Конспект
Индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [Р]»
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.
Оборудование:
Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:
1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаемверхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
- Молодец.
2. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
3. - Упражнение «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).
4. – Выполним упражнение «Гармошка»: делаем все также как и при выполнении упражнения«Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10).
- Молодец, отдохни, проглоти слюну.
III. Сообщение темы занятия.
- Отгадай загадки:
1. Пыль поднимает, деревья качает.
Воет – завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет, волны поднимает. (Ветер)
2. Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что в низу земля дрожит. (Гром)
3. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла,
И сады и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
4. Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)
- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])
- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
IV. Автоматизация изолированного звука.
- Посмотри на картинку и произнеси звук [Р], как будто бы рычит рысь (по-разному).
По картинке ведет пальцем и произносит звук [Р] (плавно, прерывисто, медленно и т.д.)
V. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Р]:
- в каком положении находятся губы? (в улыбке);
- а зубы? (их видно);
- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);
- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:
- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.
VI. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:
- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
VII. Автоматизация звука [Р] в слогах.
- Запиши в тетради столько слогов со звуком [Р], сколько я прохлопаю (4 раза) ( записывает любые 4 слога).
- Назови их.
- Повтори цепочку слогов:
Ро-Ру-Ро ИР-уР-иР Кро – гро
Ра- Ра-Ры оР-яР-оР Трэ - дрэ
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):
О Я Э
Р А И Р Р Ы
У Ы О
VIII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:
- Посмотри на картинки, назови их.
- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение.
IX. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
- Дай характеристику звука [Р].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания.
Конспект
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
IV. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем работать со звуком [З].
- Кто из насекомых издает такой звук? (Комар, стрекоза)
- Давай «споем» песенку комарика: губы в улыбке, рот чуть-чуть приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на язык с подключением голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка.
V. Характеристика звука [З].
- Произнеси звук [З] и смотри на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [З], в каком положении находятся губки?
- Правильно, в «улыбке».
- А теперь снова произнесем звук [З] и постараемся почувствовать, где язычок.
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [З]? (Упирается в нижние зубки)
- Поставь ладонь перед губами, снова произнеси звук [З]. Какая струя воздуха? (Струя воздуха холодная.)
- Молодец.
- А теперь приложи руку к горлышку, и снова произнесем звук [З].
- Голосовые складки вибрируют или нет? (Голосовые складки вибрируют.)
- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Правильно, звонкий.
- Снова произнеси этот звук.
- Звук [З] гласный или согласный?
- Почему согласный? (При произнесении воздух встречает преграду)
- А еще, какой он? Твердый или мягкий? (Твердый)
- Дай характеристику звука [З], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (Согласный, звонкий, твердый, парный.)
VI. Задание на развитие звуко-слогового анализа.
– Перед тобой лежат (висят на доске) 3 домика: в первом домике – одно окошко, во втором домике – два окошка, в третьем – три окошка и картинки. Твоя задача: взять картинку, назвать ее и поставить к тому домику, с тем окошком, которое соответствует количеству слогов в этом слове. Например, (логопед берет картинку) на данной картинке нарисована звезда, в слове звезда 2 слога, я кладу картинку в домик с двумя окошками.
Конспект
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)
- На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)
- Послушай и посмотри: Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)
- На что похожа буква О?
- Послушай и посмотри:
В старом дереве дупло Посмотри на колесо
Ну совсем как буква «О». И увидишь букву «О».
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)
- Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка)
- Давай изобразим букву А, и букву О пальчиками.
XI. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [А], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Чем похожи буквы А и О на письме?
- Чем эти буквы отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания!
Как и всякая наука, география вырабатывает свой язык. Он очень своеобразный. Этот «язык» - географическая карта и глобус. В сильно уменьшенном виде, при помощи общепринятых в географии условных обозначений, на них нанесены очертания поверхности Земли. Каждый человек может научиться понимать этот язык.
Как и всякая наука, география вырабатывает свой язык. Он очень своеобразный. Этот «язык» - географическая карта и глобус. В сильно уменьшенном виде, при помощи общепринятых в географии условных обозначений, на них нанесены очертания поверхности Земли. Каждый человек может научиться понимать этот язык.
Как и всякая наука, география вырабатывает свой язык. Он очень своеобразный. Этот «язык» - географическая карта и глобус. В сильно уменьшенном виде, при помощи общепринятых в географии условных обозначений, на них нанесены очертания поверхности Земли. Каждый человек может научиться понимать этот язык.
Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!
Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!
Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!
Конспект
Конспект
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Дыхательная гимнастика (выполняется по усмотрению логопеда).
- Давай вместе сделаем дыхательную гимнастику, спинку выпрямили, плечики расправили:
- Вдох носом – выдох носом (3 раза).
- Вдох носом – выдох ртом (3 раза).
- Вдох ртом – выдох носом (3 раза).
- Вдох ртом - выдох ртом (3 раза).
III. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Ц]:
1. «Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удержать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
2. «Качели» улыбнуться, широко открыть рот, кончиком узкого языка в полости рта попеременно касаться верхних и нижних бугорков (альвеолярных отростков). Выполнять под счет (1, 2, 3, 4…) и под команды (вверх-вниз).
3. «Горка» - Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх (под счет до 10).
4. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя» (до 10 раз).
5. «Маляр» - Оскал. Кончиком языка поглаживать твердое небо от внутренней поверхности верхних зубов по направлению к мягкому небу и обратно (можно показать данное движение пальцем) (до 10 раз).
V. Введение в тему.
- Отгадай загадку:
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
- Следующая загадка:
Был белый дом, чудесный дом
И что-то застучало в нем
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо:
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок)
- Какой звук находится в третьем слоге (в последнем слоге) слова курица? (Звук [Ц]).
- Какой звук стоит в первом слоге слова цыпленок? (Звук [Ц])
- Кто такие, курица и цыпленок? (Домашние птицы. Цыпленок детеныш курицы.)
- Сегодня мы будем работать со звуком [Ц] и стараться правильно произносить его.
- Придумай предложения со словами курица и цыпленок.
- Запиши эти предложения в тетрадь.
VI. Анализ артикуляции звука [Ц].
- Когда мы произносим звук [Ц], в каком положении находятся губы?
(- В улыбке)
- Что при этом делает язык? (- Передняя часть спинки языка упирается в верхние резцы, а кончик языка в нижние зубки.)
- В каком положении при этом зубки? (Зубы видно, между ними есть щель.)
- При произнесении звука [Ц], голосовые связки вибрируют или нет? (Нет)
VII. Характеристика звука [Ц].
- Дай характеристику звука [Ц]:
- Звук [Ц] – согласный, твердый, глухой.
- Звук [Ц] всегда твердый!
- И этот звук всегда глухой! И непарный.
VI. Упражнение на развитие фонематического восприятия; на автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях:
1) - Хлопни, в ладоши, если услышишь звук [Ц], среди слогов, которые я назову:
- Поднимите руку, если слышишь звук [Ц], среди слов:
2) - Прочитай слоги:
А А А
Ц У Ц Ы О Ц
Э У Ы
- Дополни в двух первых столбиках слоги до слов (если сможешь).
- Составь предложения с этими словами.
VII. Физминутка.
- Давай немного отдохнем.
- Встаем, выходим из-за парты.
- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:
Как живешь? – Вот так! (пальцы правой руки сжаты в кулаке, кроме большого)
А плывешь? – Вот так! (показать «волну» правой рукой)
Как бежишь? – Вот так! (обе руки согнуть в локтях и имитировать размах руками как при беге)
Вдаль глядишь? – Вот так! (правую руку приложить горизонтально ко лбу)
Ждешь обед? – Вот так! (обе руки согнуть в локтях и приложить к подбородку)
Машешь вслед? – Вот так! («помахать» правой рукой)
Утром спишь? – Вот так! (сомкнуть обе руки и приложить к правой щеке)
А шалишь? – Вот так! (размахивать руками в разные стороны)
- Начинаем.
VIII. Работа с текстом.
- Прочитай текст.
Цып.
У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.
- Выпиши слова со звуком [Ц].
- В каких словах звук [Ц] стоит:
в начале,
в середине,
в конце слов.
- Назови их по - порядку.
IX. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [Ц].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
X. Оценка работы ребенка на занятии.
- Мне сегодня понравилось, как ты работал(а), особенно мне понравилось….
Конспект
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [У]? (Буквой У.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)
- На что похожа буква У?
- Послушай и посмотри: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква У? (Ответ ребенка)
- На что похожа буква О?
- Послушай и посмотри: В старом дереве дупло
Ну совсем как буква «О».
Посмотри на колесо
И увидишь букву «О».
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)
- Чем похожи, и чем отличаются буква У, и буква О на письме? (Полукруглым (полуовальным) элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы У есть еще наклонная маленькая палочка, у буквы О – еще один (полукруг) полуовал.)
- Давай изобразим букву У, и букву О пальчиками.
X. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [У], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Чем похожи буквы У и О на письме?
- Чем эти буквы отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания!
Конспект
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
VI. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Д]? (Буквой Д.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Д`]? (Буквой Д.)
- Правильно, буква Д обозначает два звука: твердый: [Д] и мягкий [Д`].
- Посмотри на эту букву (показать печатную и письменную букву).
VII. Дифференциация звуков [Д - Д`] в слогах, словах; работа в тетради:
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):
О Я Е
Д А И Д Д Ы
У Е О
- Дополни эти слоги до слов.
- Запиши получившиеся слова в тетради.
VIII. Физминутка.
- Давай немного отдохнем.
- Встаем, выходим из-за парты.
- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:
Поднимаюсь на носки: 1 – 2 – 3
Поднимаю руки
И держись.
Резко вниз теперь присяду
Буду прыгать до упаду.
X. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [Д], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [Д`], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания!
Конспект
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Э]? (Буквой Э.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Е]? (Буквой Е.)
- На что похожа буква Э? (Показываются картинки, читаются стихи.)
- Послушай и посмотри: Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Э?
- На что похожа буква Е?
- Послушай и посмотри: Это буква – Е
Она закрутилась как змея
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Е?
- Чем похожи, и чем отличаются буква Э, и буква Е на письме? (Полукруглым элементом – похожи; отличаются тем, что полукруглые элементы пишутся в разные стороны)
- Давай изобразим букву Э, и букву Е пальчиками.
X. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [Э], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [Е], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Чем похожи буквы Э и Е на письме? - Чем эти буквы отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии. - До свидания!
Конспект
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
IV. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Й]:
- В каком положении находятся губы? (растянуты в улыбке);
- А зубы? (их видно);
- Что делает язычок? (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнуты горкой);
- Что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Й]:
- Звук [Й]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и всегда мягкий.
V. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Й]? (Буквой Й.) – показывается буква Й.
- На что похожа буква Й? На какую букву? (На букву И, но без верхней палочки)
VI. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Й] среди других звуков, подними руку:
- Если услышишь, звук [Й] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
VII. Игра «Скажи наоборот»
- Я называю тебе слово, а ты подбираешь противоположное ему (антоним) и называешь, выделяя окончание (звук [Й]), (например: большой – маленький).
Слова:
Грустный - … (веселый), мокрый - … (сухой),
сильный - … (слабый), старый - … (молодой),
высокий - … (низкий), широкий - … (узкий),
длинный - … (короткий), горячий - … (холодный),
больной - … (здоровый), умный - … (глупый).
- Подбери к прилагательным, которые я называла существительные; т.е. составь словосочетания с этими словами и запиши их в тетрадь.
VIII. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Й])
- Дай характеристику звука [Й].
- Какой буквой обозначается звук [Й]?
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.
Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [Р]»
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.
Оборудование:
Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.