Ребенку предлагается отгадать загадки. Инструкция:
- Послушай и отгадай загадки:
1. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (Апельсин)
2. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
3. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (Артист)
4. По синему морю
Белые гуси плывут. (Облака)
- Выдели звуки, стоящие в начале слов-отгадок. (Звуки [А – О])
- Сегодня мы будем работать со звуками и буквами А, О, учиться отличать их друг от друга.
- Объясни значения слов: апельсин, одуванчик, артист, облака.
- Апельсин – это фрукт, растущий в жарких странах.
- Одуванчик – это дикорастущий, желтый цветок.
- Артист – это профессия человека, играющего (изображающего) разные роли в театре, кино, или в жизни.
- Облака – скопления сгустившихся водяных паров, в атмосфере.
IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [А – О]:
- Когда мы произносим звук [А], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается, как можно ниже.)
- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
- А зубки? (Их видно, они обнажены)
- Какой звук [А], гласный или согласный?
- Звук [А] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
- Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, округлены; в виде рупора.)
- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
- А зубки? (Их не видно.)
- Какой звук [О], гласный или согласный?
- Звук [О] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
V. Сравнительная характеристика звуков [А – О]:
- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Язычок упирается в нижние зубки; еще оба звука гласные.)
- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [А] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [О] губы сомкнуты, выдвинуты вперед, слегка приоткрыты; зубы не видны.)
VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Приготовь свои ушки, ладошки и ножки.
- Если услышишь звук [А], среди звуков, которые я назову, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [О] – топнешь ногой.
- Приготовься:
Звуки: А, Л, П, У, В, О, А, Т, У, А, Э, А, М, О.
- Точно также в слогах, которые я произнесу.
Слоги: СУ, АР, ОП, ВЫ, ВО, СО, БА, УТ, НУ, АП, ЫЦ, ОЖ.
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)
- На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)
- Послушай и посмотри: Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)
- На что похожа буква О?
- Послушай и посмотри:
В старом дереве дупло Посмотри на колесо
Ну совсем как буква «О». И увидишь букву «О».
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)
- Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка)
- Давай изобразим букву А, и букву О пальчиками.
VIII. Составление словосочетаний.
- Вспомни слова-отгадки, из загадок, которые я загадывала тебе в самом начале, назови эти слова (апельсин, одуванчик, артист, облака).
- Подбери к каждому слову (отгадке) словосочетание. (Апельсин, какой? Одуванчик, какой? Артист, какой? Облака, какие?)
- Запиши получившиеся словосочетания в тетрадь.
IX. Упражнение на развитие буквенного гнозиса.
- В словах из текста, который я тебе дала найди буквы А и О.
- Зачеркни букву А красным карандашом (ручкой), букву О – синим карандашом.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.