаете типы умозаключений?

4. Что представляет собой дедуктивное умозаключение и каковы его виды?

5. На каком логическом законе основывается умозаключение противоречия?

6. Опишите процедуру умозаключения путем превращения.

7. Какие вы знаете виды обращений?

8. Опишите процедуру умозаключения путем противопоставления предикату.

9. Что такое умозаключение путем противопоставления субъекту?

10. Какую роль играет умозаключение в познании?

11. Что такое силлогистика?

12. Дайте определение понятия “непосредственное умозаключение”?

13. Каков состав ПКС?

14. Сформулируйте аксиому ПКС.

15. Каковы фигуры ПКС и чем они отличаются друг от друга?

16. Что такое модус силлогизма?

17. Сформулируйте и докажите правила фигур ПКС.

18. Запишите основные для силлогистики формы высказываний в исчислении предикатов.

19. Выразите модусы первой фигуры ПКС в исчислении предикатов.

20. Укажите особенности силлогизмов с выделяющими посылками.

21. От чего зависит истинность вывода из суждений с отношениями?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие имеются разновидности полисиллогизма?

2. Можно ли сократить посылки в четвертой фигуре ПКС? Ответ аргументируйте.

3. Каким образом преобразовать энтимему в полный силлогизм?

4. Приведите примеры условно-категорического и разделительно-катего-рического силлогизмов с пропущенными большими посылками.

5. Какие вы знаете разновидности сорита? Как преобразовать сорит в полный силлогизм?

6. Что такое эпихейрема и как ее преобразовать в сорит?

7. Какова роль условных умозаключений в анализе и оценке доказательств?

8. Приведите схемы всех модусов условно-категорического умозаключения.

9. Охарактеризуйте чисто-разделительный силлогизм.

10. Сформулируйте правила и типичные ошибки разделительно-кате-горического умозаключения.

11. Сформулируйте правила построения условно-разделительных умо-заключений.

12. Какое умозаключение называется чисто-разделительным?

13. В чем отличие конструктивной дилеммы от деструктивной?

14. Что такое полилемма?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности индуктивного умозаключения?

2. Кто из мыслителей Нового времени стоял у истоков индуктивной логики?

3. Охарактеризуйте ошибки, возможные в индуктивном умозаключении.

4. В чем заключаются особенности популярной индукции?

5. Сформулируйте правила установления причинных связей Дж.Гершеля.

6. Дайте характеристику методов научной индукции.

7. Какие вы знаете виды аналогии?

8. Что такое “условная аналогия”?

9. Приведите условия состоятельности выводов по аналогии.

10. В чем состоит познавательная ценность аналогии?

11. Каковы условия применимости аналогии закона?

12. В чем состоит сущность аналогии права?

13. Что является предметом изучения вероятностной логики?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вы знаете виды норм и нормативных действий?

2. Что такое императив?

3. Какие вы знаете законы деонтической логики?

4. В чем состоит сущность “принципа Канта”?

5. Чем монадические системы норм отличаются от диадических?

6. Чем отличаются теоретические и практические размышления?

7. Какие существуют аспекты действия?

8. Что такое результат действия и контекст действия?

9. Какие вы знаете интенциональные состояния? Назовите интенциональные состояния, наиболее важные для характеристики действия.

10.  Назовите основные деонтические модальности.

11.  Какими знаками обозначаются основные деонтические модальности?

12.  Каким образом деонтические высказывания связаны с дискриптивными?

13.  Какому принципу должен соответствовать целесообразный нормативный приказ?

14.  Как можно определить деонтические модальности одну через другую?

15.  Раскройте содержание понятий “либеральный нормативный режим”, “деспотический нормативный режим ”.

16.  Из каких компонентов состоит вопрос?

17.  На какие виды делятся вопросы по компетенции отправителя и по познавательной функции?

18.  Чем инквизитивные вопросы отличаются от делиберативных?

19.  Назовите основные требования к корректному вопросу.

20.  Какие Вам известны способы ухода от ответа?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно определить эпистемическую логику?

2. Приведите примеры эпистемических высказываний

3. Что необходимо, чтобы факты обосновывали тезис?

4. Определите сущность логических операций “идемпотенция”, “конверсия”, “инверсия”.

5. На какие высказывания не распространяется закон коммутативности? Почему?

6. Запишите схемы законов простой и сложной контрапозиции.

7. Сформулируйте законы ассоциативности и дистрибутивности.

8. Укажите составные части первичных допущений.

9. Дайте определение понятиям “аксиома”, “постулат”.

10. Какова структура проблемы? Какие вы знаете разновидности проблем?

11. Сформулируйте условия правильной постановки проблемы. Что значит корректно сформулированная проблема?

12. Какие требования предъявляются к гипотезе? Сформулируйте правила выдвижения научных гипотез.

Методы обучения

Методика и методы обучения обусловлены тем, что логика – наука прикладная, поэтому от студентов требуется знания алгоритмов решения задач, релевантное и быстрое их использование. Используются аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, методы исчислений, матричный метод построения таблиц. Лекции преобладают аналитические, информационные, проблемные (неклассическая логика).

11. Методы контроля: проверка тестов и решенных задач.

12. Распределение баллов, полученных студентом

Поточное тестирование и самостоятельная работа

Сума
Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 Т7 Т8  

100

5 10 20 15 20 10 10 10  

Т1, Т2 ... Т9 – темы.

 

Методическое обеспечение

1. Рабочая программа дисциплины.

2. Учебно-методические материалы по курсу “Логика” / Сост. М. И.Сушинский. – Донецк, 2002.

3. Методические материалы и практикум по курсу “Логика” / Составитель В. В. Волошин. – Донецк, 2006.

14. Рекомендованная литература

Базовая

Анисов А.М. Современная логика. – М., 2002.

Бандурка О. М. Курс логіки. – К., 2002.

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2009.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001.

Гетманова А. Д. Логика – М., 2000.

Горский Д. П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.

Демидов С. А. Логика. – М., 2006.

Жоль К. К. Логика. – М., 2004.

Жеребкін В. Є. Логіка. – Х., 1995.

Івін А. А. Логіка. – К., 1996.

Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. – М., 1998.

Ивлев Ю.В. Логика М., 2009

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М., 2002.

Конверський А. Є. Логіка. – К., 2004.

Кондаков Н. И. Логический словарь. – М., 1971.

Логика. Хрестоматия / Сост. С.Д. Цалин. – Х., 2000.

Никифоров А. Л. Логика. – М., 2006.

Светлов В. А. Современная логика. – СПб., 2006.

Свинцов В. И. Логика. – М., 1987.

Сумарокова Л. Н. Основы логики. – Одесса, 2003.

Тофтул М. Логіка: Посібник для студентів вузів. – К., 2003.

Дополнительная

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.

Аристотель. Соч. в 4-х т. – Т.1-2. – М., 1976-1978.

Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – М., 1991.

Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. – М., 1954.

Бэкон Ф. Новый органон // Соч. в 2-х т. – Т.2. – М., 1978.

Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. – М., 1989.

Гоменюк П. Н. Logika – medicina mentis. Введение в формальную логику. – Донецк, 1996.

Гоменюк П. Н. Формальна логіка: Навчальний посібник для студентів-юристів. – Донецьк, 2000.

Горский Д. П. Логика. –М., 1960.

Дуцяк І. Теоретичні засади логіки. – Львів, 2002.

Ивин А. А. По законам логики. – М., 1983.

Лузгин И. М. Логика следствия. – М.,1976.

Маковельский А.О. История логики. – М., 1967.

Марценюк С. Логіка: Курс лекцій. – К., 1993.

Методические материалы и практикум по курсу “Логика” (для студентов специальности “Правоведение” всех форм обучения) / Составитель В. В. Волошин. – Донецк, 2006.

Мельников В. Н. Логические задачи. – Киев-Одесса, 1990.

Огородников В. П. Логика: законы и принципы правильного мышления. – СПб., 2004.

Панич А. О. Введение в формальную логику. – Донецк, 2002.

Рузавин Г. И. Аргументация. – М., 1997.

Уемов А. И. Основы практической логики с задачами и упражнениями. - Одесса, 1997.

Хоменко І. В. Логіка - юристам: Підручник. – К., 1997.

Челпанов Г.И. Логика. – М., 1994.

Шипунова О. Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

Шуман А. Н. Современная логика: теория и практика. – Минск, 2004.

Щербина О. Ю. Логіка для юристів. – К., 2004.

Эйсман А. А. Логика доказывания. – М., 1971.

 

Информационные ресурсы

Интернет-ресурсы по логике

1. http://www.logic.ru/Russian/: Логика в России.

2. http://kolho3.tiera.ru/#59 Подраздел «Мат. логика» научной библиотеки «Колхоз»

3. http://www.symplex.ru/shop.php?cid=86 Подраздел «Мат. логика» в электронной библиотеке магазина «Сова»

4. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mathematics/logic.htm Библиотека по математической логике EqWorld

5. http://www.logic.ru/Russian/LogStud/index.html: Электронный журнал «Логические исследования».

6. http://www.csa.ru/diclirus/: Логика в России в XX веке (о тех, кто ею занимается).

7. http://www.rbjones.com/rbjpub/: Фантазия – энциклопедия по логике, эпистемологии, философии науки (на англ. яз.).

8. http://world.logic.at/: «Математическая логика по всему миру» – журналы и препринты по логике, логические группы, организации и т.п. (на англ. яз.).

9. http://ntl.narod.ru/logic/index.html: Логика для всех.

10. http://ntl.narod.ru/logic/course/index.html: Учебные материалы по курсу логики (определения, задачи, примеры и т.д.).

11. http://www.lewiscarroll.org/carroll.html: Сайт, посвященный Льюису Кэрроллу.

12. http://ntl.narod.ru/logic/smullyan/name/index.html: Книги Р. Смаллиана (логические головоломки и парадоксы).

13. http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php?book=20: Брошюра И.В.Ященко «Парадоксы теории множеств» из серии «Математическое просвещение».

14. http://golovolomka.hobby.ru/: Головоломки для умных людей.

15. http://absolute.times.lv/psm/: Парадоксы, софизмы и прочее.

16. http://golovolomka.org/ : Задачи на проверку и развитие наблюдательности и сообразительности. Для их решения не требуется много времени или каких-либо специальных знаний.

17. http://www.math-on-line.com/index.html : Сайт «Математика on-line (для любителей занимательной математики и логических задач).

18. http://mmmf.math.msu.su/archive/19992000/spivak67/s_logika.html : Малый Мехмат МГУ (логические задачи).

19. http://philosophy.hku.hk/think/: Сайт, посвященный критическому мышлению (Critical Thinking Web). На англ. языке. Задачи на критическое мышление, логику, сообразительность.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

 

направление подготовки:  бакалавр

 

Донецк – 2018


Рабочая программа по логике для студентов

направление подготовки: бакалавр

„___” ________, 20__ года

 

 

Разработал: Волошин В.В., д. филос. наук, профессор кафедры философии

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии

Протокол от “____”________________2018 года № ___

 

                    Заведующий каф. ___________________________ Андреева Т.А.

                                                                                                            (подпись)                                              

“_____”___________________ 2014 року


 

 

1. Описание учебной дисциплины

 

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

дневная форма обучения заочная форма обучения

Количество

кредитов 3

Область знаний «Философские науки»  

По выбору

Направление подготовки: бакалавр
Модулей

Специальность

 

Год подготовки

Содержательных модулей

третий


Семестр

Общее количество часов 108

первый -

Лекции

Недельных часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 2

самостоят. работы студента – 4

Образовательно-квалификационный уровень

36 час.  час.

Практич., семинарск.

 час. час.

Лабораторные

 час. час.

Самостоят. работа

 72 час.  час.

Индивид.-консультационная работа час./на студ.: 0,12

Вид контроля: зачет

 

 

2. Цель и задачи учебной дисциплины

 

Цель: сформировать когнитивную матрицу о законах, формах, операциях, процедурах абстрактного мышления и практическом значении науки, которая их изучает                                                                 

Задачи: научить осуществлять элементарные логические исчисления, определять и классифицировать формы мышления; аргументировано вести доказательство определенных утверждений, выдвигать, строить и проверять версии, находить рациональное зерно и ошибки в размышлениях пропонента и оппонента, использовать алгоритмы логики научного исследования в практической деятельности.

В результате изучения курса логики студенты должны знать:

- особенности возникновения и развития логики;

- сущность и содержание форм мышления и операций с ними;

- онтологический, гносеологический и праксеологический смысл основных формально-логических законов;

- логические структуры, которые выражают нормы и нормативные действия;

- черты, сущность и структуру эпистемической и эротетической логики;

- сущность, структуру и разновидности доказательства и опровержения;

- основы логики научного исследования.

уметь:

- квалифицировать формы мышления;

- решать элементарные задачи в формате логики первого порядка;

- экстраполировать знания законов и принципов логики в практическую деятельность:

- обнаруживать логические ошибки;

- осуществлять логические операции.

 

2. Программа учебной дисциплины

Тема 1. Предмет, структура, и значение логики

Чувственное познание и абстрактное мышление. Истинность и правильность мышления. Место логики в системе наук о мышлении. Становление учения о структуре мышления, правилах рассуждения и способах формализации знаний. Общезначимые формы и способы мышления как предмет исследования формальной логики. Логическая форма и формально-логический закон. Логика как наука о критериях и регулятивах правильного мышления. Структура формальной логики. Общая и прикладная, традиционная и современная (математическая) логики. Логика классическая и логика неклассическая. Принцип двузначности и принцип многозначности. Единство и многообразие логических теорий. Практическое значение формальной логики. Логика и язык. Понятие семиотики. Естественные и искусственные языки. Символика традиционной логики и вспомогательные символы специальных логических теорий.

Тема 2. Понятие

Понятие – исходная форма мышления. Место понятий в структуре мыслительного процесса. Типология признаков предмета. Понятия, имена, термины, категории. Понятие и слово. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Деление понятий по количеству и характеру элементов объема, в зависимости от отображения вида или рода предметов, по типу (качеству) отражаемых явлений, по характеру указания элементов содержания, по возможности самостоятельного определения и т. д. Отношение между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимость и несовместимость сравнимых понятий. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Выражение отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера. Логические приемы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование). Обобщение понятий. Аналитическое и синтетическое (индуктивное) обобщение. Ограничение понятий. Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение понятия через ближайший род и видовое отличие, его сущность и правила. Генетическое определение. Операциональное определение. Непредикативное определение. Синтаксическое определение. Семантическое определение. Контекстуальное, остенсивное и аксиоматическое определения. Реальные и номинальные определения. Приемы, дополняющие определения (указание, объяснение, описание, характеристика, сравнение, различение). Деление объема понятия. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 185.