Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]
Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Т – Д].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [т], [д], соотнести с соответствующими графемами; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам; активизация словаря.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.
Оборудование:
Зеркало (настенное); таблица с обозначением акустической характеристики звуков; элементы букв Т и Д; элементы слов и предлогов для составления предложений; доска; мел.
Ход занятия:
Этап и деятельность логопеда | Предположительные ответы ребенка |
I. Организационный момент.
- Здравствуй!
- Как твое настроение?
-Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
- Приготовь тетрадь, пенал.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сели ровно, плечи расправили.
- Зафиксировали спинку и положили руки на парту, чтобы они не мешали.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем 5 раз).
4. «Построили заборчик – сломали заборчик»(чередуем 5 раз).
- Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [т – д]:
1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаемнижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).
- Молодец, отдохни, проглоти слюнки.
3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).
III. Подведение к теме занятия.
- Послушай и отгадай загадки:
1. Кто у постели больного сидит
И как лечится, он всем говорит?
Кто болен – он капли
Предложит принять.
Тому, кто здоров –
Разрешит погулять.
2. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
3. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
4. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
- Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах.
- Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать.
- Придумай самостоятельно слова с этими звуками.
- Объясни значения слов:
доктор,
троллейбус,
дождь,
туча.
IV. Характеристика звуков [Т - Д].
- Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки?
- Правильно, в «улыбке».
- А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок.
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?
- А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т].
- А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков).
- Молодец.
- А когда произносим звук [д], в каком положении губки?
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?
- Голосовые складки вибрируют или нет?
- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу.
- Чем похожи звуки [т – д]?
- А еще, чем, похожи?
- А чем же отличаются?
- Молодец.
V. Упражнение на развитие фонематического слуха:
- Приготовь свои ушки и ладошки.
| - Здравствуйте! Отвечает. Достает тетрадь, пенал. Усаживается ровно. Руки кладет на парту. Выполняет упражнения. Выполняет упражнения. Выполняет упражнения. Выполняет упражнения. Выполняет. Выполняет упражнение. Выполняет. - Доктор. - Троллейбус - Дождь. - Туча. - Звуки: [т] и [д]. - Придумывает, отвечает. - Доктор – это профессия, человек, который помогает преодолевать различные заболевания, лечит людей от различных заболеваний. - Троллейбус – это вид пассажирского транспорта. - Дождь – явление природы, происходящее весной, летом, осенью, проходящее в виде выпада осадков (воды). - Туча – это сгусток облаков. - Смотрит на себя и произносит звук [т]: т – т – т... - В «улыбке». Произносит звук [т]: т – т – т – т. - Упирается в верхние зубки. - Нет, не работают. - Глухой. - Звук [т]: согласный, глухой, твердый. - Тоже в «улыбке». - Тоже упирается в верхние зубы. Прикладывает руку к горлу и произносит звуки [д]: д – д – д – д. - Да, вибрируют. - Звонкий. - Звук [д]: согласный, звонкий, твердый. - Согласные, твердые. - При звуке [т] и [д] губы находятся в улыбке. - И при звуке [т], и при звуке [д] язычок упирается в верхние зубки. - Тем, что звук [д] звонкий. - А звук [т] глухой. Слушает задание. Поставил руки перед собой. Слушает словосочетания: на слово со звуком [т] хлопает в ладоши, на слово со звуком [д] поднимает руку. Слушает и смотрит. Делает все, вместе с логопедом. Слушает задание. Составляет буквы. Ставит руку на локоток. Слушает инструкцию. Составляет предложения. - «Рыбу ловят удочкой»; «На опушке растут дубы»; «Дрова рубят топором»; «Ребята в лесу собирают ягоды»; «Толя забежал за дом»; «Воду носят в ведре». - Ловят, растут, рубят, топором, Толя, ребята, собирают, носят. - 8 слов со звуком [т]. - Удочкой, дубы, дрова, ягоды, дом, воду, в ведре. - 7 слов со звуком [д]. - Со звуком [т] Отступает вниз четыре клетки, записывает число. Вместе с логопедом, под диктовку записывает слова. - Со звуками [т] и [д]. - Звук [т]: согласный, глухой, твердый. - Звук [д]: согласный, звонкий, твердый. - При звуке [т] и [д] губы находятся в улыбке, а язычок упирается в верхние зубки. - Тем, что звук [д] звонкий. - А звук [т] глухой. Отвечает, что не понравилось. Отвечает, что понравилось. - До свидания. |
Конспект
Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.