Индивидуального логопедического занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конспект

Индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.

Оборудование:

Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотри на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:

1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаемверхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).

- Молодец.

2. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).

- Молодец, отдохни.

3. - Упражнение «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).

4. – Выполним упражнение «Гармошка»: делаем все также как и при выполнении упражнения«Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10).

- Молодец, отдохни, проглоти слюну.

III. Сообщение темы занятия.

- Отгадай загадки:

1. Пыль поднимает, деревья качает.

Воет – завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает. (Ветер)

2. Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что в низу земля дрожит. (Гром)

3. Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла,

И сады и огороды

Всей округе полила. (Гроза)

4. Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)

- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)

- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])

- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.

IV. Автоматизация изолированного звука.

- Посмотри на картинку и произнеси звук [Р], как будто бы рычит рысь (по-разному).

По картинке ведет пальцем и произносит звук [Р] (плавно, прерывисто, медленно и т.д.)

V. Характеристика звука.

- Когда мы произносим звук [Р]:

- в каком положении находятся губы? (в улыбке);

- а зубы? (их видно);

- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);

- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).

- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:

- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.

VI. Задание на развитие фонематического слуха.

- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:

  • А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.

- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:

  • Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.

VII. Автоматизация звука [Р] в слогах.

- Запиши в тетради столько слогов со звуком [Р], сколько я прохлопаю (4 раза) ( записывает любые 4 слога).

- Назови их.

- Повтори цепочку слогов:

Ро-Ру-Ро ИР-уР-иР Кро – гро

Ра- Ра-Ры оР-яР-оР Трэ - дрэ

- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):

О Я Э

Р А И Р Р Ы

У Ы О

VIII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:

- Посмотри на картинки, назови их.

- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение.

IX. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])

- Дай характеристику звука [Р].

- Вспомни и назови слова с этим звуком.

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания.

Конспект

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

IV. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы будем работать со звуком [З].

- Кто из насекомых издает такой звук? (Комар, стрекоза)

- Давай «споем» песенку комарика: губы в улыбке, рот чуть-чуть приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на язык с подключением голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка.

V. Характеристика звука [З].

- Произнеси звук [З] и смотри на себя в зеркало.

- Когда мы произносим звук [З], в каком положении находятся губки?

- Правильно, в «улыбке».

- А теперь снова произнесем звук [З] и постараемся почувствовать, где язычок.

- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [З]? (Упирается в нижние зубки)

- Поставь ладонь перед губами, снова произнеси звук [З]. Какая струя воздуха? (Струя воздуха холодная.)

- Молодец.

- А теперь приложи руку к горлышку, и снова произнесем звук [З].

- Голосовые складки вибрируют или нет? (Голосовые складки вибрируют.)

- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

- Правильно, звонкий.

- Снова произнеси этот звук.

- Звук [З] гласный или согласный?

- Почему согласный? (При произнесении воздух встречает преграду)

- А еще, какой он? Твердый или мягкий? (Твердый)

- Дай характеристику звука [З], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (Согласный, звонкий, твердый, парный.)

VI. Задание на развитие звуко-слогового анализа.

– Перед тобой лежат (висят на доске) 3 домика: в первом домике – одно окошко, во втором домике – два окошка, в третьем – три окошка и картинки. Твоя задача: взять картинку, назвать ее и поставить к тому домику, с тем окошком, которое соответствует количеству слогов в этом слове. Например, (логопед берет картинку) на данной картинке нарисована звезда, в слове звезда 2 слога, я кладу картинку в домик с двумя окошками.

Конспект

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

VII. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)

- На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)

- Послушай и посмотри: Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)

- На что похожа буква О?

- Послушай и посмотри:

В старом дереве дупло Посмотри на колесо

Ну совсем как буква «О». И увидишь букву «О».

 

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)

- Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка)

- Давай изобразим букву А, и букву О пальчиками.

XI. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [А], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Дай характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем отличаются?

- Чем похожи буквы А и О на письме?

- Чем эти буквы отличаются?

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания!

Как и всякая наука, география вырабатывает свой язык. Он очень своеобразный. Этот «язык» - географическая карта и глобус. В сильно уменьшенном виде, при помощи общепринятых в географии условных обозначений, на них нанесены очертания поверхности Земли. Каждый человек может научиться понимать этот язык.

Как и всякая наука, география вырабатывает свой язык. Он очень своеобразный. Этот «язык» - географическая карта и глобус. В сильно уменьшенном виде, при помощи общепринятых в географии условных обозначений, на них нанесены очертания поверхности Земли. Каждый человек может научиться понимать этот язык.

Как и всякая наука, география вырабатывает свой язык. Он очень своеобразный. Этот «язык» - географическая карта и глобус. В сильно уменьшенном виде, при помощи общепринятых в географии условных обозначений, на них нанесены очертания поверхности Земли. Каждый человек может научиться понимать этот язык.

Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!

Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!

Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!

Конспект

Конспект

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II. Дыхательная гимнастика (выполняется по усмотрению логопеда).

- Давай вместе сделаем дыхательную гимнастику, спинку выпрямили, плечики расправили:

- Вдох носом – выдох носом (3 раза).

- Вдох носом – выдох ртом (3 раза).

- Вдох ртом – выдох носом (3 раза).

- Вдох ртом - выдох ртом (3 раза).

III. Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотри на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Ц]:

1. «Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удержать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

2. «Качели» улыбнуться, широко открыть рот, кончиком узкого языка в полости рта попеременно касаться верхних и нижних бугорков (альвеолярных отростков). Выполнять под счет (1, 2, 3, 4…) и под команды (вверх-вниз).

3. «Горка» - Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх (под счет до 10).

4. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя» (до 10 раз).

5. «Маляр» - Оскал. Кончиком языка поглаживать твердое небо от внутренней поверхности верхних зубов по направлению к мягкому небу и обратно (можно показать данное движение пальцем) (до 10 раз).

V. Введение в тему.

- Отгадай загадку:

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица)

- Следующая загадка:

Был белый дом, чудесный дом

И что-то застучало в нем

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо:

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Цыпленок)

- Какой звук находится в третьем слоге (в последнем слоге) слова курица? (Звук [Ц]).

- Какой звук стоит в первом слоге слова цыпленок? (Звук [Ц])

- Кто такие, курица и цыпленок? (Домашние птицы. Цыпленок детеныш курицы.)

- Сегодня мы будем работать со звуком [Ц] и стараться правильно произносить его.

- Придумай предложения со словами курица и цыпленок.

- Запиши эти предложения в тетрадь.

VI. Анализ артикуляции звука [Ц].

- Когда мы произносим звук [Ц], в каком положении находятся губы?

(- В улыбке)

- Что при этом делает язык? (- Передняя часть спинки языка упирается в верхние резцы, а кончик языка в нижние зубки.)

- В каком положении при этом зубки? (Зубы видно, между ними есть щель.)

- При произнесении звука [Ц], голосовые связки вибрируют или нет? (Нет)

VII. Характеристика звука [Ц].

- Дай характеристику звука [Ц]:

- Звук [Ц] – согласный, твердый, глухой.

- Звук [Ц] всегда твердый!

- И этот звук всегда глухой! И непарный.

VI. Упражнение на развитие фонематического восприятия; на автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях:

1) - Хлопни, в ладоши, если услышишь звук [Ц], среди слогов, которые я назову:

  • ЦЫ, ыс, ос, ОЦ, ЦА, ша, щу, ЦУ.

- Поднимите руку, если слышишь звук [Ц], среди слов:

  • Сабля, Цапля, Цукаты, щетка, цирк.

2) - Прочитай слоги:

А А А

Ц У Ц Ы О Ц

Э У Ы

- Дополни в двух первых столбиках слоги до слов (если сможешь).

- Составь предложения с этими словами.

VII. Физминутка.

- Давай немного отдохнем.

- Встаем, выходим из-за парты.

- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Как живешь? – Вот так! (пальцы правой руки сжаты в кулаке, кроме большого)

А плывешь? – Вот так! (показать «волну» правой рукой)

Как бежишь? – Вот так! (обе руки согнуть в локтях и имитировать размах руками как при беге)

Вдаль глядишь? – Вот так! (правую руку приложить горизонтально ко лбу)

Ждешь обед? – Вот так! (обе руки согнуть в локтях и приложить к подбородку)

Машешь вслед? – Вот так! («помахать» правой рукой)

Утром спишь? – Вот так! (сомкнуть обе руки и приложить к правой щеке)

А шалишь? – Вот так! (размахивать руками в разные стороны)

- Начинаем.

VIII. Работа с текстом.

- Прочитай текст.

Цып.

У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

 

- Выпиши слова со звуком [Ц].

- В каких словах звук [Ц] стоит:

в начале,

в середине,

в конце слов.

- Назови их по - порядку.

IX. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [Ц].

- Вспомни и назови слова с этим звуком.

X. Оценка работы ребенка на занятии.

- Мне сегодня понравилось, как ты работал(а), особенно мне понравилось….

Конспект

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

VII. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [У]? (Буквой У.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)

- На что похожа буква У?

- Послушай и посмотри: У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

 

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква У? (Ответ ребенка)

- На что похожа буква О?

- Послушай и посмотри: В старом дереве дупло

Ну совсем как буква «О».

Посмотри на колесо

И увидишь букву «О».

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)

- Чем похожи, и чем отличаются буква У, и буква О на письме? (Полукруглым (полуовальным) элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы У есть еще наклонная маленькая палочка, у буквы О – еще один (полукруг) полуовал.)

- Давай изобразим букву У, и букву О пальчиками.

X. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [У], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Дай характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем отличаются?

- Чем похожи буквы У и О на письме?

- Чем эти буквы отличаются?

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания!

Конспект

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

VI. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [Д]? (Буквой Д.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [Д`]? (Буквой Д.)

- Правильно, буква Д обозначает два звука: твердый: [Д] и мягкий [Д`].

- Посмотри на эту букву (показать печатную и письменную букву).

VII. Дифференциация звуков [Д - Д`] в слогах, словах; работа в тетради:

- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):

О Я Е

Д А И Д Д Ы

У Е О

- Дополни эти слоги до слов.

- Запиши получившиеся слова в тетради.

VIII. Физминутка.

- Давай немного отдохнем.

- Встаем, выходим из-за парты.

- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Поднимаюсь на носки: 1 – 2 – 3

Поднимаю руки

И держись.

Резко вниз теперь присяду

Буду прыгать до упаду.

 

X. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [Д], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Дай характеристику звука [Д`], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем отличаются?

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания!

Конспект

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

VII. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [Э]? (Буквой Э.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [Е]? (Буквой Е.)

- На что похожа буква Э? (Показываются картинки, читаются стихи.)

- Послушай и посмотри: Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Э?

- На что похожа буква Е?

- Послушай и посмотри: Это буква – Е

Она закрутилась как змея

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Е?

- Чем похожи, и чем отличаются буква Э, и буква Е на письме? (Полукруглым элементом – похожи; отличаются тем, что полукруглые элементы пишутся в разные стороны)

- Давай изобразим букву Э, и букву Е пальчиками.

X. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [Э], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Дай характеристику звука [Е], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем отличаются?

- Чем похожи буквы Э и Е на письме? - Чем эти буквы отличаются?

Отмечается работа ребенка на занятии. - До свидания!

Конспект

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

IV. Характеристика звука.

- Когда мы произносим звук [Й]:

- В каком положении находятся губы? (растянуты в улыбке);

- А зубы? (их видно);

- Что делает язычок? (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнуты горкой);

- Что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).

- Дай характеристику (акустическую) звука [Й]:

- Звук [Й]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и всегда мягкий.

V. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [Й]? (Буквой Й.) – показывается буква Й.

- На что похожа буква Й? На какую букву? (На букву И, но без верхней палочки)

VI. Задание на развитие фонематического слуха.

- Если услышишь звук [Й] среди других звуков, подними руку:

  • А, Й, Р, Л, Й, Д, Й, П, И, Й, С.

- Если услышишь, звук [Й] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:

  • РО, АЙ, СУ, УЙ, ФО, ДО, ОЙ, РА, ИС, ИР, ЕЙ, ОШ, ЭЙ.

VII. Игра «Скажи наоборот»

- Я называю тебе слово, а ты подбираешь противоположное ему (антоним) и называешь, выделяя окончание (звук [Й]), (например: большой – маленький).

Слова:

Грустный - … (веселый), мокрый - … (сухой),

сильный - … (слабый), старый - … (молодой),

высокий - … (низкий), широкий - … (узкий),

длинный - … (короткий), горячий - … (холодный),

больной - … (здоровый), умный - … (глупый).

- Подбери к прилагательным, которые я называла существительные; т.е. составь словосочетания с этими словами и запиши их в тетрадь.

VIII. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Й])

- Дай характеристику звука [Й].

- Какой буквой обозначается звук [Й]?

- Вспомни и назови слова с этим звуком.

Отмечается работа ребенка на занятии.

 

Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Лексика: ветер, гром, гроза, радуга.

Оборудование:

Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.