Введение
Темой выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопроса о повышении эффективности использования государственной собственности города Москвы. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, в связи с изменениями законодательства. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является изучение темы «Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования».
В рамках данной цели в данной квалификационной работе будут рассмотрены следующие задачи:
- теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- изучено правовое и программное обеспечение.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются страховые взносы. Предметом - действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования страховых взносов.
При рассмотрении поставленных вопросов использовались законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Президентом РФ подписаны законы: № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Данные законы предусматривают переход с 1 января 2010 года от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам и целый ряд изменений в порядке финансирования выплат, которые осуществляются в настоящее время за счет средств Фонда социального страхования.
Для отдельных плательщиков, в зависимости от их категории, на переходный период 2010 – 2014 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов. Это касается сельхозтоваропроизводителей, техниковнедренческих организаций особых экономических зон, организаций, использующих труд инвалидов. Для организаций, применяющих специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог), в 2010 году сохраняется действующий в текущем году механизм налогообложения, в течение следующего года они по-прежнему будут уплачивать применяемые ими налоги в налоговую службу.
С 2010 года страховой тариф в Фонд социального страхования РФ останется на прежнем уровне и составит 2,9%. Но при этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей в календарном году. С выплат и иных вознаграждений, превышающих 415000 рублей, страховые взносы взиматься не будут.
В связи с переходом с 2010 года на уплату страховых взносов, обращаем внимание страхователей на необходимость проведения сверки и завершения расчетов по единому социальному налогу до конца текущего года.
При наличии задолженности Фонда социального страхования перед страхователем по ЕСН (в части превышения расходов на цели обязательного социального страхования), страхователю необходимо обратиться в исполнительные органы Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиалы, уполномоченные на территориях) за возмещением денежных средств. При этом, за возвратом излишне уплаченных сумм по ЕСН следует обращаться в территориальные налоговые органы.
Следует отметить, что изменения в законодательстве не коснулись системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и порядок уплаты взносов по данному виду страхования не изменится.
Декларацию по страховым взносам за 2009 год следует направлять в налоговые органы, поскольку в 2009 году контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляли налоговые органы.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплачивать страховые взносы за 2009 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы в виде фиксированного платежа. Поскольку с 1 января 2010 года понятие «страховых взносов в виде фиксированного платежа» в законодательстве будет отсутствовать, страховые взносы уплачиваются за 2010 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы, уплачиваемые исходя из стоимости страхового года.
Методы исследования: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.
В процессе написание квалификационной работы были использованы законодательная база с последними обновлениями и дополнениями, учебно-методические пособия, учебники, статьи журналов, электронные ресурсы, статистические данные РФ, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Значимость выполняемой выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы могут быть использованы при написании диссертационного исследования и иного рода работ, при подготовке материалов в целях учебного процесса. Кроме того результаты дипломной работы можно применить при совершенствовании процесса управления страховыми взносами.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы стали научные работы, исследования и практические обобщения ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся вопросами теории, анализа и разработкой проблем страховых взносов и налогового консультировани, в том числе на региональном уровне.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти логически выстроенных глав, заключения, списка литературы и использованных источников, Заключение содержит выводы по всей квалификационной работе.
Правовое обеспечение
С 1 января 2010 года вступили в силу два новых закона (отдельные положения начинают действовать в иные сроки):
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, - это отмена гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог".
Данные новшества касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, применяющих как общий режим налогообложения, так и спецрежимы. С 2010 года спецрежимники ("упрощенцы" и налогоплательщики, применяющие ЕНВД) являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются на основании Закона N 212-ФЗ. [4]
Основные изменения, интересные, в первую очередь, налогоплательщикам, внесены в следующие нормативные документы:
1) федеральные законы:
- от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- от 24 июля 1998 г N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ);
- от 16 июля 1999 г N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- от 15 декабря 2001 г N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- от 29 декабря 2006 г N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ);
2) Налоговый кодекс;
3) Кодекс об административных правонарушениях;
4) Трудовой кодекс.
Также признан утратившим силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 г N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
В связи с изменением порядка администрирования страховых взносов в настоящее время идет подготовительная работа в ФСС и ПФР совместно с налоговыми органами. В нее входит формирование нормативно-правовой базы, адаптация программного обеспечения к новым информационно-технологическим задачам, подготовка и переподготовка кадров, организация информационно-разъяснительной работы для страхователей. В настоящее время закончилась передача базы данных о плательщиках ЕСН в ФСС и ПФР.
В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям представляется целесообразным сделать акты сверки с налоговой инспекцией по уплате ЕСН. Выявить все расхождения и устранить их, а также в случае необходимости провести зачет излишне уплаченных сумм или их возврат на расчетный счет. Как показывает практика даже в случае выполнения предупредительных мер со стороны налогоплательщика нельзя быть уверенным, что впоследствии проблем не возникнет.
На сайтах Минздравсоцразвития и ФСС - www.minzdravsoc.ru и www.fss.ru - можно получить дополнительную информацию по принятию новых нормативных документов, а также по их проектам.
На сайте ФСС представлен целый раздел, посвященный новым страховым взносам ("Переход с 2010 года на уплату страховых взносов"), в котором представлены:
- нормативно-правовые акты;
- горячая линия по вопросам перехода с ЕСН на уплату страховых взносов;
- переход на уплату страховых взносов: что нужно знать страхователю.
Cуществующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты, связанные с принятием Законов N 212-ФЗ и 213-ФЗ представлены в Приложении 2.
На сайте Минздравсоцразвития представлены проекты следующих документов:
- Приказа от 3 ноября 2009г. "Об утверждении форм документов для осуществления контроля за уплатой страховых взносов". Этим документом предлагается утвердить ряд форм, например форму решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (приложения 1, 2, формы 1-ПФР, 1-ФСС РФ), форму решения о проведении выездной проверки (приложения 9, 10, формы 6-ПФР, 6-ФСС РФ), форму акта камеральной проверки (приложения 17, 18 формы 12-ПФР, 12-ФСС), форму акта выездной проверки (приложения 20, 21, формы 13-ПФР, 13-ФСС) и другие;
- Приказа от 23 октября 2009г. "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам". Данным приказом предполагается утвердить форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) согласно приложению);
- Приказа от 20 октября 2009г. "Об утверждении Перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения". Данным документом предполагается утвердить перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения согласно приложению;
- Приказа от 20 октября 2009г. "Об утверждении порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Данным документом предполагается утвердить порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Приказа от 14 октября 2009г. "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения". Данным документом будет утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС РФ);
- Приказа от 13 октября 2009г. "Об утверждении порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям". Данным документом будет утвержден порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма уведомления о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета.
Из всего вышесказанного следует, что прошла серьезная подготовительная работа со стороны государственных органов по переходу с 1 января 2010 года на уплату страховых взносов. Налогоплательщикам тоже надо серьезно подойти к этому вопросу во избежание ненужных проблем, чтобы потом не ходить между налоговой инспекцией и ПФР или ФСС в поисках своих платежей.
Программное обеспечение
Рассмотрим две наиболее распространенные справочно-правовые системы – «Гарант» и «КонсультантПлюс»
Справочно-правовая система «Гарант»– компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству, плюс компьютерные средства поиска и анализа этой информации.
Основные отличительные характеристики СПС Гарант:
1. Большой объем аналитической информации
2. Документы в актуальной редакции
3. Полнота гипертекстовых ссылок
4. Глубокая юридическая обработка
5. Единое информационное пространство
6. Возможность создания персонального информационного банка
7. Поиск по ситуации
8. Построение списков корреспондентов/респондентов
9. Правовой консалтинг
10. Прайм
11. Контекстный поиск
12. Машина времени
Информационный банк включает более 2 000 000 документов, в котором представлены нормативные акты, судебная и арбитражная практика, авторские статьи по актуальным проблемам бухучета и налогообложения, авторские книги с комментариями по проблемам налогообложения и бухучета, энциклопедии по вопросам бухучета и налогообложения, комментарии к законодательству, проекты законов, схемы по законодательству, арбитражная практика по налоговым спорам, рассмотренным в ФАС округов, толковые словари, фундаментальные труды российских классиков правовой науки, международные договоры, мониторинг законодательства, экономическая информация (бизнес–справки, обзоры актуальных проблем экономики и права).
Обновление информации в системе Гарант осуществляется по специальной технологии, состоящей из двух этапов: пополнение и актуализация. Пополнение – это добавление в информационный банк только что принятых документов.
Актуализация – приведение банка документов в соответствие с новыми нормативными актами. Все документы в системе постоянно поддерживаются в действующей редакции. Пользователю не надо тратить время и силы на самостоятельный анализ нововведений и того, как они отразятся на всей системе права.
Полный гипертекст позволяет быстро отследить все явные и неявные связи любого документа, существенно упрощая анализ правового документа, в отличие от обычного (частичного) гипертекста, отражающего лишь явные связи между документами. Полный гипертекст – свободная навигация внутри системы по всему массиву законодательства, которая позволяет быстро находить тот или иной документ мгновенно переносясь из одного информационного блока в другой.
Теперь рассмотрим справочно-правовую систему «КонсультантПлюс». Сегодня ИБ КонсультантПлюс состоит из документов федерального уровня, значительного пласта правовых актов регионального законодательства, документов по международному праву, по вопросам судопроизводства и правоприменительной практики, справочно-консультационных материалов, образцов деловой документации и др. [27]
Полнота справочных правовых систем тесно связана с возможностью доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Компания "Консультант Плюс" проводит масштабную программу сотрудничества с органами власти и управления Российской Федерации. Такое сотрудничество позволяет оперативно получать документы по всем отраслям законодательства непосредственно из официальной рассылки выпустивших их ведомств. В рамках этой программы действует порядка 60 договоров, обеспечивающих информационный обмен и сотрудничество с федеральными органами власти и управления. Так, налажено сотрудничество с Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, высшими судебными инстанциями, десятками министерств и ведомств.
Помимо информационного обмена с федеральными органами власти и управления, КонсультантПлюс осуществляет обмен правовой информацией более чем с 500 органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Взаимодействие с органами власти на местах осуществляют региональные информационные центры (РИЦ) Сети КонсультантПлюс.
Документы (сегодня их порядка 6600) вводятся в систему на основании прямых договоров с органами власти и управления (в настоящее время одним из важнейших является договор с Министерством иностранных дел РФ), а также публикаций (издания: "Бюллетень международных договоров", "Собрание законодательства РФ", "Российская газета" и др.), публикаций международных организаций, например, UN Treaty Series.
Информационный банк КонсультантПлюс не исчерпывается только правовой информацией. Предоставляя специалистам нормативные акты, разработчики КонсультантПлюс стараются обеспечить их и справочной консультационной информацией, которая содержится в специальных системах поддержки принятия решений. Хочется отметить, что само по себе количество включаемых документов не является самоцелью для разработчиков. Задача компании состоит, прежде всего, в том, чтобы пользователю была доступна вся необходимая в работе правовая информация и он был уверен, что найдет в системах КонсультантПлюс ответы на большинство вопросов, возникающих в его практической деятельности. Для этого КонсультантПлюс стремится, с одной стороны, достичь максимальной полноты охвата массива правовой информации, издаваемой нормотворческими структурами всех уровней, с другой - совершенствовать доступные для массового потребителя каналы распространения правовой информации и эффективные компьютерные инструменты для работы с этой информацией. Сравнение СПС «Гарант» и СПС «КонсультантПлюс» представлено в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Сравнение СПС «Гарант» и СПС «КонсультантПлюс»
Параметры | СПС «Гарант» | СПС «КонсультантПлюс» | |||
Сравнение информационных банков данных | включает более 2 000 000 документов | состоит из 9 информационных банков, которые включают в себя более 4 500 000 документов | |||
Пакет бесплатных сервисных услуг | Пакет услуг Правового консалтинга, можно задать вопрос ведущим экспертам непосредственно из системы Гарант и получить индивидуальный письменный. | Журнал Главная книга (2 раза в месяц), бюллетень пользователя КонсультантПлюс (1 раз в месяц), бесплатная тех. поддержка, обучение работе с системой и множество других бесплатных сервисов | |||
Обновление вашей справочно-правовой системы | Индивидуальная новостная лента по выбранной тематике или с учетом специфики своей деятельности. | При приобретении полноценной справочной системы «Консультант Плюс официальный пакет» обновлений получает строго один раз в неделю (курьером) и, ежедневное интернет-пополнение вашей версии Консультант Плюс | |||
Совместимость справочно-правой системы с другими программными продуктами | Совместима с Windows XP, Windows 7, Vista | Совместима с Windows XP, Windows 7, Vista | |||
Новые возможности | Компания вышла на рынок с новым продуктом — системой ГАРАНТ Платформа F1. "Постановка документов на контроль" автоматически отслеживает и предупреждает пользователя об изменениях в важных для него документах | Внедрена принципиально новая технологическая платформа— Технология 3000. Получила дальнейшее развитие функция "Документы на контроле" появилась возможность размещения комментариев пользователя в тексте документа и многое другое. | |||
Как документ попадает в СПС | Из официальных публикаторов | Из официальных публикаторов | |||
Простота и удобство поиска информации | Удобный и быстрый интерфейс | Удобный и быстрый интерфейс, возможность пользоваться базой вне офиса, с помощью флеш версии базы | |||
Поиск информации по страховым взносам представлен в табл. 5.2, а по налоговому консультированию в табл. 5.3.
Таблица 5.2
Поиск информации по страховым взносам
Параметры | СПС «Гарант» | СПС «КонсультантПлюс» |
Сравнение информационных банков данных | 887 документов | 1402 документа |
Простота и удобство поиска информации | Поиск информации использует вариантов: по базе документов, на сайте, прайм, на форуме Гарант | Используется 2 варианта поиска – быстрый поиск «в интернет-версии», и «на сайте» |
Обновление вашей справочно-правовой системы | Индивидуальная новостная лента | Один раз в неделю (курьером) и ежедневное интернет-пополнение |
Как документ попадает в СПС | Из официальных публикаторов | Из официальных публикаторов |
Какую программу выбрать - зависит от привычек и от личного удобства поиска. Как правило, привыкают к одной программе. У Гаранта поиск менее удобный.
Пользоваться документом удобнее именно в системе "КонсультантПлюс" и вот почему.
Во-первых, если документ большой по объему, в этой системе можно быстро найти нужную статью, главу или пункт с помощью закладки "Оглавление". Очень полезную информацию о документе можно почерпнуть в СПС "КонсультантПлюс" с помощью закладок "Справка" и "Редакции".
Во-вторых, если нужно посмотреть какую-то дополнительную информацию к той или иной норме закона, опять же удобнее воспользоваться системой "КонсультантПлюс", щелкнув мышью значок "i" на левой стороне экрана. В других СПС тоже есть дополнительная информация к нормативно-правовым документам, однако, она не настолько полная, как в системе "КонсультантПлюс". Отмечу еще такую удобную в практической работе функцию СПС "КонсультантПлюс", как наличие закладки "Справочная информация".
Таблица 5.3
Поиск информации по налоговому консультированию
Параметры | СПС «Гарант» | СПС «КонсультантПлюс» |
Сравнение информационных банков данных | 116 документов | 1375 документов |
Простота и удобство поиска информации | Поиск информации использует вариантов: по базе документов, на сайте, прайм, на форуме Гарант | Используется 2 варианта поиска – быстрый поиск «в интернет-версии», и «на сайте» |
Обновление вашей справочно-правовой системы | Индивидуальная новостная лента | Один раз в неделю (курьером) и ежедневное интернет-пополнение |
Как документ попадает в СПС | Из официальных публикаторов | Из официальных публикаторов |
В тех же случаях, когда неизвестно, какие документы существуют по данной тематике либо нет точных реквизитов, некоторые предпочитают обращаться к "Гаранту". Очень удобен в практической работе поиск "По ситуации". Зная конкретную проблему, можно легко вывести на экран все документы, относящиеся к этой теме. Также используемая в "Гаранте" "древообразная" группировка документов, которая позволяет найти документы по заданной теме".
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, изучено правовое и программное обеспечение.
Замена на новую систему уплаты страховых взносов в 2010 году не отразится на бизнесе, так как тарифная ставка страховых взносов осталась на уровне ЕСН и составила 26% - в Пенсионный фонд - 20%, Фонд социального страхования - 2,9% и Фонды обязательного медицинского страхования - 3,1. Однако уже с 2011 года тарифная ставка будет увеличена до 34%, увеличения коснутся Пенсионного фонда (26%) и фондов медстрахования (5,1%).
Переход от ЕСН на страховые выплаты позволит сбалансировать пенсионную систему РФ. Т.к. при сегодняшнем прогнозе социально-экономического развития РФ, будет оставаться минимальный дефицит, связанный с накопленными обязательствами пенсионной системы, однако он будет незначительным.
Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран мира более 40 лет, достигли своей зрелости. Большинство работающих охвачены пенсионными планами и имеют право на получение пособий в полном размере, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается.
В долгосрочной перспективе при сохранении условий формирования пенсионных прав (начисления страховых взносов) объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования (эффективный тариф страховых взносов), по причине опережающего роста размера заработной платы будет сокращаться.
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный Фонд в 2008 году составили 1 251,4 млрд. руб, в 2009 году на 16,3 млрд. руб. больше, что составило 101,3% к 2008 году. В федеральный бюджет РФ в январе-марте 2010г. перечислено 825 млрд руб. администрируемых доходов, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2009г. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ выросли на 16% - до 932,9 млрд руб.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС, регулирует который Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Изучив третью главу диплома, пришла к следующим выводам. Выплаты работнику, которые предусмотрены в трудовом договоре и составляют заработную плату, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование. Выплаты по ученическим договорам (как стипендии, так и оплата работы) не облагаются страховыми взносами, поскольку не относятся к объекту обложения.
Компенсации не облагаются страховыми взносами при наличии определенных условий (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Надбавки и доплаты за работу с особыми условиями труда, а также компенсации облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование. Компенсации, выплачиваемые вместо выдачи положенного за вредные условия труда молока, не облагаются страховыми взносами в пределах установленных норм.
При выплате компенсации на содержание автомобильным средством не нужно начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование. Если заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты, она страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается.
Стоимость выдаваемой спецодежды страховыми взносами не облагается. Форменную одежду носят работники самых разных категорий. Если работодатель обязан выдать форменную одежду в силу закона, ее стоимость страховыми взносами не облагается.
Данные нюансы могут вызвать множество проблем при уплате страховых взносов. С переходом на новую систему обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы можно выделить следующие основные направления совершенствования механизма страховых взносов:
- снизить налоговые ставки по специальным налоговым режимам;
- с участием предпринимательского сообщества подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов;
- предусмотреть различные варианты формирования добровольных пенсионных накоплений работниками с уровнем заработной платы, превышающим 415 тыс. руб. в год;
- предусмотреть меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и развитие корпоративных пенсионных систем;
- предусмотреть меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией;
- рассмотреть возможность отнесения к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.
Многие выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в ходе законодательной деятельности. В частности, при внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 05.03.2004 N165-ФЗ, в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 21.07.2007. N125-ФЗ, в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 23 декабря 2003 г. N1499-1. Кроме того, выводы работы могут быть использованы и в судебно-арбитражной практике.
Теоретическая направленность данного вопроса позволяет применять его для дальнейших научных разработок в сфере как бюджетного, так налогового и гражданского законодательства. Кроме того, научные выводы могут быть использованы в преподавательской деятельности в ходе чтения курсов налогообложения.
Практическая значимость данного вопроса определяется его направленностью на решение актуальных проблем в сфере государственного внебюджетного страхования путем выработки конкретных предложений по внесению изменений в действующее законодательство о страховых взносах, и состоит в реальной апробации ряда выработанных автором предложений и рекомендаций в процессе его собственной профессиональной деятельности.
Список литературы и использованных источников
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. –21 января.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 N230-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gzkodeks.ru/
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalkodeks.ru/
5. Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.fss.ru/
6. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 213-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.fss.ru/
7. Бондарчук Н. В., З.М. Карпасова. Финансовый анализ для целей налогового консультирования / М.: Вершина, 2006. — 192 с.
8. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика./ Под редакцией к.ю.н. А.Б. Брызгалина. 3-е издание, перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат,2006.— 304с.
9. Брызгалин А.В. Налоговая ответственность: применение главы 15 Налогового кодекса РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений». Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2006. – 248 с.
10. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов - М.: Дело, 2006. - 424 с.
11. Кирина Л.С. Налоговое администрирование: учебное пособие.– М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2006. – 578 с.
12. Кирина Л.С. Формирование и развитие рынка услуг налогового консультирования в России: опыт, проблемы, перспективы. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 451 с.
13. Князев В.Г., Павлова Л.П., Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник: МЦФЭР, 2006 г. – 214 с.
14. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы / Ю.А. Лукаш. — М.: ГроссМедиа, 2006. — 384 с.
15. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – М.: Дело, 2006– 258 с.
16. Мигашкина, Е.С. Федеральные налоги и сборы: учебно-методический комплекс/ Е.С. Мигашкина. - М.: МГУУ ПМ, 2006. – 354 с.
17. Новикова Т.А. Методика исчисления налога на прибыль организации: учебно-методическое пособие. – М.: Моск. городск. ун-т управл. Правительства Москвы, 2006. – 285 с.
18. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации.: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.
19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник. - М.: МЦФЭР, 2006. – 487 с.
20. Пархачева М.А. Налог на прибыль и НДС: время перемен. - М.: Эксмо, 2006. - 272 с.
21. Попонова Н.А., Нестеров ГГ., Терзиди АВ. Организация налогового учета и налогового контроля: учебное пособие: Эксмо, 2006 г. - 624 с.
22. Современный толковый налоговый словарь. Под ред. Руководителя ФНС России А.Э. Сердюкова – М: НАЛОГ-ИНФО. 2006. – 314 с.
23. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ В.Ф. Тарасова, Т.В. Савченко, Л.Н. Семыкина – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2005– 288 с.
24. Тютюрюков Н.Н. Налоги и налогообложение (юридические лица): Практикум/ Н.Н. Тютюрюков. - М: Дашков и Ко, 2003. – 166 с.
25. Ульянова Н.В. Внешняя торговля: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году. - М.: Налог-Инфо, 2006. - 344 с.
26. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
27. Хусаинов М.К. Управление экономическим развитием сферы услуг. — М. Компания Спутник +, 2005. – 214 с.
28. Черник Д.Г. Единый социальный налог и налогообложение малого бизнеса.— М.: Финансы и статистика, 2005. – 364 с.
29. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2000. – 176 с.
30. Широкова Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ. – М. Издательство «Волтерс Клувер». 2010. – 178 с.
31. сайт «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
32. сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
33. Журнал «Главбух» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glavbukh.ru
34. Журнал «Практическое налоговое планирование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalogplan.ru
35. сайт «Портал государственных услуг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru
Приложение 1
Пенсионные системы
Страна | Финансированые | Возраст выхода на пенсию (муж/ж ен) | Период уплаты страхо вых взносов
| За какой период учитывают ся доходы для начислены я пенсии | Максимальный коэффициент замещения
| Индексация пособий | ||||||
США | частично накопитель ная | 65/66 | 35 | весь трудовой период | 41 | по индексу потребит ель ск их цен | ||||||
Япония | Частично Накопитель ная | 60/55 | 40
| весь трудовой период | 30
| чистая з/п | ||||||
Германия | распределительная | 65/65 | 40 | весь трудовой период | 60 | чистая з/п | ||||||
Франция | распределительная | 60/60 | 33 | наиболее выгодные 12 лег | 50 | по индексу потребит ель ск их цен/ брутто з/п | ||||||
Италия | распределительная | 62/57 | 40 | последние 5 лет | 30 | В соответствии с индексом потребительских цен | ||||||
Великобритания | распределительная | 65/60 | 50 | весь трудовой период | 20 | в соответствии с индексом потребит ель ск их цен | ||||||
Канада | распределительная | 65/65 | 40 | весь трудовой период
| 25 | в соответствии с индексом потребит ель ск их цен | ||||||
Швеция | частично накопитель ная | 65/65 | 30 | наиболее выгодные 15 лег | 60 | в соответствии с индексом потребит ель ск их цен | ||||||
Приложение 2
Существующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты, связанные с принятием Законов N 212-ФЗ и 213-ФЗ
Наименование документа | Реквизиты документа |
"О внесении изменений в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 N 740н |
"О внесении изменений в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2009 N 813н |
"О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" | Постановление Правительства РФ от 19.10.2009 N83 9 |
"О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начислению пеням и штрафам" | Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 |
Приложение 3
Сумма взносов во внебюджетные фонды
период, за который начислен доход | в пенсионный фонд РФ | в фонд социального страхования рф | в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | в территориальный фонд обязательного медицинского страхования | ||||
начислено | причитается к уплате | начислено | причитается к уплате | начислено | причитается к уплате | начислено | ||
январь | 20 000 руб. х 26% = 5200 руб. | 5200 руб. | 20 000 руб. х 2,9% = 580 руб. | 580 руб. | 20 000 руб. х 2,1% = 420 руб. | 420 руб. | 20 000 руб. х 3% = 600 руб. | 600 руб. |
январь-февраль | 40 000 руб. х 26% = 10 400 руб. | 10 400 - 5200 = 5200 руб. | 40 000 руб. х 2,9% = 1160 руб. | 1160 - 580 = 580 руб. | 40 000 руб. х 2,1% = 840 руб. | 840 - 420 = 420 руб. | 40 000 руб. х 3% = 1200 руб. | 1200 - 600 = 600 руб. |
январь-март | 60 000 руб. х 26% = 15 600 руб. | 15 600 - 10 400 = 5200 руб. | 60 000 руб. х 2,9% = 1740 руб. | 1740 - 1160 = 580 руб. | 60 000 руб. х 2,1% = 1260 руб. | 1260 - 840 = 420 руб. | 60 000 руб. х 3% = 1800 руб. | 1800 - 1200 = 600 руб. |
январь-апрель | 80 000 руб. х 26% = 20 800 руб. | 20 800 - 15 600 = 5200 руб. | 80 000 руб. х 2,9% = 2320 руб. | 2320 - 1740 = 580 руб. | 80 000 руб. х 2,1% = 1680 руб. | 1680 - 1260 = 420 руб. | 80 000 руб. х 3% = 2400 руб. | 2400 - 1800 = 600 руб. |
январь-май | 100 000 руб. х 26% = 26 000 руб. | 26 000 - 20 800 = 5200 руб. | 100 000 руб. х 2,9% = 2900 руб. | 2900 - 2320 = 580 руб. | 100 000 руб. х 2,1% = 2100 руб. | 2100 - 1680 = 420 руб. | 100 000 руб. х 3% = 3000 руб. | 3000 - 2400 = 600 руб. |
Введение
Темой выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопроса о повышении эффективности использования государственной собственности города Москвы. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, в связи с изменениями законодательства. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является изучение темы «Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования».
В рамках данной цели в данной квалификационной работе будут рассмотрены следующие задачи:
- теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды,
- изучено правовое и программное обеспечение.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются страховые взносы. Предметом - действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования страховых взносов.
При рассмотрении поставленных вопросов использовались законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Президентом РФ подписаны законы: № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Данные законы предусматривают переход с 1 января 2010 года от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам и целый ряд изменений в порядке финансирования выплат, которые осуществляются в настоящее время за счет средств Фонда социального страхования.
Для отдельных плательщиков, в зависимости от их категории, на переходный период 2010 – 2014 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов. Это касается сельхозтоваропроизводителей, техниковнедренческих организаций особых экономических зон, организаций, использующих труд инвалидов. Для организаций, применяющих специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог), в 2010 году сохраняется действующий в текущем году механизм налогообложения, в течение следующего года они по-прежнему будут уплачивать применяемые ими налоги в налоговую службу.
С 2010 года страховой тариф в Фонд социального страхования РФ останется на прежнем уровне и составит 2,9%. Но при этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей в календарном году. С выплат и иных вознаграждений, превышающих 415000 рублей, страховые взносы взиматься не будут.
В связи с переходом с 2010 года на уплату страховых взносов, обращаем внимание страхователей на необходимость проведения сверки и завершения расчетов по единому социальному налогу до конца текущего года.
При наличии задолженности Фонда социального страхования перед страхователем по ЕСН (в части превышения расходов на цели обязательного социального страхования), страхователю необходимо обратиться в исполнительные органы Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиалы, уполномоченные на территориях) за возмещением денежных средств. При этом, за возвратом излишне уплаченных сумм по ЕСН следует обращаться в территориальные налоговые органы.
Следует отметить, что изменения в законодательстве не коснулись системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и порядок уплаты взносов по данному виду страхования не изменится.
Декларацию по страховым взносам за 2009 год следует направлять в налоговые органы, поскольку в 2009 году контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляли налоговые органы.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплачивать страховые взносы за 2009 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы в виде фиксированного платежа. Поскольку с 1 января 2010 года понятие «страховых взносов в виде фиксированного платежа» в законодательстве будет отсутствовать, страховые взносы уплачиваются за 2010 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы, уплачиваемые исходя из стоимости страхового года.
Методы исследования: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.
В процессе написание квалификационной работы были использованы законодательная база с последними обновлениями и дополнениями, учебно-методические пособия, учебники, статьи журналов, электронные ресурсы, статистические данные РФ, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Значимость выполняемой выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы могут быть использованы при написании диссертационного исследования и иного рода работ, при подготовке материалов в целях учебного процесса. Кроме того результаты дипломной работы можно применить при совершенствовании процесса управления страховыми взносами.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы стали научные работы, исследования и практические обобщения ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся вопросами теории, анализа и разработкой проблем страховых взносов и налогового консультировани, в том числе на региональном уровне.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти логически выстроенных глав, заключения, списка литературы и использованных источников, Заключение содержит выводы по всей квалификационной работе.
Теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
Дата: 2019-04-22, просмотров: 237.