Дальнего Востока по делу главных японских военных преступников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Планирование  и  подготовка  войны  против  Советского  Союза».

Токио, 22 ноября 1948 г. …………………………………………………………..………. 457

«Привидения» минувшей войны (из одноимённой заметки

Сыневина М.) ………………………………………………………………………………. 465

        

 

        РАЗДЕЛ 10. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В АЗИАТСКО-

                                 ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ.

          В.И. Ленин о перспективе японо-американской войны.


…Есть ли коренные противоположности в современном капиталисти-ческом мире, которые надо использовать? Есть три основных, которые я бы хотел назвать. Первая, ближайшая к нам, это – отношения Японии и Америки. Война готовится между ними. Они не могут мирно ужиться на побережьях Тихого океана, хотя эти побережья разделяют 3000 вёрст.    Это соперничество неоспоримо вытекает из отношений их капитализмов. Существует гигантская литература, посвящённая вопросу о будущей японо – американской войне. Что война готовится, что она неизбежна, это несомнен-но. Пацифисты стараются обойти этот вопрос, замазать его общими фразами, но для всякого, кто историю экономических отношений и дипломатии изу-чает, не может быть ни тени сомнения, что экономически война назрела и политически готовится. Нельзя взять ни одной книжки, посвящённой этому вопросу, чтобы не видеть назревания войны. Земля поделена. Япония захватила колоний колоссальное количество. Япония имеет 50 миллионов людей, и она сравнительно слаба экономически. Америка имеет 110 миллио-нов людей, у неё нет никаких колоний, хотя она во много раз богаче Японии. Япония захватила Китай, где 400 миллионов населения и запасы угля, бога-тейшие в мире. Как эту штуку удержать? Смешно думать, что капитализм более крепкий не отнимет у капитализма более слабого всего награбленного последним. При таком положении вещей разве можно американцам остаться равнодушными? Разве можно оставить капиталистов крепких рядом с капи-талистами слабыми и думать, что они не отнимут? На что же тогда они будут годны? Но при таком положении можем ли мы остаться равнодушными и только сказать, как коммунисты: «мы будем пропагандировать коммунизм внутри этих стран». Это правильно, но это не всё. Практическая задача коммунистической политики есть задача использования этой вражды, стравливая их друг с другом. Тут получается новая обстановка. Если возь-мёте две империалистические страны: Японию и Америку – они хотят воевать, они будут воевать за первенство в мире, за право грабить. Япония будет воевать за то, чтобы ей продолжать грабить Корею, которую она грабит с неслыханным зверством, соединяющим все новейшие изобретения техники и пыток чисто азиатских. Недавно мы получили корейскую газету, рассказывающую, что делают японцы. Здесь соединение всех методов царизма, всех новейших усовершенствований техники с чисто азиатской системой пыток, с неслыханным зверством. Но этот корейский лакомый кусок хотят вырвать американцы. Конечно, защита отечества в такой войне будет величайшим преступлением, будет изменой социализму. Конечно, поддержка одной страны против другой будет преступлением против коммунизма, но мы, коммунисты, должны использовать одну страну против другой. Не совершаем ли мы преступления против коммунизма? Нет, потому что мы делаем это как социалистическое государство, ведущее коммуни-стическую пропаганду и вынужденное использовать каждый час, дарованный ему обстоятельствами, чтобы окрепнуть с максимальной быстротой. Мы на-чали крепнуть, но крепнем очень медленно. Америка и другие капиталисти-ческие страны растут в своей экономической и военной мощи дьявольски быстро. Как бы мы ни собирали свои силы, мы будем расти несравненно медленнее.

   Мы должны использовать создавшееся положение: в этом вся суть кон-цессии Камчатки. К нам приезжал Вандерлип, дальний родственник извест-ного миллиардера, если ему верить, но, так как наша контрразведка в ВЧК, поставленная превосходно, к сожалению, не захватила ещё Северных Штатов Америки, мы пока ещё не установили сами родства этих Вандерлипов...

...Вандерлип привёз с собой письмо Совету Народных Комиссаров. Это письмо очень интересно, ибо он с чрезвычайной откровенностью, цинизмом и грубостью американского кулака говорит: «Мы очень сильны  в 1920 году; наш флот будет в 1923 году ещё сильнее, однако нашей силе мешает Япония, и нам с ней придётся воевать, а воевать нельзя без керосина и без нефти. Если вы нам продадите Камчатку, то я вам ручаюсь, что энтузиазм американского народа будет так велик, что мы вас признаем. Выборы нового президента в марте дадут нашей партии победу. Если же вы сдадите Камчатку в аренду, то я заявляю, что тогда такого энтузиазма не будет».  Это почти буквальное содержание его письма. Перед нами совершенно нагой империализм, который не считает даже нужным облачить себя во что – нибудь, думая, что он и так великолепен. Когда было такое письмо получено, мы себе сказали: тут надо уцепиться обеими руками. Что он экономически прав, это доказывает, что республиканская партия в Америке накануне побе-ды. Первый раз в истории Америки на юге нашлись люди, голосовавшие против демократов. Значит, ясно, что перед нами экономически правильное рассуждение империалиста. Камчатка принадлежит бывшей Российской империи. Это верно. Кому же она принадлежит в настоящее время –  неизвестно. Как будто она является собственностью государства, которое называется Дальневосточной республикой, но сами границы этого государ-ства точно не установлены. Правда, некоторые документы по этому поводу пишутся, но, во – первых, они ещё не написаны, а во – вторых, они ещё не утверждены. На Дальнем Востоке господствует Япония, которая может делать там всё, что хочет. Если мы Камчатку, которая юридически принадле-жит нам, а фактически захвачена Японией, отдадим Америке, ясно, что мы выиграем. Вот основа моего политического рассуждения, и, опираясь на него, мы сразу решили непременно договор с Америкой заключить. Конечно, при этом надо торговаться, так как никакой купец не будет нас уважать, если мы не будем торговаться. Поэтому тов. Рыков принялся торговаться, и мы написали проект договора. Но когда дело дошло до подписи, то мы заявили: «Все знают, кто мы такие, а кто вы такой?». Оказалось, что Вандерлип нам не может дать гарантии, тогда мы сказали, что мы уступчивы. Ведь это только проект, а вы сами сказали, что он вступит в силу, когда ваша партия возьмёт верх, а верх она ещё не взяла, и поэтому мы подождём. И получилась такая вещь: мы написали проект договора, который ещё не подписан, который отдаёт на 60 лет Камчатку – большущую территорию крайнего Востока и Северо – Востока Сибири – американцам с правом поставить военную гавань в том порте, который открыт круглый год, в котором есть нефть и уголь.
Проект договора ни к чему не обязывает, мы в любую минуту можем сказать, что есть неясности, и отказаться. В этом случае мы только потеряем время на разговоры с Вандерлипом и небольшое количество листов бумаги, а сейчас мы уже выиграли. Достаточно взять европейские сообщения, чтобы видеть, что мы выиграли. Из Японии нет ни одного известия, которое не говорило бы о величайшем беспокойстве из – за ожидаемых концессий. Япония заявляет:
“Мы не потерпим этого, это нарушает наши интересы”. –  Пожалуйста, победите Америку, мы против этого возражать не будем. Мы уже Японию     с Америкой стравили, выражаясь грубо, и этим достигнута выгода. Мы выиг-рали и по отношению к американцам...

...Вся эта сделка означает отвлечение империалистических сил от нас, – пока империалисты сидят и вздыхают и ждут, когда подойдёт удобный момент, чтобы большевиков задушить, а мы этот момент отдаляем. Когда Япония втравливалась в корейскую авантюру, японцы говорили американ-цам: «Конечно, мы можем победить большевиков, но что вы нам дадите за это? Китай? Мы и так возьмём, а тут за десять тысяч вёрст пойдём бить большевиков, а американцы – у нас в тылу. Нет, так политики не ведут».  Уже тогда японцы нас победили бы в несколько недель, если бы была двухколейная железная дорога и транспортная помощь Америки. Нас спасло то, что Япония, кушая Китай, не могла двигаться на запад, через всю Сибирь, имея в тылу Америку, и не хотела таскать каштанов из огня для Америки.
Ещё больше нас спасло бы то обстоятельство, если бы империалистические державы оказались в войне. Если мы вынуждены терпеть таких негодяев, как капиталистические воры, из которых каждый точит нож против нас, прямая наша обязанность двинуть эти ножи друг против друга. Когда два вора дерутся, честные люди выигрывают. Выгода другая – чисто политическая, даже если этой концессии не будет, один проект концессии даст выгоду. Выгода экономическая: она даст часть продуктов. Если бы американцы стали получать часть продуктов, это было бы выгодно. На Камчатке нефти и руды такое количество, которое мы заведомо разработать не в состоянии...

Ленин В.И. Доклад о концессиях. Выступление на  собрании актива Московской организации РКП/б/ 6 декабря 1920 года., ПСС, изд. 5-е, т. 42.

                                Вашингтонские соглашения


   В конференции, происходишей в Вашингтоне с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г., созванной для рассмотрения тихоокеанских и дальневосточных вопросов, а также проб-лемы ограничения морских вооружений, принимали участие девять держав: США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Китай, Бельгия, Португалия и Голландия. Советская Россия – великая тихоокеанская держава – не была приглашена на Вашинг-тонскую конференцию под предлогом того, что вследствие Гражданской войны 1918 – 1922 гг. «не существует единого русского правительства». Ведущую роль на конференции играли США. Вашингтонские соглашения явились составной частью Версальской системы. Они оформили временное неустойчивое равновесие сил империалистических держав на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана.

 


                                                А. ТРАКТАТ
            МЕЖДУ СОЕДИНЁННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ,
          БРИТАНСКОИ ИМПЕРИЕЙ, ФРАНЦИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
                    КАСАТЕЛЬНО ИХ ОСТРОВНЫХ ВЛАДЕНИЙ
              И ОСТРОВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ТИХОМ ОКЕАНЕ

                                                                              Вашингтон, 13 декабря 1921 года

                                                (и з в л е ч е н и е)

                                                             I

 Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана...


                                                            II

  Если указанные выше права подвергаются опасности в силу наступате-льных действий какой-либо другой державы, Высокие Договаривающиеся Стороны войдут во взаимный, полный и откровенный обмен мнениями для того, чтобы достигнуть соглашения о наиболее действительных мерах, долженствующих быть принятыми, каждой в отдельности или всеми совместно, в связи с требованиями создавшегося положения.

 

 

 

                                                            III

   Настоящий трактат останется в силе в течение десяти лет со дня вступ-ления его в силу, и после истечения указанного периода он будет продолжать оставаться в силе, причём, однако, за каждой из Высоких Договаривающихся Сторон останется право прекратить его действие с предуведомлением за двенадцать месяцев вперёд.

 

                                                Б. ТРАКТАТ
            МЕЖДУ СОЕДИНЁННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ,
            БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИЕЙ, ФРАНЦИЕЙ, ИТАЛИЕЙ
    И ЯПОНИЕЙ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

                                                                                Вашингтон, 6 февраля 1922 года

                                              (и з в ле ч е н и е)

С т а т ь я   I.   Договаривающиеся державы соглашаются ограничить свои вооружения на море, соответственно условленному в настоящем трактате.

С т а т ь я   IV. Общий тоннаж линейных судов, могущий подлежать замене, не будет превышать: для Соединённых Штатов – 525 000 тонн...                для Британской империи – 525 000 тон...   для Франции – 175 000 тонн...        для Италии – 175 000 тонн... для Японии – 315 000 тонн...

  С т а т ь я   V.   Ни одна из Договаривающихся держав не будет приобре-тать или строить, поручать строить и допускать в пределах своей территории постройку линейных судов, имеющих более 35 000 тонн водоизмещения.

  С т а т ь я   VI.   Ни одно линейное судно какой-либо из Договариваю-щихся держав не будет вооружено орудиями калибра, превышающего                    16 дюймов (406 миллиметров).

  С т а т ь я  ХII. За исключением линейных судов, ни один военный корабль Договаривающихся держав, ниже упоминаемых, не будет иметь орудий калибра большего, чем 8 дюймов (203 миллиметра).

Вашингтонская конференция., М, 1924, с. 45 – 47, 49 – 50,  71 – 73.

 

 

                     Из конвенции об основных принципах
                 взаимоотношений между СССР и Японией
                                       от 20 января 1925 г.

                                                 СТАТЬЯ 1

  Высокие договаривающиеся стороны соглашаются, что со вступлением в силу настоящей конвенции между ними устанавливаются дипломатические и консульские отношения.

                                                 СТАТЬЯ 2   

 

    Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключённый в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остаётся в полной силе.    

 

  Условлено, что договоры, конвенции и соглашения, кроме указанно-            го Портсмутского договора, заключённые между Японией и Россией до                        7 ноября 1917 года, будут пересмотрены на конференции, которая должна состояться впоследствии между правительствами договаривающихся сторон, и что они могут быть изменены или отменены, как того потребуют изменив-шиеся обстоятельства...

 

                                                 СТАТЬЯ 5

 

  Высокие договаривающиеся стороны торжественно подтверждают своё желание и намерение жить в мире и дружбе друг с другом, добросовестно уважать несомненное право каждого государства устраивать свою собствен-ную жизнь в пределах своей же юрисдикции то своему собственному жела-нию, воздерживаться и удерживать всех лиц на их правительственной службе и все организации, получающие от них какую-либо финансовую помощь, от всякого открытого или скрытого действия, мотущего каким бы то ни было образом угрожать порядку или безопасности какой-либо части территории Союза Советских Социалистических Республик или Японии.

 

  Условлено далее, что ни одна из высоких договаривающихся сторон не будет разрешать присутствия на территории, находящейся под её юрисдик-цией:  

 

а) организаций или групп, претендующих быть правительством какой-либо части территории другой стороны, или  

 

б) чужеземных подданных или граждан, относительно которых было бы обнаружено, что они фактически ведуг политическую работу для этих орга-низаций или групп.

                                                 СТАТЬЯ 6

   В интересах развития экономических отношений между обеими страна-ми и принимая во внимание нужды Японии в отношении естественных богат-ств, правительство Союза Советских Социалистических Республик готово предоставить японским подданным, компаниям и ассоциациям концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств на всей территории Союза Советских Социалистических Республик.

                                           Д е к л а р а ц и я

   Приступая сего дня к подписанию Конвенции об основных принципах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик         и Японией, нижеподписавшийся уполномоченный Союза Советских Социалистических Республик имеет честь заявить, что признание его прави-тельством действительности Портсмутского договора от 5 сентября 1905 г. никоим образом не означает, что правительство Союза разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение наз-ванного договора.

                                                                                       Пекин, 20 января 1925 г.

Документы внешней политики СССР., М, 1963, т. 8. с. 70 – 73, 77.

                     Меморандум премьер-министра Японии
                                                Танака Гиити

                                (25 июля 1927 года) (в сокращении).

 
   Премьер-министр Танака Гиити от имени Ваших многочисленных подданных нижайше вручает Вашему Величеству меморандум об основах позитивной политики в Маньчжурии и Монголии.

           Позитивная политика в Маньчжурии и Монголии

   В Маньчжурию и Монголию входят провинции Фынтянь, Гирин, Хэйлунцзян, а также Внешняя Монголия и Внутренняя Монголия. Страна привлекает к себе внимание не только своей обширностью и незначительной плотностью населения: нигде в мире нет таких лесных богатств, такого изо-билия минеральных ресурсов и сельскохозяйственных продуктов. Стремясь использовать эти богатства в целях увеличения славы нашей империи, мы специально создали Южно-Маньчжурскую железнодорожную компанию и, используя популярный лозунг японо-китайского сопроцветания, инвестиро-вали в этом районе в железнодорожные, судоходные, горнорудные, лесные, железорудные, сельскохозяйственные и животноводческие предприятия почти 440 миллионов иен. Поистине это является самым грандиозным предприятием нашей страны.

   Нужно напомнить, что, когда на Вашингтонской конференции был подписан договор девяти держав, ограничивший наше проникновение в Маньчжурию и Монголию, общественное мнение нашей страны сильнейшим образом заволновалось. Договор девяти держав был заключен по инициативе Америки. Остальные державы, подписавшие этот договор, не возражали про-тив роста нашего влияния в Маньчжурии и Монголии, надеясь таким путём защитить интересы международной торговли и международных инвестиций.

   Три восточные провинции являются несовершенным в политическом отношении районом на Дальнем Востоке. В интересах самозащиты и ради защиты других Япония не сможет устранить затруднения в Восточной Азии, если не будет проводить политику «крови и железа». Но, проводя эту поли-тику, мы окажемся лицом к лицу с Америкой, которая натравливает на нас Китай, осуществляя политику борьбы с ядом при помощи яда. Если мы в будущем захотим захватить в свои руки контроль над Китаем, мы должны будем сокрушить Соединённые Штаты, то есть поступить с ними так, как мы поступили в русско-японской войне.

   Но для того, чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные малоазиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права. Таков план, завещанный нам императором Мэйдзи, и успех его имеет важное значение для существования нашей Японской империи.

   Изучив теперешние условия и возможности нашей страны, мы должны признать, что, если хотим начать новую политику эры Сёва 1, мы должны принять позитивные меры в целях обеспечения наших прав и привилегий в Маньчжурии и Монголии. Они обеспечат нам возможность развивать нашу торговлю. Это не только помешает промышленному развитию самого Китая, но и не допустит проникновения европейских держав и Америки. Это единственно мыслимая и наиболее эффективная политика.

   Для того чтобы завоевать подлинные права в Маньчжурии и Монголии, мы должны использовать этот район как базу для проникновения в Китай под предлогом развития нашей торговли. Будучи же вооружены обеспеченными правами, мы захватим в свои руки ресурсы всей страны. Овладев всеми ресурсами Китая, мы перейдём к завоеванию Индии, стран Южных морей,              а затем к завоеванию Малой Азии, Центральной Азии и, наконец, Европы.  Но захват контроля над Маньчжурией и Монголией явится лишь первым шагом, если нация Ямато желает играть ведущую роль на Азиатском конти-ненте.

    Если мы хотим начать новую политику в эру Сёва и обеспечить посто-янное процветание нашей империи, мы должны встать на путь позитивной политики по отношению к Маньчжурии и Монголии.

           Маньчжурия и Монголия не китайские территории

    Крайне печальным обстоятельством является то, что, когда мы объ-явили войну России, наше правительство открыто признало суверенитет Китая над Маньчжурией и Монголией; то же самое оно сделало и на Вашингтонской конференции, когда мы подписывали договор девяти держав. Вследствие этих двух наших ошибок суверенитет Китая над Маньчжурией и Монголией считается установленным в дипломатическом отношении, и от этого серьёзно страдают наши интересы.

   При каждом удобном случае мы должны объяснять миру истинное поло-жение вещей относительно территориальных прав Маньчжурии и Монголии. Мы должны проникнуть во Внешнюю Монголию и Внутреннюю Монголию и обеспечить таким путем реформы на материке.

          Позитивная политика по отношению к Внутренней и Внешней Монголии

   В настоящее время девятнадцать отставных японских офицеров находят-ся в Тушету. Там мы уже приобрели монопольные права на покупку шерсти и земли и на эксплуатацию горнорудных богатств. Мы пошлём туда тайно ещё большее число отставных офицеров. Они должны быть одеты, как китайцы, чтобы не привлекать к себе внимания мукденского правительства 2. Разбросанные в различных местах, они могут заниматься земледелием, скотоводством, скупкой шерсти и т. п.

   В конце концов Внешняя и Внутренняя Монголия окажутся в наших руках. Для этого необходимо ассигновать миллион иен «из секретных фондов» военного министерства и срочно отправить четыреста отставных офицеров во Внешнюю и Внутреннюю Монголию. Эти офицеры, одетые как китайские граждане или выступающие в роли учителей, должны смещаться с населением, завоевать доверие монгольских князей, получить у них право заниматься скотоводством и горнорудным делом и заложить таким образом основы наших национальных интересов на ближайшие сто лет.

            Стимулирование и защита корейской иммиграции

   Благодаря богатству страны и созданию благоприятных условий для корейской иммиграции число корейских иммигрантов в Маньчжурии и Монголии растёт с каждым днём.

   В настоящее время в Трёх восточных провинциях проживает уже свыше миллиона корейцев. Когда их число в Маньчжурии и Монголии превысит два с половиной миллиона, их можно будет в случае необходимости подстрекну-ть к военным действиям; мы окажем им поддержку, утверждая, будто подав-ляем корейское движение. Восточное колонизационное общество и Южно-Маньчжурская железнодорожная компания также должны оказать им эконо-ическую и финансовую помощь. Нужно силами корейцев развивать богатства Маньчжурии и Монголии и монополизировать в своих руках торговые права. Приток корейцев на эти территории имеет колоссальное экономическое и военное значение, и императорское правительство не может не поддержать его. Это открывает новые перспективы для развития нашей империи. После того как Вашингтонская конференция свела на нет выгоды соглашения Лансинг – Исни 3, мы сумеем восстановить наше положение лишь в том слу-чае, если в Маньчжурии будет находиться несколько миллионов корейцев.               К счастью, число корейских иммигрантов растёт, их капиталовложения увеличиваются, и есть все основания предполагать, что мы сумеем восстано-вить наши привилегии в Маньчжурии и Монголии, полученные в связи с соглашением Лансинг – Исии. В юридическом отношении, в области между-народных отношений нам здесь не придётся столкнуться ни с какими затруд-нениями.

          Развитие нашего нового континента и железные дороги в Маньчжурии и Монголии

  Транспорт это основа государственной обороны, это гарантия победы и оплот экономического развития. К сожалению, наши железные дороги сосре-доточены главным образом в Южной Маньчжурии, и они не достигают тех источников богатств, которые находятся в северных районах страны.

   В Южной Маньчжурии проживает много китайцев, что крайне неблаго-приятно для осуществления наших военных и экономических планов. Если мы хотим развить наши естественные богатства и укрепить нашу государ-ственную оборону, мы должны строить железные дороги в Северной Маньчжурии. Ныне действующая Южно-Маньчжурская железная дорога была построена главным образом в экономических целях. Ей не хватает коль-цевых линий, что крайне неудобно в случае военной мобилизации и военных перевозок.

 

   Что касается железных дорог, сооружаемых Китаем, то они, без сомне-ния, получат со временем огромное значение благодаря финансовой поддер-жке гиринского провинциального правительства. Опираясь на объединённые ресурсы провинций Фынтянь и Жэйлунцян, китайские железные дороги значительно обгонят в своём развитии нашу Южно-Маньчжурскую дорогу,  и начнется ожесточённая конкуренция. К счастью для нас, финансовое поло-жение провинции Фынтянь крайне расстроено, и без нашей помощи китай-ские власти не смогут его исправить. Мы должны использовать этот момент, сделать позитивные шаги и добиться нашей цели в области железнодорожно-го строительства. Если мы сумеем провести соответствующую работу и добьёмся обесценения денежных знаков провинции Фынтянь, эта провинция экономически обанкротится, и тогда фынтянские власти, конечно, не смогут даже и думать о развитии Маньчжурии и Монголии. Чрезвычайно трудно сокрушить мощь Китайско-Восточной железной дороги, которая образует с Южно-Маньчжурской железной дорогой букву «Т». Если в экономическом отношении такая система и выгодна, то она крайне неудобна с военной точки зрения.

   К счастью, красная Россия с каждым днём теряет своё влияние и не в состоянии продвигаться дальше в Маньчжурию, и Монголию. Поэтому китайцы должны поддержать именно нас в нашем железнодорожном строи-тельстве.


   Но красная Россия, несмотря на ослабление своей мощи, не оставляет своих планов проникновения в Маньчжурию и Монголию. Каждый её шаг в этом направлении не может не препятствовать нашим целям и интересам Южно-Маньчжурской железнодорожной компании. Поэтому мы должны всеми силами воспрепятствовать проникновению красной России. Под предлогом того, что красная Россия готовится к продвижению на юг, мы прежде всего должны усилить наше постепенное продвижение в районы Северной Маньчжурии, захватить таким путём богатейшие ресурсы этого района страны, не допустить на юге продвижения Китая на север, а на севере не допустить продвижения красной России на юг.

 
  Но для того, чтобы соперничать с красной Россией в области экономики и политики, мы сначала обязательно должны превратить Китай в свой аван-пост, а сами будем контролировать его с тыла и тем самым воспрепятствуем росту влияния красной России. Одновременно мы должны тайно блокирова-ться с красной Россией, воспрепятствовать таким путём росту влияния Китая и обеспечить тем самым завоеванные нами права в Маньчжурии и Монголии.


  Целью политики восстановления японо-русских дипломатических отно-шений, провозглашённой в своё время г-ном Гото Симпэй 4 , и приглашения Иоффе 5 было главным образом использование России для обуздания Китая.

   Южно-Маньчжурская железная дорога уже не может полностью отве-чать нашим целям. Учитывая наши нынешние нужды и нашу деятельность в будущем, мы должны поставить под свой контроль железные дороги и в Северной, и в Южной Маньчжурии. Это особенно важно и выгодно для нас, если учесть, что в богатой ресурсами Северной Маньчжурии и Восточной Монголии имеется много возможностей для нашего развития. Число китай-цев в Южной Маньчжурии растёт с каждым днём, что может нанести боль-шой ущерб нашим политическим и экономическим интересам. Поэтому мы должны быстро продвинуться на североманьчжурский плацдарм, обеспечив тем самым длительное процветание нашего государства.


    Продвижение нашей страны в ближайшем будущем в район Северной Маньчжурии приведёт к неминуемому конфликту с красной Россией. В этом случае нам вновь придётся сыграть ту же роль, какую мы играли в русско-японской войне. Восточно-Китайская железная дорога станет нашей точно так же, как стала нашей Южно-Маньчжурская, и мы захватим Гирин, как тогда захватили Дайрен. В программу нашего национального развития вхо-дит, по-видимому, необходимость вновь скрестить мечи с Россией на полях Южной Маньчжурии для овладения богатствами Северной Маньчжурии. Пока этот подводный риф не будет взорван, мы не сможем пойти быстро вперёд по пути проникновения в Маньчжурию и Монголию.


   Мы должны осуществить в кратчайший срок постройку следуюших железных дорог.


   Тунляо-Жэхэская железная дорога


    Когда эта железная дорога будет закончена, она принесёт нам огромную пользу в деле освоения Внутренней Монголии. Среди всех железных дорог Маньчжурии и Монголии эта дорога явится самой ценной для нас как в воен-ном, так и в экономическом отношении. Только опираясь на эту дорогу, мы сможем укрепить наши связи с князьями Внутренней и Внешней Монголии. Проведение этой дороги соответствует жизненно важным интересам нашей империи в районе Внутренней и Внешней Монголии.


   Таонань-Солуньская железная дорога


   С военной точки зрения эта дорога позволит нам не только создать угрозу тылу России, но и лишить её возможности подвозить подкрепления            в Северную Маньчжурию.


   Эта линия, однако, опасна тем, что может облегчить китайцам переселе-ние в эту новую область и повредить тем самым нашей политике. Но мы можем заставить монгольских князей издать законы, запрещающие китай-скую иммиграцию. Если жизнь там станет тяжёлой для китайцев, они, конечно, покинут эти места. Есть и другие методы, при помощи которых можно воспрепятствовать китайцам селиться в этих местах. Если мы будем достаточно энергичны, на монгольской территории не останется и следа китайцев.

 

   Чанчунь-Таонаньская железная дорога


    Эта линия имеет огромное экономическое значение, ибо богатства Маньчжурии и Монголии сконцентрированы в Северной Маньчжурии. Имея в руках эту дорогу, мы сможем овладеть богатствами Северной Маньчжурии и Монголии. Вдоль железнодорожных линий сможет поселиться 200 – 300  тысяч наших иммигрантов. Когда Дуньхуанская дорога будет закончена и соединена с линией, идущей из Хуэйлина в Корею, сырье из Монголии и Северной Маньчжурии сможет быть доставлено прямым путем в Осака и Токио. В случае войны можно будет посылать наши войска из Токио в Северную Маньчжурию и Монголию через Японское море без всяких остановок, не давая возможности китайским войскам проникнуть в Северную Маньчжурию. Тогда русские подводные лодки в Японском море не смогут угрожать Корейскому проливу. Мы станем независимы в области продово-льствия и сырья и в случае войны никакая страна не сможет помешать нам.


   Гирин-Хуэйлинская железная дорога


   Когда эта дорога будет построена, люди, направлявшиеся в Европу через Дайрен или Владивосток, смогут ехать непосредственно из порта Сэйсин через Хойрен по Сибирской дороге. Эта дорога превратится в крупнейшую артерию Востока. Товары и пассажиры вынуждены будут непременно прохо-дить через наш район.


   Когда мы будем иметь в руках эту огромную транспортную систему,              мы уже не должны будем скрывать наших агрессивных намерений в Маньчжурии и Монголии, вытекающих из третьей фазы планов императора Мэйдзи. Раса Ямато сможет тогда перейти к завоеванию мира.


   Согласно заветам императора Мэйдзи, наш первый шаг должен был заключаться в завоевании Тайваня, а второй – в аннексии Кореи. То и другое уже осуществлено.


   Теперь должен быть сделан третий шаг – завоевание Маньчжурии и Монголии и покорение всего Китая. Когда это будет сделано, у наших ног окажется вся остальная Азия и страны Южных морей. Если эта задача до сих пор не выполнена, то в этом вина ваших слуг.

 

 

     Гирин-Хуэйлинская железная дорога и национальная политика в районе Японского моря

    Расин является идеальной гаванью и идеальным конечным пунктом. Возможно, что со временем это будет лучшая гавань в мире. С одной сто-роны, она разорит Владивосток, а с другой, – привлекая к себе обильные продукты Северной Маньчжурии, распространит на нашу страну богатства Маньчжурии и Монголии. Если в ближайшем будущем разразится война и природные богатства будут транспортироваться через Дайрен, мы можем оказаться в затруднительном положении.

 

    Враг сможет блокировать Цусимский и Курильский проливы, и мы бу-дем отрезаны от ресурсов Маньчжурии и Монголии. А потеряв эти ресурсы, мы будем побеждены.

 

    Всем известно, что во время войны в Европе США, действуя в тесном контакте с Англией, немало потрудились, чтобы помешать нашим действиям в Китае. Чтобы сохранить свою независимость, а также для того, чтобы пре-достеречь Китай и весь мир, мы должны будем когда-нибудь скрестить оружие с Америкой.

 

    Азиатская эскадра США, базирующаяся на Филиппинах, находится недалеко от Цусимы и Курильских островов. Достаточно ей отправиться оттуда утром и к вечеру она уже будет в этом районе. Подводные лодки свободно будут курсировать между Цусимой и Курильскими островами и отрежут нас от маньчжурских и монгольских источников продовольствия и сырья.

 
    Но если Гирин-Хуэйлинская железная дорога будет закончена, мы получим большую кольцевую линию, связывающую Северную Маньчжурию, Южную Маньчжурию и Корею. Мы сможем посылать солдат и продово-льствие по всем направлениям и получим доступ к ресурсам Северной Маньчжурии. Тогда мы сумеем направить все необходимые нам материалы из Северной Маньчжурии в порты Цуруга и Ниигата, и нам никто не сможет помешать в случае войны.


   Такова наша национальная политика в районе Японского моря.


   Обеспечив транспортировку продовольствия и сырья, мы уже не должны будем бояться ни мощного американского флота, ни многочисленных китай-ской и русской армий. Тогда мы сможем усмирить корейцев, если они начнут бунтовать во время войны.

 

 

    Необходимость изменения характера управления Южно-Маньчжур-ской железнодорожной компанией


   Функции компании очень многообразны. Каждая смена кабинета вызы-вала изменения в администрации Южно-Маньчжурской железной дороги, и, наоборот, деятельность компании оказывает большое влияние на кабинет. Хотя эта компания является полуправительственной, фактически ею руково-дит кабинет. Поэтому державы рассматривают эту дорогу скорее как поли-тический орган, чем как коммерческое предприятие. Именно поэтому они, используя пакт девяти держав, стремятся помешать деятельности нашей Южно-Маньчжурской железнодорожной компании, деятельность ЮМЖД в Маньчжурии и Монголии находится под четверным контролем: командую-щего Квантунской армией, высшего представителя власти в Дайрене, губернатора Квантунской области и генерального консула. Все эти лица должны обменяться мнениями в Дайрене, прежде чем компания предпримет какие-либо крупные шаги. И хотя их совещания носят сугубо секретный характер, тем не менее китайские власти Трёх восточных провинций о многом узнают и всеми силами стараются воспрепятствовать расширению деятельности компании. Кроме того, все решения компании должны ещё получить в Токио одобрение министра иностранных дел, министра железных дорог, министра финансов и военного министра. Достаточно несогласия одного из этих министров, чтобы вынесенное постановление потеряло силу. Это часто препятствует реализации планов компании.


    Для ликвидации всех этих неудобств необходимо радикально реорга-низовать компанию ЮМЖД. Все принадлежащие ей рентабельные предпри-ятия должны превратиться в независимые общества, находящиеся под эгидой ЮМЖД. Тогда мы сможем предпринять решительные шаги для завоевания Маньчжурии и Монголии. С другой стороны, нужно предложить китайцам, европейцам и американцам вложить свои капиталы в ЮМЖД при условии, что контрольный пакет будет оставаться в наших руках. Контроль над доро-гой останется у нас, к тому же мы сможем с большей энергией выполнять нашу имперскую миссию.


В а ж н е й ш и е    в и д ы   п р о и з в о д с т в а, п р и н а д л е ж а щ и е                Ю М Ж Д


   1.  Железо и сталь

 
   От производства железа и стали в огромной степени зависит националь-ное развитие. Запасы железной руды в Маньчжурии и Монголии составляют 1 200 миллионов тонн, а запасы угля – 2 500 миллионов тонн. Этого коли-чества угля достаточно, чтобы использовать имеющиеся запасы железной руды. Имея в своем распоряжении такие огромные запасы железа и угля, мы будем совершенно независимы от других стран и полностью обеспечим себя углем и железом на 70 лет. Таким образом, у нас будут все данные, чтобы превратиться в руководящую мировую державу.


    2.  Нефть


   Другим продуктом огромной важности, в котором мы испытываем край-ний недостаток, является нефть. Без нефти современное государство не мо-жет существовать.


   Наша армия и флот станут неприступными твердынями, если в наших руках окажутся железо и нефть Маньчжурии и Монголии. Поистине Маньчжурия и Монголия являются сердцем нашей империи.


   3. Аммониевый сульфат и другие сельскохозяйственные удобрения


   Для производства продовольствия необходимы сельскохозяйственные удобрения. Химические удобрения, основу которых составляет сера, можно получить из угля. Особенно богат в этом отношении фушуньский уголь.

 

    Это не только поможет развитию нашего сельского хозяйства, но и обе-спечит нам возможность наводнить туковыми удобрениями сельскохозяйст-венные предприятия всего Китая и стран Южных морей.


    4. Натрий и кальцинированная сода


    Как натрий, так и кальцинированная сода имеют важнейшее значение для военной и химической промышленности. Натрий получают из соли и угля, которые в изобилии находятся в Маньчжурии н Монголии. Мы пост-роим заводы, которые будут перерабатывать это дешёвое сырье, и полностью обеспечим себя сырьем для военно-химической промышленности.


    5. Магнезит и алюминий


    Согласно данным Южно-Маньчжурской железной дороги и заявлению д-ра Хонта из университета Тохоку, в Маньчжурии в изобилии имеются магнезитовые и алюминиевые руды. Магнезит и алюминий – важнейшие материалы, необходимые для производства самолётов, медицинской аппара-туры, некоторых видов военного снаряжения и т. п. Эти ценные минералы необходимы для нашей промышленности и национальной обороны. Их производство должно быть обособлено от компании Южно-Маньчжурской железной дороги. Сырьё должно поступать на переработку в собственно Японию. Мы должны создать – тайно от английских и американских капита-листов – крупные запасы этих минералов. Захватив в свои руки залежи маг-незита и алюминия в Трёх восточных провинциях, мы сможем заставить водную силу реки Ялу перерабатывать их. Так как авиация неуклонно разви-вается, то в будущем весь мир будет обращаться к нам за материалами, необ-ходимыми для строительства самолётов.


   Если все эти предприятия будут отделены от ЮМЖД и станут самосто-ятельными, они смогут быстро развиться и давать в среднем 60 миллиардов иен прибыли в год. Южноманьчжурская промышленность будет играть все-возрастающую роль в нашей национальной обороне и экономическом разви-тии.


    Когда эти крупные предприятия обретут независимость и освободятся от вмешательства наших чиновников, они, конечно, станут центрами проц-ветания нашей империи. Поскольку эти компании будут носить экономичес-кий характер, они смогут развиваться, не возбуждая подозрений держав и не вызывая антияпонского движения со стороны населения Трёх восточных провинций. При помощи подобных явных и тайных методов мы легко смо-жем обеспечить формирование нашей новой континентальной империи.


   Для нашего дальнейшего успешного продвижения в Южную Маньчжу-рию мы должны вытеснить китайцев при помощи вложения крупных капи-талов.

   Прежде всего мы должны направить наших иммигрантов в Северную Маньчжурию, прервать дружественные связи между Россией и Китаем и зах-ватить в свои руки природные богатства страны. В то же время мы должны воспрепятствовать осуществлению враждебных по отношению к нам планов России в Китае. Наша дальнейшая политика в Маньчжурии заключается в непосредственном проникновении в Северную Маньчжурию и вложении капиталов в Южную Маньчжурию. Мы должны привлечь к этому и иност-ранные капиталы. Благодаря этому мы сможем облегчить наше развитие и в то же время ослабить сопротивление держав нашему неумолимому проник-новению в Северную Маньчжурию.

   Необходимость создания министерства по делам колоний

   Наша деятельность в Маньчжурии принимает различные формы. Люди, стоящие у власти, зачастую настолько расходятся во мнениях, что даже наи-более выгодные мероприятия кончаются неудачей. Вследствие медлитель-ности наша деятельность часто разоблачается, и мукденское правительство использует это для пропаганды во вред нашей стране. Если в Маньчжурии или Монголии проектируется какое-либо новое предприятие, то этот вопрос обсуждается в Дайрене на десятках конференций. Поэтому проходят месяцы, пока получается какой-либо результат. Тем временем китайцы с помощью какого-нибудь японского авантюриста выпытывают наши секреты, и, прежде чем мы приступаем к выполнению своих планов, о них уже знают китайцы,           а значит, и весь мир. Мировое общественное мнение обращается против нас, и мы таким образом наталкиваемся на величайшие затруднения при проведе-нии нашей политики в Маньчжурии и Монголии. Партия, находящаяся в оппозиции, обычно также использует это обстоятельство для нападок на правительство.

    Мы должны изменить методы нашей работы. Центр контроля должен быть перенесён в Токио. Это, во-первых, обеспечит секретность, во-вторых, помешает Китаю преждевременно узнавать о наших планах, в-третьих, избавит нас от подозрительного отношения держав к нашим проектам, до того как эти проекты начинают проводиться в жизнь, в-четвёртых, устранит нынешний четверной контроль в Маньчжурии и Монголии и, наконец,                 в-пятых, обеспечит тесную связь между Маньчжурией и Монголией и нашим центральным правительством, что даст нам возможность сосредоточить всё свое внимание и силы на Китае.

    Нам следует учредить министерство по делам колоний, которое руково-дило бы нашим проникновением в Маньчжурию и Монголию. Номинально оно ведало бы управлением наших колоний: Тайваня, Кореи и Сахалина,                    а фактически занималось бы вопросами продвижения в Маньчжурии и Монголии. Это поможет нам обмануть весь мир и лучше скрыть от него отсутствие единства внутри нашей страны.

   Создав министерство по делам колоний, мы перенесём в Токио центр управления нашей деятельностью в Маньчжурии и Монголии. Наши чинов-ники будут там лишь получать и выполнять приказы, но окажутся лишённы-ми возможности вмешиваться по своему произволу в нашу политику. Это обеспечит должное соблюдение секретности, и враждебная страна не сможет проникнуть в тайны нашей колониальной деятельности. Международное общественное мнение лишится возможности следить за нашим продвиже-нием в Маньчжурии и Монголии, а следовательно, не сможет и вмешиваться в нашу деятельность в этом районе.

    Что касается таких отделившихся от компании ЮМЖД предприятий, как Общество поощрения промышленного развития, Земельное общество, Кредитное общество и другие, то контроль над ними тоже должен осущест-вляться министерством по делам колоний. Они должны находиться под единым контролем, для того чтобы помочь нам в нашем проникновении в Маньчжурию и Монголию, и, таким образом, содействовать строительству новой империи на материке.

 

  1. Эра Сёва – период правления императора Хирохито II (1926 – 1989 гг.).

  2. Мукденское правительство – прояпонская милитаристская клика на севере Китая во главе с маршалом Чжан Цзолинем.

 

     3. Соглашение Лансинг – Исии – во время первой мировой войны  США  пошлн на компромисс с Японией, признан в соответствии с этим соглашением от 2 ноября 1917 г. «особые интересы» Японии в Китае.
  4. С. Гото – видный японский политический деятель, в 20-е гг. ХХ века – мэр Токио.

  5. А. А. Иоффе – руководитель советской дипломатической миссии в Китае в 1922 – 1923 гг.


История войны на Тихом океане. В 5 т.. Т. 1. Агрессия в Маньчжурии, М, 1957, с. 337 -358.

 

              А.М. Панкратова.  Дальний Восток – очаг войны

























































Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.